Адиль Каукенов
Парадокс современного мира заключается в том, что с одной стороны он вроде сжался до горошинки, где с одной стороны, о любом мало-мальски значимом событии становиться известно на другом конце, а с другой стороны, так легко затеряться в бесконечном информационном потоке. Поэтому, все страны мира, особенно из развивающегося, вынуждены вкладывать средства в борьбе за известность и имидж. Казалось бы зачем, ведь можно было вариться в "собственном соку", пускай и не знают "за кордном" о нашей стране. Но все не так просто. Встроенность в мировую производственную структуру это не только билет для стабильного настоящего, но и прежде всего шанс на процветание для следующих поколений, коим вряд ли достанется нефтяное подспорье в экономике. Глобальная экономика может в этом помочь, здесь особую роль играют иностранные инвестиции. Причем инвестиции это не только и не столько непосредственно деньги или даже станки, это прежде всего сама культура производства и технологический процесс. Да и сам патент на технологию в современном мире, стоит в разы больше чем какой-нибудь масштабный завод. Исторические и международные примеры наглядно показывают, что изоляция это путь в никуда, тогда как открытость миру, умение прийти в глобальную систему экономических отношений это залог финансового благополучия всей страны и каждой семьи. Самый наглядный пример, это Корейский полуостров. На всей земле уже трудно найти человека у которого никогда не было южнокорейского телефона, бытовой техники или автомобиля. И очередные санкции ООН наложенные на Северную Корею в этом году, которые приведут к новым финансовым потерям для простых северокорейцев. Но каким бы не был трудолюбивым народ, как ни щедра земля на природные ресурсы, все неизвестное пугает, а значит повышает риски и серьезный инвестор вкладываться не будет. Поэтому задача продвижения имиджа, проведение глобальных мероприятий, повышение известности в мире это задача сугубо прикладная, но при этом сложная. 25 лет, даже с большой территорией это очень и очень мало. Для большинства развитых стран Казахстан настоящая "терра инкогнита", то есть "земля неизведанная". Одним из событий, которое позволит Казахстану в очередной раз приоткрыть завесу над страной это ЭКПО-2017. Еще на шаг показать себя миру с лучшей стороны. Потому как, когда страна проводит мероприятия мирового масштаба, то одним выстрелом попадают в "двух зайцев". Во-первых, многие серьезные компании, глобальные банки и даже просто туристы узнают о стране-устроительнице. Во-вторых, сам факт проведения ЭКСПО показывает инвестору сразу несколько важных позитивных черт Казахстана: страна надежна, поэтому международный комитет доверил выставку, страна умеет проводить мероприятия, а значит обладает необходимой инфраструктурой, в стране есть кадры способные работать на международном уровне. В этом отношении, Казахстану можно сказать повезло, хотя здесь больше упорного труда конкретных людей, чем слепого везения. Наша страна уже проводила такие знаковые мероприятия как саммит ОБСЕ и Азиада, что позволило накопить казахстанским дипломатам солидный опыт в реализации масштабных проектов. Помимо опыта, каждый международный проект меняет стандарты всей страны, приближая их к международному уровню. Под таковым, естественно, понимается передовой опыт самых развитых стран. Это прежде всего стандарты инфраструктуры, служб сервиса, работы медиа и PR, гостиничного и ресторанного бизнеса, транспортных компаний и многих других. Особенно виден эффект проведения выставок ЭКСПО именно в развивающихся странах. Из которых, особо стоит выделить опыт соседнего с нами Китая. Выставка Шанхай 2010 настолько получилось успешным, что его иногда называют "вечным ЭКСПО", так как на территории комплекса построенного для ЭСКПО не прекращаются выставки, а по всей стране, каждая выставка пытается скопировать уровень ЭКСПО. Ведь китайцы уже узнали, каков международный стандарт и не хотят получать услуги ниже этого уровня. Кстати говоря, в Поднебесной с большим энтузиазмом воспринимают тот факт, что полюбившаяся им ЭКСПО будет в соседней стране, а значит недалеко ехать и относительно недорого. Крупнейшие организации в сфере туризма Китая, а именно Туристическая палата КНР и China Travel Service (HK) Ltd. Проявляют серьезный интерес и намерены обеспечить поток туристов на Астана-ЭКСПО 2017. Тем более, что в Китае идет серьезная борьба за экологию, а потому тема чистой энергии здесь актуальна как нигде. Другой наш большой сосед Россия давно и безуспешно пытается получить право на проведение выставки ЭКСПО. РФ неоднократно принимала участие в конкурсе, но убедит международный комитет пока не удается. Собственно говоря, Астане эта победа тоже далась не простой ценой, если вспомнить, то МИД Казахстана показал высокий профессионализм, энергичность и умение работать в условиях жесточайшей конкуренции. И это неудивительно, ряд побед на международной арене сформировал настоящую школу казахстанской дипломатии, которой по плечу задачи любой сложности. Однако, впереди стоит все еще сложная задача, проведение мероприятия. Для многих казахстанцев это реальный шанс освоить новые формы бизнеса, выйти на международный рынок, получить новые технологии, в конце концов, просто даже просто побывать на событии мирового масштаба. На таком, ради которого построили Эйфелеву башню, первое в мире колесо обозрения, представили сотовый телефон, сенсорный экран и ренгтен, без которых сегодня мы не представляем жизни. Остается только гадать, какие чудеса подарят миру павильоны Астаны в следующем году. |