Азамат Ибраев
У Казахстана все-таки есть нечто общее с Европой – мы точно также не можем справиться с потоком внешних и внутренних мигрантов. Но если у европейцев с их бюджетным профицитом богатых стран имеется шанс обуздать бурный и неуправляемый поток, то наша страна может захлебнуться в "девятом вале" тех, кто снимается с обжитых мест. Неконтролируемая миграция давно признана одним из факторов, вызывающих политическую и экономическую нестабильность. На сегодня правительства некоторых стран ЕС находятся под угрозой краха, а виной всему непродуманная стратегия по приему переселенцев, излишне благодушное отношение к ищущим "лучшую долю". В начале 2016 года международная организация по миграции опубликовала данные, из которых следует, что за 2015 год в Европу прибыло больше одного миллиона мигрантов. Из них свыше 800 тысяч человек приехали через Грецию и Турцию, при этом около четырех тысяч погибло в пути. Среди мигрантов насчитывается 455 тысяч сирийцев, 186 тысяч афганцев, а также выходцы из Ирака, Ливии, Нигерии и других азиатских и африканских стран. О том, насколько растеряна Европа, говорит противоречие в данных. Немецкие источники показывают, что только в эту страну за год прибыли 1 087 478 мигрантов. Еще 250 тысяч человек предположительно въехали в Германию нелегально и не были зарегистрированы. Так или иначе, Германии как самой "радушной" больше всех и досталось – незваные гости уже устанавливают в немецких городах свои понятия о социальной справедливости, угрожают женщинам и стражам порядка. Криминогенная остановка обострилась катастрофически, и это притом, что многие годы на территории европейских городов существуют гетто, куда полиция едва отваживается заглядывать. Некоторые страны ЕС заявили об исчерпании лимита гостеприимства, в Кельне (где мигранты нападали на женщин) и других городах Германии активизировались правые партии, а политологи предрекают Ангеле Меркель печальное политическое будущее. План выдать Турции три миллиарда евро за создание препятствий потоку так называемых беженцев не всем кажется удачным. Фактически пока Европа беспомощна, и толерантные европейцы начинают потихоньку озверевать. Однако мыслящим здраво "озверение" может показаться не просто закономерной, но и единственно правильной тактикой поведения. Например, власти Швейцарии обязали прибывающих в страну мигрантов сдавать имеющиеся крупные суммы денег. Согласно введенным нормам, если у мигранта есть при себе более тысячи швейцарских франков (около 913 евро), то он обязан при пересечении границы отдать эти средства. Если же мигрант в течение семи месяцев после прибытия покидает территорию Швейцарии, он получает свои деньги обратно. Если же он остается, то "взнос" используется на его содержание. Кроме того, согласно принятым в Швейцарии нормам, каждый мигрант, получающий право остаться на территории страны, должен будет в течение десяти лет передавать государству 10% своих доходов. Как сообщалось ранее, введение аналогичных мер обсуждается и в Дании. Но с адаптацией нынешней чудовищной порции "беженцев" (если их адаптация вообще возможна) ужасы для ЕС не закончатся. Потенциал миграции из "горячих точек" в сытый Старый свет оценивается экспертами в 35 миллионов человек. Сегодня каждый может сказать, что именно привело Евросоюз к подобному кризису, однако не каждый способен примерить ситуацию к нашим реалиям. Между тем, в основе миграционного кризиса, как в ЕС, так и в Казахстане лежат совершенно одинаковые факторы: неумение правильно рассчитать число требующихся переселенцев, неспособность расселить их в соответствующих регионах и обеспечить там работой или возможностью построить собственное дело. Результат непродуманной миграционной политики известен – безработица, бытовая, социальная неустроенность, нарастание числа преступлений, изменение сложившегося менталитета в сторону его архаизации. В Казахстане огромным фактором риска, крупнейшей ошибкой стало непродуманное привлечение оралманов. Статистика Министерства здравоохранения и социального развития гласит, что за прошедшие 24 года в Казахстан прибыло 259,1 тысяч семей или 952,8 тысяч оралманов, что составляет 5,5% от общей численности населения. Большинство оралманов – 61,5% прибыли из Узбекистана, 14,3% являются выходцами из Китая, 9,3% – из Монголии, 6,8% – из Туркменистана, 4,6% – из России и 3,5% – из других стран. Наибольшее количество оралманов расселились в Южно-Казахстанской области – 21,2%, в Алматинской области – 16,3%, в Мангистауской области – 13,0%, в Жамбылской области – 9,4%. Отметим регионы расселения, и усомнимся в полной истинности статистики, ибо внутренняя миграция подлежит отслеживанию с большим трудом, и к этому мы еще вернемся. Социальный портрет оралманов тоже крайне красноречив. Среди прибывших на историческую родину лишь 8,7% имеют высшее образование, 20,5% – среднее специальное образование, 61,0% – общее среднее образование, 9,8% не имеют образования. Как еще в 2011 году писал один из политологов "розовые мечтания были приняты за реальную перспективу. Казалось ведь, что к нам, как только будет брошен клич "Все на родину!", поедут казахи из Европы и России, на худой конец из Турции, культурные, образованные, конкурентные на уровне XXI века. В России казахов проживает около семисот тысяч. Однако к нам в основном едут из Каракалпакии, Монголии, Китая". Тот же политолог назвал оралманов не просто фактором риска, но источником внутриполитических проблем и межнациональной нестабильности. Однако оставим пока домыслы – есть множество зафиксированных фактов самозахвата оралманами земель (особенно яркие случаи были под Астаной и Алматы), инициирования общественных беспорядков, давления на местные власти, самовольной и опасной концентрации переселенцев в определенных регионах. Чем грозит концентрация, красноречиво свидетельствует пример беспорядков в Жанаозене в 2011 году. Дело в том, что оралманов не привлекает расселение равномерным "слоем" по всем 16 регионам РК, им нужны аграрные и теплые ЮКО, Алматинская, Жамбылская области, а также нефтеносный, вроде бы "богатый" запад. Но эти регионы характеризует огромное количество собственных неурядиц, среди которых безработица, перенаселенность, высочайшая зависимость от градообразующих предприятий, низкие доходы населения и архаика культурных форм. Когда в Жанаозен, где присутствует бешеная конкуренция за места в нефтянке, где ощущается недостаток пресной воды и плодородной земли, добавилось порядка 60-70 тысяч оралманов, тоже жаждущих работать именно в нефтяной сфере и получать там огромные деньги, город буквально поразил социальный коллапс. Взрыв в обществе завершился гибелью 14 человек и понадобилось несколько лет и значительные финансовые вливания, чтобы ситуация стабилизировалась. После жанаозенской трагедии власти решили пересмотреть переселенческую программу "Нурлы кош". Планы были достаточно жесткие, например, предполагалось расселять оралманов строго в соответствии с экономическими нуждами и возможностями регионов, а также давать гражданство только после пятилетнего проживания в РК. Нелишней была также и мера по смешиванию "возвращенцев" с коренными жителями для предотвращения образования неформальных объединений. Однако правительству пришлось сдать назад, вероятно под давлением определенной части общественности, и четкой переселенческой политики, защищающей как права оралманов, так и коренных жителей на сегодняшний день, в сущности, нет. Фактически вернувшиеся на историческую родину так и расселяются в соответствии с собственными предпочтениями, перегружая проблемные регионы. Отсутствие надлежащего контроля приводит к социальной напряженности и ситуация продолжает усугубляться. По прогнозам, к 2050 году в северных областях население сократится почти на миллион человек, в то время как в южных регионах оно увеличится на 5,2 миллиона. Подобный перекос – прямой путь к лавине безработицы, обнищанию целых областей, политические же последствия вообще трудно предсказать. Так, по мнению экспертов, большую актуальность приобретает выработка новых мер по стимулированию переселения трудовых мигрантов в регионы с нехваткой рабочей силы. Нужно элементарно "разгрузить" Южно-Казахстанскую, Алматинскую, Мангистаускую и Жамбылскую области, куда по-прежнему стремится до 70% мигрантов, и перенаправить потоки. И это самое малое, что нужно сделать немедленно. О социальной неустроенности и уровне подготовки мигрантов говорить по-настоящему еще даже не начинали, а Казахстан и без того уже испытывает дефицит квалифицированных трудовых ресурсов. Еще в 2011 году председатель общества "Оралманы" Артыкбай Укибаев отмечал, что в последние годы количество казахов, переселяющихся в Казахстан, начало снижаться. "В некоторых социальных конфликтах в стране обвиняют оралманов, им прекратили выплату пособий, выделяемых по квоте. В некоторых местах вину за случаи мошенничества перекладывают также на казахов, приехавших из зарубежья. Все эти моменты способствуют сокращению числа переселенцев из других стран", – говорил А.Укибаев. Обиду оралманов можно понять, тем не менее, в понимании нуждаются и коренные жители. О том, почему – помимо перечисленных выше факторов – оралманы зачастую не интегрируются в казахстанское общество, свидетельствует следующий комментарий, размещенный на одном из форумов. "Живете вы в своем ауле. Пасете скот на поле. Приезжают десять семей оралманов. Аким, чтобы прогнуться перед начальством, не желая получить жалобу от оралманов, отдает в собственность (долгосрочную аренду) земли, на которых вы с детства пасете свой скот. Дальше – больше! Вы как-то сводите концы с концами, а они еще и получили бесплатный скот от государства. Дом им выделили и т.п. А вы как жили в старой хибаре, так и живете. У вас возникнет вопрос: "почему им все, а мне кукиш с маслом? А вас уже новые хозяева не пускают на свои поля и не считают вас добрым соседом, потому что они чужие. Как вы будете относиться к ним?" Однако какой бы запущенной не была ситуация с оралманами, в "секторе" внутренней миграции она еще тяжелей. Во всяком случае, даже владение статистикой здесь минимально. В частности, в 2014 году прозвучала следующая информация, предоставленная тогдашним председателем Комитета по статистике Министерства национальной экономики (МНЭ) Алиханом Смаиловым. "Внутренняя миграция в Казахстане увеличилась на 30%. Причина – процесс урбанизации: из сельской местности переезжают в город, этот процесс продолжается уже давно. Удельный вес межрегиональных мигрантов составил 42,8 (41,6)% от общего числа внутренних мигрантов страны. Положительное сальдо межрегиональной миграции наблюдаются в городах Астана, Алматы, Мангистауской, Атырауской, Актюбинской областях". Итак, все те же городские центры и многострадальный нефтяной запад. Добавьте сюда информацию, озвученную несколько лет назад миграционной полицией: только в одном Алматы находится миллион неучтенных внутренних и внешних мигрантов. К чему приводит подобный перекос? Здесь "хороший" пример – трагедия в микрорайоне Шанырак, случившаяся в 2006 году. В тот год алматинцы пережили шок, узнав о том, что прямо у них под боком заложена мина замедленного действия. В пригородах и на окраинах Алматы живет огромная масса вчерашних сельских жителей с нерешенными социальными и бытовыми проблемами, и не просто живет, но готова пойти на крайние меры, вплоть до убийства полицейских. Если экстраполировать положение Алматы на другие "привлекательные" для мигрантов регионы, то на выходе мы получаем сотни тысяч, миллионы нигде не учтенных людей, значительную долю которых составляют молодые неработающие парни, охотно пополняющие криминальные структуры. Фактически следует признать – Казахстан не так и далек от европейских "миграционных кошмаров", ежедневно наблюдаемых нами с экранов ТВ. Не стоит забывать и об экономическом кризисе, каждый день лишающем людей работы и доходов. Предоставленные сами себе, неконтролируемые внутренние мигранты могут стать тем запалом, который взорвет общество изнутри. При этом нельзя сказать, что государство не предпринимает никаких мер. Тем не менее, разнообразные программы вроде "100 школ и 100 больниц" или "Дорожной карты", призванные по задумке удержать кочующих по стране сельчан в местах изначального проживания, являются лишь каплей в море и практически никак ситуацию не исправляют. Остается только надеться на своевременное отрезвление властей, иначе европейская миграционная реальность может в будущем показаться нам не девятым валом, а легким штормом на фоне наших собственных проблем. |