Сергей Михайличенко
20 марта, в единый день голосования, казахстанцам предстоит избрать депутатов мажилиса парламента и маслихатов всех уровней. Как известно, выборы пройдут досрочно. По мнению участников экспертного клуба "Мир Евразии", одна из главных причин такого опережения – неблагоприятная внешняя экономическая ситуация. Проще говоря, выборы осенью стали бы нелегким бременем для госбюджета, поскольку в этом году республика отмечает 25-летие независимости. Между тем свое влияние экономический кризис оказал и на предвыборные программы политических партий. – Все шесть партий в своих предвыборных программах в той или иной степени отметили, что источник всех наших трудностей – это глобальный экономический кризис, – привел одну из особенностей нынешней избирательной кампании политолог Эдуард Полетаев. – Об этом говорит заголовок программы партии "Бiрлiк": "Источник всех трудностей – глобальный экономический кризис", в преамбуле программы КНПК указано, что "мировой экономической кризис, нестабильная международная обстановка вызывают все больше обеспокоенности за будущее нашей страны". У ОСДП сама предвыборная программа называется "антикризисной". У "Нур Отана" первый пункт программы носит название "Судьбоносное время", и в нем много информации о мировом кризисе. В программе партии "Ауыл" в шестом, седьмом, девятом предложениях также говорится о глобальных вызовах современности, о том, что ответом на них стали "100 институциональных шагов". "Сегодня перед страной стоят вызовы глобального экономического кризиса, без преодоления которого невозможно не только дальнейшее развитие, но и сохранение нынешнего уровня достижений", – сказано в первом пункте программы партии "Ак Жол". Таким образом, исходя из предвыборных программ получается, что все-таки внешние факторы стали основным двигателем тех процессов, которые у нас происходят. Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ), доктор политических наук Юрий Булуктаев подметил еще одну особенность: – Во всех предвыборных платформах партий политическая часть программы мизерная. Это говорит о многом. О том, что все возможно понимают, что такое состояние дел и главный вопрос "Что будет завтра?" зависят не только от выборов, но и от цены на нефть, от девальвации или укрепления валюты и т.д. То есть экономический кризис и способы его разрешения будут определять нашу жизнь и после выборов. Это, надеюсь, понимают избиратели. При этом, по мнению экспертов, партии в большинстве своем выражают обеспокоенность, говорят о необходимости борьбы с кризисом, но не предлагают конкретных решений. "Нур Отан" опирается на уже разработанные и реализуемые программы, в основном на План нации "100 шагов", другие партии либо робко ссылаются на те же программы, либо ограничиваются общими фразами об антикризисной борьбе. Но в целом партии не предлагают ничего принципиально нового, констатировали политологи. Впрочем, большей порции критики удостоилось другое направление предвыборных платформ. – Уже было сказано о малом присутствии политической составляющей во всех предвыборных программах. Да, можно утверждать, что сейчас кризис, поэтому надо больше думать об экономике. Но давайте посмотрим на предшествующие выборы – там тоже было мало политсоставляющей. Может быть, исходя из логики их программ, партии надо назвать не политическими, а социально-экономическими? – полушутя предложил политолог Олег Сидоров. Участники заседания экспертного клуба говорили о том, что парламент шестого созыва должен стать основой для будущей конституционной реформы, о которой в прошлом году говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Речь идет о том, что республика в перспективе должна из президентской преобразоваться в президентско-парламентскую. – Не исключено, что руководство страны начнет поднимать тему заявленной президентом в прошлом году конституционной реформы, – предположил директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев, говоря о том, что будет после выборов. – По меньшей мере, запустить в СМИ и на разных публичных мероприятиях обсуждение этой темы. А если этот вопрос выйдет в уже этом году на уровень разработки проекта конституционных поправок, то следовательно транзит власти не за горами. А политолог Антон Морозов счел недостаточной аргументацию в пользу будущей реформы. – Переход к президентско-парламентской форме правления предполагает, что в парламенте присутствуют действительно сильные и авторитетные партии. Неважно при этом, будет он двухпартийным или многопартийным. Если же убрать все подпорки в виде лидеров и ресурсов, что от большинства наших партий останется? Поэтому аргумент, что будущий парламент подготовит почву, чтобы следующий стал работать в условиях президентско-парламентской формы правления, меня не убеждает. Откуда возьмутся сильные, авторитетные партии, которые возьмут на себя часть ответственности и полномочий президента? Между тем главный научный сотрудник КИСИ Леся Каратаева заступилась и за партии, и за парламент в целом, который в ходе заседания получил немалую долю критики. Она отметила, что среди претендентов на кресла в мажилисе есть представители двух партий, "которые четко и фокусно ориентированы на определенный электорат". Так, партия "Ак Жол", которая уже имеет опыт парламентаризма, нацелена на бизнес-сообщество, а партия "Ауыл" представляет интересы сельского населения. Партия власти "Нур Отан" не только имеет административные и финансовые ресурсы, но и хорошо представлена во всех регионах страны. Кроме того, некоторые эксперты говорили о том, что есть свои преимущества и у КНПК, и у ОСДП. В частности, народные коммунисты достаточно активно проявили себя в нынешнем составе парламента, а социал-демократы, как минимум, отличились в рамках предвыборной кампании достаточно сбалансированным списком кандидатов. Леся Каратаева также констатировала, что выборы Президента в Казахстане всегда характеризуются высокой электоральной активностью, несколько иначе выглядит уровень электоральной активности населения в период парламентских выборов и, тем более, в условиях выборов в маслихаты. – То есть уровень абсентеизма, как в горизонтальном (количество граждан), так и в вертикальном (поведение отдельно взятого гражданина в период разных выборов) измерении возрастает. Такое поведение электората, в принципе, можно объяснить недостаточным знанием и пониманием той роли, которую играет в жизни казахстанцев законодательная ветвь власти. В то же время содержание тех 59 законов, которые были приняты в прошлом году и вступили в действие с января текущего года – достаточное основание для того, чтобы обратить внимание на возросшую роль Парламента страны. Очевидно, что новые законы на системном уровне трансформируют нормы и правила функционирования казахстанского общества, – сказала Каратаева. Сергей Домнин, главный редактор делового журнала "Эксперт-Казахстан", добавил при этом, что принятые "старым" парламентом законы обеспечивают реализацию тех самых мер, которые прописаны в Плане нации "100 шагов". По его мнению, экономическая политика Казахстана после выборов не изменится, поскольку ее осуществляет правительство. Это курс, который в себе комбинирует довольно причудливым образом контрциклические, антикризисные кейнсианские и либерально-экономические инструменты. – Влияние будущего парламента на правительство будет заключаться в том, что депутатам потребуется активнее играть роль публичных политиков и время от времени критиковать исполнительную власть. Период таков, что им предстоит быть более требовательными. Но решающее влияние на действия правительства новый парламент вряд ли будет оказывать. Эта прерогатива останется у президента, – подчеркнул Домнин. |