Талгат Ибраев
На днях руководство АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" объявило о своих очередных планах по реализации проектов на ближайшую перспективу. Согласно обнародованной информации, помимо всего прочего, в задумках менеджеров холдинга значится строительство многопрофильной больницы при медицинском университете имени Асфендиярова в Алматы, строительство и эксплуатация линии легко-рельсового транспорта в Алматы, железная дорога в обход города Алматы, водоканал в Кызылординской области и новый пассажирский терминал международного аэропорта "Коркыт Ата" в Кызылорде. Есть проекты и менее масштабные, типа строительства детских садов в Петропавловске, возведения здания колледжа в Кызылорде, а так же сооружения бюджетного жилья для нужд Министерства обороны. В общем итоге, подобных проектов набралось семнадцать штук, а их ориентировочная стоимость составляет более 390 миллиардов тенге. Примерно в это же самое время, председатель правления Банка Развития Казахстана Болат Жамишев, посетовав на результаты стресс-тестирования банковского кредитного портфеля и, как следствие, выявления чувствительных колебаний к валютному курсу, рассказал о том, что в дальнейшем БРК намерено воспользоваться средствами из ЕНПФ. Для начала планируется выделение 65 миллиардов тенге, которые пойдут на реструктуризацию части ранее выданных займов, а в дальнейшем можно будет поговорить и о развитии некоторых новых начинаний. В том числе и ряда перспективных проектов. Если кто еще не совсем в курсе, то с некоторых пор связь между этими двумя новостями самая прямая. Ведь в настоящее время Банк Развития Казахстана является дочерней структурой холдинга "Байтерек" и, соответственно, часть из озвученных в самом начале громадья планов вполне возможно будет кредитоваться именно из фондов БРК. А если уж совсем точнее – то теперь непосредственно из ЕНПФ с последующим операторским участие Банка Развития.
Для справки: АО "Национальный управляющий холдинг "Байтерек" был создан 22 мая 2013 года. Согласно учредительным документам, целью создания холдинга является содействие развитию и диверсификации экономики, привлечение инвестиций, развитие кластеров и совершенствование системы корпоративного управления в его дочерних организациях. В настоящее время, в холдинг входят АО "Банк развития Казахстана", АО "Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Жилстройсбербанк", АО "Казахстанская ипотечная компания", АО "КазЭкспортГарант", АО "Фонд развития предпринимательства "Даму", АО "Национальное агентство по технологическому развитию", АО "Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов", АО "KazynaCapitalManagement", АО "Байтерек девелопмент" и ТОО "Центр сопровождения проектов государственно-частного партнерства"…
Что ж, привлечение дополнительных (или, скажем так, "антикризисных") средств в наше нелегкое время, безусловно, может только приветствоваться. Даже если они на время выдергивается из недр пенсионной системы и будут инвестированы в будущие прибыльные проекты, что безусловно гарантирует их последующее возвращение со всеми положенными в таких случаях процентами. Правда, это исключительно в теории. А вот что же касается практики, то думаю, в этой связи будет отнюдь не лишним взглянуть на то, как обстоят (ну или по крайней мере обстояли до недавнего прошлого) дела в самом проектно-управляющем холдинге "Байтерек", и какими практическими результатами руководство как самой головной структуры, так и ее многочисленных дочерних компаний могло похвастаться в течение последних пары-тройки лет. Если даже бегло пролистать подшивки деловых изданий периода создания холдинга, то можно будет легко убедиться в том, что у довольно большой части казахстанских экспертов и наблюдателей особого энтузиазма данное известие почему-то в те дни не вызвало. Например, указывалось, что по существующей в стране горизонтали власти, эффективностью финансовой системы Казахстана до сих пор вроде как занимался Национальный банк, а непосредственным финансированием экономики, необходимым для достижения запланированного роста ВВП и индустриализации, ведали Минэкономики и бюджетного планирования, Минфин и Министерство индустрии и торговли. Теперь, похоже, как писали в наиболее скептически настроенные авторы комментариев, у всех этих ведомств появился свой макродублер в квазигосударственном секторе, эффективность которого заведомо может быть спрогнозирована народной мудростью: "У семи нянек дитя без глазу". Были и еще более пессимистичные прогнозы насчет того, что после передачи в ведение холдинга и без того многострадальных институтов развития в стране может попросту возникнуть очередная пирамида по неэффективной прокачке бюджетных средств... В свою очередь, руководство холдинга, который возглавил весьма перспективный выпускник программы "Болашак" Куандык Бишимбаев (который уже к своим 27 годам успел побывать на самых разных руководящих должностях, включая пост вице-министра экономического развития и торговли), было настроено куда как более оптимистично и горячо заверяло скептиков о том, что все ранее существовавшие проблемы будут решены путем личных волевых усилий и привнесения лучших образцов зарубежного менеджмента, а энергичность и работоспособность новой команды, безусловно, принесет свои позитивные плоды уже в самые кратчайшие сроки. Как показало время, энергии молодой управленческой команде действительно было в чем-то не занимать. Особенно, на примере крайне активной (и без всякого преувеличения – весьма эффективной) работы пресс-службы холдинга, которая через некоторое время добилась результата простейшей формулы – "О НУХ "Байтерек" либо хорошо, либо никак". Обширные по объему пресс-релизы, хорошо отлаженные контакты с руководителями и журналистами ряда республиканских и региональных СМИ постепенно делали свое нужное дело, и на период второй половины 2013 года каких-либо неудобных вопросов о текущей деятельности холдинга ни у кого у работников масс-медиа уже практически не возникало. Правда, как выяснилось чуть позже, скромным личным обаянием топ-менеджмента холдинга "Байтерек" были обделены сотрудники некоторых контролирующих ведомств, и в частности – Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, который в апреле 2014 года созвал специальное заседание. Его основной повесткой дня, стали вопросы "непроработанных управленческих решений дочерних организаций нацхолдинга "Байтерек", несоблюдение действующего законодательства и внутренних нормативных актов". В частности, согласно представленным на заседании документам, в портфеле АО "Банк развития Казахстана" сложился высокий уровень проблемных кредитов, доля просроченной задолженности по которым возросла до 40%. Справедливая балансовая стоимость 35 проблемных проектов, переданных АО "Банк развития Казахстана" в АО "Инвестиционный фонд Казахстана", была подтверждена лишь на 16%. Кроме того, в нарушение принципов корпоративного управления и требований внутренних нормативных актов правлением АО "Инвестиционный фонд Казахстана", допускалось заключение крупных сделок без обязательного оформления решений совета директоров. Что же касается еще одной дочерней структуры – АО "Казына капитал менеджмент", то там так и не был создан фонд "Greenfield-проектов", изначально инициированный для финансирования инновационных проектов, предусмотренный Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Заодно отмечалось низкое освоение бюджетных средств (9%), слабые темпы строительства жилья АО "Казахстанская ипотечная компания" не позволили достичь запланированных результатов бюджетных инвестиций по программе "Доступное жилье 2020". В АО "Фонд стрессовых активов" созданного, в том числе и для выкупа сомнительных активов банков второго уровня, этот самый выкуп не проводился. А в АО "Инвестиционный фонд Казахстана", где основным видом деятельности значатся вложения инвестиций в уставный капитал вновь создаваемых и действующих предприятий этот вид деятельности так и не осуществлялся. В итоге, как и положено в таких случаях, Счетным комитетом было поручено руководству холдинга "Байтерек" "принять незамедлительные меры по повышению эффективности управления активами государства и инвестирования в финансовые инструменты, обеспечению контроля за соблюдением обязательных процедур, а также рассмотрению ответственности должностных лиц дочерних организаций, допустивших нарушения действующего законодательства". Топ-менеджмент "Байтерека", конечно же, допущенные оплошности безусловно признал, справедливую критику вроде бы учел и как было велено – отправился устранять недоделки, недостатки и прочие выявленные контролерами нарушения. В следующий раз вопрос об эффективности работы холдинга был поднят уже на парламентском уровне буквально через год. Как выяснилось, по состоянию на первое июня 2015 года, АО НУХ "Байтерек" освоил лишь 27 из 121,7 миллиардов тенге, выделенных ему из Национального фонда на модернизацию жилищной инфраструктуры, о чем на пленарном заседании гневно заявил депутат Мажилиса Парламента РК Николай Логутов: – По состоянию на июнь этого года для строительства корпоративного жилья выделено в целом 162,5 миллиарда тенге, в том числе АО "Байтерек" – 121,7 миллиардов тенге. При этом общее освоение денежных средств АО "Байтерек" составило 27 миллиардов, – подчеркнул в тот день мажилисмен. Народный избранник также рассказал своим коллегами и присутствующим на слушаниях представителям высшего руководства холдинга о нарушениях сроков строительства новых домов и освоения средств в ряде регионов: – В настоящее время, серьезное беспокойство вызывает нарушение сроков строительства и освоение средств в ЮКО – восемь жилых домов, это 1 080 квартир, планируемый ввод в эксплуатацию в апреле, на первое июня не введены за отсутствием сетей канализации по вине местных исполнительных органов, предположительное решение будет к первому июля текущего года. В то же время, беспокойство вызывает и нарушение сроков строительства и освоение средств в Южно-Казахстанской области, ВКО, ЗКО, Карагандинской и Жамбылской областях… – продолжал озвучивать очередные нелицеприятные нюансы депутат нижней палаты парламента. Заодно он отметил и тот факт, что "местные исполнительные органы перечисленных областей, где ведется строительство по линии "Байтерек", не обеспечивают должный контроль за ходом строительства, не оказывают действенную помощь, срывают свои обязательства по проведению инженерных коммуникаций". Внимательно и участливо выслушав депутата и его немного разнервничавшихся и разбушевавшихся после услышанных данных коллег, председатель правления АО "Национальный начальствующий холдинг "Байтерек" Куандык Бишимбаев ошибки в очередной раз признал, а заодно попытался объяснить причину пресловутого не освоения бюджетных средств: – Двадцать три процентов средств освоено, потому что мы не выплачиваем авансы и не авансируем рабочих вообще. То есть, выиграла какая-то компания конкурс, она сначала должна построить, потом мы оплачиваем, то есть по ходу строительства эта сумма будет увеличиваться. Даже если квартира готовая, пока он нам документы не принесет, что вот он сдан, на каждую квартиру оформлен технический паспорт, сведения о собственнике, мы ему не оплатим… – сообщил депутатам несколько сложные подробности своих взаимоотношений с подрядчиками депутатам Куандык Валиханович и чуть позже клятвенно заверил о том, что до конца года, по его мнению, все нормализуется, и, мало того, намеченный план по квартирам будет выполнен полностью… С момента не очень лицеприятного разговора в стенах парламента не прошло и полгода, как пресловутый "квартирный вопрос" был поднят с новой силой. На этот раз, с резкой критикой в адрес работы холдинга выступил в сентябре 2015 года Талгат Ергалиев (кстати, в свое время сам руководивший крупными строительными компаниями). На презентации республиканского бюджета на 2016-2018 годы депутат Ергалиев изрядно возмутился по поводу неэффективного освоения государственных денег одной из "дочек" холдинга "Байтерек" – АО "Казахстанская ипотечная компания". – В 2013 году мы утвердили бюджет национальному холдингу "Байтерек" – 20 миллиардов тенге для фондирования с целью привлечения инвестирования… Мы ежегодно выделяем деньги для национального холдинга. В 2014 году выделили еще 30 миллиардов тенге, в 2016 году вновь мы выделяем 30 миллиардов, но если смотреть отчеты, то подразделение "Байтерека" – "Казахстанская ипотечная компания" (КИК) – в 2014 году только 108 квартир ввела в эксплуатацию, – возмутился депутат-строитель. – Суть проблемы в том, что сегодня 300 тысяч казахстанцев стоят официально в очереди по государственной жилищной программе. Это только те, которые имеют право на госжилье по критериям, определенным законом. Одно из направлений удовлетворения нужд жителей нашей страны – это программа, которая должна исполняться по линии "Байтерека". Со слов руководителя "Байтерека", получается – 8,5 миллиардов освоено, а 14,2 миллиардов не освоено из-за того, что 40 конкурсов было проведено и, соответственно, ни одного подрядчика не нашли и не провели. Получается, плохое администрирование. Мы в 2016 году вновь выделяем 30 млрд. Где гарантия, что эти деньги освоят, когда те деньги, которые мы выделили в 2014 году, не освоены? Мы из года в год видим, что подразделение, которое занимается освоением этой потребности, не осваивает эти деньги. Я сделал анализ, что у них нет четких мощных администраторов, знающих и разбирающихся в строительном рынке, и которые могут подобрать квалифицированных субподрядчиков. Соответственно, все эти программы рушатся. Я это и ранее озвучивал на пленарном заседании… Заодно народный избранник предложил и кое-какие контрмеры, которые, в общем-то, вряд ли могли понравиться самому руководству холдинга: – Зачем неэффективной организации выдавать деньги, если они не могут их освоить? Проще было бы отдать эти деньги на какие-то другие проекты – инфраструктурные проекты, инженерные сети, на строительство дорог, которые завтра окупятся и дадут результат. Может быть, не прямым, но мультипликативным эффектом вернутся. Может быть, городам дать, ведь есть работа местных исполнительных органов по удовлетворению жилищной потребности. Если направление не продвигается, значит, деньги надо забирать и выдавать другим… Несколько уязвленное подобными нападками руководство НУХ "Байтерек" выпустило весьма объемный и пространный пресс релиз, в котором в частности указывалось, что кое-где построенные квартиры все-таки исправно сдаются: "Холдингом "Байтерек" обеспечен ввод в эксплуатацию жилого комплекса в микрорайоне "Аккент" в Алматы. Торжественное мероприятие по вручению ключей от квартир прошло с участием акима Алматы Бауыржана Байбек и главы холдинга "Байтерек" Куандыка Бишимбаева. Все квартиры сданы в чистовой отделке. Кроме того, установлены металлические двери, пластиковые окна, сантехника в санузлах, мойки, кухонные плиты, постелен линолеум…" В общем, по версии авторов релиза за счастливых новоселов, довольного акима южной столицы и трудолюбивое руководство холдинга оставалось только порадоваться. А другие недоделки… Ну, действительно, есть кое-какие отдельные факты. Так с кем не бывает? Впрочем, судя по некоторым публикациям в республиканских СМИ, несмотря на обилие выпускаемых сообщений, и торжественных рапортов о новых взятых на себя повышенных обязательствах, к самому холдингу и его многочисленным "дочкам" и внучкам", вопросов оставалось немало. "Новая стратегия государственных институтов развития и финансовых структур, объединенных в холдинг "Байтерек", признала серьезные ошибки в их работе и потери огромных сумм государственных средств", – констатировали в те дни авторы публикаций на эту злободневную тему. "Повышенный интерес вызывает принятая недавно стратегия развития холдинга "Байтерек" до 2023 года", – начали проявлять любопытство целый ряд известных в стране экономистов и заодно поясняли, по каким именно причинам: "Сложившаяся ситуация не внушает оптимизма. На заседании совета директоров "Байтерека" было озвучено, что чистая прибыль холдинга за первое полугодие составила 11,85 миллиарда тенге. В то же время за прошлый год чистый доход "дочек" "Байтерека" достиг 40 миллиардов. Таким образом, пока идет серьезное отставание от прежних показателей прежнего руководства. Крайне низким является уровень доходности по отношению к активам холдинга – 0,56%. Можно, конечно, оправдаться тем, что главная задача холдинга – все же не извлечение прибыли, а эффективное содействие бизнесу. Однако и здесь результаты, увы, не блещут. За полгода вся группа компаний холдинга "Байтерек" – а это 10 дочерних организаций с активами более 11 миллиардов долларов – профинансировала всего 15 проектов на сумму 54,3 миллиарда тенге, ввела в эксплуатацию шесть проектов на 46,8 миллиарда тенге и поддержала 17 экспортных операций лишь на 1,7 миллиарда тенге…" А попутно высказывались и достаточно мрачные прогнозы: "Анализ стратегии развития "Байтерека" до 2023 года показывает, что и в перспективе качественные улучшения не предвидятся. Понятна и очевидна только одна вещь – через холдинг будет прокачиваться все больше и больше государственных средств. Он называет себя "финансовым агентом правительства". Зачем правительству нужен такой агент – посредник между бюджетом и бизнесом – остается большим вопросом… А отсюда, в свою очередь, возникает другой важный вопрос о целесообразности существования самого холдинга". Помимо констатации мало приятных фактов из текущей хозяйственной жизни холдинга, тщательно исследовались некоторые причинно-следственные связи и давалась оценка деловому потенциалу некоторой части топ-менеджмента этой структуры: "…Наверно могут возникнуть вопросы про деятельности руководства на предыдущих должностях, что они сделали, что инновационного внедрили, и как это сделали и т.д. В бытность работы одного из них в АО "Самрук-Энерго" была приобретена ТОО "Green Energy". Вся ценность этого ТОО была в описании возможностей и эффективности ветряных электростанций ВЭС, и карты ветряных полей разработанных еще в советское время. Как видно из изложенного, деятельность НУХ Байтерек вызывает очень много вопросов. А из их официальных сообщений в СМИ, кроме вселяющих надежду реляций, трудно получить какую внятную информацию. Безусловно, речь не идет о том, чтобы как-то очернить руководство этой уважаемой структуры. Возможно, многое делается и не видно общественности. Но поскольку НУХ распоряжается миллиардами долларов, которые, по идее должны быть направлены на развитие страны в целом и каждого гражданина по отдельности, то граждане праве хотя бы поинтересоваться, как там идут дела...", – среди прочих авторов обозначал интересующие его проблемы некогда ответственный чиновник правительственных структур, а впоследствии экономист и предприниматель Казбек Бейсебаев. В свою очередь, менеджмент холдинга, как и следовало ожидать, продолжал держать стойкую и всестороннюю оборону. И в ответ на многочисленные критические выпады увлеченно рассказывал об очередных масштабных планах, типа восстановления редкоземельного производства Иртышского химико-металлургического завода в поселке Первомайский, что расположен в Восточном Казахстане или запуска нового проекта по производству стекла. Что касается последнего начинания, то его теоретическая перспективность вроде как не вызывала сомнений. Своей стекольной промышленности в республике действительно практически не существует. А посему, идея о развитии собственного стекольного производства буквально носилась в воздухе в течении последних нескольких лет, до тех пор, пока ее не ухватил лично Куандык Бешимбаев (в ту пору курировавший ТОО "Самрук-Казына Инвест") и впоследствии не привнес ее уже в новый холдинг в виде самого "Байтерека". Согласно официальной информации поступившей в СМИ непосредственно из недр холдинга – "В мае 2015 года, в Казахстане начато строительство стекольного завода "Orda Glass" в городе Кызылорде. Общая его стоимость – 52,1миллиард тенге, 80% из которых – средства Инвестиционного фонда Казахстана, 20% – американской компании "Steward Engineers". По планам, предприятие начнет функционировать в 2017 году и будет производить 197,1 тыс. тонн в год, или 600 тонн стекла в сутки. Планируемый срок окупаемости – 11 лет". В ответ, вместо вроде как положенного в таких случаях всеобщего народного энтузиазма, опять раздались недовольные голоса скептиков, на этот раз принадлежавшие крупнейшим компаниям – переработчикам стекла, которые оценили перспективы данный проект весьма недоверчиво и мало того - посчитали его заведомо провальным. Причем, просто критическими оценками дело тогда отнюдь не ограничилось, и в течение нескольких месяцев стеклопереработчики заваливали письмами различные государственные инстанции, требуя либо вообще приостановить строительство этого завода, либо на худой конец полностью переориентировать его технологически, параллельно указывая на то, что выделенные государством миллиарды тенге опять будут освоены весьма неэффективно. Дело дошло даже до общественных слушаний в рамках палаты "Атамекен", в ходе которых, оппонентами строительства указывалось на то, что будущий завод "Orda Glass" планирует выпускать обычное, прозрачное и с твердым покрытием стекло, которое, по их мнению, абсолютно не востребовано на рынке. И как доказывали ораторы, именно по этой причине производители подобного стекла в России и Кыргызстане уже терпят серьезные убытки. По их словам, потенциал есть только у энергоэффективного стекла с мягким покрытием, которое соответствует всем требованиям энергосбережения, особенно в нашем резко континентальном климате. Однако такой технологией компания-партнер "Stewart Engineers Inc" увы, на данный момент не обладает. Так зачем, мол, развивать заведомо убыточное производство, в условиях, когда можно учиться всего лишь не повторять досадные ошибки других? Итогом слушаний стала констатация факта того, что возможно иностранных партеров руководство холдинга подобрало … ну, скажем так, в некоторой в спешке, не оценив в должной степени их реальный потенциал. А заодно было припомнено и о том, что подобные прецеденты случались и раньше. Кстати, в настоящее время, вопрос со строительством завода с повестки дня так и не снят, хотя проблему с возможным сбытом партнеры по его созданию все-таки признали. Но, в свою очередь, в очередной раз пообещали, что параллельно со строительством ими будет начат и поиск потенциальных покупателей. А вот настолько быстро они найдутся это, конечно же, вопрос везения и коммерческого "фарта". Так что, определенные риски, увы, никто не отменял… Вообще, сказать о том, что проблемы периодически сначала создаваемые а потом стоически испытываемые ведущими представителями квазигосударственного сектора не остались без внимания на самом верху, конечно же, будет нельзя. И в частности, в ноябре прошлого года президент страны Нурсултан Назарбаев посвятил этому сектору отельную часть своего выступления: – Холдинги "КазАгро" и "Байтерек" превратились в неэффективных посредников между бюджетом и банками. Все это сопровождается тем, что во всех этих предприятиях, малых "внучках" и "дочках" раздутыми штатами, тратами огромных бюджетных ресурсов. В то же время – это приводит к вытеснению инвестиций и инициатив, – подчеркнул Глава государства. В итоге, как мы помним, в длинную очередь менеджеров, "признавших критику весьма своевременной и справедливой", выстроилась череда первых руководителей как самих холдингов (включая АО "Самрук-Казына"), так и целой кучи входящих в них национальных кампаний. А заодно после того как основные грозы вроде бы как улеглись, ими были озвучены очередные "творческие планы". Например, что касается "Байтерека", то, как стало известно, теперь ими привлекается заем в пять миллиардов долларов США со стороны китайского "Bank of China". – Все эти договоренности являются реальными, они носят очень конкретный практический характер и направлены на реализацию большой программы по 45 проектам", – удовлетворенно сообщил журналистам после подписания всех необходимых документов Куандык Бишимбаев. А в январе нынешнего года прозвучала и некоторая конкретика о том, что инвестиции планируется направить в сектор животноводства. В частности, совместно с китайскими партнерами теперь планируется финансировать строительство откормочных площадок на промышленной основе и птицефабрик бройлерного направления… Подводя итог этому небольшому обзору (к сожалению, не охватывающему наверное и третьей части того что было сделано, или особенно - не сделано холдингом "Байтерек"), тем не менее, можно отметить, что активная жизнь в данной структуре поистине не замирает ни на минуту. Мало того, похоже, что "детская болезнь банального недоосвоения каких-либо попавших в поле зрения денежных средств осталась уже в далеком прошлом. И судя по всему, отныне любые средства (неважно, поступившие из иностранных банков или "выдернутые" из пенсионных накоплений граждан) будут осваиваться точно и в срок. А вот насколько эффективно, то это уже вопрос можно сказать десятый. Ведь как говорится в старом анекдоте – "Уж больно сам процесс интересный…" |