Александр ПОКАТИЛОВ, "Огни Мангистау", 20 ноября
План нации "100 конкретных шагов" закладывает фундамент востребованных временем общественных и государственных преобразований, направленных на дальнейшее благополучие каждого человека, каждой семьи, повышение конкурентоспособности страны в мировом масштабе. Сегодня можно говорить о том, что социально-экономические векторы развития Мангистауской области выстроены на достижение Плана нации. Именно об этом говорилось на первой пленарной сессии регионального экспертного совета, прошедшего в четверг, 19 ноября, в Актау под эгидой Конгресса политологов Казахстана и при поддержке акимата Мангистауской области. Роль регионов в реализации Плана нации "100 конкретных шагов" на примере Мангистауской области рассматривалась на первой пленарной сессии регионального экспертного совета с участием акима Мангистауской области Алика Айдарбаева, известных экспертов Казахстана – редактора биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияра Ашимбаева, директора Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрея Чеботарева, директора фонда "Мир Евразии" Эдуарда Полетаева, директора Центра социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмиры Илеуовой, аналитика Гульмиры Курганбаевой, главного научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Министерства образования и науки Республики Казахстан Рустема Кадыржанова, политолога Бакытжана Бухарбаева. Кроме того, в работе пленарной сессии принимали участие руководители государственных и территориальных органов, представители Ассамблеи народа Казахстана по Мангистауской области, СМИ.
На старте – реализация Плана нации Наша страна вступила в качественно новый этап развития, сегодня стоят новые масштабные задачи и вызовы. В ответ на них Елбасы выдвинул пять институциональных реформ и конкретные 100 шагов по их реализации. Открывая заседание совета, аким Мангистауской области Алик Айдарбаев отметил, что с объявлением пяти институциональных реформ Главы государства социально-экономические векторы развития Мангистауской области были выстроены на достижение Плана нации. – В своих программных выступлениях Глава государства неоднократно акцентировал внимание на роли регионов в общем экономическом укладе нашей страны. И закономерно, что сегодня значение областей в реализации стратегических установок и поручений Президента неизменно возрастает. Регионы, имеющие свою социально-экономическую особенность и самобытность, подобно мозаике складываются в единый пазл, способствуя укреплению государства и нацелены на решение важнейших вопросов страны. Мангистау в этом пазле занимает особое место. До сегодняшнего дня была проделана большая работа по точечной потенциализации Мангистауской области. Мы четко определили стратегию развития региона с учетом конкурентных преимуществ, человеческого, технологического и ресурсного потенциала, – подчеркнул Алик Айдарбаев. Аким области особо подчеркнул, что реконструкция автодороги Актау – Бейнеу – Атырау, строительство паромного комплекса в порту Курык, железнодорожной магистрали Боржакты – Ерсай, расширение международного морского торгового порта Актау позволит Мангистауской области превратиться в крупный региональный транспортный узел. – Мы создали мощный задел для развития малого и среднего бизнеса. С начала 2015 года в области создано более 24 тысяч рабочих мест. Введено в эксплуатацию более полумиллиона квадратных метров жилья. У нас в регионе создан экономический совет – это мозговой центр области, целью которого является разработка рекомендаций по продвижению алгоритмов, обеспечивающих развитие экономики. Наш регион готов к реализации Плана нации. А экспертная оценка происходящих в регионе процессов нужна в контексте повышения эффективности органов власти. Объективное научно-прикладное обоснование управления теми или иными процессами позволило бы государственным органам корректировать подходы в реализации многих инициатив. Через взаимодействие с экспертной средой нам бы хотелось глубже проанализировать состояние общественных настроений, прогнозировать ожидания и вырабатывать действенные меры. Сейчас, когда мы находимся на старте реализации Плана нации, хотел бы призвать к диалогу всех жителей, всех коллег и, конечно, экспертное сообщество. Нам жизненно необходимо получать обратную связь. Именно с этой целью организована сегодняшняя встреча, – заключил аким Мангистауской области Алик Айдарбаев.
Институциональная база – осуществление президентской политики на местах Далее об экономических аспектах Плана нации рассказала заместитель акима области Шолпан Ильмуханбетова, отметив, что институциональная база выстроена для реализации президентской политики на местах. – В Плане нации особое место уделяется занятости населения. В нашей области создана региональная программа "Жаңа серпін", направленная на повышение трудовой мобильности. Сама программа рассчитана на подготовку специалистов из числа молодых людей для инновационных проектов региона. И в этой связи определены точки роста – это города Актау, Форт-Шевченко, Жанаозен, а также Каракиянский и Мунайлинский районы. Она предполагает последующее переселение и трудоустройство молодых людей в экономически благополучные районы. Первые шаги уже сделаны – приобретено в Актау общежитие на 160 мест. Те молодые работники из города Жанаозен и других регионов области, кого удалось трудоустроить на различные предприятия, живут здесь. Для реализации программы "Жаңа серпін" создан областной центр обслуживания молодежи. В нем открыт мобильный центр занятости, который занимается разъяснительной и информационной работой с молодыми сельскими безработными. Посредством этого центра удалось уже трудоустроить 18 человек из Жанаозена и Жетыбая. У этого центра очень большие возможности, он работает по типу центров обслуживания предпринимателей. Нам сегодня важно, чтобы работодатель не брал на работу людей из другой области, а привлекал наших специалистов. Сегодня с уверенностью можно сказать, что мы переломили ситуацию, когда молодежь требовала трудоустройства только в нефтедобывающие компании. И это очень важно, – пояснила Шолпан Лазаревна. Она также отметила, что в области сделан еще один важный акцент, направленный на повышение уровня развития местного самоуправления. – При поддержке Европейского союза проводится обучение сельских акимов, проходят семинары по актуальным вопросам регионального развития для акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел) и аульных (сельских) округов Мангистауской области. Проект "Региональное развитие Казахстана" финансируется Евросоюзом. Обучение проводится при поддержке акимата Мангистауской области и содействует реализации республиканской программы повышения квалификации сельских акиматов. Тренерами семинаров выступают эксперты проекта "Региональное развитие Казахстана" из Европы и Казахстана. Программа обучения охватывает направления: "Бюджетирование, ориентированное на результат: базовый уровень", "Организация взаимодействия населения в решении вопросов социально-экономического развития города районного значения, поселка, аула (села), аульных (сельских) округов". Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан, утвержденная Указом Президента РК от 28 ноября 2012 года, предусматривает укрепление самостоятельности акимов нижних уровней в решении актуальных вопросов местного значения и наделяет их рядом полномочий и функций. Реализация этих функций требует повышения компетенций акимов. В связи с утвержденной концепцией развития местного самоуправления крайне важно, чтобы акимы нижних уровней умели разрабатывать бюджет, ориентированный на результат, отбирать инфраструктурные проекты и вовлекать гражданское общество – то есть самостоятельно решать вопросы развития своего региона, – отметила заместитель акима области.
Золотая середина В ходе пленарной сессии был проведен экспертный анализ развития Казахстана, в частности, в Мангистауской области на новом этапе государственного строительства в контексте реализации Плана нации "100 конкретных шагов современное государство для всех". Главный редактор издания "Кто есть кто в Казахстане" Данияр Ашимбаев в своем выступлении сделал акцент на том, как найти золотую середину между реализацией масштабных перспективных задач, поставленных Главой государства, и решить текущие проблемы местного характера, к примеру, таких как ЖКХ, строительство жилья, детских садов и т. д. – В Мангистауском регионе как никогда актуально стоят данные вопросы. Несмотря на то, что, являясь донором республиканского бюджета по наполнению казны от доходов, полученных от нефтяной отрасли, в регионе за последние несколько лет стали внедряться в производственный процесс новые технологии, инновации, создаются рабочие места в сервисных компаниях, связанных с нефтедобывающей сферой. Диверсификация экономики – это одна из задач выполнения Плана нации, в рамках которой должна осуществляться массовая занятость людей в различных сферах предпринимательства и т. д. В связи с этим важно обеспечить максимально удобные условия для тех отраслей экономики, где можно создавать новые рабочие места и вывести средний бизнес на 2 место по занятости региона, – акцентировал внимание участников пленарной сессии Данияр Ашимбаев. Помимо этого, он отметил многочисленные изменения, вносимые в налоговую и разрешительную системы, которые будут улучшать бизнес-климат для инвесторов, ставку на развитие внутреннего туризма как одного из видов повышения занятости населения, особенно с низкой и средней квалификацией, а также повышение транзитного потенциала Казахстана. В числе предложенных в Плане нации мер Данияр Ашимбаев также отметил модернизацию системы социальной защиты со снижением участия государства в этой сфере и увеличения ответственности бизнеса и самого работника, приватизацию государственных предприятий, ограничение участия государства в экономике. – Последние инициативы Президента направлены на повышение качества управления, ведь не секрет, что многие проблемные вопросы перетекают из послания в послание, оставаясь нерешенными в течение многих лет, и задача объявленных Президентом реформ – создание системы совершенствования госаппарата, повышение качества управления путем совершенствования госслужбы. Ожидается, что будет инициирована политическая реформа, связанная с перераспределением полномочий между Правительством, Парламентом и Президентом, направленная на повышение транспарентности системы управления в стране, что подразумевает в целом повышение ответственности госаппарата, введение новых критериев отбора на госслужбу с целью того, чтобы те задачи, которые ставятся по модернизации экономики, по социальной проблематике, по экологии, здравоохранению и так далее, были решены, – сказал Данияр Ашимбаев. По его словам, многие системные вопросы прописаны в госпрограммах, но они не работают из-за низкого качества госуправления. И именно поэтому Глава государства поставил на повестку дня вопрос формирования современного и профессионального госаппарата. Также, по мнению эксперта, формирование госаппарата новой формации необходимо понимать как тотальное повышение компетенции, когда на госслужбу будут приниматься не просто люди с хорошими дипломами, имеющие зарубежный опыт обучения, но прежде всего и опыт работы в отрасли. Казахстанский политолог, руководитель ОФ "Мир Евразии" Эдуард Полетаев отметил, что План нации "100 конкретных шагов" – это очень правильный, универсальный политический документ. – В действительности он отражает все нюансы. К примеру, призывает к открытости госаппарата и реформе госслужбы. По сути дела пять институциональных реформ и "100 шагов" предлагают следующую формулу: изменение общественного мышления плюс формирование идентичности обеспечат объединение и успех, – отметил Эдуард Полетаев. Как отметил политолог, на данный момент эксперты все больше дискутируют над тем, какие механизмы необходимо применить при реализации Плана нации. – В реализации "100 конкретных шагов" нужна некая золотая середина. Должны быть временные показатели, цели, которые казахстанское общество выстраивает перед собой. Потому что есть временной масштаб экономических реформ, допустим, до 2050 года мы должны войти в 30 развитых стран, – заключил Эдуард Полетаев.
Формирование профессионального госаппарата Директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев более подробно раскрыл тему формирования профессионального государственного аппарата. – Президент выдвинул комплекс мер. В том числе он выступил за переход государственной службы от текущей позиционной к карьерной модели, в рамках которой каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени. Для обеспечения выполнения госслужащими всех уровней положений Кодекса чести учитывать при приеме на работу характеристики из вузов, прежних мест работы, а также со стороны представителей общества. Также предлагаю ввести обязательный тест на полиграфе для контроля качества выполняемой работы и учитывать количество жалоб со стороны населения при принятии решения о соответствии занимаемой должности госслужащего. Сегодня государственный служащий должен перейти от принципов государственного администрирования – к принципу государственного менеджмента. Необходимо концептуально изменить представления о госслужбе и перейти на качественный акцент обслуживания населения, – подчеркнул Андрей Чеботарев. По мнению эксперта, следует ввести в законодательство систему оценки профессиональных достижений госслужащих, основанную на обязательном определении руководителями государственных органов и их структурных подразделений непосредственно подчиненным им госслужащим определенных задач. – При формировании данной оценочной системы следует учитывать позитивный зарубежный опыт. Так, согласно законодательству Республики Молдова, госслужащим по результатам оценки профессиональных достижений выставляется одна из следующих оценок: "очень хорошо", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Такие оценки вполне можно внедрить и в казахстанскую практику. Нужно вести речь о совершенствовании процедуры аттестации госслужащих следующим образом – это проведение аттестации госслужащих категорий "А" и "Б" не раз в три года, как это установлено действующим законодательством, а ежегодно; проведение аттестации только госслужащих, которые по результатам оценки профессиональных достижений получили "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". В зависимости же от результатов аттестации руководству соответствующего органа следует принимать решение относительно как принятия мер по дальнейшему профессиональному развитию своих подчиненных, которые прошли данную аттестацию, так и освобождения от занимаемых должностей госслужащих, не прошедших данную аттестацию. Кроме того, при проведении аттестации сотрудников центральных и областных госорганов целесообразно обеспечить здесь участие представителей Администрации Президента РК и/или Канцелярии Премьер-Министра РК. А в аналогичном случае относительно сотрудников органов местного государственного управления – представителей вышестоящих акиматов, – подытожил Андрей Чеботарев.
Мангистауская область – хороший пример привлечения инвестиций в регион Этот тезис в своем выступлении раскрыла декан школы государственной и общественной политики "Алматы Менеджмент Университет", кандидат экономических наук, аналитик Гульмира Курганбаева. – Мангистауская область презентовала точечный список проектов для конкретной оптимизации расходов, что говорит о современном подходе к привлечению инвестиций. Я считаю, что нужно точечно подходить к анализу того или иного проекта и конкретно организовывать расходную документацию. Сегодня инвесторы идут на проекты, где максимально точно просчитаны все экономическо-финансовые доказательства в расходном смысле. Мы привыкли к проектам глобального масштаба, а в мире уже давно перешли к поэтапному развитию идей, от малого к большему, – отметила Гульмира Курганбаева. Она также отметила, что сегодня надо искать новые подходы в подготовке госслужащих новой формации, так как Глава государства усиливает требования к региональным акимам, которые вместе со своим аппаратом должны уметь самостоятельно привлекать инвестиции в проекты. – Сегодня госслужащие – это эффективные менеджеры. И в этой связи каждый должен повышать уровень своей компетентности, быть равноправным партнером в принятии государственных решений, – подчеркнула в заключение Гульмира Курганбаева.
Общенациональная идея "Мәңгілік Ел" Казахстанские эксперты также проанализировали раздел Плана нации, посвященный общенациональной идее "Мәңгілік Ел". Главный научный сотрудник института философии, политологии и религиоведения Министерства образования и науки РК, профессор, доктор философских наук Рустем Кадыржанов, говоря об идее "Мәңгілік Ел" как концептуальной основы национального строительства в Казахстане, отметил, что в обществе наблюдается определенный дефицит в ее понимании. Для широкого распространения и осознанного применения в практике национального строительства идеи "Мәңгілік Ел" эксперт предложил подготовить словарь терминов идеи "Мәңгілік Ел", а также учебное пособие, в котором были бы раскрыты основные концепции национального строительства в современной литературе, а также основные модели формирования нации в мультиэтнических обществах в различных регионах мира. – Имея ввиду внедрение дисциплины "Мәңгілік Ел" в школьную программу и в вузы, такое учебное пособие могло бы помочь авторским коллективам в разработке учебников и учебных пособий по этой дисциплине на современной теоретико-методологической основе, – отметил Рустем Кадыржанов. Он подчеркнул, что общенациональная идея "Мәңгілік Ел" в этом смысле выступает цементирующей платформой преемственности всех достижений независимости и устремлений казахстанцев в Будущее. – "Мәңгілік Ел" – это "знак стандарта качества" процветающего общества, живущего в единстве и согласии. Это стандарт, к которому должен стремиться весь мир. Ни в одной стране мира в XXI веке не выработано формулы общенациональной идеи, благоприятной для всех граждан. Такая формула есть только в Казахстане.
"Мәңгілік Ел" – это состоявшаяся Нация Единого Будущего. "Мәңгілік Ел" – это выдающееся мировоззренческое и политологическое открытие Нурсултана Назарбаева. Общенациональная идея "Мәңгілік Ел" работает как вечный Закон межэтнического и межконфессионального притяжения. Она объединяет всех казахстанцев, – заключил Рустем Кадыржанов. В свою очередь директор Центра социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова подчеркнула важность разработки базы символов идеи "Мәңгілік Ел". – Формирование любой идентичности невозможно без символов, которые транслируют смыслы в массы не только в интеллектуальной, но и, что не менее важно, в эмоциональной форме. Если гражданская идентичность должна сплотить людей различных национальностей, то и символы этой идентичности должны быть понятны и близки всем этносам. Для разработки таких символов нужно подключить интеллигенцию всех национальностей Казахстана. В этом плане большую роль должна сыграть Ассамблея народа Казахстана, – сказала Гульмира Илеуова.
Информационное сопровождение О роли СМИ в реализации пяти институциональных реформ высказалась главный редактор республиканской газеты "Казахстанская правда" Татьяна Костина. По мнению Татьяны Васильевны, участие журналистов в реализации институциональных реформ выражается в написании актуальных материалов, имеющих общественную значимость. – Сегодня в СМИ нужны материалы, рассказывающие о единстве нации на примерах сегодняшних героев, наших соотечественников, истинных патриотов своей земли. Нужно на примерах человека труда, трудовых династий показывать реализацию поставленных Главой государства задач, – отметила Татьяна Костина. В продолжение пленарной сессии регионального экспертного совета состоялась обстоятельная дискуссия и обсуждение тем первой пленарной сессии. "100 шагов" – мощная платформа для развития Поводя итоги состоявшейся встречи, аким области подчеркнул, что План нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институцио-нальных реформ, закладывает мощную платформу для вхождения Казахстана в тридцатку самых процветающих и развитых стран. – На текущем историческом этапе для Казахстана эта программа уникальна и имеет высокую стратегическую ценность. "100 шагов" – это конкретная путеводная карта по воплощению ключевых приоритетов, заложенных в Стратегии "Казахстан-2050" и общенациональной идее "Мәңгілік Ел". Для успешного выполнения реформ мобилизироваться предстоит абсолютно всем: государству, обществу, каждому казахстанцу. Оценивая масштабность поставленных задач и имеющийся крепкий фундамент, можно смело утверждать, что перед Казахстаном распахнутся любые "двери" на его динамичном пути в тридцатку самых развитых стран мира. Таким образом, определен новый горизонт задач эпохального масштаба как важнейшая веха в стратегии модернизации Казахстана, – заключил аким области Алик Айдарбаев.
-----
Алик Айдарбаев: В Мангистау все больше людей приезжают жить из других регионов Станислава Куцай, "Лада", 20 ноября
В Актау прошла пленарная сессия регионального экспертного совета под эгидой Конгресса политологов Казахстана. Вопросы развития региона, возможности создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций обсудили эксперты. Аким Мангистауской области Алик Айдарбаев отметил: о динамике роста региона свидетельствует желание большого количества людей переехать в Мангистау на постоянное место жительства. Экономика Мангистау нуждается в диверсификации. Такое мнение сессии выразил политолог Данияр Ашимбаев. Главный редактор биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" считает необходимым развивать в области малый и средний бизнес. – Надо понимать, что для региона, основной частью которого является топливно-энергетический комплекс, резерв создания рабочих мест практически исчерпан. Массовую занятость в этой сфере уже ожидать сложно. Демографические показатели региона находятся на высоком уровне, поэтому задача диверсификации – обеспечить создание рабочих мест в тех сферах, которые позволили бы обеспечить трудоустройство для растущего рынка труда. Это развитие малого и среднего бизнеса, – сказал Данияр Ашимбаев. Политолог Эдуард Полетаев привел пример актауского завода по производству зубной пасты, который функционировал в конце 90-х годов. И предложил рассмотреть вариант строительства аналогичного производства совместно с фондом "Даму" и национальной палатой предпринимателей. – Во всем Казахстане сегодня нет ни одного производства зубной пасты, хотя наши соседи киргизы выпускают зубные щетки, которые успешно продаются в Алматы и не отличаются по качеству от иностранных. Мы могли бы экспортировать зубную пасту, – сказал Эдуард Полетаев. Аким Мангистауской области Алик Айдарбаев отметил, что регион имеет свои преимущества, которые нужно использовать. – Мы не создаем завод по производству пасты, потому что у нас рынок мизерный, даже во всем Казахстане. Нам говорят: "Вы должны обеспечивать себя продуктами, но мы не сможем этого сделать, потому что это не будет конкурентоспособно. Мы хотим развивать те преимущества, которые у нас есть – это нефтегазовый сектор. Даже при минимальной стоимости нефти никто не платит больше налогов, чем наши нефтяники. Эта отрасль у нас является конкурентопреимущественной, – сказал Алик Айдарбаев. Вопросам предпринимательства власти региона уделяют большое внимание, считает заместитель акима Мангистауской области Шолпан Ильмуханбетова. – По части "старт-апов", особенно в сельской местности, высокую эффективность показало микрокредитование. С начала года у нас было создано 23 тысячи рабочих мест, из них 40 процентов в сельской местности, в том числе благодаря инструментам микрокредитования. С нового года совместно с палатой предпринимателей мы начинаем программу по созданию микрофинансовой организации. Мы как местный исполнительный орган готовы ее капитализировать с учетом софинансирования палаты предпринимателей, – сказала Шолпан Ильмуханбетова. Аким Мангистауской области отметил: несмотря на стереотип, что в Мангистау на низком уровне находится жилищное строительство и другие отрасли, показатели демонстрируют динамичное развитие. – У нас на 14 процентов вырос внутренний туризм, это связано с тем, что у нас строят дороги, появилась дорога до Атырау. Считается, что у нас слабо развивается бизнес, хотя у нас хорошие показатели, более 30 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса зарегистрировано и более 80 тысяч людей заняты в нем. Удельный показатель здесь высший по стране. Нас критиковали по жилищному строительству, но если количество вводимого жилья в стране 7-8 миллионов квадратных метров в год, то есть полметра на одного жителя, то у нас в регионе мы вводим по 600 тысяч квадратных метров, а это в два раза больше. Мы можем много говорить о недостатках, но в последние годы к нам в область все больше людей приезжают жить из других регионов, и это тоже говорит о динамике роста, – сказал аким области.
-----
Политологи Казахстана поделились в Актау мнениями о кризисе Станислава Куцай, "Лада", 20 ноября
В Актау прошла пленарная сессия регионального экспертного совета под эгидой Конгресса политологов Казахстана. Участники сессии поделились своими мнениями о кризисе и тех экономических процессах, которые происходят в стране.
Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане": "Настал момент очень специфический в экономике, в политике. Есть такой парадокс, что наши программные стратегии часто сталкиваются с проблемой конъюнктуры. В свое время программа "Казахстан-2030", которая была принята в 1997 году, столкнулась с проблемой Азиатского кризиса, который остановил ее реализацию на несколько лет. Программа "Первая стратегия индустриализации", принятая в 2003 году, наткнулась на кризис 2007-2008 года. Сейчас программа "Казахстан-2050", "Нурлы Жол" и пять реформ, которые системно приняты за последние 3-4 года, столкнулись с внешней конъюнктурой, когда цены на сырье упали в два раза. Сейчас вместо того, чтобы говорить о новых инвестиционных проектах, мы, к сожалению, уже вынуждены смотреть за секвестром бюджетным, за снижением курса национальной валюты. У нас очень важная задача стоит – найти золотую середину между стратегией развития и решением текущих проблем. Для Мангистауской области этот вопрос является наиболее острым и актуальным. Регион является одним из доноров бюджета, в то же время степень развития социальной сферы, степень развития малого бизнеса была на более низком уровне, хотя за последние годы сделала значительный шаг вперед. В регионе есть достаточно хороший потенциал – это и сервисное обслуживание нефтяной отрасли, и туризм, и так далее. Здесь определенные реформы идут, но вопрос стоит в том, чтобы создавать стратегию. Задача стратегии – перестать говорить и начать делать. Еще с 90-х годов мы говорим о том, что у Казахстана есть транзитный потенциал, но 24 год независимости, а мы по-прежнему говорим о развитии потенциала. В то время, когда уже пора смотреть на степень выполнения этого потенциала. У нас весь инструментарий существует, кадры готовы, проблема в том, чтобы заставить всех работать так, чтобы работа приносила определенный результат. Не реформы ради реформ. За 20 лет независимости у нас создавалось порядка пяти или семи государственных органов, ответственных за привлечение инвестиций, но ни одного органа отвечающего за мониторинг инвестиционной политики или за контроль ее эффективности".
Эдуард Полетаев, политолог: "Сейчас коридор планирования очень размытый получается из-за того, что курс плавающий. Если раньше тем же бизнесменам можно было приблизительно просчитать и быть уверенным, что ты, допустим, совершил покупку какого-либо товара в Европе, привез ее, продал и посчитал. Сейчас из-за прыжков курса ситуация более сложная. Хотя Нацбанк недавно заявил, что будет стараться придерживаться, чтобы курс примерно держался. Я думаю, что такие шоковые вещи всегда с большой ответственностью проводятся. Хотя надо признать, что население нашей страны морально было готово к девальвации, которая случилась. Потому что очень большая доля долларов в депозитах была, да и ситуация с курсом рубля тоже показывала на то, что свои сбережения надо переводить в иностранную валюту. Поэтому в отличии от прошлой девальвации, на мой взгляд, социальное недовольство было меньше, тем более, что цены на многие товары в отличии от прошлой девальвации не столь сильно и не сразу выросли. Хотя ситуация обратно вряд ли поменяется, когда тенге подрастет и окрепнет. Председатель Нацбанка вчера заявил о том, что мы обсуждаем возможность введения 20-тысячной купюры, следовательно, вряд ли мы вернемся к курсу 182 тенге за доллар".
Гульмира Илеуова, директор центра социальных и политических исследований "Есть такая формула: проблема в экономике через один шаг – проблема в социальной сфере и через два шага – реакция в политике. Проблемы в экономике, их осмысление и превращение в какие-то социальные требования и социальные рефлексы – это не так быстро происходит. Но все-таки быстрее, чем осмысление в политической сфере. Когда в 2007-2009 годах был кризис, предварительно была мощная информационная волна, и население ожидало, что ситуация будет очень плохой. Когда мы проводили анализ, получилось, что те издержки финансового-экономического кризиса, которые проходили в тот период, не ударили по большей части населения. Ибо население не имело больших запасов сбережений в долларах, и имело низкие доходы, а соответственно, жизнь их мало изменилась в рамках той политики, которая проводилась государством по стабилизации цен. В принципе, аналогичная ситуация и сейчас. В сентябре мы проводили исследование, которое показало, что пока мы не фиксируем резких колебаний социальных настроений. Количество тех, кто оценивает свои настроения, как апатию, пессимизм, разочарование, безысходность, составляет 25-30 процентов. И если прохождение кризиса 2007-2009 годов было более локальным и точечным, он был больше финансового-экономическим, то сейчас это экономический кризис, об этом власти активно говорят. И если конец осени-зимы будет сопровождаться значительным повышением цен на продукты питания, бензин, тарифы коммунального хозяйства, которое население почувствует из-за низких доходов на себе, то, конечно, весной могут быть какие-то недовольства и социальные акции протеста. Единственное, что меня смущает, у нас есть крупные трудовые коллективы, и если по крупным предприятиям пойдут сокращения и снижения заработных плат, то организованные трудовые коллективы могут организовывать протесты на организованном уровне. В конце 90-х – начале 2000-х молодежь хотела заниматься бизнесом, то сегодня все больше молодых людей не хотят быть предпринимателями, а хотят стабильно зарабатывать 50-70 тысяч тенге. И это тревожный момент, потому что если эта категория граждан сегодня желает устроиться в бюджетную сферу, а сейчас это основной тренд у молодежи, то на кого нам надеяться в развитии предпринимательства. Весь мир развивается "старт-апами". Я считаю, что надо поощрять высокотехнологичные и на первой стадии малобюджетные проекты. Я думаю, это сейчас будет актуальным вопросом".
О том, что Мангистауская область является хорошим примером привлечения инвестиций, сообщила Гульмира Курганбаева, декан школы государственной и общественной политики "Алматы менеджмент университет": "Мангистауская область выставила точечный список проектов для конкретной оптимизации расходов, что говорит о современном подходе к привлечению инвестиций. Я считаю, что нужно точечно подходить к анализу того или иного проекта и конкретно организовывать расходную документацию. Сегодня инвесторы идут на проекты, где максимально точно просчитаны все экономико-финансовые доказательства в расходном смысле. Мы привыкли к проектам глобального масштаба, а в мире уже давно перешли к поэтапному развитию идей, от малого к большему". |