NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 22:58 ast
20:58 msk

"Духовный ренессанс" или "торжество мракобесия"?
Рост клерикализационных настроений вызывает в казахстанском обществе далеко неоднозначную реакцию
18.12.2015 / политика и общество

Азамат Ибраев

Не так давно стало известно о том, что Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) окончательно доработало собственную концепцию развития религиозного образования до 2020 года, то есть, свое видение новой стратегии подготовки религиозных кадров и самое главное – их дальнейшую роль в жизни республики.
– В настоящее время, уже три из десяти казахстанских медресе получили статус колледжей. В их учебную программу внесены изменения и дополнения. Теперь помимо основных религиозных предметов включены еще и светские предметы в соответствии с современными требованиями. Таким образом, студент, окончивший медресе-колледж, будет получать диплом государственного стандарта, с которым в дальнейшем он сможет работать в госучреждениях, а не так как раньше, когда они получали лицензию имама и могли работать только в системе ДУМК. Это большое достижение, хорошая возможность для будущих религиозных работников, – рассказывал во время подготовки этого документа заместитель председателя ДУМК Серикбай кажы Ораз.
– В концепции предусматривается подготовка религиозных кадров, улучшение системы образования и пропаганда традиционной религии. Определена цель – увеличить количество людей, придерживающихся ханафи мазхабского течения и поднять его потенциал, – дополнил информацию глава ДУМК Ержан кажы Малгажыулы. А заодно поделился некоторыми тактическими планами, согласно которым в течении 2015-2016 годов будет модернизирована интернет-база, открыты новые специализированные сайты, начнется массовая работа с молодежью со стороны Исламского объединения Казахстана, а еще чуть позже можно будет говорить о приглашении в страну различных иностранных специалистов о области религии, переводе всех имамов на уровень гарантированной заработной платы, создании кадровых резервов и прочих административных тонкостях, пока еще обошедших нашу республику стороной. Особая роль уделяется такому совершенствованию системы религиозного образования, когда наряду со светским образованием начнется преподавание религиозных предметов "с использованием понятий национальных ценностей".
А заведующий учебно-просветительским отделом ДУМК Бактыбай Бейсенбаев, в свою очередь, дополнил общие сведения данными о том, что концепция нацелена на создание многоуровневой, разноплановой модели непрерывного религиозного образования и единого исламского учебного комплекса (так же особо подчеркнув перспективы того, что через некоторое время выпускники медресе-колледжей могут полноценно устраиваться на работу в государственные учреждения…)
Кстати, буквально на днях, в ходе работы проходящего в Лондоне XI Международного мусульманского форума "Религия, идентичность и политика в условиях ценностных трансформаций" заместитель председателя ДУМК Серикбай кажы Ораз выступил с очередными предложениями по фактическому усилению институционализации религии в обществе:
– Сравнительно недавно в Казахстане был проведен Форум улемов Центральной Азии. Верховные муфтии, ученые Таджикистана, Кыргызстана единогласно поддержали инициативу по повышению роли и воздействия исламской традиционной просветительской школы Центральной Азии. Формирование единой мусульманской уммы, идеи возрождения религиозных ценностей, имеющих многовековую историю, были поддержаны большинством…
…Мы должны усилить роль центрально-азиатских религиозных школ, которые близки нашим традициям, сущности, нашему сегодняшнему положению. Наша цель – служение во имя возрождения исламской цивилизации, формирование интеллектуальной религиозной среды, которая, будучи образованной, разносторонней, конкурентоспособной, не пойдет на поводу у псевдоучений и будет соответствовать современным требованиям и воспитывать молодежь в этом духе…
Что ж, столь резкая активизация религиозно-просветительской работы со стороны ДУМК, развернутая борьба с сектантством, а главное – их масштабные стратегические планы действительно впечатляют. Но при этом и оставляют некоторые поводы для дальнейших дискуссий. В частности, на тему того, не приведет ли столь резкое увеличение доли "официального" религиозного образования (которое, кстати, практически всегда и везде позиционируется как "эффективное противодействие радикальному сектантству") к появлению в стране "государственных религий", а также конфликту с теми законодательными положениями, которые четко отделяют в нашей стране любые религиозные объединения от государства?
Ведь, согласно букве Закона, провозглашение в Конституции Республики Казахстан светским государством означает тот факт, что в стране не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
Кроме того, утверждая себя светским государством, Республика Казахстан, как в самой в Конституции, так и текущем законодательстве четко и ясно закрепила принципы, в соответствии с которыми строятся отношения религиозных объединений и государства: отделение религиозных объединений от государства, принцип отделения государственной системы воспитания и образования от религиозных объединений.
Об этом, кстати, говорится и в принятом в октябре 2011 года законе "О религиозной деятельности и религиозных объединениях", где помимо всего прочего указывается, например, на недопустимость проведения богослужений, религиозных обрядов, церемоний или собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях государственных органов, вооруженных сил, а также организаций образования, за исключением сугубо духовных (то есть – религиозных) образовательных учреждений.
Теперь же (согласно упомянутой Концепции ДУМК) часть медресе уже получили статус колледжа (то есть, сугубо светского учебного заведения), где традиционно делался упор на получение скорей профильных, нежели религиозных знаний. И по каким программам будет проходить обучение в этих симбиозных структурах, тоже, увы, до конца не ясно. С одной стороны, конечно хорошо, что там теперь будут преподаваться и светские предметы, а с другой – не совсем понятно, как будут подходить к их изложению религиозные деятели, и не превратится ли это со временем в очередную фазу "развенчания идей материализма" с помощью проповедничества? Отрицания научной роли эволюции как таковой или постановка под сомнение ряда достижений представителей естественных наук? А сами выпускники подобных учебных заведений, впоследствии поступая на государственную службу (а то, что такая цель существует, в тексте концепции говорится открыто и прямо), не начнут помимо выполнения своих непосредственных служебных обязанностей заниматься миссионерской деятельностью среди своих коллег? А это уже прямой путь к такому, мягко говоря, спорному явлению как клерикализм.
Если же судить по развернувшейся в последние годы бурной общественной дискуссии, эта тема стала весьма актуальной как для казахстанских ученых и политологов, так и для самих служителей и адептов религиозного культа, настойчиво доказывающих перспективность и правильность подобного пути. И при этом постоянно подчеркивается следование национальным интересам Казахстана и "обеспечением духовной и идеологической безопасности":
"Мы должны вести речь о необходимости мощной мировоззренческой парадигмы, куда будут органично вкраплены великий исторический опыт развития ислама, нашего казахского и всего казахстанского народа, его национальные духовные и культурные ценности и традиции… Настало время взращивания национальной интеллектуальной когорты для ислама, которая будет привержена национальным интересам Казахстана. Механизм реализации подготовки национальных кадров может быть позаимствован у международной программы "Болашак". По сути, это будет "исламский Болашак" с тщательной системой отбора, мониторинга учебной программы, академической успеваемости, а также последующего гарантированного трудоустройства в крупных образовательных и исследовательских центрах Казахстана..." – в частности, говорится в статье, опубликованной коллективом авторов в 2012 году в "Вестнике КазНПУ".
Подобных примеров и цитат можно приводить еще достаточно долго. При этом "роднит" их, в принципе, одна и та же мысль, о том, что "клерикализации" как таковой (правда, здесь чаще используется термин "массовое духовное возрождение народа", не нужно бояться в принципе. А все это, мол, "страшилки", навязываемые агностиками (а то и просто банальными атеистами), которые, таким образом, способствуют "прогрессии бездуховности общества".
Заодно приводятся и различные "позитивные примеры", согласно которым, например, в той же Великобритании королева попутно является и главой церкви. В Германии существует "конкордат" – договор о взаимодействии между государством и основными христианскими конфессиями (католической, протестантскими и православной), а граждане платят налог на их содержание. А, например, в Италии, католичество по существу является государственной религией. И или вот прекрасный пример США, где глава государства приносит клятву на Библии, а в армии официально существует институт воинских священников – капелланов, ну и так далее…. Не забыта даже сопредельная Россия, где несколько лет тому назад, развернулась бурная дискуссия, на тему возможности преподавания в школе курса "Основы православной культуры" (против чего, кстати, активно выступило научное сообщество страны, включая десять академиков РАН с мировым именем и двух Нобелевских лауреатов). При этом, в отличие от многих прецедентов когда та же политика РФ преподносится некоторыми местными деятелями исключительно с позиций антагонизма, в возможности преподавания "Основ православия" в обычных светских школах был найден исключительно положительный опыт, который, дескать, стоило бы адаптировать и в Казахстане (конечно же, с поправкой на местную религиозную специфику).
"Почему в государственных учебных заведениях можно преподавать материалистические физику и химию, а религиозные дисциплины нельзя?!" – все чаще и громче возмущаются сторонники максимального сближения религии и государства в своих пока еще полемических статьях или так называемых "открытых письмах". "…Под аккомпанемент об "опасности клерикализации" на телевизионных каналах господствует культ насилия, убийств, разврата… Этого бы не произошло при обязательном изучении религиозных дисциплин в школах, колледжах и институтах, выпускники которых, несли бы в себе высокие моральные и религиозные качества…"
Любопытно, что еще несколько лет тому назад во время диспутов на эту тему оппоненты сторонников расширения религиозной составляющей как раз призывали к совершенствованию образовательной системы:
"Возрождение традиций", о котором все много и долго пишут, тоже имеет свои нюансы. Не совсем понятно, что именно считать той самой традицией: исламские ценности (если да, то какие именно), весьма живучие тенгрианские корни, советские? Говорить о возрождении номадизма в современных – вообще нонсенс. Государство пытается противопоставить религиозному экстремизму традицию "правильного" ислама. Но, господа, религия как фактор развития общества исчерпала себя еще в средние века. Дальнейшее же религиозная пропаганда (будь хоть сто раз правильной и традиционной) будет вести к росту религиозности населения и, соответственно, к росту радикальных течений, особенно среди молодежи. Стране нужны школы и техникумы, а не мечети и церкви. А при формировании ориентиров развития нужно апеллировать не столько к истории, сколько к объективным потребностям современного развития страны…" – писал политолог Данияр Ашимбаев.
Теперь, как видим, критику учли. И начало сращивания религиозных и сугубо светских учебных заведений – наглядный пример "модернизации" образования в нужном для сторонников клерикализма ключе.
Кстати, разобраться сложных и запутанных нюансах этого явления уже просят и некоторые депутаты парламента в своих запросах, отправляемых на имя ответственных чиновников страны
"Контуры отношений между государством и религией нечеткие. То есть государством религия не принята в качестве явления в рамках Конституции. Если будет сформировано конкретное понятие, то и в вузах, и в школах должны будут преподавать дисциплину традиционной исламской религии, о месте казахской культуры в развитии ислама, и соответственно были бы сформированы кадры, материальная база, научно-исследовательский институт", – подчеркивает депутат Мажилиса Бахытбек Смагул в своем запросе, адресованном Генеральному прокурору Асхату Даулбаеву
Заодно в этом же документе была указана и опасность религиозного экстремизма, путем "подмены понятий": "Если мы не обуздаем проблему сегодня, то она станет угрозой для национальной безопасности страны. Сегодня получила распространение тенденция представления традиционной религии, которая формировалась в обществе веками, в качестве чуждой исламу. Миссионеры на пути ваххабизма отрицают мусульманское учение казахов, которое формировалось годами. Они преподносят казахов как народ, принявший мусульманство только сегодня. Они считают грехом музыку, театр, искусство, празднование дня рождения. Кроме того, они осуждают и запрещают такие традиции, как беташар. Человека, который подчиняется не шариату, а Конституции, они называют нарушающим формулу веры в одного Бога. Это противоречит принципам светскости. Поэтому, если не дать определение понятия светскости, не пересмотреть его функции в нормативно-правовых актах, это будет представлять угрозу нашей независимости", – указывает депутат Смагул.
То есть, фактически мы опять сталкиваемся с посылом насчет того, что если не будет доминирования "официальной религии" на государственном уровне, то ее место мгновенно займут различные сектантские и экстремистские учения, противостоять которым в последние годы становится все сложнее.
"Исламское наследие объективно является несущей конструкцией в структуре современной идентичности казахов, обеспечивая его целостность как нации", – развивает мысль религиовед Асылбек Избаиров. – "Учитывая это, основной формой деятельности должны стать этнокультурный пласт и руководство тезисом: "казах в основе является мусульманином"…
Заодно, одном из своих недавних интервью ученый попытался оправдать и тех государственных служащих, что публично демонстрируют свою повышенную религиозность – мол, все они в первую очередь люди, и, соответственно, ничего человеческое им не чуждо...
"Соглашусь: чиновник, как и любой другой человек, имеет полное право исповедовать ту или иную веру. И если он делает это в частном, интимном порядке (а общение со Всевышним должно быть именно таким), то ради Бога. Но ведь обычно акимы и даже госслужащие рангом повыше участвуют в богослужениях, в религиозных праздниках именно как высокопоставленные чиновники, олицетворяющие собой государство, причем подобные события широко освещаются в подчиненных им СМИ", – в свою очередь, оппонирует ученому-религиоведу журналист Женис Байхожа
"Такая публичность может быть оценена как пропаганда той или иной религии и не очень-то стыкуется с принципом светскости. А разве мало фактов того, как те же акимы, используя свою власть, "наклоняют" спонсоров, чтобы те выделили деньги на строительство мечетей? Или как оценить финансирование подготовки священнослужителей за счет государственного бюджета? Например, на их обучение в исламском университете "Нур-Мубарак" в Алматы ежегодно выделяется более 150 образовательных грантов по линии МОН РК…"
Кстати, если обратиться к совсем уж недавней истории, то можно будет отметить, что "демонстративная религиозность" и постепенное стирание четких граней между конкретно прописанными законодательными нормами, уже неоднократно вызывало резкую критику, как в высших эшелонах власти, так и в той же самой научной среде
– В обществе Казахстана идет массированное насаждение ислама, – заявил в ходе своего интервью, данного в апреле 2012 года Ермухамет Ертысбаев, занимавший в то время пост советника Президента РК. – Между тем, хотелось бы указать на необходимость четкого соблюдения Конституции, в соответствии с которой Казахстан является светским государством и в котором религия отделена от государства. В Казахстане ислам никогда не пользовался таким влиянием, как в Иране или Саудовской Аравии. Поэтому, говорить о каком-то "исламском возрождении" неправильно. Скорее, мы можем говорить о массированном насаждении ислама в Казахстане в годы независимости… Я не вижу противоречия между светским характером государства и наличием в нем различных религий. Свобода вероисповедания, (закрепленная в Основном законе страны), заключается не только в том, что человек имеет право исповедовать любую религию, но и в том, что человек имеет право не исповедовать никакой религии. Не забывайте, что любой верующий – он же и гражданин страны, и у него, помимо свобод, есть еще и обязанности, – подчеркнул советник Президента.
– То что, в "Стратегии "Казахстан-2050" особое внимание уделено проблеме религии отнюдь не случайно, – говорит профессор КазНУ имени Аль-Фараби, доктор философских наук Турсын Габитов. – В Послании Главы государства народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства" не только определены гуманистические, демократические принципы светского государства, но и рассмотрены механизмы их осуществления во всех сферах социальной жизни страны. Исходя из этого, Президент подчеркивает, что свобода совести и вероисповедания, которая является особенностью нашей Конституции, не простая бездушная закономерная позиция, это значит признавать огромную роль одного из важных общественных институтов. Несомненно, демократические страны не имеют права насильственно насаждать обществу религиозные установки. Но тот факт, что некоторые новые религиозные течения пытаются заставить общество принять их устои, уже вызывает недовольство среди масс … – указывает ученый.
С этими выводами, во многом солидарен и президент научно-образовательного фонда "Аспандау" Канат Нуров:
– К сожалению, сейчас в Казахстане нет полноценной светской идеологии – и это большой минус, который заполняется другими религиозными течениями. Мы не говорим о приведении казахов в ислам, это уже случилось. Мы говорим о том, что ислам в любом случае будет требовать вмешательства в управлении государством. Это заложено в его радикальных и фундаментальных тезисах. С исламизацией мы можем потерять свою этническую самобытность, я уже не буду говорить про тенгрианство и шаманизм. В арабской, по происхождению, религии, другие традиции и обычаи, явно не степного характера. Любая религия, также и исламизация, не интегрирует, а разделяет общество. Все-таки необходима светская нравственность. Нужно выявлять объективные ценности, чтобы они взаимно дополняли друг друга и тем самым поставить конец религиозной раздробленности общества…
Еще более эмоционально говорили об угрозе клерикалирзации делегаты прошедшей в этом году в Алматы конференции "Молодежь и религия: дилемма выбора", многие из участников которой обращали внимание присутствующих на возможные негативные последствия религиолизации нашего общества и на то, что государственные органы нередко сами же нарушают заложенный в Конституции РК принцип светскости.
– Приведу всего несколько цифр: на обучение в исламском университете "Нур-Мубарак" выделено государством 152 гранта. И если спросить, сколько хотят учиться на теологов, культурологов, цифры явно не в сторону философии или культурологии. К вопросу, кто подгоняет, стимулирует интерес к религии: природа, как правило, не терпит пустоты, и у нас государство ставит знак равенства между духовностью и религиозностью. Наши чиновники совершают хадж, и это считается нормальным. Алматы уже называют центром исламской культуры и духовности чуть ли не во всей Центральной Азии. Мы хотим быть больше католиками, чем папа римский, извините… – достаточно эмоционально выступила директор бюро образовательных технологий " University" Жанна Мендыбаева.
– Это рынок услуг, рынок товаров, который необходимо экономически измерять, прогнозировать, возможно, в этом есть положительные моменты для развития Казахстана. Другое дело, когда молодежь не хочет ничего производить, а хочет полностью посвятить себя Аллаху и перестает быть субъектом экономических отношений. Это большая опасность, потому что государство теряет рабочую силу. К тому же, есть еще один момент. По данным одного исследования, религиозные сайты идут первыми по посещаемости, а затем уже порносайты, нужно обратить на это внимание, – заявила профессор КазЭУ им. Т. Рыскулова Гульнар Куатбаева.
Не обошлось и без альтернативных мнений, среди которых особое место занимало выступление религиоведа, доктора Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК Мурата Смагулова:
– Хотя светская составляющая сохраняется, религиозный фактор существенно меняется, что проявляется в принятии религиозного образа жизни, смешение религиозных и светских традиций. Религия в Казахстане представляет не только возрождающийся социокультурный институт, но и имеет формат политической идеологии. Религия в Казахстане может стать позитивным фактором развития самобытности казахского народа…
Как видим, копья ученых, публицистов, политиков и политологов ожесточенно ломаются уже несколько лет, и скорей всего будут ломаться и дальше. И при этом, по мнению многих из них, в настоящее время некоторым силам стало очень выгодно подменять религиозную веру клерикализмом. Ведь религиозная вера – это по сути своей особое состояние человеческой души, внутреннее и очень интимное чувство. А в свою очередь, клерикализм это стремление "профессиональных верующих" навязывать обществу свою систему ценностей и назначать себя судьями по всем вопросам – от морали до науки и искусства. Да и как показывает опыт некоторых стран, клерикалы в первую очередь заинтересованы не столько в духовном преображении общества (как это декларируется), сколько в определенном контроле над властными и финансовыми рычагам. Безусловно, полной изоляции религии от общества нет, да и не может быть. Но эти взаимоотношения абсолютно не должны противоречить принятым в стране положениям и законам. Иначе, пресловутый "духовный ренессанс" вполне может обратиться в самое настоящее торжество мракобесия, безнадежно отбрасывающего государственное и общественное развитие вспять.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года №147 31.12.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года №148 31.12.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №150 31.12.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №151 31.12.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №152 31.12.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №153 31.12.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №154 31.12.2015
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №155 31.12.2015
В Комитете связи разъяснили поправки к Закону РК "О телерадиовещании" 31.12.2015

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz