NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 00:49 ast
22:49 msk

Школьный учебник: сегодня и завтра
Качество учебников и обеспеченность ими организаций общего среднего, технического и профессионального образования. Такую тему обсудили сегодня в Мажилисе на Правительственном часе
19.05.2015 / политика и общество

Астана, 18 мая, Дом Мажилиса

Качество учебников и обеспеченность ими организаций общего среднего, технического и профессионального образования. Такую тему обсудили сегодня в Мажилисе на Правительственном часе.
В обсуждении темы приняли участие заместители акимов Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, руководители управлений образования Акмолинской и Актюбинской областей, представители издательств.
Заседание провела вице-спикер Мажилиса, руководитель парламентской фракции партии "Нур Отан" Дарига Назарбаева.
Выступая перед парламентариями, министр образования и науки Аслан Саринжипов отметил (тезисы):
"В Казахстане количество детского населения составляет около 4,6 млн. человек, в том числе 2,0 млн. детей раннего и дошкольного возраста. В 7 563 школах обучается 2,6 млн. школьников. Разрешенные к использованию в организациях образования учебники и учебно-методические комплексы включены в соответствующий Перечень.
В настоящее время функционирует стандарт, принятый в 2012 году. На его основе в 2013 году были разработаны соответствующие учебные программы.
В 2015 году закупаются учебники 4, 5, 6 и 11-го классов. В текущем году проходят экспертизу учебники для 1, 7 и 8-го классов, которые будут внедрены в учебный процесс в сентябре 2016 года.
Таким образом, в течение года учебники полностью будут выравнены с программой и вопрос несоответствия учебных программ и материала учебников будет снят с повестки.
Уважаемые депутаты! Министерством проведена работа по исполнению рекомендаций депутатов, данных на Правительственном часе 13 октября 2014 года.
Вместе с тем, причиной недостаточного обеспечения школ учебной литературой является недофинансирование закупа учебников. На сегодняшний день сумма недостающих средств составляет 2 374,5 млн. тенге.
С учетом рекомендаций депутатов процедура экспертизы и апробации учебников усовершенствована Министерством.
Пересмотрен формат Республиканской комиссии, предусматривающий создание 20 предметных комиссий. Для оперативного изъятия некачественных изданий, Республиканская комиссия, в состав которой входят депутаты Мажилиса Парламента, наделена правом исключения учебных изданий из Перечня.
В этой связи, Министерством усилены требования к поставщикам в части наличия специального транспорта, складов, подготовленного персонала, а также сроков доставки учебной литературы.
Разработан Механизм обеспечения учебниками организаций образования, где регламентирован процесс обеспечения обучающихся учебниками, определены исполнители и сроки.
Впервые Перечень разрешенных к использованию в организациях образования учебников утвержден в декабре 2014 года.
За несвоевременное и неполное обеспечение школ учебниками будет ставиться вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц. В случае срыва сроков по вине поставщиков предусмотрена гражданско-правовая ответственность.
Эти системные меры уже дают свои плоды.Так, на сегодняшний день местными исполнительными органами полностью заключены договора с издательствами и завершается процесс заключения договоров поставки.
Проводится системная работа по поэтапному переходу на новое содержание. Обновление содержания образования проводится на основе трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ.
Утвержден Государственный общеобязательный стандарт начального образования. Проекты учебных программ начальной школы имеют новый формат и будут апробированы с сентября 2015 года в 30 пилотных школах всех регионов республики, включая национальные и малокомплектные школы. Утвержден график поэтапного перехода на обновленное содержание и цикл фондирования учебников.
В декабре 2015 года планируется утверждение Государственных общеобязательных стандартов среднего образования.
Выстроена модель полиязычного образования с целью развития триединства казахского, русского, английского языков. При этом модель охватывает все уровни образования.
Впервые в Казахстане были разработаны уровневые учебники и учебно-методические комплексы казахского языка для 1-11 классов школ с русским языком обучения.
Комплект для каждого класса состоит из Учебника; Методического руководства для учителя; Рабочих тетрадей; Сборника дидактических материалов; Лексического минимума (словарь). Кроме этого, для 1 и 2-х классов разработаны 4 наименований рабочих тетрадей для каждой четверти отдельно, в 3, 4 классах – по два наименования рабочих тетрадей. В настоящее время макеты данных учебников и учебно-методических комплексов проходят экспертизу в Республиканском научно-практическом центре "Учебник".
О ситуации в системе технического и профессионального образования.
В системе ТиПО функцинирует 820 колледжей, из них 467 государственных и 353 частных. Обучение ведется по 15 профилям и по 1 412 квалификациям. Всего обучающихся 531 453 человека, из них на государственном языке обучаются 305 898 человек или 58%.
Обеспеченность организаций ТиПО учебной литературой по общепрофессиональным и специальным дисциплинам составляет 95%.
Для адаптации и интеграции новых школьных учебников с дисциплинами профессиональной подготовки создана рабочая группа.
В связи с принятием Закона "Об образовании" от 2007 года и Государственной программы развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы была начата модернизация системы ТиПО, в рамках которой идет системная разработка учебной литературы.
За 2009, 2010, 2013 гг. казахстанскими авторами разработано 1560 наименований учебной литературы по 14 профилям ТиПО, из них на государственном языке 723 (46%).
Внедряется Проект "Модернизация ТиПО", в рамках которого осуществляется разработка профессиональных стандартов, модернизация колледжей путем изменения программ на основе профстандартов, переобучение преподавателей, обновление материально-технической базы и разработка новой учебной литературы казахстанскими авторами.
Уважаемые депутаты! Просим Вас поддержать заявленную нами сумму на реализацию данного проекта. Тем более что во время секвестирования с программы ТиПО было снято 2,5 млрд. тенге.
Выбраны 15 колледжей по 14 специальностям в 9 областях (Алматинская, Акмолинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Южно-Казахстанская и г.Алматы), на базе которых созданы ресурсные учебные центры.
В рамках развития полиязычия в Высшей технической школе г. Атырау реализуется пилотный проект совместно с канадскими партнерами SAIT Polytechnic по подготовке кадров на трех языках. В процессе обучения используются учебники и цифровые образовательные ресурсы на государственном, русском и английском языках.
Всего по 14 профилям ТиПО необходимо разработать дополнительно 1700 наименований учебной литературы на сумму 1942,7 млн.тенге. В эту сумму входят затраты на разработку, экспертизу, апробацию и издание учебной литературы (Справочно: стоимость 1 п.л 142,8 тыс.тенге. При среднем объеме учебника 8 п.л. и количестве 1700 наименований требуемая сумма составила 1942,7 млн.тенге).
В настоящее время идет планирование реализации 2-го этапа Госпрограммы развития образования на 2011-2020 гг., где будут предусмотрены меры по совершенствованию системы обеспечения учебниками.
Вместе с тем, эти и другие меры потребуют соответствующего финансирования. Просим Вашей поддержки в данном вопросе.
Министерство совместно с местными исполнительными органами в срок до 10 августа текущего года обеспечит учебниками и учебно-методическими комплексами все организации школьного, технического и профессионального образования".
***
С содокладом на тему Правительственного часа выступила председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова (см.www.parlam.kz). Затем министр ответил на депутатские вопросы.
Подводя итоги Правительственного часа, Заместитель Председателя Мажилиса, руководитель парламентской фракции партии "Нур Отан" Дарига Назарбаева отметила (тезисы):
Министерство, мы видим, понимает, где есть слабые звенья, куда нужно направить усилия, что нужно сделать, вопрос только в том – как это должно быть сделано?! Здесь у нас есть, конечно же, расхождения. До сих пор у нас нет понимания с Министерством в вопросе создания единого базового учебника и отказа от альтернативных учебников, как обязательных. Никто не возражает против альтернативных учебников, пусть они будут, пусть школы их покупают для своих библиотек.
Формальна на сегодня экспертиза по всем учебникам, которые есть сегодня в сфере образования. Почему формальная, потому что нет персональной ответственности, ни человека, который написал этот учебник, ни человека, который сделал экспертизу и дальше рекомендовал его Министерству и на разные уровни, комиссии. Ни персональной ответственности сотрудников Министерства и самого министра за качество учебника, под которым он подписывается и, на который из бюджета выделяются деньги, на его покупку.
Поэтому мое предложение – не торопиться сейчас с внедрением новых учебников. Отложите на год, не берите на себя непосильное обязательство, чтобы снова не возвращаться к этим же вопросам.
Расскажите нам, приходите на Комитет и посвятите вопросу техники исполнения всех обещаний, которые сегодня здесь давал министр: какая методика, какие механизмы, какие сроки, кто за это конкретно отвечает. Все должно быть понятно и просчитываемо.
Вы сказали, что не хватает 2,4 миллиарда тенге, местные исполнительные органы недофинансировали. Недофинансировано на 2,5 миллиарда тенге ТиПО, потому что было сокращение бюджета. Еще нужны деньги на издание дополнительно учебников для ТиПО.
Если вы откажетесь от альтернативных учебников, как обязательных, у вас найдутся деньги на эти расходы.
Уважаемые коллеги, вот Министерство придет к нам с новым бюджетом за деньгами, я предлагаю на учебники ни копейки не добавлять Министерству.
Пусть оно внутри того бюджета, который на сегодня есть, оптимизируют его, изыщут внутренние ресурсы и решат эти проблемные задачи. Тогда может быть что-то начнет работать и разворачиваться.
Другой вопрос – почему учебники печатаются в Китае? Кто спросил у издательства, почему у них себестоимость такая высокая и что нужно сделать, чтобы себестоимость эту снизить? И чтобы эти деньги в стране остались и на наших граждан работали. Тоже вопрос у меня открытый остался. Так не должно быть".
***
По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации Правительству с учетом депутатских замечаний. Открытию Правительственного часа предшествовала развернутая Министерством выставка.

------

УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ – УЧЕБНИК (МОН-ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА МАЖИЛИСА)
Астана, 18 мая, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час (www.parlam.kz), на котором содоклад сделала председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова (тезисы):
"Система образования – это ключевой фактор устойчивого и динамичного развития общества, конкурентоспособности государства.
И что бы ни предпринималось в этой сфере – развитие материально-технической базы, рост финансирования, структурные реформы – все будет бессмысленно, если во главу угла системы образования не будут поставлены такие категории как Ученик, Учитель, Учебник.
После детального обсуждения и анализа в стенах Мажилиса в октябре прошлого года, наболевшей проблемы по обеспечению школ учебниками, Министерством образования и науки принимаются меры по ее решению.
Для их реализации депутатами были инициированы поправки в законопроект "Об образовании".
В то же время один из самых важнейших вопросов перехода на базовый учебник не нашел понимания в Правительстве. На наш взгляд, не решение этого вопроса крайне негативно отразится на всем образовательном процессе. Ведь пробелы в знании учеников во многом связаны с этим обстоятельством. Разные школы пользуются книгами различных авторов по одному и тому же предмету. При подготовке к ЕНТ страдают ученики. Поэтому плановая разработка единого базового учебника по каждому предмету и централизованного заказа государством его содержания, на наш взгляд, представляется крайне необходимой.
Казалось бы, книги периодически переиздаются, обновляются стандарты. Однако, несмотря на проводимую работу, проблемы остаются. Г-н министр говорил о мерах по контролю качества. Но рыночная конкуренция между издательствами в условиях отсутствия системной методической работы и слабой экспертизы и контроля, так и не дала результата. Чаще всего ни один учебник полностью не соответствует госстандартам образования. Помимо этой проблемы, есть еще много вопросов, которые нельзя игнорировать.
Известный французский педагог Шонне говорил, что "Учебник – это феномен, формирующий нацию".
Подготовкой учебников должны заниматься специалисты, освоившие науку учебниковедение. В Казахстане мало ученых, занимающихся теорией этой науки, она еще не развита.
Перед Правчасом мы обратились за помощью к представителям педнауки, учителям-практикам для объективной картины. Получена информация от: Академии педагогических наук, Фонда образования НН, Фонда Бобек, Общественного фонда развития образования БЭСТ, школ, колледжей, всех управлений образования со всех регионов страны.
На основном экране и на мониторах размещены слайды с иллюстрациями основных ошибок, которые отмечены экспертами.
Основные недостатки в учебников известны:
– Несоответствие их содержания Государственным Общеобязательным Стандартам Образования. В рекомендациях нашего Комитета в 2014 г. отмечалась необходимость соблюдения строгой последовательности: Госстандарт образования – учебная программа – учебник. Нарушение этой последовательности приводит к сбою целостной системы. А факты изменения логической цепочки есть, когда программа новая, учебник старый или в программе темы предусмотрены, а в учебниках их нет.
Так, в учебнике "Русская речь" для 5 класса 2010 г. 6 предусмотренных в программе тем, отсутствуют. В учебнике русского языка для 9 класса 2013 г., отсутствует более 20 тем.
– Отмечается множество ошибок и неточностей в содержании; наличие фактов подачи материалов, не относящихся к данной теме.
– Учебники по истории Казахстана вызывают особые нарекания. Разные авторы допускают собственную трактовку событий и фактов, часто встречаются фактологические ошибки в датах и событиях жизни и деятельности исторических личностей. Они перенасыщены фактами, сложно изложены, в них недостаточно задач и упражнений для закрепления тем. А вот в учебнике по Всемирной истории для 9–го класса в одном параграфе поместилась вся информация о второй мировой и Великой отечественной войне.
– Из-за отсутствия единых требований к стилю изложения материала, авторами по своему преподносится материал по одной и той же теме. Порой приводятся разные цифры и факты.
К примеру, по теме "Особоохраняемые территории" по предмету "Физическая география Казахстана", 8 кл., дается количество национальных парков 12 и заказников 80. Автором другого учебника количество национальных парков указано – 8, а общее количество заказников – 62.
– Встречаются случаи, когда темы не соответствуют психовозрастным особенностям учащихся. Так, например, в учебнике Ана тiлi для первоклассников дается тема по скрещиванию растений и животных.
– В целом учебники должны иметь фиксированный формат. Учителя казахского языка обращают внимание на то, в учебнике 11 кл. не реализуется принцип четкого структурирования всех частей одной книги.
– Не всегда соблюдается принцип преемственности материала, "от простого к сложному".
– Казахстанское содержание далеко не во всех учебниках соблюдено.
Таких примеров можно привести множество. А учителям приходится закрывать пробелы по своему усмотрению и в зависимости от своей квалификации. Это еще и дополнительная работа, занимающая львиную долю времени вместо полноценной подготовки к урокам.
Причины этих проблем видятся в следующем:
– Документа, отражающего требования к содержанию, структуре учебников, стилю изложения, подбору материалов, к конкретным функциям и задачам и критериям их качества, еще никто не видел.
– Часто бывает отставание по срокам подготовки и выпуска учебников от издания новых учебных программ. В результате чего охватываются не все темы.
– Законодательством об образовании предусматривается переиздание учебников каждые 4 года. В то же время возникает, вопрос целесообразности их переиздания по всемирной истории, по литературе, языкам, рисованию, т.к. в этих дисциплинах очень редко происходят научные открытия, возникает новизна и т.д.
– Отмечается низкий уровень экспертной работы по содержанию каждой темы, параграфа, задания, упражнения.
Центр "Учебник" передает экспертам книги для работы в течение 2-х месяцев, затем члены Республиканской комиссии, работающие в течение всего 2-3 дней, рекомендуют или отклоняют учебную литературу. Цифра из справки министерства о том, что в 2014 г. из 2427 наименований отклонено 712, конечно же впечатляет. Но невольно задаешься вопросом – для чего нужны такие эксперты, оценка которых привела к допуску некачественных учебников до рассмотрения Республиканской комиссии. И насколько глубоко и компетентно погружаются члены Республиканской комиссии в материал? Так кто же несет ответственность за качество экспертизы? Не размывается ли теперь эта ответственность?
– За качество учебников полностью отвечают издательства. Правильно ли это? Согласно пункта 27 статьи 5 Закона РК "Об образовании", в компетенции Министерства "разработка и утверждение правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических пособий и организация этой работы". В Правилах же определено, что авторские коллективы, издательства разрабатывают и издают учебники, расписано, кто и как проводит экспертизу, указано на необходимость соответствия учебников стандартам. Вместе с тем остается открытым вопрос о том, кто должен обеспечивать это соответствие, кто несет ответственность за конечный результат.
– В настоящее время на разработку Госстандарта, учебных программ, экспертизу учебников объявляется тендер, фактически все отдается в конкурентную среду. Кто, в этом случае, будет отвечать за качество работы?
– К сожалению, сложилась практика введения новых предметов, а значит и учебников, без необходимой подготовки и качественной экспертизы в ускоренном порядке.
Свежий пример. В начале апреля этого года, издательствам были разосланы новые программы по начальному звену, подготовленные НИШ. Причем 18 наименований для 1 класса предложено подготовить и передать на экспертизу до 30 июня. Известно, что экспертиза длится 2 месяца. После экспертизы, тиражирования и доставки учебники должны быть направлены на апробацию в 30 школ страны. Предусмотренного правилами времени на доработку содержания тоже нет. Несложные математические расчеты показывают, что осуществить этот процесс за такое короткое время просто невозможно. Возникают вопросы: Утверждены ли стандарты Постановлением Правительства? Можно ли быть уверенными за качество 18 книг, которые необходимо создать всего за 2,5 месяца? Возможно ли напечатать и доставить учебники в течение 1 дня? Какое издательство победит в тендере и сделает эту работу в космические сроки?
В ТиПО с состоянием учебных материалов еще печальнее. Анализ состояния обеспеченности и качества учебников в них показал следующее.
– В отечественных учебниках содержится материал, разработанный по старым программам. Во многих из них по техническим специальностям отсутствуют материалы по используемому в промышленности новому оборудованию. Встречаются случаи, когда приведенное в материалах оборудование уже снято с производства более 10 лет назад. К примеру, учебник "Оборудование предприятий общественного питания" (2004). – В учебных программах рекомендованы учебники российских авторов и российских изданий. – Нет полного комплекта учебников, соответствующих программе подготовки почти по всем специальностям ТиПО. К примеру, по специальности "Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте" из необходимых 15 наименований учебников имеется на русском языке 7 наименований, на казахском языке – 5.
– По причине отсутствия 70% литературы на государственном языке преподаватели готовят учебные материалы по интернету, переводят нужные сведения из учебников специальных дисциплин с русского языка.
– Отсутствует современная литература по многим дисциплинам. К примеру, по "Радиоэлектронике и связи", "Оптическому и электронному оборудованию" и др. используются учебники 60-70 годов изданий.
– Имеется ряд специальностей, по которым они отсутствуют вовсе. Например: по специальностям "Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство", "Строительство автомобильных дорог и аэродромов" и т.д.
– Нет специальных учебников для колледжей по естественно-математическим дисциплинам, сборников задач, дидактических материалов. Имеющиеся в наличии учебные пособия – издания 80-90 годов.
– В целом около 500 книг требуют обновления и переиздания.
На основании вышеизложенного полагаем, что в деятельности Департамента технического и профессионального образования МОН отсутствует должный контроль за изданием, качеством, своевременным обеспечением организаций ТиПО учебной литературой. Возникает вопрос насколько качественна подготовка специалистов для отраслей экономики.
Уважаемые коллеги, учебник является важнейшим источником научных знаний, носителем идейного, культурного, нравственного формирования человека. Поэтому острота и серьезность создавшейся ситуации требует от нас решительного подхода в ее разрешении".

----

Д. Назарбаева предлагает отказаться от альтернативных школьных учебников, как обязательных
АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 18 мая

Заместитель председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Дарига Назарбаева предлагает отказаться от альтернативных школьных учебников, как обязательных.
"До сих пор нет понимания у нас с министерством (МОН) в вопросе о создании единого базового учебника и отказа от альтернативных учебников, как обязательных", – сказала Д. Назарбаева, подводя итоги Правительственного часа с участием министра образования и науки Аслана Саринжипова в Мажилисе Парламента РК.
Депутат подчеркнула, что никто не возражает против альтернативных учебников и пусть школы их покупают для своих библиотек.
"Если учитель посчитает нужным, он сам пойдет в библиотеку и возьмет учебник. Если ученику не хватает знаний, которые он получает через школьный учебник (обязательный), он пойдет в библиотеку и найдет нужную ему литературу. В любую библиотеку, не только в школе, в городскую библиотеку, в интернете покопается. У детей наших огромные возможности для получения информации и ее обработки", – добавила Д. Назарбаева.
По ее словам, незачем тратить на это огромные средства.
"Лукавят, когда говорят, что вот издательства – меценаты, филантропы, они все за свой счет помогают государству", – отметила Д. Назарбаева.

---

Экспертиза учебников в Казахстане проводится формально – Д.Назарбаева
АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 18 мая

Заместитель председателя Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева считает, что в Казахстане экспертиза учебников проводится формально.
Д. Назарбаева, подводя итоги Правительственного часа в Мажилисе Парламента РК с участием главы Министерства образования и науки Аслана Саринжипова, отметила, что сегодня экспертиза по всем учебникам, которые есть в сфере образования, проводится формально.
"Почему формально? Потому что нет персональной ответственности. Ни у человека, который написал этот учебник, ни у человека, который провел экспертизу и рекомендовал его министерству на разные уровни, ни у кого персональной ответственности нет. Не исключая сотрудников министерства и самого министра, за качество учебников, под которым он подписывается и на который из бюджета потом выделяют деньги, – никто не отвечает", – сказала Д. Назарбаева.
Депутат подчеркнула, что пока не будет персональной ответственности, не будет никаких сдвигов в вопросе качества учебников.
"Большая комиссия разве может за это отвечать? Не может. Все эти комиссии, коллегиальные органы просто создаются для того, чтобы размыть ответственность, чтобы потом было не с кого спросить", – добавила Д. Назарбаева.

----

Министра МОН А. Саринжипова сравнили с "загнанным конем"
tv7.kz, 18 мая

Работу Министерства образования и науки в пух и в прах раскритиковали на правительственном часе в Мажилисе Парламента. Внимание депутатов сегодня было приковано к теме школьных учебников. В частности, представители трех фракций спрашивали главу ведомства о некорректных вопросах, о тонкостях типографических работ, интересовались причинами книжного дефицита. Министр держался достойно. Однако, судя по кадрам, временами выглядел растерянным. Возможно, поэтому главный коммунист страны Владислав Косарев предпочел вместо порции критики высказать слова поддержки и сравнил топ-чиновника с "загнанным конем".
Владислав КОСАРЕВ, Депутат Мажилиса Парламента РК, КНПК:
– Сегодня Аслана винить я не вижу оснований. Он как загнанный конь. Его затюркали со всех сторон. Он виноват. А это в целом-то порядочный, ответственный, грамотный государственник. Но в этом деле он один не осилит
Однако вице-спикер Мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА была непреклонна. По ее мнению, работа депутатов – выявлять недочеты и ошибки в работе ведомства, а не выражать сочувствие руководителям министерства.
Дарига НАЗАРБАЕВА, Вице-спикер Мажилиса Парламента РК:
– Здесь в темной комнате черную кошку никто не ищет. Мы просто хотим знать откликается ли министерство на те замечания и рекомендации, которые дает депутатский корпус. А наши рекомендации и замечания складываются от мнения наших избирателей. От простых учителей, директоров школ. У которых в Министерстве голоса нет.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
К.Токаев: План нации является глобальной повесткой дня 29.05.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел ряд двусторонних встреч в рамках предстоящих заседаний СГП СНГ и ЕМПС 29.05.2015
Б. Сагинтаев прокомментировал затягивание вхождения Казахстана в ВТО из-за Монголии 29.05.2015
Казахстан занял 37 место в рейтинге Индекса развития человеческого капитала 29.05.2015
За 1 квартал 2015 года в РК вернулись свыше 1 тыс этнических казахов 29.05.2015
Мастера искусств Казахстана выступили в Астрахани 29.05.2015
Зачем Казахстану заботиться о других странах? 29.05.2015
МИД Казахстана: потенциал России в Ближневосточном регионе огромен 29.05.2015
ИГИЛ намерен вернуть миру халифат 29.05.2015
Рабочий график Главы государства 28.05.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz