NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 17:48 ast
15:48 msk

"Счетным комитетом выявлен ряд проблем и недостатков"
Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина в Сенате Парламента РК на презентации отчета Счетного комитета – заключения к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 год
26.05.2015 / политика и общество

esep.kz, 25 мая

Уважаемые сенаторы, участники заседания!
Представляем вашему вниманию Отчет Счетного комитета – заключение к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджетаза 2014 год.
Отчет состоит из пяти разделов и приложений.
В первом разделе даны макроэкономические условия исполнения республиканского бюджета в 2014 году, изложена позиция Счетного комитета по освоению его средств.
Во втором разделе представлена оценка исполнения республиканского бюджета по поступлениям и расходам, эффективности налогового и таможенного администрирования, а также оценка дефицита бюджета и источников его финансирования.
Третий раздел Отчета содержит итоги контроля эффективности реализации государственных и отраслевых программ, использования бюджетных средств, выделенных государственным органам, использования активов государства субъектами квазигосударственного сектора и деятельности автономных организаций образования.
В четвертом разделе представлена оценка использования средств республиканского бюджета в регионах, в частности целевых трансфертов на развитие и реализации инвестиционных проектов.
В пятом разделе Отчета представлены выводы и рекомендации Счетного комитета по итогам проведенных контрольно-аналитических мероприятий и оценки эффективности исполнения республиканского бюджета за 2014 год.
Уважаемые сенаторы!
По нашей оценке, уточненные параметры поступлений республиканского бюджета, а также взятые обязательства по расходам Правительством, в целом, исполнены.
Вместе с тем, Счетным комитетом выявлен ряд проблем и недостатков.
Республиканский бюджет уточнялся дважды. Параметры бюджета многократно корректировались (24 раза).
По нашему мнению, это негативно отразилось на достижении запланированных прямых и конечных результатов при его формировании и исполнении.
До сегодняшнего дня на законодательном уровне не определены термины "неосвоение", "неиспользование" и "неисполнение". Хотя в Бюджетном кодексе они используются.
В этой связи, Счетным комитетом проведена оценка исполнения республиканского бюджета за 2014 год на соблюдение принципа результативности бюджетной системы.
По отчету Правительства, сумма неосвоенных средств по затратам составила 18,6 млрд. тенге.
Остался нераспределенный резерв Правительства в размере 7,8 млрд. тенге.
По оценке Счетного комитета, общая сумма средств республиканского бюджета, по которым не исполнен принцип результативности, составила378,5 млрд. тенге. Эта сумма более подробно расшифрована в нашем Отчете.
На неисполнение доходной части бюджета повлияли негативные последствия мирового кризиса, снижение мировых цен на экспортную продукцию и, как следствие, снижение экономической активности предприятий.
В то же время, установлены ненадлежащее качество налогового и таможенного администрирования, снижение налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов.
В 2014 году недоимка по налоговым поступлениям по сравнению с 2013 годом увеличилась на 33,7 млрд. тенге, или почти в 2 раза и составила 78 млрд. тенге.
Плановые показатели по поступлениям в республиканский бюджет по 28 кодам бюджетной классификации не исполнены на сумму 98,7 млрд. тенге.
Кроме того, контролем Счетного комитета установлено занижение данных по недоимке путем необоснованного присвоения органами государственных доходов статуса банкрота налогоплательщикам.
Наблюдается увеличение суммы переплаты авансовых платежей по налоговым поступлениям в республиканский бюджет.
Так, по состоянию на 1 января 2015 года переплата составила 1,7 трлн. тенге, это – почти половина (46%) всех налоговых поступлений 2014 года.
Только по корпоративному подоходному налогу переплата составила 105,9 млрд. тенге с увеличением к 2013 году на 28,4 млрд. тенге.
Как вы знаете, излишне уплаченные суммы налога отчетного периода влияют на невыполнение плана по доходам последующего финансового года.
Нами выявлены факты предоставления недостоверных сведений в налоговых декларациях. Кроме того, затягивались сроки проведения процедур ликвидационных налоговых проверок по заявлениям налогоплательщиков.
По результатам наших проверок только в 32 случаях продолжительность проведения ликвидационных проверок составила более двух лет, при этом сроки исковой давности по налоговым обязательствам и требованиям истекли.
Остались нерешенными вопросы расхождения статистических данных по объемам экспорта товаров Китайской Народной Республики с объемами импорта в Республику Казахстан.
По нашей экспертной оценке, возможные недопоступления таможенных платежей и налогов по указанным товарам за 2013 год составили 22,7 млрд. тенге.
Считаем, надо более подробно изучить данную проблему и привести в соответствие методологию статистического учета.
Мы отмечаем увеличение дебиторской и кредиторской задолженностей.
Дебиторская задолженность на конец года составила 170 млрд. тенге. Кредиторская задолженность увеличена почти в 2 раза и составила 70 млрд. тенге.
Как вы знаете, по поручению Главы государства на развитие диверсифицированной экономики субъектам квазигосударственного сектора выделяются значительные объемы средств из Национального фонда.
Так, в 2014 году расходы средств республиканского бюджета на приобретение финансовых активов по сравнению с 2013 годом возросли почти в 3 раза. После двух уточнений и корректировок бюджета увеличены почти в 4 раза до 480 млрд. тенге.
Однако, по нашей оценке, эти средства используются недостаточно эффективно.
На контрольных счетах наличности субъектов квазигосударственного сектора остались неиспользованными бюджетные средства в сумме 344,5 млрд. тенге.
Мы неоднократно указывали на необходимость финансирования субъектов квазигосударственного сектора по мере завершения определенного этапа проекта, достижения поставленных целей, задач и освоения предусмотренных бюджетных средств.
В 2014 году при реализации двух государственных и пятнадцати отраслевых программ установлены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 127,7 млрд. тенге, неэффективно использовано 56 млрд. тенге.
Отмечаем низкое качество разработки отдельных программных документов. Ряд мероприятий, целевых индикаторов и показателей программ дублируются. Из-за отсутствия по отдельным показателям количественных значений объективно провести оценку достигнутых результатов затруднительно.
Кроме того, координаторами и соисполнителями государственных и отраслевых программ надлежащий мониторинг и контроль за их реализацией не обеспечен.
Не проработаны на должном уровне вопросы софинансирования мероприятий из местных бюджетов, что приводило к несвоевременному их завершению.
Более подробно итоги оценки реализации программных документов изложены в третьем разделе нашего Отчета.
Уважаемые депутаты!
Зависимость бюджетов регионов от поступлений из республиканского бюджета, по-прежнему, сохраняется и негативно отражается на стимулировании повышения налогового потенциала и обеспечении роста экономики региона за счет собственных финансовых средств.
В 2014 году налоговые поступления местных бюджетов на душу населения уменьшились на 3,4% по сравнению с 2013 годом.
Вместе с тем, объемы трансфертов по сравнению с 2013 годом выросли на 258 млрд. тенге и составили 2,2 трлн. тенге.
По нашей оценке, местными исполнительными органами в 2014 году целевые трансферты использованы недостаточно эффективно.
Регионами не освоены, использованы не по целевому назначению, возвращены в бюджет средства республиканского бюджета в размере 13,1 млрд. тенге.
Кроме того, по результатам контроля сумма выявленных финансовых нарушений при формировании и использовании целевых трансфертов составила 243 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 40%.
Проведение уточнений и корректировок только одного года трехлетнего бюджета особенно негативно отражается на реализации среднесрочных и долгосрочных проектов.
В 2014 году при уточнениях и корректировках республиканского бюджета были исключены утвержденные ранее 39 проектов стоимостью 28,8 млрд. тенге и включен 161 проект на сумму 29,4 млрд. тенге.
Из 247 республиканских инвестиционных проектов запланирован к завершению в 2014 году 81 проект, фактически завершено 68, не освоено 8,1 млрд. тенге.
При проведении контроля эффективности реализации инвестиционных проектов ежегодно нами выявляются одни и те же системные проблемы. Это некачественное формирование бюджетных заявок, выделение средств республиканского бюджета при отсутствии проектной и предпроектной документации.
Кроме того, в ходе реализации проектов вносятся изменения в техническую документацию, затягиваются сроки ее согласования, утверждения и сдачи в эксплуатацию, происходит удорожание стоимости строительного объекта.
Первоначальная сметная стоимость всех инвестиционных проектов, которые реализовывались центральными государственными органами в 2014 году (5 885,7 млрд. тенге), увеличилась более чем на 30 млрд. тенге, в основном, из-за некачественных разработок технической документации и включения дополнительных объемов работ.
По результатам контроля выявлены нарушения, допущенные при реализации республиканских инвестиционных проектов и использовании целевых трансфертов на развитие, на общую сумму 34,3 млрд. тенге, из них 8,6 млрд. тенге – средства республиканского бюджета 2014 года.
В 2014 году в регионах из более полутора тысячи (1 578 ед.) инвестиционных проектов к завершению планировалось 983 проекта, фактически завершено 866, или незавершенными остались117 проектов.
Кроме того, первоначальная сметная стоимость региональных инвестиционных проектов увеличилась на 64 млрд. тенге.
В отчетном периоде в рамках контрольно-аналитических мероприятий (220 объектов)в регионах установлены финансовые нарушения на сумму 171 млрд. тенге.
Отдельные социально-значимые объекты осуществлялась при отсутствии технических документов либо положительных экспертных заключений уполномоченных органов.
При реализации бюджетных инвестиционных проектов, в основном, нарушались требования Бюджетного кодекса (33,9%), законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (29,5%), о государственных закупках и правил ведения бухгалтерского учета (5%).
Уважаемые сенаторы!
Основные итоги контрольных мероприятий и деятельности Счетного комитета представлены в приложении нашего Отчета.
В 2014 году проведено 29 контрольных мероприятий на 323 объектах контроля с охватом бюджетных средств в размере 1,8 трлн. тенге, в том числе средств республиканского бюджета 2014 года в сумме 548,2 млрд. тенге.
Количество объектов контроля по сравнению с 2013 годом сократилось в связи с объявлением моратория на проверку субъектов малого и среднего предпринимательства на 149 единиц (на 31,6%).
Выявлены нарушения на сумму 642,8 млрд. тенге, в том числе нарушения, допущенные при использовании средств республиканского бюджета 2014 года – на 111,9 млрд. тенге.
Из общего объема нарушений финансовые нарушения составили 541,7 млрд. тенге, нарушения процедурного характера – 101,1 млрд. тенге. Объем неэффективно использованных бюджетных средств и активов государства составил 162,9 млрд. тенге.
По итогам 2014 года доля выявленных нарушений к объему средств, охваченных контролем, выросла в 2,5 раза по сравнению с 2013 годом (14,1%) и составила более 35%.
Из общей суммы финансовых нарушений основную долю (более 80%) составляют нарушения, допущенные при расходовании бюджетных средств, при проведении государственных закупок (4%), при использовании активов государства (13%), по доходам (2%).
Из 102,6 млрд. тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 91,4 млрд. тенге, или 89%.
В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 22 материала контроля.
За отчетный период к дисциплинарной ответственности привлечено 221 должностное лицо, к административной ответственности – 41 должностное лицо и 74 юридических лица.
Доклад окончен, благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
К.Токаев: План нации является глобальной повесткой дня 29.05.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов провел ряд двусторонних встреч в рамках предстоящих заседаний СГП СНГ и ЕМПС 29.05.2015
Б. Сагинтаев прокомментировал затягивание вхождения Казахстана в ВТО из-за Монголии 29.05.2015
Казахстан занял 37 место в рейтинге Индекса развития человеческого капитала 29.05.2015
За 1 квартал 2015 года в РК вернулись свыше 1 тыс этнических казахов 29.05.2015
Мастера искусств Казахстана выступили в Астрахани 29.05.2015
Зачем Казахстану заботиться о других странах? 29.05.2015
МИД Казахстана: потенциал России в Ближневосточном регионе огромен 29.05.2015
ИГИЛ намерен вернуть миру халифат 29.05.2015
Рабочий график Главы государства 28.05.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz