11 ноября 2015 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
Вместо исполнения поручений Президента о поддержке отечественных производителей и казахстанского содержания, госорганы вообще исключили эти понятия из закона – об этом заявил Азат Перуашев сегодня в ходе обсуждения законопроекта "О государственных закупках" во втором чтении. "В сравнительной таблице содержится 9 непринятых наших поправок, они сводятся к нескольким моментам, не нашедшим решения в законопроекте. Так, депутаты ДПК "Ак жол" предлагают восстановить в законе понятия отечественного производителя и казахстанского содержания. Но правительство и рабочая группа, напротив, исключили эти понятия со ссылкой на договоры о вступлении Казахстана в ВТО и Евразийский экономический союз. То есть, мы теперь отказываемся в государственных закупках поддерживать казахстанский бизнес и стимулировать формирование добавленной стоимости в своей стране. Безусловно, международные обязательства надо выполнять. Но я хотел бы напомнить коллегам, что происходит сегодня с отечественными предприятиями. Кредитов в тенге нет, а те, что есть – начинаются от 16-20%. Или берите в долларах, но какой курс его будет завтра, а не то, что через год – никто не знает. На наши требования Нацбанку обеспечить тенговую ликвидность и внятную валютную политику – не ответил ни прежний председатель, ни пока новый. Покупательская способность населения упала. В этих условиях госзакупки остаются, наверное, единственным ресурсом, и этот ресурс должен служить именно казахстанским предприятиям. Это принципиальная позиция партии "Ак жол". Но не только наша. Хочу напомнить коллегам поручение, которое Лидер нации, Президент Н.А.Назарбаев дал всем нам 3 сентября 2012 г., при открытии второй сессии нашего созыва Парламента, цитирую слова Президента: "Сейчас важно пересмотреть всю систему поддержки казахстанского содержания, особенно в обрабатывающей промышленности, аграрном комплексе, малоконкурентных отраслях. Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас. Поручаю Правительству совместно с Фондом "Самрук-Қазына" проанализировать мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанских товаропроизводителей", – сказал тогда Нурсултан Абишевич. И как же мы выполняем это поручение? Тем, что вообще выбрасываем из законодательства понятия казахстанского содержания и казахстанских производителей, которые Глава государства прямо поручил поддержать?" Кроме того, Азат Перуашев предложил закрепить в законе о госзакупках преференции для малого и среднего бизнеса, тем более что правилами ВТО такая поддержка не запрещается. Более того, поддержка МСБ – это косвенная поддержка того же отечественного бизнеса. Потому что в наших госзакупках не приедут участвовать малые предприятия из Европы или Америки, или даже из Китая или России. Для них это слишком далеко и накладно. МСБ, как правило, не работает дальше своего города или района. "Поэтому отдавая приоритет малому и среднему бизнесу, мы фактически поддерживаем своих предпринимателей, неужели это непонятно? Если правила ВТО допускают такие решения, то что мешает нам самим поддержать своих земляков, которые и рабочие места здесь же создают, и налоги в наш бюджет платят? Я не понимаю и не принимаю такой позиции", – подчеркнул Перуашев. Еще один блок предложений касался открытого обсуждения конкурсной документации по госзакупкам, имеющим проектно-сметную документацию. Законопроект исключает такое обсуждение, ссылаясь что ПСД и без того проходят экспертизу. "По практике моей работы председателем Совета по противодействию коррупции при НПП могу сказать, что именно через ПСД происходит "отсекание" казахстанских производителей от тендеров, – отметил А.Перуашев. – Организаторы заранее закладывают туда именно ту продукцию, которую хотят провести. Как правило, это иностранная продукция. А экспертиза, которую они же заказывают, эти требования спокойно подтверждает. И когда надо заказчику – госэкспертиза послушно заверяет замену одного оборудования другим, как показывает идущий сейчас суд в Караганде. А отечественные производители бегают по кабинетам, и не могут понять, почему их такое же оборудование, но в 2-3 раза дешевле, даже не допускают к тендеру. Эта норма не только против наших производителей, но и крайне коррупциогенная, и от нее надо избавляться. Минфин понимает эти риски, но ссылается, что тогда процедуры согласования требований с отечественными производителями займет слишком много времени. Но фракция "Ак жол" считает, что сегодня главная задача не в том, чтобы быстро потратить деньги, а в том, чтобы потратить их максимально эффективно и с пользой для всей экономики, а не только для организаторов тендера". По итогам голосования, из внесенных А.Перуашевым поправок более 20 были приняты, а указанные 9 отклонены большинством голосов. При этом, непринятые поправки "Ак жола" поддержали до 14 человек, т.е. ряд депутатов других фракций. |