NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 17:57 ast
15:57 msk

Почему нет пророков в отечественном образовании? Часть II
В Казахстане как-то не принято давать оценку руководителю, когда он при делах. А вот бросать вдогонку камни – это запросто. И уж тем более у нас не практикуется анализ работы того или иного крупного чиновника по прошествии лет
18.04.2016 / политика и общество

Мади Алимов, camonitor.kz, 15 апреля

В Казахстане как-то не принято давать оценку руководителю, когда он при делах. А вот бросать вдогонку камни – это запросто. И уж тем более у нас не практикуется анализ работы того или иного крупного чиновника по прошествии лет. И хотя с момента ухода Б. Жумагулова минуло почти три года, нам кажется, время для этого пришло.

PhD-заслон
Старая система присвоения ученых степеней кандидатов и докторов наук, показавшая свою эффективность в прежние годы, после внедрения "рыночных подходов" полностью себя дискредитировала и изжила. Об этом все знали, но ни один министр до Бакытжана Жумагулова не решился предпринять в этой сфере решительные шаги. Хотя сама жизнь настоятельно требовала этого.
Согласовав свои планы с главой государства, он начал действовать. Было четко и однозначно заявлено, что преж­няя система присвоения ученых степеней приказала долго жить. Были закрыты более 200 диссертационных советов. Так завершилась бесславная история насквозь коррумпированной системы, где "все были довольны": и диссертационные советы вместе с сонмом "научных негров", готовивших клиентам за солидную плату диссертации "под ключ", и сами диссертанты, мечтой которых был вожделенный диплом об ученой степени, но которые в подавляющем большинстве своем не имели никакого желания работать в науке. Конвейер по производству псевдонаучных диссертаций был остановлен, и можно себе представить, какое "ополчение" недовольных сформировалось из числа бывших членов советов и их потенциальных клиентов.
Пожалуй, это была одна из самых рискованных реформ Б. Жумагулова. Реакция в обществе оказалась неоднозначной, проявлялись элементы непонимания и даже открытого противостояния. Однако министр, заняв жесткую позицию, все же смог переломить ситуацию.
Кое-кто до сих пор путает новые степени докторов PhD со старыми степенями докторов наук, и на этой основе распространяются байки о якобы резком падении уровня подготовки научных кадров. Но это не так. Степень доктора PhD – лишь "стартовый пропуск" в науку, и в какой-то мере ее можно сравнить с прежней степенью кандидата наук. Но при этом есть и отличия: степень доктора PhD можно получить только после очного обучения в вузе, а не просто представив неизвестно как полученную диссертацию.
Что же касается ученой степени для авторитетных ученых (докторов наук), то в соответствии с наиболее распространенной мировой практикой теперь в Казахстане ее аналога нет. Взамен этого возможности в плане научной карьеры пополнены учеными званиями профессора и ассоциированного профессора.
Есть еще один немаловажный эффект. Если раньше в науку шел только мизерный процент "свежеостепененных" ученых, то нынешние доктора PhD практически все идут работать именно в науку и образование. То есть это стало по-настоящему работающей системой подготовки научных кадров, а не механизмом удовлетворения личных амбиций.

Эволюция ЕНТ
Была существенно усовершенствована процедура Единого национального тестирования (ЕНТ). На 30% обновлена база тестов, а также устранены некорректные вопросы, по которым были претензии. Кроме того, созданы тесты нового поколения, ориентированные не только на выявление остаточных знаний, но и на определение способностей к дальнейшему обучению, уровня логического мышления, базовых компетенций.
Это стало самым масштабным изменением ЕНТ за все время его существования. Такой подход нанес удар по сложившейся практике "натаскивания" учеников на вопросы ЕНТ, банальной зубрежке ответов в ущерб нормальному изучению предметов. Был поставлен заслон списыванию, использованию телефонов и подсказок, даже со стороны педагогов.
Как следствие, заметно снизился средний балл ЕНТ. Что, естественно, не понравилось ни педагогам, ни родителям, ни руководству школ, ни местным органам, терявшим позиции в рейтинге. И здесь был сделан важный шаг: по поручению президента страны результаты ЕНТ были исключены из рейтинга акимов.
Тем не менее до сих пор идет постоянное давление в плане призывов вернуться к школьным экзаменам и отказаться от ЕНТ. Это очень устроило бы школы, да и какую-то часть родителей, которые получили бы возможность на месте "разводить" все вопросы. Объективность оценки почему-то мало кого волнует. Да и вузы были бы не прочь вернуть себе инструмент вступительных экзаменов с той же целью. Все эти "прелести" мы уже проходили, но позже отказались от них. Однако заинтересованных лиц все еще много, и споры пока не утихают.
Еще один аспект совершенствования ЕНТ, который начала прорабатывать команда Б. Жумагулова, – возможность сдачи тестов в течение года. Это позволит резко снизить психологическое давление на выпускников и перевести отношение к ЕНТ с эмоционального уровня на деловой. Примеры в мире имеются – тесты TOEFL и подобные им. Сегодня мы видим, что МОН начало шаги в данном направлении, в частности повторное тестирование.
Ученья свет и учебников тьма…
Ранее нередко случалось так, что одни и те же авторы буквально "поточным методом" разрабатывали чуть ли не десятки учебников. И никакого спроса с них не было, кроме "критики снизу" (от родителей и педагогов), на которую никто не обращал внимания. Естественно, за всем этим стояли достаточно серьезные деньги, а значит, были заинтересованные люди. Об этом много писалось в СМИ.
Бакытжану Жумагулову стоило больших трудов и нер­вов направить процесс в рациональное русло. Была создана новая система подготовки и издания учебников, включающая их общереспубликанскую экспертизу. В число экспертов вошли депутаты парламента, видные ученые и педагоги, представители СМИ и гражданского общества.
Конечно, в этом направлении нужна постоянная работа. Но первые и очень важные шаги к новому качеству учебников были сделаны.

Дуализация системы ТиПО
В вопросе подготовки специалистов среднего звена по поручению главы государства начала внедряться дуальная система, принятая в Германии и ряде других стран мира. Она предполагает очень простое решение проблемы. Обучение делится на две части: теоретическое в стенах колледжа и практическое у работодателя. В итоге на выходе получаются квалифицированные конкурентоспособные специалисты, обученные работать на современных предприятиях и востребованные ими.
Такой подход в корне отличается от прежнего, существовавшего в Казахстане до 2010 года. Наша система ТиПО – это в большей степени частный сектор, и он нацелен, главным образом, на прибыль от учащихся, которую получали без особых затрат, обучая их только в стенах колледжей фактически без производственной практики. Неудивительно, что такие "специалисты" никак не соответствовали реальным потребностям предприятий и общим местом стал рефрен о "дефиците кадров среднего звена".
Дуальная система потребовала принципиально нового отношения к подготовке кадров со стороны работодателей. Они оказались вынуждены переходить от созерцательной позиции иждивенцев, пассивно ожидающих, когда к ним придут "идеальные" специалисты, к активному и заинтересованному участию в обучении и серьезных затратах на него. То есть и для них, и для колледжей были введены элементы беспокойства – требование обеспечить реальное трудоустройство, переход от массовой штамповки дипломов юристов и экономистов к подготовке технических специалистов, поиск для них места производственной практики и т.д.
Появилась совместная ответственность за это дело со стороны Министерства образования и науки и местных исполнительных органов, крупных предприятий и объединений.

Квалификация как фактор прорыва
Серьезный прорыв был совершен в разработке и внедрении Национальной системы квалификаций (НСК) в Казахстане. Значение его трудно переоценить. К примеру, внедрение подобной системы в Южной Корее стало главным фактором ее прорыва из беднейших стран "третьего мира" в число "азиат­ских тигров" и лидеров современных технологий.
Что касается сферы образования, то НСК подразумевает введение независимой сертификации выпускников колледжей и вузов объединениями работодателей. Это позволит гораздо объективнее оценивать профессионализм специалистов. Одновременно она станет объективным мерилом качества работы самих вузов и колледжей, будет поставлен еще один барьер перед выпуском псевдоспециалистов и штамповкой "пустых" дипломов.

Модернизация программы "Болашак"
Раньше программа "Болашак" была ориентирована на подготовку в зарубежных вузах бакалавров. Теперь мы сами научились достаточно хорошо готовить их. Поэтому "Болашак" был переориентирован на подготовку магистров и докторов PhD, на стажировку специалистов. Сегодня попасть прямо со школьной скамьи в престижнейшие зарубежные вузы через эту программу стало невозможным. Тем самым перекрыт канал для многих "сильных мира сего", стремящихся обучать своих детей в лучших вузах мира за государственный счет. И в этом смысле их реакция была вполне предсказуемой. Но данная переориентация объективно обоснована и направлена на повышение качества подготовки специалистов.

"Перезагрузка" финансирования науки
Идея была выдвинута главой государства еще в 2009 году, но реализована только при Жумагулове в 2011-м. Поскольку именно при нем был принят новый закон "О науке". Суть новации состояла в том, что распределение денег было полностью передано непосредственно ученым, национальным научным советам. Таким образом чиновники лишались важнейшего рычага влияния и манипулирования средствами. Думается, что такой добровольный "секвестр" своих полномочий со стороны министерства вошел в число весьма нечастых примеров объективного отношения к эффективности госуправления.
Была кардинально усилена и экспертиза научных проектов, к ней стали привлекаться зарубежные ученые. Были введены такие новые виды финансирования, как грантовое для самих исследований и базовое для материально-технического и административного обеспечения и роста потенциала государственных научных организаций и вузов.
Этот принципиально новый подход обеспечил резкий рост интереса и активности ученых, а также повышение уровня научных проектов.

Дом для студентов
В Казахстане более 20 лет фактически не строились общежития для студентов. И впервые за многие годы именно Б. Жумагулов поставил вопрос об обеспечении жильем студентов государственных вузов. Эта инициатива была поддержана президентом Н. Назарбаевым и правительством РК. И начала реализовываться уникальная программа "Студенческое жилье". За 2010-2015 годы были построены десятки общежитий.
Что же касается частных вузов, то параллельно с этой программой был внедрен новый механизм их стимулирования к строительству своих общежитий и улучшению условий для студентов. Впервые МОН стало требовать от част­ных вузов решения социальных вопросов студенчества, и такой подход дал эффект.

От ПГК к ВОУД
Промежуточный государственный контроль (ПГК) ко второму десятилетию XXI века тоже превратился в бюрократическую коррупциогенную процедуру, не дающую объективной картины качества образовательных услуг.
По настоянию министерства из закона "Об образовании" была исключена норма о ПГК и совершен переход к ВОУД (внешней оценке учебных достижений). Принципиальное отличие заключается в отказе от правовых последствий в отношении организаций образования по итогам мероприятия.
Теперь главный упор делался на мониторинг и информирование учащихся, родителей о качестве предоставления образовательных услуг. Был снят излишний ажиотаж вокруг этой процедуры, что позволило облегченно вздохнуть всем руководителям организаций образования.
И в этом вопросе министр встретил реальное противодействие, поскольку чиновники теряли соответствующие рычаги управления. Но введение такого новшества было необходимым.

Разорванный круг
При Б. Жумагулове впервые за годы независимости был поднят и решен вопрос обеспечения вузов учебниками, и прежде всего на государственном языке. Ранее вузовские учебники на казахском языке централизованно практически не издавались и уровень их был слабый. А самые передовые в мире учебники на английском языке, если и попадали в число нужных, то сначала годами переводились на русский, а уже потом тем же темпом на казахский. Студентам они доставались через 5-7 лет после зарубежного издания. Так что ни о какой оперативности в освоении казахской молодежью передовых знаний не было и речи. Учебники были устаревшими и по качеству, и по содержанию. А по сути, их де-факто и не было.
Вместо этого министерство наладило оперативный перевод лучших зарубежных учебников с английского сразу на казахский язык и не менее оперативное их издание. В итоге в вузы поступили сотни тысяч современных учебников по многим дисциплинам. Такой механизм в Казахстане был запущен впервые.

Учиться там, учиться тут…
Впервые в Казахстане был системно проработан и внедрен механизм академической мобильности. Лучшим студентам и магистрантам за счет государственных средств (это практически уникальное явление в мировой практике) была предложена возможность пройти определенный срок обучения в лучших зарубежных университетах. При этом данное обучение и освоенные знания учитывались в их родных вузах, а учебные программы заранее согласовывались. Это было поистине прорывным и системно продуманным проектом министра. Такой шаг вывел наше высшее образование на новый уровень международного признания.
Также впервые была проведена системная работа по привлечению в наши вузы авторитетных зарубежных профессоров. Да, такая практика существовала и ранее, но она была эпизодической, кратко­временной и бессистемной, вследствие чего не оказывала заметного влияния на учебный процесс.
Отныне же приглашения приобрели серьезный характер, стали длительными и детально согласованными с учебным процессом, а их роль в повышении качества подготовки специалистов значительно возросла.

Прорыв в научно-информационную Ойкумену
Известно, что трудно делать науку, не имея представления о мировых достижениях и проблемах в рассматриваемой сфере. К сожалению, еще с советских времен доступ наших ученых к мировой копилке знаний был крайне ограничен. Прорыв в данной области Казахстан осуществил (причем первым в СНГ) в 2011-2012 годах, когда были заключены соглашения и приобретены генеральные лицензии крупнейших мировых ресурсов научно-технической информации – издательств Elsevier (Нидерланды), Thomson Reuters (США), Springer (Германия). Это создало системные условия для кардинального повышения уровня и результативности отечественных исследований, доступа к статьям и книгам зарубежных ученых, а также публикации работ наших ученых в изданиях зарубежных стран.

Министерство открывается обществу…
Для обеспечения большей открытости работы министерства и диалога с обществом Б. Жумагулов инициировал создание при МОН Совета по связям с общественностью. В его состав вошли депутаты парламента РК, видные ученые и общественные деятели, представители СМИ, международных организаций и ведущие работники образования. Также впервые была разработана концепция имиджевой деятельности МОН РК. Реализация этих начинаний позволила вывести на принципиально новый уровень взаимодействие министерства и общества. Ничего подобного в практике работы МОН до этого не было.
Иностранное усыновление: примат прав ребенка
В Казахстане проблема законного и незаконного вывоза детей-сирот за границу уже долгое время будоражила общественность, вызывая озабоченность судьбой таких малышей в связи с участившимися фактами издевательского отношения к ним со стороны приемных родителей-иностранцев.
До 2010 года на усыновление за границу было передано более 10 000 казахстанских детей. Позиция Б.Жумагулова в этом вопросе была однозначно принципиальной и не допускающей зарубежное усыновление, которое уже давно превратилось в крупный международный бизнес и по факту не гарантирует соблюдения элементарных прав ребенка.
В период его пребывания на посту министра за три года иностранцами не был усыновлен ни один ребенок. Тем самым поставлен жесткий и принципиальный заслон иностранному усыновлению. Это решение было принято вопреки серьезному давлению зарубежных агентств, вовлеченных в такой бизнес.

Вместо резюме
Согласитесь, что уже на основе изложенного можно сделать вывод, что Б. Жумагулову в должности министра образования и науки удалось сделать немало. Причем речь идет не о рутинных, а о новых и реально влияющих на качество образования вещах. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в нашем анализе мы затронули только "верхушку айсберга", поскольку за бортом повествования остались такие начинания, как подушевое финансирование, корпоративное управление в организациях образования, национальный реестр аккредитационных агентств, Темиртауский форум профтехобразования, стимулирование международных публикаций ученых, программа функциональной грамотности и т.д.
Для непосвященного звучит несколько абстрактно, но смеем утверждать, что даже этот перечень поднимает планку оценки сделанного Б. Жумагуловым и, думаем, объективно свидетельствует о том, что он по праву может считаться одним из лучших министров образования в истории постсоветского Казахстана.
Важно не упускать из виду и идеологический аспект реформ. Поскольку сфера образования так или иначе затрагивает интересы почти каждого человека, граждане вправе знать и понимать, что и зачем в ней делается. Сказанное вовсе не означает, что по каждому аспекту необходима широкая общественная дискуссия (по опыту нашей же недавней истории мы знаем, что так можно заболтать любые добрые начинания), но целенаправленная разъяснительная работа должна быть обязательно. Только в этом случае можно рассчитывать на высокий конечный эффект.
У этой проблемы есть и другой, сугубо субъективный аспект. Следует понимать, что реформы в образовании не всегда являются реализацией каких-то амбициозных устремлений министра. Большинство из них продиктовано жизнью, но при этом обязательно затрагивают чьи-то интересы, а значит, их реализация будет сопровождаться серьезным сопротивлением. И вот тут-то от министра-реформатора требуется не только профессионализм, но порой и личное мужество. Такое по плечу далеко не каждому.
Министры приходят и уходят. Сколько их было за эти 25 лет, мы уже сказали. Кого из них помнят или хотя бы вспоминают изредка? Но когда они оставляют за собой не груз проблем, а багаж реальных и достойных дел, польза от которых очевидна, то общество должно воздать им должное.
Это было бы честно и справедливо…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
К.Масимов принял участие в учредительной сессии Генеральной Ассамблеи ИОПБ 29.04.2016
Генпрокурор РК заявил, что провокаторы, распространявшие ложную информацию по продаже земли, будут наказаны 29.04.2016
В Мажилисе обсуждается законопроект "о коллекторской деятельности" 29.04.2016
Нацбанк начал осуществлять инвестирование пенсионных активов 29.04.2016
В партии "Ак жол" возмущены некорректной публикацией по вопросу земли 29.04.2016
Мажилис – Министерство по инвестициям и развитию: о транспортно-логистической инфраструктуре 29.04.2016
Главное требование к нефтедобывающим компаниям – прозрачность 29.04.2016
Главы внешнеполитических ведомств государств-членов СВМДА обозначили новые подходы к вопросам безопасности в Азии 29.04.2016
О завершении первых курсов подготовки Президентского резерва руководства правоохранительных органов 29.04.2016
МИР РК проверит 17 интернет-ресурсов госорганов на соответствие закону "О доступе к информации" 29.04.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz