Астана, 8 сентября, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе состоялась презентация законопроекта с сопутствующими поправками "О доступе к информации". Документ разработан группой депутатов Парламента РК. Об основных положениях нового проекта закона рассказал один из разработчиков документа Председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев. Цель законопроекта – реализация конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Как пояснил М.Ашимбаев, при разработке проекта закона учитывался международный опыт. При этом докладчик акцентировал внимание на проекте Open Government Partnership. – Суть этой инициативы, которая появилась в 2011 году, – делиться опытом, экспертизой, знаниями, как формировать открытое подотчетное правительство, открытое подотчетное государство. Сегодня эту инициативу поддерживает 65 государств мира, – отметил М.Ашимбаев. Мажилисмен подчеркнул три главных принципа, которые обеспечивают доступ к информации – прозрачность, подотчетность, вовлеченность. В проекте закона эти принципы детализированы и сводятся к таким, как законность; открытость и прозрачность деятельности обладателей информации; достоверность и полнота; актуальность и своевременность; равный доступ к информации; неразглашение госсекретов и иных охраняемых законом тайн; неприкосновенность частной, личной и семейной тайны; соблюдение прав и законных интересов юридического лица. В законопроекте четко прописано, к какой информации доступ не подлежит ограничению. В частности, это касается информации о ЧС и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан; об актах терроризма; о состоянии экологии, противопожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и т.д. Документом предлагается расширить перечень субъектов-обладателей информации, на которых будет распространяться действие норм Закона, и способы доступа к информации. Так, к обладателям информации предлагается отнести органы государственной власти; госучреждения, не являющиеся госорганами; субъекты квазигосударственного сектора; получатели бюджетных средств в части информации, касающейся использования средств, выделенных из госбюджета; субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение; юрлица, владеющие экологической информацией, информацией о ЧС, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке. Доступ к информации предлагается, к примеру, обеспечивать также путем онлайн-трансляции открытых заседаний Парламента Казахстана или его Палат, местных представительных органов области, города республиканского значения, столицы страны и коллегий госорганов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах. Говоря об отчетных встречах, А.Ашимбаев отметил, что проектом закона предлагается ввести в практику помимо отчетов акимов отчеты руководителей центральных государственных, местных исполнительных органов и руководителей национальных высших учебных заведений. По предложению разработчиков, подготовка и проведение отчетов будет возлагаться на специально создаваемые Общественные советы. В целях контролирования как реализуется данный закон предусмотрено создание Общественного совета по вопросам доступа к информации. Сопутствующим законопроектом, в частности, предусматривается установление административной ответственности за нарушение законодательства о доступе к информации. Также в некоторые законодательные акты РК вносятся изменения и дополнения в части уточнения процедуры рассмотрения запросов физических лиц и представителей юридических лиц по реализации конституционных прав свободно получать информацию. Работа над законопроектом будет продолжена в рамках рабочей группы, руководителем которой является Анатолий Пепенин. |