mzsr.gov.kz, 5 февраля
Об этом сегодня на брифинге, посвященном разъяснению норм проекта Закона РК "О занятости населения", презентованного накануне в Сенате Парламента, сообщил Вице-министр здравоохранения и социального развития РК Биржан Нурымбетов. Он напомнил, что данный законопроект разработан в рамках Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства. Документ направлен на формирование гибкого рынка труда и расширение мер содействия занятости. При его подготовке учтены основополагающие принципы Международной организации труда, а также изучен опыт стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития и Содружество независимых государств. Разъясняя нормы проекта Закона, Биржан Нурымбетов подчеркнул, что наиболее важной новеллой для граждан является расширение категорий лиц, подпадающих под оказание активных мер содействия занятости, и дифференциация этих мер. "Очень важно, что в этом законопроекте для каждого вида активных мер содействия занятости определена приоритетная категория лиц. Так, на профессиональное обучение наряду с гражданами, ищущими работу, и безработными будут также направлять работающих по трудовому договору. Социальные рабочие места будут предоставляться безработным. Направления на молодежную практику смогут получить безработные из числа выпускников организаций образования, не старше 29 лет. На общественные работы предлагается трудоустраивать как безработных, так и студентов и учащихся старших классов общеобразовательных школ в период летних каникул, а также лиц, не обеспеченных работой в связи с простоем предприятий. Кроме того, безработным и самостоятельно занятым будет оказываться содействие в предпринимательской инициативе и в добровольном переселении. Вместе с тем, законопроектом предусматривается выделение квот для трудоустройства инвалидов; лиц, состоящих на учете службы пробации; лиц, освобожденных из мест лишения свободы; несовершеннолетних выпускников интернатных организаций", – сказал Биржан Нурымбетов. Другим, не менее важным нововведением в законодательство, по мнению Вице-министра, является увеличение сроков социальных выплат на случай потери работы с 4-х до 6 месяцев при массовом высвобождении работников, то есть банкротстве или прекращении деятельности предприятия, сокращении численности или штатов, увольнении по экономическим основаниям в соответствии новым Трудовым кодексом. Дополнительно к этим мерам как для лиц, за которых перечислялись отчисления в Государственный фонд социального страхования, так и для лиц, у которых отсутствуют отчисления предусматривается: предоставление бесплатной консультации и профессиональной ориентации; направление на обучение с полным возмещением затрат на образовательные услуги, выплаты стипендии и материальной помощи, включающей компенсацию расходов за проживание и проезд; направление на молодежную практику сроком до 6 месяцев с полным субсидированием оплаты труда за счет средств бюджета; трудоустройство на социальные рабочие места с субсидированием до 1 года заработной платы до 35% от размера оплаты труда, установленного работодателем (но не ниже минимальной зарплаты); оказание адресной социальной помощи, в случае если доход лица или на каждого члена семьи не превышает установленную величину черты бедности; перечисление взносов в систему обязательного социального медицинского страхования за счет государства. "В соответствии с Законом РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения" с 1 января 2018 года адресная социальная помощь будет выплачиваться трудоспособным безработным гражданам только при участии в активных мерах содействия занятости. Между безработными и центрами занятости будет заключаться социальный контракт. Человеку будут не просто предоставлять денежную помощь, ему помогут трудоустроиться, при необходимости отправят на различные курсы переподготовки и повышения квалификации", – подчеркнул Биржан Нурымбетов. Кроме того, законопроектом предлагается изменить процедуру присвоения статуса безработного. "Физическому лицу, обратившемуся в центр занятости населения за содействием в трудоустройстве, вначале будет присваиваться статус лица, ищущего работу. 10 дней лицу, ищущему работу, будет оказано содействие в поиске подходящей работы по имеющимся на рынке вакансиям. Если в течение этого времени подходящая работа не найдена, лицу присваивается статус безработного, соискатель направляется на участие в активных мерах содействия занятости, и участнику системы социального страхования назначается соцвыплаты по случаю потери работы. Предлагаемый подход направлен на исключение формальной регистрации безработных и усиление их ответственности. В обеспечении занятости и поиске работы должно быть заинтересовано не только государство, но и сами безработные должны проявлять активность", – пояснил Биржан Нурымбетов, добавив, что для каждого безработного центром занятости населения будет разрабатываться индивидуальная карта трудоустройства. В целях выравнивания региональных диспропорций на рынке труда в проекте Закона предусмотрена новая мера, активизирующая добровольное переселение для трудоустройства лиц из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом с учетом потребности работодателя, а также в регионы, определяемые Правительством РК в рамках региональной квоты приема переселенцев в соответствии с Законом РК "О миграции населения". Для исключения дублирования функций центров занятости населения и отделов занятости и социальных программ все полномочия по направлению граждан на активные меры содействия занятости, в том числе на общественные работы, предлагается передать центрам занятости населения. Их деятельность будет построена по принципу "одного окна" по аналогии с ЦОНами и направлена на проведение активного взаимодействия с работодателями, частными агентствами занятости. Кроме того, предусматривается переход на международные стандарты измерения показателей рынка труда, который даст возможность: – привести наши статистические данные в соответствие с международными стандартами; – уточнить число самозанятых граждан, при необходимости оказать им содействие для формализации своей деятельности; – уточнить число лиц, занимающихся производством для собственного потребления и оказать им адресную господдержку в зависимости от заявленного ими статуса. Законопроектом также регламентировано участие работодателей в реализации государственной политики занятости и профсоюзов в разработке нормативно-правовых актов по вопросам занятости населения. |