Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, д.э.н., "Казахстанская правда", 3 сентября
Действенный финансовый контроль – необходимое условие дальнейшего развития страны и улучшения благосостояния народа. Трансформация этой важнейшей функции – конкретный шаг к повышению эффективности государственного сектора.
Первостепенные задачи В условиях сложившейся экономической ситуации и ограниченности ресурсов повышение эффективности использования средств государственного бюджета становится первостепенной задачей. Особая роль в этом отводится органам финансового контроля, способствующим рациональному использованию бюджетных ресурсов на благо общества. Между тем действующая сегодня система государственного финансового контроля нацелена лишь на выявление нарушений использования бюджетных средств постфактум, а не на предупреждение. В настоящее время в Парламенте находится проект Закона "О государственном аудите и финансовом контроле". Он направлен на создание комплексной системы государственного аудита на основе самого передового мирового опыта. При этом документ обсуждается уже на протяжении ряда лет. Такое, казалось бы, затянувшееся рассмотрение законопроекта объясняется объективными и субъективными причинами. Прежде всего нужно понимать, что переход на государственный аудит – не одномоментный акт. Это серьезный вопрос, требующий всестороннего анализа. Мы считаем, что все основные проблемы в сфере государственного финансового контроля и аудита, о которых Счетный комитет говорит на протяжении нескольких лет, должны быть максимально устранены с принятием этого закона. Речь, в частности, идет о разрозненности контрольной деятельности государства, отсутствии единой методологии планирования и проведения контроля, дублировании функций и полномочий органов государственного финансового контроля, отсутствии их эффективного взаимодействия, слабом использовании потенциала служб внутреннего контроля и аудита. "Перезагрузка системы" путем внедрения государственного аудита, по нашему мнению, должна позволить решить многие проблемные вопросы. В конечном итоге это приведет к полноценной оценке существующей системы управления и определению направлений по ее дальнейшему эффективному развитию. Кроме того, в процессе обсуждения высказывались различные мнения относительно тех или иных полномочий Счетного комитета как высшего органа государственного аудита. Так, например, ряд функций, которые не соответствовали роли и месту Счетного комитета в системе государственного управления, впоследствии был исключен.
Основные положения законопроекта Согласно законопроекту, цель государственного аудита – повышение эффективности использования бюджетных средств и управления государственными активами. Государственный финансовый контроль определен как меры реагирования при выявлении нарушений законодательства. Нарушения разделены на финансовые и процедурные. Другими словами – повлекшие или не повлекшие необоснованное расходование бюджетных средств. В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний и внутренний. Систему органов внешнего государственного аудита и финансового контроля представляют Счетный комитет и ревизионные комиссии, внутреннего – Комитет финансового контроля Министерства финансов, как уполномоченный Правительством орган по внутреннему аудиту, и службы внутреннего аудита центральных государственных органов и их ведомств, а также акиматов. Основная задача внешнего аудита – анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления национальными ресурсами для обеспечения качества жизни населения и национальной безопасности страны. Внутренний аудит будет проверять достижение объектом государственного аудита прямых и конечных результатов, предусмотренных в документах системы государственного планирования, эффективности внутренних процессов организации деятельности госорганов, качества оказываемых госуслуг, сохранности активов государства. Законопроект также предполагает определение единых требований к проведению государственного аудита и финансового контроля, что очень важно для систематизации работы контрольных органов.
Новые вызовы Согласно законопроекту, в значительной мере предлагается изменить функции и полномочия Счетного комитета как высшего органа государственного аудита. Так, ключевое значение в деятельности главного контрольного органа будет отведено аудиту эффективности, заключающемуся в оценке результатов использования госсредств, достигнутых по отношению к планам. Особое внимание аудиторов будет уделяться рекомендациям по совершенствованию деятельности объектов контроля, выявлению недостатков, способствующих совершению правонарушений. Важное нововведение в полномочиях Счетного комитета – инициировать привлечение виновных лиц не только к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности, но и к материальной – с тем, чтобы обеспечить возмещение в бюджет выявленных сумм нарушений. Абсолютно новыми функциями будут аудит консолидированной финансовой отчетности, аудит эффективности реализации стратегий развития национальных холдингов, деятельности органов государственного аудита, деятельности по проведению мониторинга за валовым внешним долгом государства, ценообразования.
Особая ответственность Пожалуй, одна из наиболее ответственных задач, которую предстоит решать Счетному комитету, – предварительная оценка проекта бюджета. Такая практика – представлять заключение по проекту очередного бюджета – характерна для высших органов финансового контроля многих передовых стран мира. Справедливости ради нужно отметить, что Счетный комитет еще несколько лет назад предлагал включить в функции высшего контрольного органа страны оценку проекта бюджета. Из года в год, представляя в Парламенте свое заключение на отчет Правительства об исполнении бюджета, мы констатируем, что одна из основных причин выявленных нарушений – некачественное планирование. И в нынешнем году Счетный комитет отмечал, что республиканский бюджет 2014 года уточнялся дважды, а параметры бюджета многократно корректировались (24 раза), только в декабре – 5 раз, несмотря на то, что второе уточнение было проведено в ноябре. Все это негативно сказалось на достижении поставленных прямых и конечных результатов ряда бюджетных программ, а также реализации отдельных этапов бюджетного процесса. В случае утверждения закона проект бюджета будет анализироваться посредством экспертно-аналитических и контрольных мероприятий на предмет наличия "слабых мест". Счетному комитету предстоит определить соответствие расходов бюджетному и иному законодательству, приоритетам социально-экономического развития страны, результатам оценки государственных программ и стратегических планов центральных государственных органов, а также выводам и рекомендациям, данным Счетным комитетом к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год. На данном этапе рядом государственных органов предлагается, чтобы такая оценка подготавливалась Счетным комитетом за 4–5 дней до внесения проекта бюджета в Парламент. Однако, на наш взгляд, за столь короткий срок заключение не будет содержательным и полноценным. Для подготовки качественной предварительной оценки проекта республиканского бюджета необходимо, чтобы представители Счетного комитета с самого начала участвовали в его разработке. В частности, в качестве наблюдателей в работе республиканской бюджетной комиссии. Так, к моменту подготовки собственно заключения представители Счетного комитета будут знать все "узкие места", тонкости бюджета, где идет завышение расходов, на какие не столь приоритетные мероприятия запланированы значительные средства, где выделяются средства по заявкам, не имеющим соответствующих ТЭО, ПСД и т. д. Кроме того, хочу подчеркнуть, что эту новую для Счетного комитета функцию нельзя вводить в действие сразу после принятия закона. Для подготовки качественной оценки необходимо разработать методику ее проведения. Нужно четко расписать критерии оценки, сроки, порядок, механизм взаимодействия всех участников бюджетного процесса. Именно поэтому мы предлагаем соответствующую норму вводить в действие с отсрочкой. Подходы по законопроекту "О государственном аудите и финансовом контроле" в настоящее время совершенствуются в рамках реализации шага 93 Плана нации "100 конкретных шагов", согласно которому Счетный комитет будет работать по модели первоклассных мировых аудиторских компаний и уйдет от текущего операционного контроля. Для решения этой задачи использован опыт крупнейших мировых аудиторских компаний.
К работе готовы Трансформационные процессы отечественной системы государственного финансового контроля продиктованы веяниями времени. Формируемые в рамках этих процессов принципы и механизмы позволят ей стать динамичной, адекватной национальным интересам в области экономики. В целом государственный аудит будет не просто констатировать те или иные несоответствия, а выявлять причины, резервы и потенциал использования государственных финансовых ресурсов с большей отдачей, эффективностью. Счетный комитет, который с принятием вышеуказанного закона станет высшим органом государственного аудита, к решению этих ответственных задач готов. |