В частных детских садах республики ожидается открытие 47 тыс мест – МОН РК primeminister.kz, 5 февраля
В частных детских садах РК планируется ввести 47 тыс мест, сообщил министр образования и науки Аслан Саринжипов на расширенном заседании коллегии ведомства с участием заместителя Премьер-Министра РК Дариги Назарбаевой. "В рамках пошагового плана планируется ввести 47 тыс мест в частных детских садах", – сказал А.Саринжипов. По данным министра, доля частных детсадов по республике составила почти 40%. Для родителей детей от 1-6 лет, не посещающих дошкольные организации, будет организовано дистанционное обучение. Он напомнил, что для повышения качества дошкольного образования в 2015 году утвержден обновленный стандарт новой образовательной программы предшкольной подготовки, который апробируется на базе 30 пилотных школ. При этом 100% -ый охват детей в возрасте от 3-6 лет достигнут в Павлодарской и Кызылординской областях. Говоря о кадровой подготовке в системе образования, глава ведомства отметил, что планируется увеличить госзаказ на подготовку педагогов дошкольных организаций. Также будет начата работа по переходу к 2019 году на независимую сертификацию педагогов. Разработана методика оценки готовности выпускников дошкольных организаций к обучению в школах. Вместе с тем, обратил внимание министр, наши показатели охвата детей в возрасте от 1-3 лет в дошкольном образовании все еще значительно ниже стран ОЭСР. "У нас этот показатель пока 16%. В среднем по странам ОЭСР этот показатель составляет 32%", – уточнил глава МОН РК.
------
Дети из малообеспеченных семей почти полностью охвачены бесплатным школьным питанием – А.Саринжипов primeminister.kz, 5 февраля
Дети из социально-уязвимых семей почти полностью охвачены бесплатным горячим школьным питанием, заявил министр образования и науки Аслан Саринжипов на расширенном заседании коллегии ведомства с участием заместителя Премьер-Министра РК Дариги Назарбаевой. "99,9% детей из социально-уязвимых семей обеспечены бесплатным горячим школьным питанием. 91% школьников, проживающих в отдаленных населенных пунктах без школ, обеспечены качественным и безопасным подвозом", – проинформировал глава ведомства. Он отметил, что одно из главных направлений работы министерства и местных исполнительных органов – это обеспечение социальных гарантий прав и защиты законных интересов детей. Вместе с тем, по его словам, в Костанайской области зафиксировано недостижение планового значения Меморандума по данному показателю. Областному управлению образования необходимо особо обратить внимание на данный вопрос. Кроме того, министр обратил внимание на эффективную работу по передаче детей, оставшихся без попечения родителей на патронатное воспитание и усыновление, которая сегодня на местах. "Обязательства акиматов на 2015 год по предоставлению жилья, нуждающимся детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выполнены всеми регионами", – сказал министр. "Мы продолжим стратегию деинституционализации интернатных организаций, развитие эффективной системы адаптации воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и их трудоустройства", – заверил А.Саринжипов.
-------
Д.Назарбаева отметила необходимость изучения английского и китайского языков primeminister.kz, 5 февраля
Казахстанским детям нужно владеть как минимум тремя языками – казахским, русским и английским, поэтому в школах необходимо ускоренными темпами внедрять трехъязычное обучение, заявила заместитель Премьер-Министра РК Дарига Назарбаева в своем выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки "Чтобы было трехъязычное образование в школах, нам всем нужно учить английский язык, начиная от руководителей учреждений образования (…) до каждого гражданина страны. Каждый должен знать в совершенстве три языка как минимум: казахский – государственный язык, русский и английский", – сказала вице-премьер. Она обратила внимание, что "сегодня львиная часть знаний, которая появляется в мире – на английском языке. Учебная литература, монографии, весь интернет практически англоязычный. И сегодня продвинуться немыслимо без английского языка". Как подчеркнула вице-премьер, сегодня необходимо научить казахстанских детей добывать знания, как минимум на трех языках. "На трех – как минимум, потому что все равно в недалеком будущем нам всем надо будет знать еще и китайский. Наш великий южный сосед – это наша судьба, Китай развивается огромными темпами (…) Китай – это наш друг, наш торговый партнер и самый крупный инвестор в экономику нашей страны. А это значит, что завтра наши ребята будут востребованы на этих заводах, это будет и в промышленности или в сельском хозяйстве", – сказала Д.Назарбаева. По ее словам, новые инвестиции привносит и Западная Европа, и наши азиатские партнеры. "То есть без знания языков составить успешную карьеру невозможно. Это нужно принять и мы должны отработать – как в ускоренном темпе внедрять в школах трехъязычие. Как прийти к тому, чтобы школы не делились по языковому признаку, чтобы все школы были трехъязычными. Такая стоит непростая, но очень интересная задача", – заключила заместитель Премьер-Министра РК.
-------
В школах и учреждениях ТиПО следует внедрять подушевое финансирование – Д.Назарбаева primeminister.kz, 5 февраля
В школах и учреждениях профессионально- технического образования следует внедрять систему подушевого финансирования, заявила сегодня в ходе расширенного заседания коллегии Министерства образования и науки Казахстана заместитель Премьер- Министра РК Дарига Назарбаева. "Если будет успешно введено подушевое финансирование плюс за дополнительные услуги, если дополнительные доходы у школы, она вполне сможет решать свои элементарные проблемы и поощрять лучших учителей. Это система, мы бы хотели, чтобы она у нас была", – сказала Д.Назарбаева. По ее словам, система международной аккредитации поможет скорее внедрять современные международные профессиональные стандарты. При этом академическую свободу при успешном прохождении международной аккредитации смогут получать ТиПО и вузы. "Те учебные заведения, которые получили международную аккредитацию, именно там будет размещаться государственный заказы на образование, именно таким вузам будет предоставляться право выдавать дипломы государственного образца. Именно выпускники этих вузов, в первую очередь, будут трудоустраиваться и на государственную службу, и в национальные компании, и на гражданскую службу-врачи, учителя, потому что здесь необходимо качество", – уточнила она.
-------
Студенты и школьники должны стать центром образовательной системы – Д.Назарбаева primeminister.kz, 5 февраля
Центром образовательной системы Казахстана должны стать школьники и студенты, заявила сегодня в ходе расширенного заседания коллегии Министерства образования и науки заместитель Премьер- Министра РК Дарига Назарбаева. "Сегодня нам необходимо, чтобы вся система образования приняла тот факт, что центром образовательной системы является ребенок и студент, и интересы этого ребенка должны быть на первом месте и вся система образования должна быть подстроена под эти интересы", – сказала Д.Назарбаева. Также вице- премьер отметила необходимость получения новых навыков в связи с растущими потребностями рынка. "На очередном съезде партии "Нур отан" Глава государства очень четко об этом сказал. Мы живем в век информатизации, четвертой индустриальной революции. А это требует от нас с вами, от наших детей совершенно иных навыков. Поэтому в первую очередь каждый из вас должен ответить себе на этот вопрос, что я хочу дать моему ребенку, чтобы он завтра был успешным, всегда мог найти себе работу не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами", – отметила вице-премьер.
-------
Вице-премьер Д.Назарбаева призвала внедрить информатизацию в системе образования РК primeminister.kz, 5 февраля
В условия тотальной информатизации в мире нам нужно внедрить IT-технологии в системах здравоохранения и образования Казахстана, заявила заместитель Премьер- Министра РК Дарига Назарбаева в ходе расширенного заседания коллегии Министерства образования и науки. "Мы говорим о четвертой индустриальной революции, о тотальной информатизации. Без этого тоже мы сегодня никуда не продвинемся. К сожалению, мы сегодня очень сильно отстали от информатизации нашей системы и образования, и здравоохранения, и системы государственного управления в центре и на местах, и нам нужно семимильными шагами этот пробел наверстывать", – отметила вице –премьер. Она уверена, что "нам нужны айтишники, нам нужны специалисты, нам нужны ребята, которые не задумываясь нажимают клавиши на своем ноутбуке, набирают любую информацию, печатают не глядя, владеют всеми азами IT- технологий". Обращаясь к работникам системы образования, присутствующим на коллегии, Д.Назарбаева подчеркнула, что "когда мы информатизируем всю систему образования, закончатся ваши бесконечные отчеты, бесконечные проверки, бесконечное хождение тонн бумаги, которые наверняка мало кто читает". "Если все это будет в сети – с этим будет намного проще работать", – сказала вице-премьер.
------
Качественное образование должно быть доступно всем казахстанцам – Д.Назарбаева primeminister.kz, 5 февраля
Качественное образование должно быть доступно везде, в городе и на селе, заявила Дарига Назарбаева. "Мы должны двигаться к тому, чтобы все школы нашей страны были одинаково хорошими. Это школа хорошая, эта – плохая, эта элитная, эта не элитная – этого быть не должно. Мы должны максимум усилий приложить к тому, чтобы качественное образование было доступным везде – в городе, в столице, в районном центре", – сказала заместитель Премьер-Министра РК Дарига Назарбаева в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МОН РК. Вице-премьер подчеркнула, что "в центре системы образования, в центре школы – ребенок и учитель, и все должно быть подчинено интересам этих двух людей". Она считает, что школы должны между собой соревноваться за качество знаний, и для этого потребуются финансовые механизмы и стимулы. Д.Назарбаева также выступила за введение рейтингов школ, которые должны быть в открытом доступе в Интернете. "Чтобы каждый родитель, когда думал, в какую школу отдать своего ребенка, мог открыть соответствующий сайт в Интернете и в своем районе выбрать самую подходящую школу и отдать туда ребенка", – подчеркнула вице-премьер.
-------
Д.Назарбаева предложила сделать более гибкой и совершенной систему ЕНТ в Казахстане primeminister.kz, 5 февраля
В систему проведения Единого национального тестирования (ЕНТ) нужно внести новшества, сделать ее более гибкой, такое мнение высказала заместитель Премьер-Министра РК Дарига Назарбаева в ходе коллегии МОН РК. "Сама идея ЕНТ хорошая, стало меньше коррупции в этой сфере (…) Но все равно ЕНТ сегодня не может быть 100% показателем качества работы школ. Там должны быть еще ряд других показателей, на основании которых нужно смотреть. Мы с этим тоже должны озадачиться и вместе с вами подумать, присылайте ваши предложения", – обратилась она к сотрудникам сферы образования, принимавшим участие в заседании коллегии. По словам Д.Назарбаевой, ЕНТ не должен быть сравним с "походом на войну" и нести морально-психологические проблемы для детей и их родителей. "Поэтому здесь мы работаем с министерством над тем, чтобы ЕНТ не было приговором и не закрывало дорогу талантливому молодому человеку поступать в институт или вуз. Хотим эту систему сделать более гибкой", – сказала вице-премьер.
-----
Казахстанским школам можно дать хозяйственную самостоятельность – Д.Назарбаева primeminister.kz, 5 февраля
Нашим школам можно дать хозяйственную самостоятельность для получения дополнительных доходов, заявила заместитель Премьер-Министра РК Дарига Назарбаева в ходе коллегии МОН. "Мы хотим дать школам большую хозяйственную самостоятельность, поменять организационно-правовой статус, чтобы школа могла оказывать дополнительные услуги и сама зарабатывать", – сказала Д.Назарбаева. Но при этом, как она отметила учебным заведениям надо учиться корпоративному менеджменту. "То есть, когда этими заработанными деньгами директор школы единолично не может распоряжаться, для этого есть общественные советы при школе, где родители играют роль "первой скрипки" и совместно с учителями принимают решения", – пояснила вице-премьер. Она отметила, что за дополнительные услуги у школы появятся дополнительные доходы, за счет чего школы смогут самостоятельно решать свои элементарные проблемы и поощрять лучших учителей. "Мы хотели бы, чтобы эта система у нас была", – подчеркнула вице-премьер. Д.Назарбаева также обратила внимание на положительный опыт внедрения подушевого финансирования. "Мы начали внедрять подушевое финансирование. Москва уже несколько лет как внедрила и говорит о том, что результаты очень хорошие. Сегодня за ребенком деньги идут в ту школу, в которой он идет. Сегодня школы зависят от детей, они пересматривают свои штатные расписания, структуру, оптимизируют расходы. Они за детей борются", – заключила вице-премьер. |