NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 02:37 ast
00:37 msk

Правительственный час в Мажилисе: "о развитии легкой промышленности Республики Казахстан"
Д.Назарбаева: В Казахстане 80% импортируемой продукции в легкой промышленности не сертифицировано и плохого качества. При этом со стороны государства сегодня нет надлежащего контроля за качеством ввозимой продукции из-за рубежа
26.05.2015 / политика и общество

Астана, 25 мая, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты, руководителя парламентской фракции партии "Нур Отан" Дариги Назарбаевой состоялся Правительственный час.
Министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев доложил парламентариям о развитии легкой промышленности.
Открывая Правчас, Заместитель Председателя Мажилиса Дарига Назарбаева сообщила, что в Казахстане 80% импортируемой продукции в легкой промышленности не сертифицировано и плохого качества. При этом со стороны государства сегодня нет надлежащего контроля за качеством ввозимой продукции из-за рубежа.
По словам Д.Назарбаевой, за все эти годы, после кризиса 90-х годов, легкая промышленность очень многое потеряла. Хотя во времена СССР казахстанские предприятия-гиганты обеспечивали практически весь Советский союз.
– После того, как экономические связи были разорваны, а рынок сбыта утерян, сейчас, конечно, очень тяжело восстанавливается наша отечественная легкая промышленность. И статистика на сегодня не столь утешительная. Импорт на сегодня превышает экспорт в 12 раз и составляет примерно 2,2 млрд. долларов в год, – заявила Д.Назарбаева.
Из-за этого, по мнению вице-спикера Мажилиса, у казахстанцев не сохранилась привычка искать среди большого количества товаров, которые предлагают нам сегодня розничная торговля, продукцию наших отечественных производителей.
Выступая перед парламентариями, министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев отметил (тезисы):
Легкая промышленность – это комплексная отрасль, объединяющая в себе большое количество подотраслей, среди которых можно выделить основные: текстильная (доля 49%), швейная (42%), обувная (9%).
Из 756 действующих предприятий свыше 90% составляют средние и малые предприятия (18 крупных, 57 средних).
В 2014 году доля легкой промышленности в объеме промышленного производства составила 0,34% (в 2008 -0,2%).
Доля легкой промышленности в структуре обрабатывающей промышленности в 2014 года составила 1,11% (2008 -0,82%).
По итогам 2014 года ИФО легкой промышленности составил 103,4% (план – 101,2%), в том числе ИФО текстильных изделий– 101,4%, одежды– 105,6%, продукции кожаной и относящейся к ней продукции – 108,6%.
Увеличение произошло в основном за счет текстильных готовых изделий и одежды.
ВДС отрасли в 2014 года составила 27,9 млрд. тенге (2008 – 24,0 млрд. тг).
В 2014 году по сравнению с 2013 годом производительность труда в отрасли сократилась c 8,9 тыс. долл./чел до 8,4 тыс. долл./чел. Сокращение связано с проведенной девальвацией в 2014 году. В 2014 году объем экспорта продукции легкой промышленности из РК составил 175,9 млн. долл., из них 55,6%– текстильные изделия.
Объем импорта продукции легкой промышленности в РК в 2014 году составил 2 234,5 млн. долл., что в 12,7 раз превышает объемы экспорта.
Для развития текстильной отрасли в рамках кластерной инициативы Указом Президента Республики Казахстан от 6 июля 2005 года №1605 создана Специальная экономическая зона "Оңтүстік", основной целью которой являлось создание условий для развития текстильной и швейной промышленности и создание предпосылок для перехода к производству конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью.
По итогам 2014 года на СЭЗ реализовано 8 проектов, с общей суммой инвестиций 22 млрд. тенге, объем производства составил 6,2 млрд. тенге, создано полторы тысячи рабочих мест. Кроме того, на территории СЭЗ на различных стадиях реализации находятся более 10 проектов с общим объемом инвестиций 89,3 млрд. тенге. В 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 2 проекта общей стоимостью 4,4 млрд. тенге с созданием 370 рабочих мест.
Акимат ЮКО прорабатывает вопрос по привлечению профессиональной иностранной компании для управления этой зоной. Для нее будут определены конкретные индикаторы – количество привлеченных инвесторов, количество созданных рабочих мест, новых проектов, объемы производства и т.д.
В начале текущего года акимат подписал меморандум с турецкой компанией "Шэмрок".
Кроме того, до конца т.г. АО "KaznexInvest" планирует внедрить разработаную совместно с сингапурской компанией "Джуронг" новую модель управления СЭЗ.
Таким образом работа СЭЗ будет соответствовать требованиям международных стандартов.
Необходимо отметить слаженную работу АО "НУХ "Байтерек", которая благодаря вхождению в капитал компании "Textiles.kz" (АО "Меланж", АО "Ютекс") запустило после длительного простоя предприятия в СЭЗ "Оңтүстік" в конце прошлого года. В первом квартале 2015 года произведено текстильных изделий на сумму более 5,9 млрд. тенге (2014 г.- 5,1 млн. тенге), индекс физического объема к 2014 году составил 112,3%. Планируется к концу года выйти на полную мощность и создать дополнительно рабочие места до 2,0 тыс. человек.
Надеемся, что аналогичная практика реализуется в решении выхода на полную мощность ТОО "Семипалатинского кожевенно-мехового комбината", временно перерабатывающего давальческое сырье загруженностью не более 5%.
В рамках первой пятилетки индустриализации легкая промышленность получила возможность устойчивого развития отрасли. Была принята Программа развития легкой промышленности на 2010-2014 годы, за годы реализации которой объем производства продукции удалось увеличить более чем в 2 раза (65,8 млрд. тенге в 2014 годук 27,5 млрд. тенге в 2008 году).
В рамках программы "Даму-Өндіріс" для поддержки субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, профинансировано 109 проектов легкой промышленности на сумму 422,9 млн. тенге.
В 2009 и 2010 годах наблюдался резкий всплеск инвестиций. Однако в последующие годы произошло снижение. Анализ показал, что снижение произошло из-за отсутствия каких-либо налоговых или тарифно-регулирующих мер защиты отечественных производителей. Например, в республике в других отраслях предусмотрены льготы на перевозку ж/д транспортом, на электроэнергию, льготное кредитование при покупку автомобилей и т.д. В отрасли отечественной легкой промышленности отсутствуют какие-либо преференции и льготы.
Практика успешных стран развития легкой промышленности показывает, что только государственная поддержка в виде субсидий, налоговых льгот, институциональная поддержка кредитами позволяют выпускать конкурентоспособную продукцию и выходить на внешние рынки.
Уважаемые депутаты! Все вы знаете, что Глава государства особое внимание уделяет вопросу обеспечения качества, безопасности и доступности продукции и услуг для детей и семей с детьми.
Анализ состояния обеспеченности населения отечественными товарами для детей, проведенный "Казахстанской ассоциацией индустрии детских товаров", показал, что ввиду отсутствия собственных производств практически весь казахстанский рынок представлен импортом. Около 45% всего импорта детских товаров (одежда, обувь) представлены контрафактной продукцией.
Ввиду того, что отрасль детских товаров является мощным инструментом воспитания, формирует физическое и психическое здоровье детей, во многих странах ее относят к категориям стратегических. К примеру, в России в 2013 году утверждена "Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года".
В последние годы наблюдается всплеск различных аллергических заболеваний у детей. Источниками заболеваний также могут служить некачественная контрафактная продукция детского ассортимента, ввозимая из соседних государств. Считаем, необходимо усилить контроль за качеством и безопасностью импортируемых детских товаров.
Особую тревогу вызывает качество обеспечения школьной формой. Хотя отечественные производители в состоянии полностью обеспечить школьной формой всех учащихся и увеличить налоговые поступления в местный бюджет, победители тендеров в основном размещают заказы в Китае или Турции. Объем рынка школьной формы ежегодно более 30,0 млрд. тенге. Поэтому, считаем необходимо проработать вопрос института школьной формы отечественного производства. Из-за размещения заказов за рубежом казна ежегодно недополучает налоги в виде НДС – более 4,0 млрд. тенге.
Также необходимо принять меры защиты внутреннего рынка от потока дешевого и некачественного ширпотреба и "Шоковой терапии" отрасли легкой промышленности в результате присоединения Киргизии в ЕАЭС в ближайшее время.
Для выработки механизмов стимулирования отечественных товаропроизводителей, усиления контроля за безопасностью и качеством реализуемых товаров, а также снижения контрафактных товаров теневого оборота и во исполнение поручения Главы государства разработаны и утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан "Комплексный план по развитию легкой промышленности на 2015-2019 годы" (от 13 октября 2014 года) и "План мероприятий по развитию индустрии детских товаров в Республике Казахстан на 2015 год" (от 25 ноября 2014 года).
Для обеспечения устойчивого развития отрасли и порогового уровня экономической безопасности 30% необходимо:
– в текстильной промышленности – увеличение объемов переработки хлопко-волокна с 10,0 тыс. до 50,0 тыс. тонн ежегодно;
– в производстве кожаной и относящейся к ней продукции- увеличение переработки до 700 млн. кв. дм. т.е. до 70% от ежегодного объема шкур КРС;
– довести объем первичной переработки шерсти до 25,0 тыс. тонн ежегодно за счет ввода новых мощностей.
Несмотря на имеющиеся трудности, благодаря принятым мерам государственной поддержки, отрасль стабилизировалась и имеет положительный тренд развития.
Функционируют предприятия, деятельность которых может служить примером для подражания.
Такие как, компания Казахстан Текстилайн с брендом детской одежды "Mimioriki", Каз СПО-N – спортивная одежда для детей и взрослых "Zibroo", Семирамида – головные уборы "LadyLike". Компания South Textiline KZ, которая даже в кризисное время работает при постоянной загрузке и выпускает х/б пряжу и ткани. С продукцией некоторых из них вы смогли ознакомиться в вестибюле на выставке и оценить превосходное качество отечественной продукции.
На постоянной основе отечественные производители принимают участие в зарубежных выставках-ярмарках, результатом которых явилось заключение договоров на поставку казахстанских товаров:
– ТОО "Алматинский кожевенный завод" с АО "Можелит" (Беларусь);
– ТОО "Куат ЛТД" ОАО "Смиловичская валяльно-войлочная фабрика" (Беларусь);
– ТОО "Каз СПО-N" поставку спортивной и горнолыжной одежды под брендом "ZIBROO" в 10 регионов России.
Однако для устойчивого развития отечественного "Fashionretail", узнаваемости и признания продукции легкой промышленности как на внутреннем, так и на внешнем рынках необходимо разработать стратегию развития швейных предприятий с собственными брендами "QazBrands".
Успешный пример развития отрасли легкой промышленности Турции показывает, что государственная поддержка национальных брендов позволила создать высокий имидж товаров на внутреннем рынке, создать мировую известность турецких брендов и увеличить рост производства в 2 раза в течение 5 лет.
Уважаемые депутаты! Сегодня обсуждается проблема, которая близка и понятна всем. Уверен, что в результате откровенного обсуждения существующих проблем, на основе ваших предложений будут выработаны рекомендации, которые позволят вывести отрасль на новый уровень его развития и благодаря динамичному взаимодействию между государственными органами, крупными и малыми компаниями, наукой, финансовыми структурами на основе отраслевых стратегий, реализуемых, прежде всего, на региональном уровне, будет обеспечена устойчивость развития отрасли.
***
После содоклада председателя Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултана Аимбетова (см.www.parlam.kz), ответов министра на депутатские вопросы и выступлений парламентариев заключительным словом Правительственный час завершила вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева, которая отметила, что на сегодня из 100% потребностей внутреннего рынка товарами отечественного производства обеспечено только 8%. Это, по словам вице-спикера Мажилиса, говорит о том, что на сегодня все программы в области развития легкой промышленности до конца не проработаны, они слабы, не просчитаны и не учитывают реалии и возможности отечественного рынка.
– Та программа, которая на сегодня уже принята, может нужно ее еще раз качественно просмотреть и сделать четкие целевые индикаторы, чтобы можно было завтра проверить, и чтобы был спрос с людей, которые берут на себя ответственность за реализацию данной Программы, – заявила, вице-спикер, подводя итоги обсуждения.
***
В рамках Правительственного часа выступила и генеральный директор ТОО "Mimioriki" Инна Апенко. По итогам Правчаса парламентарии с учетом депутатских замечаний и предложений приняли соответствующие Рекомендации. Открытию Правительственного часа в Мажилисе предшествовала развернутая Министерством выставка.

-----

МАЖИЛИС-ПРАВЧАС: СОДОКЛАД КОМИТЕТА ПАЛАТЫ
Астана, 25 мая, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему "О развитии легкой промышленности Республики Казахстан", на котором с содокладом выступил председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов (доклад):
"Легкая промышленность имеет большое значение в экономике как развитых, так и развивающихся стран и по уровню потребления занимает вторую позицию, уступая лишь потреблению продовольственных продуктов. При условии выпуска конкурентоспособной продукции, она располагает устойчивым рынком сбыта, обеспечивая высокую (2-3 раза в год) оборачиваемость и эффективность вложенных ресурсов, широкую межрегиональную и межотраслевую кооперацию.
Все мы помним, легкая промышленность Казахской ССР формировала до 25% бюджета республики. Ее доля в структуре обрабатывающей промышленности составляла 21%. В республике насчитывались более 1 000 крупных и средних предприятий, в том числе – градообразующих (успешно работали такие предприятия-гиганты как Алма-атинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК) с численностью рабочих – более 10,0 тыс. человек, Алматинская ковровая фабрика – более 1,0 тыс. человек, Костанайский камвольно-суконный комбинат – до 9,0 тыс. человек и другие).
На сегодняшний день эти показатели сократились в несколько раз. В 2014 году численность занятых в данной отрасли составила всего 13,7 тыс. человек, сокращение – более чем в 15 раз. В 19 раз сократилась доля легкой индустрии в структуре обрабатывающей промышленности и составила всего 1,1%.
Это подтверждает, что по сравнению с другими отраслями спад производства в легкой промышленности был наиболее высоким.
Тогда как, к примеру, доля легкой промышленности в развитых странах (США, Италия, Германия, Китай, Турция, Португалия) сохраняется и составляет 12-20%.
Сегодня Асет Орентаевич подробно представил информацию о легкой промышленности в Республике Казахстан.
Вместе с тем, хотелось бы остановиться на некоторых вопросах развития отрасли, ее восстановления и возрождения.
Во-первых, по международным оценкам пороговый уровень экономической безопасности страны достигается при условии достижения доли отечественного производства – 30% в общем объеме ресурсов.
Следует напомнить, что для развития отечественной легкой промышленности и защиты внутреннего рынка в стране постоянно принимаются меры государственной поддержки:
Программа импортозамещения в легкой и пищевой промышленности на 2001-2003 годы; создание хлопково-текстильного кластера – СЭЗ "Оңтүстік"; Программа по развитию легкой промышленности в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. Кроме того в государственной программе форсированной индустриализации 2010-2014 годов легкая промышленность была определена одним из ключевых секторов развития. При этом инвестиции в основной капитал легкой промышленности в 2008-2013 годы составили37 млрд. 910 млн. тенге.
Но, несмотря на это, отечественные предприятия на сегодняшний день не демонстрируют опережающего роста. Для них характерны низкий объем продаж и лишь в небольшой мере покрытие потребности внутреннего рынка страны. Так, отечественная текстильная и швейная промышленность обеспечивают лишь 8% потребности внутреннего рынка республики, обувь – около 1% и свыше 90% продукции легкой промышленности приходится на долю импорта.
Начиная с 2008 по 2013 год, импорт товаров легкой промышленности вырос почти в пять раз, темп роста составил рекордный показатель – 481,5%, а экспорт вырос всего на 5%.
Эта тенденция продолжается. Анализ за 2014 год показывает, что импорт товаров легкой промышленности превысил экспорт почти в 12 раз и составил 2 млрд.241 млн.492 тыс. долларов.
Получается, что государство, обладая огромным потенциалом (сырьевыми, трудовыми ресурсами), полностью импортозависимо. Нельзя говорить о каком-то росте реальной экономики при наличии только импорта товаров и экспорта сырья (ресурсов). Из этого следует, что меры, принятые Правительством только стабилизировали уровень падения производства.
Неравноценные экономические условия для производителей не позволяют отечественным товаропроизводителям эффективно развивать производство как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Притом, что ежегодная потребность в продукции легкой индустрии оценивается около 5 млрд. долларов.
На наш взгляд, для защиты внутреннего рынка страны необходимо:
– довести планку собственного производства легкой промышленности до уровня экономической безопасности (достижения доли отечественного производства до 30%).
– создать благоприятные условия для насыщения внутреннего рынка качественной отечественной продукцией.
– внедрить механизм предоставления льгот для производителей продукции легкой промышленности, осуществляющих глубокую переработку сырья до готовой продукции. Их можно освободить от налога на добавленную стоимость; предоставлять преференции и субсидии и др.
– ужесточить ответственность за реализацию швейной, текстильной, кожевенно-меховой и обувной продукции, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам, техническим регламентам и стандартам.
– оказать поддержку по продвижению конкурентоспособных товаров отечественных товаропроизводителей на внешние рынки.
Во-вторых, необходимо решить проблему глубокой переработки и нехватки качественного сырья. Так, например, в настоящее время только 2% хлопка-волокна перерабатывается до готовой продукции, 12% шерсти подвергается первичной обработке. По данным статистики около 90% сырья (в виде хлопка-сырца, необработанной кожи, немытой шерсти) экспортируется за рубеж. Швейная промышленность вынуждена использовать в работе импортные ткани, пряжу, нити, фурнитуру, которые в Казахстане практически не производятся. Это влечет за собой высокую стоимость изделий и их неспособность конкурировать по цене с импортной продукцией.
Поэтому отечественные производители проигрывают в конкурентной борьбе с зарубежными производителями.
Для решения данной проблемы должны быть предприняты меры по сдерживанию сырьевого экспорта и введению высоких пошлин на вывоз продукции с низкой степенью обработки.
Также для развития отечественной легкой индустрии крайне необходим полный цикл производства: от получения сырья до создания готовой продукции (к примеру, нам важно чтобы из выращенного хлопка получили не только хлопок-сырец, но и изготовили ткань и сшили готовую одежду).
В этом вопросе у нас есть многолетний опыт с советских времен – мы имели собственную сырьевую базу, осуществляли полную переработку и выпуск готовой продукции. Мировую известность и высокий спрос на продукцию имели казахстанские предприятия легкой промышленности, такие как ковровая фабрика "Алматыкілем", Шымкентский каракулевый завод, Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат, Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК), Жамбылский комбинат по переработке шерсти и обувная фабрика "Жетысу" в г. Алматы.
И в настоящее время в республике вопросы развития сырьевой базы также решаются посредством реализации программ мощной и системной поддержки государством агропромышленного комплекса.
Поэтому есть все предпосылки для возрождения былого размаха легкой промышленности Казахстана.
Для этого необходимо поддерживать, в первую очередь, те предприятия, которые выпускают конкурентоспосбную готовую продукцию и стимулировать в целях обеспечения внутреннего рынка, а также ее дальнейший экспорт путем предоставления дополнительных льгот на единицу реализованной продукции (такой метод стимулирования экспорта готовой продукции успешно был предпринят в Китае, Узбекистане).
Данные меры дадут новый импульс развитию легкой промышленности по заготовке и обработке сырья, качественной подготовке материалов, обеспечению занятости населения, особенно женщин, и самое главное созданию дополнительных рабочих мест в отрасли, да и в целом в республике.
Также следует учитывать наукоемкость современной легкой индустрии. В настоящее время конкурентоспособность данной отрасли сильно зависит от уровня инвестиций в технологии и инновации.
К сожалению, для большинства отечественных предприятий легкой промышленности характерна высокая трудоемкость производства. Что связано с физическим и моральным износом оборудования, а также технологических процессов производства. Это негативно отражается на производительности труда (30-40% от уровня развитых стран), ухудшении качества продукции и др.
Еще одним из важнейших вопросов является отсутствие активности, мобильности и заинтересованности отечественных производителей в трансферте технологий (например, общедоступные бренды как Маngо, Zara после демонстрации новых линий одежды через 10-15 дней уже выпускаются и реализуются по всему миру).
Для решения данной проблемы необходимо предусмотреть предоставление льготных кредитов на приобретение технологий, оборудования, запасных и вспомогательных частей. В том числе можно также предусмотреть освобождение от пошлин и НДС закупаемое за рубежом многофункциональное и мобильное оборудование.
В-третьих, несмотря на огромный потенциал, легкая промышленность в программу второго этапа индустриализации на 2015-2019 годы не включена. Получается, что, не достигнув высокой отдачи от отрасли, мы остановились на половине пути. Также налицо отсутствие скоординированного и четкого плана действий по улучшению состояния отечественной легкой индустрии.
А, как известно, половинчатые действия могут нанести серьезный урон экономике государства.
По вопросу производства кожи
В Казахстане благодаря климату, качественной кормовой базе и натуральной селекции, кожа получается качественной и весьма востребованной.
Однако, к сожалению, мы констатируем следующее. По данным Ассоциации предприятий легкой промышленности в 2012 году в стране было произведено 10 млн. штук необработанных шкур. Из них экспортировано около 2 млн. штук, на внутреннюю переработку отправлено 1,7 млн. штук. Импорт практически не осущестлялся. 6,3 млн. штук необработанных шкур осталось в "тени" и вывезены из страны незаконным путем через схемы "черного" и "серого" экспорта.
А ведь кожа является стратегическим продуктом, который можно доводить до высоких переделов и легко экспортировать готовую продукцию. Так, практика показывает, что цену приобретения сырья-шкуры до продажи обработанной кожи можно поднять в 20 раз, а при изготовлении готовой продукции (обувь, куртки, сумки) до 70 раз.
К примеру, на стадии становления обувной отрасли Казахской ССР объем производства обуви ежегодно составлял около 390 млн. пар.
Другой немаловажной проблемой и сдерживающим фактором этой сферы является заготовка кожи. Несмотря на то, что Казахстан – аграрная страна у нас практически не осталось предприятий по заготовке и переработке кожи.
Поэтому акиматам совместно с бизнесом нужно проводить работу по открытию закупочно-заготовительных контор. При этом надо обязать заготовительные конторы осуществлять первичную обработку шкур для их последующей переработки на отечественных кожевенных заводах.
Кроме того, наша республика должна использовать свои преимущества: доминирующее положение в Центральной Азии по производству шкур; удобное географическое положение (вблизи огромного китайского рынка). Все это позволит Казахстану занять место регионального процессингового центра по переработке кожевенного сырья всей Центральной Азии.
По вопросу переработки хлопка: в стране ежегодно производится около 100 тыс. тонн хлопка-волокна, 90% которого экспортируется. На сегодняшний день в Южно-Казахстанской области имеются 15 хлопкоперерабатывающих заводов, которые отличаются повышенной энергоемкостью оборудования, низким качеством выпускаемого волокна и нехваткой собственного сырья.
При полной загрузке отечественные предприятия смогут перерабатывать до 30% от общего объема хлопка-волокна.
При этом следует обратить внимание на необходимость применения новых технологий посева хлопчатника (современные методики выращивания, метод капельного орошения под пленкой), что позволит без увеличения посевных площадей повысить урожайность и качество.
Кроме того, настало время пересмотра механизмов субсидирования. Вместо выделения их на ГСМ, поливную воду и минеральные удобрения эффективнее выделять субсидии на единицу произведенной продукции, т.е. хлопка-сырца.
По вопросу переработки шерсти: статистика показывает, что из 40 тыс. тонн настригаемых ежегодно шерсти около 30% экспортируется, из них более 17% в немытом виде.
Более 70% шерсти теряется, не обрабатывается. Существование стихийного рынка шерсти, которое бесконтрольно по бросовым ценам и без сертификации уходит за пределы Казахстана, а значительная часть вырученных средств в "теневой оборот", приводит к значительным потерям, в результате чего государство ежегодно теряет более 6,0 млн. долларов в год.
Если свести к минимуму существующие потери шерсти, то это позволит не только пополнить бюджет страны, а увеличить занятость населения в производстве и переработке шерсти, особенно в сельской местности.
Кроме того, расчеты показывают, что налаживание полного цикла переработки сырья позволяет в три раза увеличить объем валовой продукции по сравнению с первичной переработкой.
Известная мудрость "Баяғы жартас – сол жартас" применима к нашей ситуации с легкой промышленностью.
В Казахстане есть все предпосылки – государственная поддержка, основные производства, человеческие ресурсы.
Только не хватает желания наших предпринимателей работать в этом секторе: выращивать хлопок, выделывать кожу и меха, моделировать и шить одежду и обувь. Так как здесь отсутствует одномоментное получение прибыли как в сфере торговли и услуг. По статистике оборот от розничной продажи товаров только в 2013 году составил 5 трлн. 474,3 млрд. тенге.
Поэтому нашей стране, которая за короткий срок построила у себя такие наукоемкие и инновационные сложные производства как космическая система спутниковой связи и вещания, инфраструктуру высокоточной спутниковой навигации, машиностроительный комплекс, включая производство автомобилей, радиоэлектронику, оборудование для промышленности, "поднять на ноги" легкую промышленность не будет являтьсясложной задачей.
В этой связи, Правительству необходимо пересмотреть отношение к легкой промышленности, включив ее в приоритетные секторы экономики. Чтобы создать узнаваемый бренд, означающий качество и гарантии производителя с надписью как отметил Глава государства – "Сделано в Казахстане".
Для этого, нужно пересмотреть подходы по развитию легкой промышленности, посредством:
– использования инструментов государственных институтов развития, в т.ч. АО "KaznexInvest", АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" для запуска простаивающих предприятий путем создания самостоятельного национального оператора по управлению легкой промышленностью;
– создания привлекательных условий как для иностранных инвесторов, так и для стимулирования собственных производителей;
– рассмотреть возможность упрощенного визового режима для иностранцев на время действия контракта;
– возродить на производствах ОТК – отделы технического контроля; – популяризации товаров "Сделано в Казахстане" и выпуск познавательных теле-, радиопрограмм о казахстанских товаропроизводителях и брендах одежды и обуви.
В-четвертых, особо отдельно хотим отметить проблему производства и обеспечения детскими товарами.
На сегодняшний день по оценкам экспертов объем рынка детской одежды и обуви составляет ежегодно более 200,0 млрд. тенге. Однако, обеспеченность отечественными детскими товарами составляет не более 1%.
Особую тревогу вызывает вопрос обеспечения учащихся качественной небезопасной для здоровья школьной формой.
Так, каждую осень у казахстанских родителей встает дилемма поиска и заказа школьной формы. Потому что нам везут ее из Китая, Турции, Киргизии.
Зададимся вопросом: что же мы покупаем для наших детей? За немалую цену нам, в основном, предлагают товар низкого качества, без сертификатов безопасности, сертификатов происхождения, без инвойсов. И, что самое страшное, для школьной формы часто используют синтетические ткани, наносящие вред здоровью наших детей.
Создается ситуация, что мы инвестируем, поднимаем и обогащаем экономики других стран, вместо того, чтобы поддерживать своих производителей. По информации Ассоциации предприятий легкой промышленности при численности казахстанских учащихся около 2 млн. детей из расчета примерной стоимости школьной формы на 1 ребенка – 15 тыс. тенге, объем рынка ежегодно оценивается около 30,0 млрд. тенге.
Поэтому, настало время Правительству рассмотреть вопрос введения единой школьной формы и обязать производить ее только в Казахстане.
Это с одной стороны – вынужденная и необходимая мера, с другой стороны – реальная поддержка патриотически-настроенных малых и средних действующих казахстанских предприятий, производящих школьную форму, спортивные костюмы, одежду и обувь для детей. Это будет первым шагом реальной поддержки наших отечественных товаропроизводителей.
Вторым шагом может стать пошив форменного обмундирования для вооруженных сил, органов внутренних дел, сотрудников спасательных и других служб отечественными предприятиями легкой промышленности. Так как мы с уверенностью можем заявить, что во всех регионах и городах Казахстана есть предприятия, которые желают успешно и качественно шить школьную форму и форменную одежду.
Для этого необходимо ведение постоянного мониторинга товаров, создание единого информационного портала; размещение информации на сайтах областных акиматов; предоставления торговых площадей на льготных условиях.
В-пятых, для легкой промышленности Казахстана сегодня остро стоит проблема недостатка квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям. Существует дефицит не только рабочих, швей, портных, но и технических работников высшего и среднего звена.
Несмотря на то, что в стране имеется достаточно учебных заведений, готовящих специалистов легкой промышленности разных уровней, многие выпускники не хотят связывать свою карьеру с производством. Это связано с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой. Наблюдается высокая текучесть кадров на предприятиях.
Поэтому кадровый вопрос требует внедрения новых подходов к управлению персоналом и поднятия престижа профессии. Сегодня фокус внимания должен быть смещен на улучшение качественных показателей подготовки специалистов, где знания и профессионализм должны расцениваться как важнейший ресурс производства. Кроме того необходимо устранение разрыва между образованием и реальным сектором экономики.
Для этого нашим образовательным ведомствам нужно формировать государственный заказ на подготовку специалистов, в которых нуждается бизнес, а также согласовывать учебные стандарты с представителями реального бизнеса и отраслевыми ассоциациями.
Также необходимо возродить звания "Передовик производства", "Доблесть труда", "Лучшая швея (портной)", "Лучший мастер производства" для повышения престижа профессии.
Уважаемые депутаты! В целях выполнения задач, поставленных Главой государства по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, депутатским корпусом проводится большая работа по улучшению ситуации в отрасли легкой промышленности. На диалоговых площадках общественных приемных партий, ключевых советов при фракции "Нұр Отан" проводятся встречи и обсуждения с трудовыми коллективами, общественными объединениями и предпринимателями как легкой индустрии, так и взамосвязанных с ней отраслей агропромышленного комплекса. Где депутатами вырабатываются конкретные рекомендации по улучшению положения в отрасли и защите прав потребителей и работников отрасли.
Кроме того, в настоящее время в портфеле Мажилиса Парламента находятся такие важные законопроекты, как: по вопросам совершенствования развития хлопковой отрасли, специальных экономических зон. Ведется всестороннее обсуждение и отработка проекта Предпринимательского кодекса. В текущей сессии Парламентом были приняты законы по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности, ограничения участия государства в предпринимательской деятельности, которые направлены на улучшение условий ведения бизнеса, поддержку предпринимательства и повышение конкурентоспособности страны.
В завершении, хотелось бы пожелать Асету Орентаевичу успехов в решении поставленных задач. Для этого есть все возможности. Сегодня Министерство способно дать импульс ускоренному развитию легкой промышленности и, самое главное, обязано реализовать все намеченные задачи".

-----

Д.Назарбаева: В Казахстане 80% импортируемой продукции в легкой промышленности не сертифицировано
АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 25 мая

В Казахстане 80% импортируемой продукции в легкой промышленности не сертифицировано и плохого качества, считает вице-спикер Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева.
При этом со стороны государства сегодня нет надлежащего контроля за качеством ввозимой продукции из-за рубежа. "Мы все привыкли к импорту. И,конечно, потребителям легкой промышленности совершенно нет дела до того, что 80% импортируемой продукции не сертифицированы, что нет надлежащего контроля со стороны государства за качеством ввозимой продукции. Где есть и контрафактная продукция", – сообщила Д.Назарбаева в ходе Правительственного часа в Мажилисе Парламента РК.
По ее словам, "за все эти годы, после кризиса 90-х годов, легкая промышленность очень многое потеряла". Хотя во времена СССР казахстанские предприятия-гиганты обеспечивали практически весь Советский союз, отметила депутат.
"После того, как экономические связи были разорваны, а рынок сбыта утерян, сейчас, конечно, очень тяжело восстанавливается наша отечественная легкая промышленность. И статистика на сегодня не столь утешительная. Импорт сегодня превышает экспорт в 12 раз и составляет примерно 2,2 млрд. долларов в год", – привела данные Д.Назарбаева.
Из-за этого у казахстанцев утеряна привычка искать среди большого количества товаров, которые предлагает нам сегодня розничная торговля, продукцию отечественных производителей. "Наша страна очень богата. Мы обладаем огромными возможностями для развития легкой промышленности, которая, в свою очередь, влияет на развитие транспортной системы, всей экономики нашей страны. Поэтому для нас очень важно, чтобы мы выполняли все те мероприятия, которые направлены на повышение благосостояния народа РК", – заметила вице-спикер Мажилиса Парламента РК.

-----

Перед нами стоят огромные задачи по решению проблем легкой промышленности – Д.Назарбаева
АСТАНА. КАЗИНФОРМ, 25 мая

Перед нами стоят огромные задачи по решению проблем легкой промышленности, заявила вице-спикер Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева.
"На развитие легкой промышленности было выделено 38 млрд. тенге (2008 – 2010 гг.), однако ситуация в легкой промышленности желает оставлять лучшего. Доля развития отрасли в развитии всей экономики составляет 0,3%. С каждым годом мы видим разницу в развитии легкой промышленности, но перед нами стоят огромные задачи по решению проблем, которые сейчас существует в этой отрасли", – сказала Д.Назарбаева в ходе Правительственного часа в Мажилисе Парламента РК.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
К.Токаев: План нации является глобальной повесткой дня 29.05.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел ряд двусторонних встреч в рамках предстоящих заседаний СГП СНГ и ЕМПС 29.05.2015
Б. Сагинтаев прокомментировал затягивание вхождения Казахстана в ВТО из-за Монголии 29.05.2015
Казахстан занял 37 место в рейтинге Индекса развития человеческого капитала 29.05.2015
За 1 квартал 2015 года в РК вернулись свыше 1 тыс этнических казахов 29.05.2015
Мастера искусств Казахстана выступили в Астрахани 29.05.2015
Зачем Казахстану заботиться о других странах? 29.05.2015
МИД Казахстана: потенциал России в Ближневосточном регионе огромен 29.05.2015
ИГИЛ намерен вернуть миру халифат 29.05.2015
Рабочий график Главы государства 28.05.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz