Астана, 24 июня, Дом Мажилиса
На состоявшемся сегодня под председательством Кабибуллы Джакупова пленарном заседании Мажилис одобрил в первом чтении законодательные поправки по вопросам пенсионного обеспечения. Предусматривается, что с 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться при достижении гражданами пенсионного возраста и в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. Размер базовой пенсии при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет и его отсутствии будет равен 50% прожиточного минимума (ПМ), с увеличением ее размера за каждый полный год сверх 10 лет на 2% ПМ, но не более 100% ПМ при 35-летнем и более стаже участия. С 1 января 2018 года предлагается ввести новый условно-накопительный компонент пенсионной системы, формируемый за счет обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% от доходов работников. Пенсионное обеспечение всех сотрудников силовых структур с 1 января 2016 года предлагается осуществлять за счет госбюджета. При этом с 2016 года будут отменены обязательства госбюджета по уплате 20% обязательных пенсионных взносов от денежного содержания сотрудников силовых структур. "Добро" Палаты в первом чтении получил и законопроект с сопутствующими поправками об использовании атомной энергии. Предусматривается, в частности, установление категорий радиационной опасности установок и источников ионизирующего излучения с целью разграничения требований безопасности; введение норм, устанавливающих порядок принятия решения о сооружении ядерных установок и пунктов захоронения. Законопроект дополнен нормой, которая обязывает лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, осуществлять страхование возможного ущерба жизни, здоровью и имуществу персонала или третьих лиц, возникающего вследствие воздействия радиации и радиоактивного заражения. Депутаты Мажилиса одобрили и поправки по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. В частности, предлагается закрепить определения понятий "военно-экономические учения" и "командно-штабные учения". На состоявшемся пленарном заседании "добро" депутатов получил во втором чтении и проект законодательных поправок по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма. Предусматривается, к примеру, расширение перечня субъектов финмониторинга в целях противодействия теневой экономике, определение мер по усиленной и упрощенной надлежащей проверке клиента субъекта финмониторинга, применяемых в зависимости от значений индикаторов риска, установление механизма замораживания активов лиц и организаций, связанных с финансированием терроризма и экстремизма. Депутаты Мажилиса одобрили и ряд ратификационных документов. Это соглашения: Казахстана соответственно с Литвой и Россией о реадмисии лиц, а также с Японией о поощрении и защите инвестиций. И в этот же день мажилисмены одобрили вопрос о продолжении работы над проектом закона с сопутствующими поправками о благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности. Наряду с этим депутаты взяли в работу пакет ратификационных документов. Это – Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, соглашения Казахстана с Ираном о международных автоперевозках пассажиров и грузов, с Кыргызстаном – о международном автосообщении, а также Межамериканская конвенция о взаимопомощи по уголовным делам. В этом же ряду – поправки по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финуслуг и деятельности финансовых организаций и Нацбанка.
---
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: "ЭЙР АСТАНА" – "SCAT": ЛЮБЫЕ АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА МОГУТ НЕГАТИВНО ПОВЛИЯТЬ РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО АВИАПЕРЕВОЗЧИКА
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Серикбай Нургисаев: "Основанием нашего обращения к Вам является повторное коллективное письмо АО "Эйр Астана" на депутатский запрос от 22 мая 2013 года №98 о проблеме государственного регулирования тарифной политики в отношении казахстанских авиакомпаний. 17 июня 2013 года получено Ваше разъяснение о том, что в целях создания условий для развития республиканского рынка авиаперевозок при обслуживании воздушных судов, выполняющих внутренние регулярные авиарейсы в пределах воздушного пространства Республики Казахстан, уполномоченный орган в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках (далее – уполномоченный орган) к утвержденным им ставкам будет предоставлять возможность применения временного понижающего коэффициента. Однако в своем письме АО "Эйр Астана" отметило, что новое руководство уполномоченного органа изменило позицию относительно целесообразности предоставления возможности применения временного понижающего коэффициента и, соответственно, приняло решение об отказе в предоставлении возможности применения временного понижающего коэффициента к ставкам на регулируемые услуги аэронавигации. Свой отказ уполномоченный орган мотивировал тем, что авиаперевозчики не отвечают требованиям экономической эффективности и принципам утверждения временного понижающего коэффициента. Более того, для получения возможности применения временного понижающего коэффициента уполномоченный орган дополнительно потребовал увеличить объем производственных показателей для воздушных судов авиакомпаний. В свою очередь, увеличение данных производственных показателей по внутренним направлениям страны в 2015 году по информации АО "Эйр Астана" фактически не представляется возможным, ввиду небольшого объема пассажирооборота, сравнительно высоких затрат на лизинг воздушных судов и их техническое обслуживание, а также низкого уровня инфраструктуры некоторых аэропортов страны. Несмотря на данную ситуацию, в феврале 2015 года АО "Эйр Астана" повторно обратилось с заявкой в уполномоченный орган с целью получения возможности применения временного понижающего коэффициента на регулируемые услуги аэронавигации. При этом АО "Эйр Астана" в представленных документах показал реальное увеличение объемов по регулируемым услугам РГП "Казаэронавигация" в верхнем воздушном пространстве на 12% роста и в районе аэродрома на 10% по отношению к 2014 году. Вместе с тем, уполномоченный орган, не приняв во внимание данную информацию, отметил сокращение объемов производственных показателей для воздушных судов авиакомпании и вновь принял решение об отказе в предоставлении возможности применения временного понижающего коэффициента. В тоже время, находясь в аналогичных с АО "Эйр Астана" условиях, АО "Авиакомпания "SCAT" получила от уполномоченного органа возможность применения временного понижающего коэффициента. АО "Эйр Астана" национальным авиаперевозчиком с высоким уровнем менеджмента, а также государственной долей участия, являясь гордостью отечественной авиации, как на отечественном, так и международном рынке авиауслуг, беспокоясь о своей деловой репутации, предоставляет уполномоченным государственным органам только достоверную информацию. В этой связи, коллектив АО "Эйр Астана" считает, что уполномоченный орган отказывает им по надуманным и несправедливым в плане конкуренции причинам, поставив одних авиаперевозчиков в неравные конкурентные условия по сравнению с другими. Учитывая, что АО "Эйр Астана" и Авиакомпания "SCAT" являются конкурирующими авиакомпаниями на внутреннем рынке авиаперевозок, подобные действия уполномоченного органа существенно улучшают положение АО "Авиакомпания "SCAT", необоснованно предоставляя ему значительные привилегированные и конкурентные преимущества. В тоже время, Концепцией антимонопольного регулирования предусматривается установление единых подходов для развития добросовестной и справедливой конкуренции в Республике Казахстан. Стоит особо отметить, что согласно 67 шагу Национального плана действий "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства", предусматривается развитие национального авиаперевозчика АО "Эйр Астана", а именно сосредоточение его основных сил на международных направлениях в основные финансовые центры мира (Нью-Йорк, Токио, Сингапур). При этом полагаем, что любые антиконкурентные действия со стороны уполномоченного органа могут негативно повлиять развитие национального авиаперевозчика, в том числе и на международной арене, что в конечном итоге может привести к срыву исполнения вышеупомянутой задачи, определенной в Национальном плане. На основании вышеизложенного, уважаемый Карим Кажимканович, просим Вас рассмотреть данный вопрос и поручить соответствующим государственным органам принять необходимые меры для устранения условий, препятствующих справедливой и добросовестной конкуренции на отечественном рынке авиаперевозок и его скорейшего развития".
----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МИНФИНУ: ПО ПРОБЛЕМЕ ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру финансов РК Султанову Б.Т. обратился депутат Парламента Азат Перуашев: "Как известно, недавно в Парламенте состоялось обсуждение Отчета Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета за 2014 г. В Отчете Счетного комитета были отражены многочисленные факты потерь налоговых поступлений в бюджет в результате бездействия фискального ведомства. В этой связи считаем нужным напомнить, что на протяжении ряда лет, в ходе дискуссии по проблеме лжепредпринимательства, и партия "Ак жол", и Национальная палата "Атамекен" неоднократно указывали, что деятельность лжепредприятий и "обнальных" фирм невозможна без покровительства недобросовестных сотрудников внутри самих налоговых органов. Именно через этот канал происходит львиная доля хищений бюджетных средств и вывод коррупционных денег за рубеж. Известны многочисленные факты, когда сотрудники и руководители налоговых служб в разных регионах уличались в так называемом "крышевании" десяткам подставных компаний, деятельность которых нанесла ущерб государству в миллионы и миллиарды тенге. Вот и по итогам 2014 г. Счетным комитетом выявлены многочисленные факты неоправданного и явно умышленного затягивания процедур в отношение лжепредприятий, результатом чего стал увод денежных средств, подлежавших взысканию в пользу государства. Так, с мая 2009 г. департаментом госдоходов Карагандинской области приостановлена и до сих пор (т.е. на протяжении 6 лет!) не завершена налоговая проверка ТОО "Брусника ЛТД", по признакам лжепредпринимательства и так называемых "обнальных" схем. Сумма потерь бюджета только по этому ТОО превысила 9 млрд 632 млн. тенге. Одной этой суммы хватило бы для обеспечения бесплатных школьных обедов по всей стране даже с повышением арендной платы школьных столовых, вызвавшей недавно широкий общественный резонанс. Потери бюджета под аналогичным предлогом при попустительстве местных налоговых органов допущены в г.Алматы при проверке ТОО "АлматыСтройКомИнвест" на сумму более 124 млн.тенге; в Карагандинской области при проверке ТОО "КушСтрой" на сумму около 600 млн., в Актюбинской области – при проверке ТОО "Актобе Жасыл Жибек Жолы" на сумму 173 млн.тенге. Налоговыми органами Южно-Казахстанской области при проверке ТОО "Мейрам-Н" меры реагирования приняты только через 20 месяцев (!) после признания его лжепредприятием, в Мангыстауской области – к ТОО "Райсервис и К" – лишь через 24 месяца (2 года!) после решения суда о признании его регистрации недействительным. За эти сроки деньги, подлежавшие изъятию в бюджет, благополучно испарились вместе с мошенниками. Сумма ущерба составила более 570 млн.тенге. Имеется масса и других аналогичных примеров, заставляющих задуматься о причинах столь снисходительного и даже теплого отношения к аферистам со стороны чиновников. Мы знаем, что Министерство финансов и его структурные подразделения, включая Комитет государственных доходов, проводят большую работу по противодействию коррупции. Доказательством тому служит и принятый сегодня во втором чтении закон о противодействии отмыванию денег, добытых преступным путем. Думаем, что указанные в нашем запросе факты были вскрыты также при активном участии Минфина и Комитета. Тем не менее, учитывая системный характер данных правонарушений, наносящих огромный ущерб государственным интересам, фракция партии "Ак жол" просит сообщить: – Проводилось ли служебное расследование по фактам, указанным в Отчете Счетного комитета, привлечены ли к ответственности сотрудники налоговых органов, допустившие данные нарушения? – Какие меры намерено предпринять Министерство для искоренения подобных злоупотреблений не вслед похищенным средствам, а по их предупреждению? – А также – будет ли наконец разорвана порочная связь лжепредприятий и обнальных контор с сотрудниками налоговых органов? Поддержка предпринимательства – один из приоритетов парламентской деятельности ДПК "Ак жол". На фоне огромного терпения и труда, проявляемого добросовестными гражданами, чтобы обеспечить стабильный бизнес и рабочие места сотрудникам, – неадекватные и нетрудовые миллиардные барыши мошенников и коррупционеров вызывают разочарование и дискредитируют честный производительный труд предпринимателей". Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Е.Никитинская, А.Абильдаев, Т.Ергалиев, Н.Жазылбеков, М.Казбекова, С.Кадралиева и А.Туртаев.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС НАЦБАНКУ: В ЦЕЛЯХ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ТУРИСТОВ
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Председателю Национального Банка Келимбетову К.Н. обратилась депутат Парламента Светлана Романовская: "Как известно, сфера отечественного выездного туризма переживает сложные времена. Ежегодно прекращают свою деятельность крупнейшие туроператоры страны. Как следствие десяткам тысяч казахстанским туристам был причинен огромный финансовый и моральный ущерб. В целях поиска возможных системных решений республиканским общественном объединении "Национальная Лига Потребителей" были организованы несколько круглых столов с участием представителей государственных органов и туристского рынка. В ходе заседаний стало известно, что страховые компании намерены отказаться от лицензии по классу обязательное страхование ГПО туроператора и турагента по причине высоких рисков. Таким образом, в случае отказа всех страховых организаций от предоставления своих услуг, деятельность туроператоров и турагентов окажется незаконной, т.к. этот вид деятельности подлежит обязательному страхованию. Данное обстоятельство приведет к неминуемому обвалу целой отрасли. Также был отмечен ряд текущих проблемных вопросов в сфере страхования туризма: страховые выплаты осуществляются лишь на основании судебного решения, в т.ч. в случаях, когда туроператор или авиаперевозчик официально уведомляет об отказе выполнить свои обязательства. Однако судебные разбирательства идут длительно. Таким образом, туристы, заведомо зная о срыве поездки и имея подтверждающие документы, не могут получить страховые выплаты и осуществить турпоездку. Кроме того стоит отметить, что некоторые страховые компании в одностороннем порядке расторгают действующие договора страхования. В связи с вышеизложенным, а также в целях защиты прав и интересов туристов прошу предоставить ответы на следующие вопросы: 1. Планирует ли Национальный Банк РК – регулятор страхового рынка – предпринять какие-либо меры по недопущению отказа страховыми компаниями от лицензирования по классу обязательное страхование ГПО туроператора и турагента, а также предотвращению одностороннего расторжения действующих договоров страхования со стороны страховых компаний? 2. Возможны ли страховые выплаты при наличии у турагента официального уведомления авиакомпании или туроператора об отказе выполнить свои обязательства? О результатах прошу сообщить в установленные законом сроки, в соответствии со ст. 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".
---
Мажилис одобрил в первом чтении законопроект по вопросам пенсионного обеспечения mzsr.gov.kz, 24 июня
Сегодня на пленарном заседании Мажилиса Паралмента РК депутаты палаты одобрили в первом чтении проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения". Данный законопроект разработан с целью реализации основных направлений Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года, утвержденной указом Главы государства от 18 июня 2014 года. Проектом Закона предусматривается: 1. Изменение порядка назначения базовой пенсионной выплаты. Предлагается с 1 июля 2017 года базовую пенсионную выплату назначать в зависимости от стажа участия в пенсионной системе при достижении пенсионного возраста. При стаже участия 10 и менее лет размер базовой пенсионной выплаты будет равен 50% от величины прожиточного минимума, с увеличением ее размера за каждый полный год сверх 10 лет на 2% от ПМ, но не более величины прожиточного минимума при 35 летнем стаже участия. 2. Введение нового условно-накопительного компонента пенсионной системы за счет установления дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя (далее – ОПВР). Эти взносы не являются собственностью граждан и будут фиксироваться на условном пенсионном счете каждого работника, открытом в ЕНПФ. Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, на чье имя открыт условный пенсионный счет, при условии перечисления ОПВР не менее чем за 60 месяцев, а также инвалиды I и II групп, инвалидность которых установлена бессрочно. Пенсия выплачивается пожизненно ежемесячными платежами и не наследуется. Ежегодно размеры пенсий будут индексироваться в зависимости от финансовых возможностей ЕНПФ и демографических показателей. 3. Совершенствование пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. Предлагается с 1 января 2016 года осуществить перевод всех сотрудников силовых структур на полное государственное пенсионное обеспечение. Предлагаемые меры позволят обеспечить и в дальнейшем сохранить соотношение совокупной пенсии к среднемесячной заработной плате по экономике (коэффициент замещения) на уровне, рекомендуемом Международной организацией труда (не менее 40%). Отрицательных правовых и социально-экономических последствий в случае принятия законопроекта не предполагается.
-----
Мажилис одобрил поправки в законопроект по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации Пресс-служба Министерства национальной экономики РК, 24 июня
Сегодня на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК Министр национальной экономики РК Ерболат Досаев представил законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации". Действующей Военной доктриной Республики Казахстан определены следующие основные задачи мобилизационной подготовки: 1) совершенствование системы мобилизационной подготовки государственных органов, а также организаций, имеющих мобилизационные заказы; 2) повышение мобилизационной готовности государства. Реализация задач мобилизационной подготовки позволит осуществлять устойчивое управление государством в период мобилизации, военного положения и в военное время. Одной из основных задач мобилизационной подготовки является совершенствование нормативной правовой базы в области мобилизационной подготовки и мобилизации. В реализацию данного пункта Министерством совместно с государственными органами был разработан проект Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации". В законопроекте внесены изменения в части закрепления понятий: 1) "мобилизационный план государственного органа"; 2) "мобилизационный план административно – территориальных единиц"; 3) "мобилизационный план организаций"; Также проведено уточнение компетенции государственных органов и организации путем закреплений за ними функций по "разработке, согласованию и утверждению мобилизационных планов государственных органов и административно-территориальных единиц". Мобилизационные планы государственных органов разрабатываются на основании мобилизационного плана государства и предусматривают мероприятия по мобилизации в разрезе сфер деятельности, отраслей экономики, административно-территориальных единиц, а также организации. Согласно действующего Закона РК "О мобилизационной подготовке и мобилизации" организации не вправе отказываться от выполнения государственных заданий и заказов в интересах обороны государства, по мобилизации, военному положению и в военное время. В законопроекте внесено изменение, в части закрепления понятия "Плана производства товаров, выполнения работ и оказания услуг на соответствующий период". Государственные органы при получении мобилизационных заданий принимают на себя функции государственного заказчика и организуют планирование размещения соответствующих мобилизационных заказов. В процессе планирования размещения мобилизационных заказов государственные заказчики проводят анализ производственных возможностей организаций. В связи с чем, в рассматриваемом законопроекте уточнены компетенции государственных органов и организаций по предоставлению информации о производственных, финансовых, складских возможностях организаций. Кроме того, расширена компетенция уполномоченного органа по проведению военно-экономических и командно-штабных учений по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных мероприятий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, специальных государственных органах. |