parlam.kz, 18 февраля
18 февраля на состоявшемся под председательством Касым-Жомарта Токаева заседании Сената Парламента принято шесть законов. Сенаторы ратифицировали Соглашение между Правительством Казахстана и Международным бюро выставок о льготах и преференциях для официальных участников, связанных с проведением Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в Астане. Документ направлен на обеспечение благоприятных условий для участников Международной выставки ЭКСПО-2017 на тему "Энергия будущего", которая будет проводиться с 10 июня по 10 сентября 2017 года. Ратификация Соглашения позволит установить правовые основания для предоставления льгот и преференций официальным участникам в целях лучшей представленности стран, участвующих в выставке. Ратифицировано Соглашение о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха". Реализация Соглашения, подписанного государствами-членами ЕАЭС в Гродно 8 сентября 2015 года, позволит реализовать пилотный проект по введению маркировки товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и произведенных на территориях государств союза, а также информировать потребителей о качественных характеристиках товаров. Принят закон о ратификации Соглашения между Правительствами Казахстана и Молдовы о реадмиссии лиц с незаконным пребыванием и Исполнительного протокола по реализации данного Соглашения. Соглашение и Протокол определяют эффективные процедуры для выявления и безопасного и упорядоченного возвращения лиц, которые не выполняют или перестают выполнять условия въезда, пребывания или проживания на территории государств договаривающихся сторон, а также способствуют транзиту таких лиц. Протокол содержит механизм по осуществлению реадмиссии лиц, включающий перечень пунктов пропуска через государственную границу сторон, перечень и образцы необходимой документации. Документ будет способствовать усилению защиты прав и законных интересов граждан, а также укреплению национальной безопасности Казахстана. Соглашение и Протокол направлены на совершенствование правового сотрудничества между Казахстаном и Молдовой в сфере противодействия незаконной миграции. Ратифицирован Протокол о внесении поправок в казахстанско-российское соглашение об условиях использования и аренды испытательного полигона Сары-Шаган и обеспечения жизнедеятельности г. Приозерска. Протокол, подписанный 16 апреля 2015 года в Москве, вносит изменения, касающиеся использования казахстанской стороной участков территории полигона при проведении сезонных сельскохозяйственных и геологоразведочных работ, а также при оказании помощи в ликвидации стихийных бедствий. По согласованию сторон допускается использование земельных участков полигона в интересах военного и военно-технического сотрудничества казахстанской стороны с третьими странами. Изменения также касаются координатных точек, определяющих границы земельных участков испытательного полигона Сары-Шаган. Также ратифицирован казахстанско-российский межправительственный Протокол о внесении изменений в Договор между Правительствами РК и РФ об аренде испытательного полигона Сары-Шаган. Ратификация Протокола позволит законодательно урегулировать вопрос определения даты и суммы уплачиваемой арендной платы за использование земельных участков полигона в связи с сокращением их площади. В соответствии с документом, сумма, уплачиваемая Российской Федерацией за аренду полигона, уменьшается пропорционально выводимым из аренды земельным участкам. Кроме того, сенаторы ратифицировали казахстанско-кыргызское межправительственное Соглашение об оказании безвозмездной военно-технической помощи. Соглашение направлено на создание правовой основы для оказания Казахстаном безвозмездной военно-технической помощи Кыргызстану в виде передачи военного имущества. В документе определены уполномоченные органы, порядок доставки военного имущества, оформления таможенных процедур, а также порядок пересечения государственных границ военнослужащими, осуществляющими доставку военного имущества. Наряду с этим, соглашение содержит положение, согласно которому кыргызская сторона не должна передавать полученное от казахстанской стороны военное имущество или право на его использование третьей стороне. Ратификация соглашения будет содействовать развитию военно-технического сотрудничества двух государств, а также дальнейшему укреплению региональной и коллективной безопасности. В ходе заседания заслушаны депутатские запросы сенаторов. Али Бектаев поднял проблему развития коневодства и переработки продукции этой отрасли. Сенатор предложил повысить качество государственных программ по развитию племенного коневодства, а также расширить производство продукции коневодства в целях продвижения национальных брендов питания. В числе предложений сенатора – организация экспорта продукции данной отрасли. Серик Акылбай внес предложение о совершенствовании законодательства в области миграции. Депутат считает, что необходимо предусмотреть в Законе Республики Казахстан "О миграции населения" четкое определение такому правовому явлению как реадмиссия. Так как на данный момент это понятие регулируется только двухсторонними соглашениями без конкретного определения в национальном законодательстве. Поводом депутатского запроса сенатора Дулата Куставлетова является необходимость комплексного решения отдельных вопросов, связанных с благополучием детей. Особое внимание в запросе обращено на проблемы взыскания алиментов, а также отсутствие системных, комплексных и эффективных механизмов выстраивания работы госорганов по решению этих актуальных проблем.
-----
Депутатский запрос Акылбай С.Б.
Премьер-Министру Республики Казахстан Масимову К.К.
Уважаемый Карим Кажимканович! Поводом моего депутатского запроса является необходимость совершенствования законодательства в области миграции и в частности института реадмиссии. С каждым годом в Казахстане быстрыми темпами идет активизация миграционных процессов. Разнообразие этих процессов велико, начиная от транзитных перемещении до масштабных международных проектов привлекающий миллионы туристов со всех стран. Военные, политические конфликты в ряде стран вызывают появление беженцев. Переход к экономике, основанной на знаниях, сопровождается крупномасштабной трудовой миграцией. Новые границы Шенгенской зоны, развитие сотрудничества Казахстана со странами СНГ, формирование Евразийского экономического союза, включающее открытость границ, ставит новые задачи в сфере управления смешанной миграцией. В этих условиях правовое регулирование вопросов въезда на территорию государства может стать фактором, оказывающим существенное влияние на положение государства в системе международных связей. Поэтому, для нашего динамично развивающегося законодательства в этом направлении открываются новые горизонты для совершенствования. В настоящее время вопросы реадмиссии регулируются различными международными соглашениями. Так, за последние годы Казахстаном былоподписано порядком 12 соглашений со многими странами в части реадмиссии. Только за два года Казахстаном были ратифицированы Соглашения с такими странами как: Литва, Латвия, Германия, Венгрия, Чехия, Швейцария, а также со странами Бенилюкс. Это положительная тенденция для Казахстана, как для молодого государства в свете дальнейшего интегрирования в мировое сообщество. И если для европейских стран институт реадмиссии имеет довольно долгую, более чем 50-летнюю историю, и хорошо апробирован практикой, то для Казахстана – это, безусловно, инновация. Тем не менее, несмотря на то, что казахстанский опыт на реадмиссионном направлении не столь богат, сделано немало и многое продолжает делаться. Однако, при всех положительных международных достижений в этом направлении, на сегодняшний день отсутствует правовое регулирование института реадмиссии в национальном законодательстве. В целях расширения географии соглашений в сфере реадмиссии с другими государствами, а также выхода на качественно новый уровень правового урегулирования вопросов миграции необходимо создать национальную правовую базу в этом направлении. В связи с чем, предусмотреть в Законе Республики Казахстан "О миграции населения" четкое определение такому правовому явлению как реадмиссия. Так как на данный момент это понятие регулируется только двухсторонними соглашениями без конкретного определения в национальном законодательстве. Наряду с этим, предусмотреть отдельный раздел, в рамках которого урегулировать общественные отношения нелегальных мигрантов подподающих под реадмиссию с представителями государственных органов нашего государства до реадмиссии в государство его происхождения. То есть, закрепить нормы, регламентирующих современное, цивилизованное отношение к нелегальным мигрантам. Обозначить исчерпывающий перечень прав и обязанностей всех сторон, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права. Уважаемый Карим Кажимканович! Учитывая вышеизложенное, прошу Вас рассмотреть вопрос реализации вышеуказанной инициативы в рамках текущей законодательной деятельности. В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" прошу о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ в установленный законом срок.
С. Акылбай |