NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 7.12.2024 10:44 ast
08:44 msk

"Предыдущий бюджет был излишне оптимистичным, нынешние корректировки делают его более приземленным"
Выступление А.Перуашева на пленарном заседании Мажилиса 25 февраля 2015 года по вопросу корректировки республиканского бюджета на 2015-2017гг.
26.02.2015 / политика и общество

Уважаемые коллеги.
Еще 19 ноября прошлого года, при обсуждении проекта бюджета на 2015-2017 г. на пленарном заседании Мажилиса, фракция демократической партии "Ак жол" отмечала, что тот документ был излишне оптимистичным.
Мы говорили тогда о необходимости более реальной оценки происходящих процессов и предлагали, цитирую: "Взять за основу более реалистичный сценарий по сохранению макроэкономической стабильности, который бы учитывал нарастающие риски.
Такой подход позволил бы критичнее отнестись к объему государственных расходов и к параметрам государственных инвестиций...
Закрепление стабильности в 2015-16 г.г. сделало бы возможным в 2017 году возврат к модели экономического роста" – конец цитаты.
Мы предположили, что при дальнейшем ухудшении внешней конъюнктуры, возникнет необходимость повторного уточнения бюджета в сторону снижения.
К сожалению, высказанные три месяца назад опасения подтвердились, и сегодня мы рассматриваем такую корректировку, подготовленную Правительством по поручению Главы государства.
В то же время, сам факт уточнения бюджета свидетельствует, во-первых – о трезвой оценке ситуации и готовности смотреть правде в лицо. Как говорится, "предупрежден – значит вооружен".
Во-вторых, партии "Ак жол", как представителю бизнеса, не может не импонировать предложенное в проекте приведение государственных расходов в соответствие сокращающимся доходам.
Необдуманное стремление тратить больше, чем зарабатываешь в любой семье, любой компании и любом государстве ведет к крайне негативным последствиям.
В рассматриваемом сегодня проекте бюджета мы такие риски в значительной степени снимаем.
В третьих – и ноябрьская попытка сохранить расходы по программам развития, и заложенное в нынешней корректировке обеспечение социальных затрат государства характеризуют бюджетную политику Правительства как социально-ориентированную, что крайне немаловажно в нынешний непростой период и должно быть по достоинству оценено обществом.
Тем не менее, нам придется заплатить соответствующую цену за минимизацию негативных внешних воздействий на экономику Казахстана и проведение социально-ориентированной бюджетной политики, это нужно тоже ясно понимать.
В этой связи фракция "Ак жол" считает возможным поддержать предлагаемый Правительством базовый сценарий социально-экономического развития, основанный на снижении цен на нефть и горнорудное сырье.
Этим обоснован прогноз падения темпов ранее запланированного роста ВВП на 3,3 процента и фиксация его в размере 101,5% в тенговом исчислении по отношению к предыдущему году.
В долларовом исчислении прогноз ВВП вообще демонстрирует сокращение на 13,5 процента.
Наиболее негативные тенденции по темпам роста ВДС ожидаются в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности – 99,7% и 99,6% к предыдущему году.
В целом, предложенный проект предусматривает сокращение в 2015 году большинства категорий расходов республиканского бюджета, в первую очередь, за счет исключения малоэффективных затрат, что демократическая фракция может только приветствовать.
Оптимизация расходов произведена за счет переноса сроков реализации новых инициатив до 1.01.2016 г. Наряду с этим доля расходов по основным социальным направлениям сохранит запланированный уровень либо даже превысит его в общем объеме расходов. Так, доля расходов на здравоохранение составит 9,2% вместо ранее утвержденных 8,9%, на социальное обеспечение соответственно 22,6% при плане 21,7%.
Наша фракция также особо поддерживает решение Правительства в сложившейся экономической ситуации направить в резервный фонд средства второго транша из Нацфонда, ранее предназначенные для дополнительной капитализации Фонда проблемных кредитов. В результате, резерв Правительства увеличен на 250 млрд.тг и определен в сумме 317,8 млрд.тг.
Вместе с тем, считаем необходимым отметить ряд дискуссионных моментов.
Так, в пояснительной записке к законопроекту отсутствует четкое обоснование снижения объемов импорта товаров в Казахстан сразу на 24,7%, хотя именно в этой связи прогнозируется сокращение поступлений по налогу на добавленную стоимость в размере 179,4 млрд.тг.
Также не приведено убедительных, на наш взгляд, расчетов по ожидаемому снижению индекса физического объема в металлургии в 2015 г. в размере 95,9% к предыдущему году и в 2016 г. – 98,1%.
В рамках программы "Агро-бизнес 2020" предложено снижение бюджетных расходов по растениеводству и по фитосанитарной безопасности. При этом, на фитосанитарные мероприятия (т.е. на защиту растениеводства) предполагается затратить в пять раз больше средств (9,5 млрд.тг), чем на само растениеводство (1,9 млрд.тг).
Обоснованность такого соотношения затрат по направлениям в рамках данной программы вызывает определенные сомнения.
Далее. Наша фракция считает концептуально верным предложение Правительства сосредоточить бюджетные инвестиции на завершении уже начатых проектов и перенести финансирование новых на 2016-2017 годы.
В то же время, полагаем нужным отметить, что отказ от инвестирования в новые проекты мог бы быть не тотальным, а более адресным. В частности, считали бы полезным напротив, ускорить работу по высокорентабельным индустриальным проектам, запуск которых обеспечил бы расширение налоговых поступлений.
Другими словами, коррекция государственной инвестиционной политики должна преследовать не только цели сокращения расходов, но и цели увеличения доходов бюджета за счет ввода в строй новых налогоплательщиков и расширения налогооблагаемой базы.
В этой связи фракция Демократической партии "Ак жол" хотела бы высказать такое пожелание Правительству: в случае, если мировые цены на нефть и металлы проявят в 2015 г. устойчивую тенденцию к росту и снимутся другие вызовы казахстанской экономике, мы просили бы с 2016 года восстановить финансирование программ, связанных с поддержкой реального сектора, таких как субсидирование процентной ставки вознаграждения в рамках Программы посткризисного восстановления (оздоровления конкурентоспособных предприятий) и других.
Считаем также отметить и необходимость крайне осторожного обращения со средствами Национального фонда.
В нынешнем проекте предусмотрены трансферты из Нацфонда в республиканский бюджет в размере 2,485 трлн.тг.
В то же время, по уточненному прогнозу, поступления от организаций нефтяного сектора в Национальный фонд в 2015 г. ожидаются в размере 1,801 трлн.тг. Таким образом, заложенные законопроектом трансферты превышают годовые поступления в Национальный фонд почти в 1,5 раза. Это, несомненно, тревожный сигнал.
Мы понимаем, что необходимость подобных масштабных затрат носит разовый характер и продиктована как объективными трудностями, так и стремлением государства обеспечить надлежащий уровень социальной защиты населения.
Тем не менее, полагаем, что тем самым обозначилась потребность разработки новой концепции расходования средств Национального фонда, учитывающей нарастающую динамику макроэкономических изменений и необходимость обеспечения национальных интересов Казахстана в глобальном мире.
И последнее. Как известно, Парламент утверждает республиканский бюджет, практическая реализация которого зависит от эффективности администраторов программ на местах и их взаимодействия с местными бюджетами.
Все мы видим, что даже в очень непростой сегодняшней ситуации, Правительство, выполняя политическую волю Президента, не пошло на урезание социальных программ, хотя именно на них прежде всего экономят во многих других странах мира.
Поэтому крайне важно, чтобы выделяемые средства реально, а не на словах служили стране и обществу, обеспечивали надлежащее качество жизни наших граждан.
Партия "Ак жол" призывает в этой связи все госорганы и должностные лица крайне бережно и рачительно использовать бюджетные средства.
К сожалению, порой мы наблюдаем несколько иную картину. Приведу только один пример. Так, всем известно, какое огромное внимание уделяет Президент развитию массового спорта и здоровью нации.
В соответствии с этим, все местные бюджеты в той или иной мере финансируют спортивные объекты и мероприятия. Но у многих любителей спорта вызывают вопросы принципы, которыми руководствуются местные управления спорта, распределяя бюджетные средства.
С точки зрения здравого смысла, необходимо поддерживать те виды, которые пользуются популярностью у молодежи, вовлекают ее в занятия физической культурой, а это прямо зависит от успехов наших спортсменов на международной арене, прежде всего на Олимпийских играх.
В каких видах спорта казахстанские спортсмены традиционно добывают медали на мировом уровне? Бокс, борьба, тяжелая атлетика, некоторые другие виды. Мы проанализировали данные по местным бюджетам, и вот что получилось.
На финансирование секций борьбы все вместе регионы, а также города Астана и Алматы в 2015 г. потратят из местных бюджетов 3,197 млрд. тг.
На бокс – 1,510 млрд.тг.
На тяжелую атлетику – 487 млн. тг.
Но самые большие затраты, даже после проведенной оптимизации, оказались запланированы на содержание футбольных клубов – это 14,603 млрд. тг.
Получается, что на футбол, в котором наше лучшее пока достижение – предпоследнее место в отборочной группе на чемпионат Европы, местные управления спорта дают государственных денег в десять раз больше, чем на бокс, который каждую Олимпиаду приносит золотые медали!
Есть области, где на "профессиональный" в кавычках, а фактически – бюджетный – футбол выделено средств даже не в 10, а в 100 раз больше, чем на бокс или тяжелую атлетику.
Самое несправедливое в том, что если в бокс или борьбу идут казахстанские мальчишки из наших сел и городов, то в футбольных клубах за деньги местных бюджетов нередко содержатся иностранные легионеры, с зарплатами, которые и не снились казахстанским спортсменам.
Хотя во всем мире профессиональные футбольные клубы сами зарабатывают на жизнь.
Сколько спортивных площадок или секций, от которых была бы реальная польза нашей молодежи, можно было построить за 14 млрд ?
Мы не против профессионального спорта и отношений с легионерами, но уверены, что бюджетные средства должны работать там, где они нужнее, и прежде всего, для наших граждан.
Еще более вопиющие примеры неэффективного использования средств приводятся из года в год в отчетах Счетного комитета. Поэтому мы призываем администраторов бюджетных программ к более внимательному отношению к бюджету в нынешних условиях и напоминаем об ответственности за его надлежащее исполнение.
С учетом высказанных замечаний, фракция демократической партии "Ак жол" считает возможным поддержать представленный законопроект.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 27.02.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года №1015 27.02.2015
Сенат избрал судей Верховного суда и ратифицировал ряд международных документов 27.02.2015
В Министерстве финансов подвели итоги деятельности за 2014 год 27.02.2015
Комитет Мажилиса: о проекте по передаче технологий и проведению институциональной реформы в здравоохранении 27.02.2015
О проведении отчетной встречи акима Актюбинской области Мухамбетова А.Б. 27.02.2015
Не стареют душой ветераны 27.02.2015
Рабочий график Главы государства 26.02.2015
Обращение Главы государства к народу Казахстана 26.02.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 25 февраля 2015 г. №1018 26.02.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
07.12.24 Суббота
83. ЖУРИНОВ Мурат
75. КИИНОВ Ляззат
72. СУНТАЕВ Тлеген
72. СУХОТИН Александр
66. НАЖИМЕДЕНОВА Айкен
66. ОТАРБАЕВ Шаймурат
64. ТОКСАНОВА Айгуль
58. ДУДИН Иван
56. ТАБАНОВ Эльдар
53. ЖУСУПОВ Эрик
53. МАГЕРРАМОВ Магеррам
47. ДЖАКУПОВ Аслан
47. ЖУНУСОВА Асель
38. ИСАТАЕВ Рустам
...>>>
08.12.24 Воскресенье
89. УРАЗАЛИЕВ Рахим
84. ЖУРСИМБАЕВ Сагиндык
83. БАШАРИМОВА Людмила
79. РАИМБАЕВ Сансызбек
73. ИБРАЕВ Болат
69. АЛДЕРЗИН Мухамбеткали
69. САУРАНБАЕВ Болат
69. ШАМУРАТОВ Ермек
65. НУРГАЗИЕВА Бану
64. ТАТКЕЕВ Малгаждар
63. МУКАЕВ Ербулат
63. ШАЛАБАЕВ Гинияткали
61. АЙДАРХАНОВ Арман
59. ИЗМАЙЛОВ Нурлан
58. АХМЕТЖАНОВ Ахмедбек
...>>>
09.12.24 Понедельник
86. БЕЙСЕБАЕВ Кенес
77. КАЗБЕКОВ Жасулан
77. РЕУТОВ Николай
74. КАМЕНОВ Саин
74. САГЫНДЫКОВ Ержан
73. ДАЛМАГАМБЕТОВ Оразбек
70. АХМЕТОВ Батырбек
69. УЗБЕКГАЛИЕВ Раимхан
68. КАЛИЕВ Едил
68. ТАСМАГАМБЕТОВ Имангали
66. АН Евгений
63. МАКЕНОВА Аяш
60. КУЗДЕКОВА Мальвира
59. АРХАРОВА Жанылсын
58. ЕСПЕНБЕТОВ Эрнест
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz