NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 12:54 ast
10:54 msk

"Доля доходов республиканского бюджета (без учета трансфертов) к ВВП за последние три года имеет тенденцию к снижению"
Выступление Председателя Счетного комитета Козы-Корпеша Есимовича Джанбурчина на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК
04.06.2015 / политика и общество

esep.kz, 3 июня

Уважаемый Кабибулла Кабенович!
Уважаемые депутаты, приглашенные!
Отчет Счетного комитета – заключение к Отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2014 год был обсужден на заседаниях постоянных комитетов и рабочей группы Мажилиса Парламента.
По нашей оценке, в целом, Правительством, уточненные параметры поступлений республиканского бюджета, а также взятые обязательства по расходам исполнены.
Фактическое поступление доходов составило 5,9 трлн. тенге с уменьшением от уточненного плана на 125,2 млрд. тенге, или на 2,1%, от скорректированного – на 44,5 млрд. тенге, или на 0,7%.
Расходы не исполнены на 32,1 млрд. тенге, от скорректированного, или на 0,5%, и на 80,7 млрд. тенге от уточненного, или на 1% и составили 7,4 трлн. тенге.
С учетом результатов обсуждения Отчета разрешите остановиться на основных проблемах, выявленных в ходе исполнения республиканского бюджета 2014 года.
Первое. Проблемы исполнения доходов бюджета
Доля доходов республиканского бюджета (без учета трансфертов) к ВВП за последние три года имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует о недостаточно эффективном налоговом и таможенном администрировании.
Растут объемы авансовых платежей в бюджет, которые сегодня стали одним из инструментов исполнения доходов республиканского бюджета. В 2014 году переплата в республиканский бюджет по налогам составила 1,7 трлн. тенге, или почти половина от фактических поступлений.
Ненадлежащее качество налогового и таможенного администрирования вызвано снижением налоговой дисциплины и нарушением налогового законодательства.
Сумма недоимки по налоговым поступлениям в республиканский бюджет увеличилась на 33,7 млрд. тенге, или почти в 2 раза и составила 78 млрд. тенге.
Кроме того, органами государственных доходов данные по недоимке занижаются путем необоснованного присвоения налогоплательщикам статуса банкрота.
Допускались факты предоставления недостоверных сведений в налоговых декларациях.
Департаментами государственных доходов отдельных областей по одним и тем же нарушениям налогового законодательства применялись различные санкции к налогоплательщикам, либо нарушения игнорировались.
Для повышения качества налогового и таможенного администрирования нами дана рекомендация по включению указанных недостатков в критерий при оценке деятельности уполномоченного государственного органа по планированию и исполнению бюджета.
Второе. Разработка на ненадлежащем уровне и недостаточная эффективность реализации программных и стратегических документов
Ненадлежащая разработка отраслевых и государственных программ, по нашему мнению, вызвана некачественным планированием бюджетных средств.
Запланированные мероприятия программ не стыкуются с объемами требуемых бюджетных средств, целями и задачами программных документов, а отдельные индикаторы и показатели не имеют количественных значений по их достижению.
В отчетном году по итогам оценки реализации 2-х государственных и 15-ти отраслевых программ установлены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 127,7 млрд. тенге, неэффективно использовано 56 млрд. тенге.
Разработанные на ненадлежащем уровне отраслевые программы Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы повлияли на недостижение отдельных целевых индикаторов и показателей, должный мониторинг за ходом реализации мероприятий не обеспечен.
В этой связи, для успешной реализации задач по инфраструктурному развитию экономики и ее диверсификации, обозначенных Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, считаем необходимым учесть выявленные недостатки при реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы.
Третье. По неосвоению бюджетных средств
При оценке использования средств республиканского бюджета 2014 года мы исходили из соблюдения принципа результативности, то есть на достижение в соответствии с Бюджетным кодексом конечных результатов.
По нашим расчетам, общая сумма, по которой не исполнен принцип результативности, составила 378,5 млрд. тенге.
Вместе с тем, остается нерешенным вопрос по определению терминов "неосвоение", "неиспользование" и "неисполнение".
Во избежание различного толкования и в целях выработки единого подхода к оценке исполнения бюджета необходимо на законодательном уровне установить определение этих терминов.
Четвертое. Недостатки в деятельности субъектов квазигосударственного сектора
На формирование и увеличение уставных капиталов субъектам квазигосударственного сектора в 2014 году выделено 480 млрд. тенге. При этом две трети этих средств – в сумме 322 млрд. тенге остались неиспользованными и аккумулированы на их контрольных счетах наличности.
Наши рекомендации по поэтапному выделению средств субъектам квазигосударственного сектора при реализации проектов, данные в 2014 году, во внимание не приняты.
Кроме того, несмотря на увеличение по сравнению с 2013 годом на 24 единицы прибыльных акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, общая прибыль уменьшилась на 2,5 млрд. тенге.
Из-за отсутствия надлежащего мониторинга со стороны государственных органов субъекты квазигосударственного сектора нарушают сроки перечисления части чистого дохода и дивидендов в бюджет.
Так, в 2014 году с нарушением сроков в бюджет перечислено 2,2 трлн. тенге части чистого дохода и 83,2 млн. тенге – дивидендов.
Счетным комитетом даны рекомендации по усилению контроля и мониторинга за расходованием бюджетных средств субъектами квазигосударственного сектора со стороны администраторов бюджетных программ.
Для обеспечения эффективности, прозрачности расходования средств республиканского бюджета нами в еще 2013 году было рекомендовано рассмотреть вопрос формирования консолидированной отчетности финансово-хозяйственной деятельности субъектов квазигоссектора. Данная рекомендация также не принята во внимание.
Пятое. Проблемы при реализации инвестиционных проектов на центральном и местном уровнях
Сохраняется практика внесения уточнений в утвержденный перечень инвестиционных проектов, это приводит к несвоевременному освоению средств и нарушениям сроков реализации проектов, их удорожанию.
В отчетном году из утвержденного перечня исключено 39 проектов общей стоимостью 28,8 млрд. тенге и включен 161 проект на сумму 29,4 млрд. тенге.
На республиканском и региональном уровнях, из предусмотренных к завершению в 2014 году 1064 проекта остались не завершенными 130.
При реализации проектов из года в год выявляются одни и те же системные проблемы.
Это некачественное составление технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации, низкий уровень проведения отраслевой экспертизы. Ряд инвестиционных проектов финансировался из бюджета без технической документации.
Тем самым, первоначальная сметная стоимость всех республиканских инвестиционных проектов увеличилась более чем на 30 млрд. тенге, региональных – на 64 млрд. тенге.
При реализации инвестиционных проектов и использовании целевых трансфертов на развитие выявлены нарушения на 205,3 млрд. тенге.
Для решения вышеуказанных проблем нами рекомендовано законодательно закрепить ответственность уполномоченного государственного органа по бюджетному планированию за рассмотрение необоснованных заявок без подтверждающих документов (ТЭО, ПСД и т.д.).
Шестое. Несовершенство межбюджетных отношений и системные проблемы при использовании трансфертов.
Ежегодно увеличиваются объемы трансфертов из республиканского бюджета.
В 2014 году их объемы по сравнению с 2013 годом возросли на 258 млрд. тенге и составили 2,2 трлн. тенге.
Хочу отметить, что наши рекомендации по обоснованности объемов выделяемых трансфертов регионам с помощью депутатов исполнены.
В Бюджетный кодекс внесено понятие "потенциал региона", кроме того, усовершенствована методика учета доходов при прогнозировании местных бюджетов.
Вместе с тем, в 2014 году сумма выявленных финансовых нарушений при формировании и использовании целевых трансфертов составила 245 млрд. тенге с увеличением по сравнению с 2013 годом на 40%.
Проведенные комплексные проверки в 6-ти регионах (г.Астана, Алматинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Актюбинская, Костанайская области) свидетельствуют о некачественной разработке соглашений о результатах по целевым трансфертам.
Так, в отдельных случаях отсутствовали показатели прямых и конечных результатов, либо они не были увязаны с объемами трансфертов. Отдельные соглашения заключались с нарушением установленных сроков.
В некоторых регионах реализуемые за счет трансфертов инвестиционные проекты не были включены в перечни, утверждаемые акимами областей.
Целевые трансферты регионам выделялись при отсутствии технических документов на инвестиционные проекты, либо положительных экспертных заключений уполномоченных органов.
В результате ряд социально-значимых объектов замораживался и вводился в эксплуатацию позже установленных сроков.
Уважаемые депутаты!
В 2014 году Счетным комитетом проведено 29 контрольных мероприятий.
Выявлены нарушения на сумму 643 млрд. тенге, в том числе нарушения, допущенные при использовании средств республиканского бюджета 2014 года – на 112 млрд. тенге.
Из 102,6 млрд. тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 91,4 млрд. тенге.
Правительству и объектам контроля направлены 68 рекомендаций и 244 поручения.
В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 22 материала контроля. К дисциплинарной ответственности привлечено 221 должностное лицо, к административной ответственности – 41 должностное лицо и 74 юридических лица.
Перед Счетным комитетом в целях исполнения Плана нации "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ" в рамках формирования подотчетного государства поставлена задача по внедрению новой системы аудита и оценки работы государственного аппарата.
В 2015 году нам предстоит дальнейшая реализация Дорожной карты по переходу на государственный аудит. Реформируется методологическая база, пересматриваются инструменты повышения финансовой дисциплины и системы подготовки и переподготовки кадров.
В настоящее время на рассмотрении в Мажилисе Парламента находится проект Закона "О государственном аудите и финансовом контроле".
От того, как будет принят закон, зависит степень участия Счетного комитета в становлении системы государственного аудита и дальнейшем развитии финансового контроля в Казахстане.
Завершая свое выступление, хочу выразить благодарность всем депутатам за активное участие в обсуждении нашего Отчета и заверить, что озвученные вами рекомендации и предложения будут учтены нами в дальнейшей работе.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Анонс предстоящих событий 30.06.2015
К.Токаев подвел итоги V Съезда лидеров мировых и традиционных религий 30.06.2015
Премьер-Министр РК Карим Масимов принял участие в региональной конференции стран Центральной и Южной Азии по противодействию насильственному экстремизму 30.06.2015
Совбез РК предложил замораживать имущество лиц причастных к терроризму 30.06.2015
Первый заместитель Премьер-Министра РК Б.Сагинтаев провел переговоры с недавно назначенным спецпредставителем ООН 30.06.2015
Е.Идрисов: Важно сконцентрировать усилия Казахстана и региональных структур ООН на решении экономических вопросов в ЦА 30.06.2015
Властям сложнее бороться с экстремистским аудиоконтентом в сети 30.06.2015
Вольное экономическое общество России наградило Президента Казахстана Большой Золотой медалью 30.06.2015
В МЗСР РК презентован План действий по обеспечению занятости молодежи 30.06.2015
В МИД обсуждены вопросы сотрудничества Казахстана и США в противодействии экстремизму и терроризму 30.06.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz