Жамиля АТИБАЕВА, "Огни Алатау", 19 февраля
"Шаңырақ – мәңгілік елдің тұғыры" Под таким названием в Жетысуском государственном университете имени Ильяса Жансугурова состоялась встреча, посвященная воспитанию девушек в духе национальных традиций и мировоззрения. В ней приняли участие девушки – студентки учебного заведения. Организаторы мероприятия подробно рассказывали о традициях и обычаях казахского народа и воспитательной силе родительского примера. Также они отметили, что недостаточное внимание к молодым людям зачастую приводит к необратимым последствиям. Отсюда и ночные похождения несовершеннолетних по клубам, участие в нарушении общественного порядка и пристрастие к наркотическим веществам. У казахского народа много известных личностей, которые могут служить образцом для молодежи. Нынешнее поколение должно брать с них пример, с их образа жизни, верности своему делу, сохранению традиций предков. Первая в истории ислама женщина-правитель государства по национальности была казашкой. Это потомок Едиге бия, вдова главы Казанского ханства – Суйинбике. После смерти хана Санагерея она правила Казанским ханством в 1549-1551 гг. Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в нем играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости народа. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, на привитие ей главных семейных ценностей. Поговорка "остерегайся сына, говорящего вперед отца, и впереди матери выступающей дочери" говорит о том, что вопросу уважительного отношения к старшим у казахов уделялось большее внимание. Роль матери в таком процессе чрезвычайно велика. В этом постоянно убеждает практика. Особое мес-то в воспитании занимает материнский фольклор: колыбельные песни, потешки и др. Многие колыбельные песни разграничиваются на колыбельные, обращенные к мальчику, и колыбельные, обращенные к девочке. Так передается идеал женщины, выработанный народом на протяжении веков. Женщина – трудолюбива, добра, скромна. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для дальнейших воспитательных воздействий. В своем ауле девушка всегда чувствовала, что окружена всеобщим вниманием. С 16 лет девочка считалась взрослой, и в связи с этим изменялся вид ее одежды и украшений. Характерным отличием от женщин являлся цвет головного платка: у девушек – красный, а у женщин – белый. Кроме того, девушки надевали бархатный пиджак, на указательном пальце левой руки носили кольцо. Взрослые незамужние девушки отличались от молодых женщин (келіншек) тем, что носили конические шапки с меховой опушкой, украшенные перьями филина. Казахский народный эпос хранит предания о Козы Корпеш и Баян Сулу, о Енлик и Кебек, проявивших себя в борьбе за свое подлинное и большое чувство, перед которым бессильна даже смерть. Организатор мероприятия профессор ЖГУ имени Ильяса Жансугурова Назгуль Аужанова сказала, что "народные казахские обычаи не были так строги к женщинам, как традиции других восточных этносов. Например, не было обязательным ношение "паранджи", закрывавшей лицо. В наше время смены цивилизаций женщины занимают активную позицию в обществе наряду с мужчинами. Они успешно работают в сферах государственного управления, бизнеса, промышленности, образования, здравоохранения и обслуживания населения, а также во многих других сферах. В Казахстане 60% госслужащих – женщины. В настоящее время, в период выборов в Парламент на 1 февраля было подано 360 заявок в кандидаты от женщин. Народ именно слабому полу доверяет свою судьбу. Как говорил Мухтар Ауэзов, "чтобы воспитать нацию именно с пеленок, нужно воспитывать наше патриотические чувства". Ведь, действительно, это так. Активное участие в мероприятии приняли студенты 1-4 курсов специальности "биология": Кенжегуль Аскарбекова разработала сценарий мероприятия, Гульжаухар Толенды написала Посвящение специально для этого вечера. На выставке народного прикладного искусства представили картины, разные поделки студенты факультета культуры и искусства и кафедры профессионального обучения. Особо хочется отметить работы и книги профессора, члена СХ РК, члена-корреспондента АХ РК, Отличника народного просвещения Казахской ССР "Узоры Семиречья", "Казахский национальный орнамент" Ж.Баримбекова. Также участниками была выдвинута идея создания клуба, где девушек будут воспитывать в духе национальных традиций, и который станет площадкой для встреч и бесед старшего и современного поколений. Для участия в работе клуба будут приглашаться общественные деятели, женщины-депутаты, министры и просто те женщины, которые смогут поделиться с девушками жизненным опытом. |