NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 21:33 ast
19:33 msk

Бюджет-2015: комитет Мажилиса рассмотрел отчеты правительства и счетного комитета
По оценке Счетного комитета, с учетом неосвоенных сумм в 2015 году неэффективно использовано 459,2 млрд. тенге
07.06.2016 / политика и общество

Астана, 6 июня, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе под председательством Гульжаны Карагусовой состоялось расширенное заседание Комитета Палаты по финансам и бюджету. Рассмотрены отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год.
Выступая перед парламентариями, вице-министр финансов Руслан Даленов отметил, что Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2015 год был активно обсужден на заседаниях рабочих групп и Комитетов Мажилиса.
Рассмотрены отчеты по исполнению бюджетов администраторов бюджетных программ. Также по очереди заслушан каждый национальный холдинг. Было задано свыше 200 вопросов. Вопросы касались исполнения доходов, их администрирования, теневой экономики. Были вопросы эффективности расходов, использования резерва, трансфертов, дефицита бюджета, госдолга. Было много вопросов, касающихся специфик различных отраслей.
Наиболее часто обсуждаемые вопросы по социальной сфере – это обеспечение местами в детских садах, материально-техническое оснащение учебных заведений, театров, результативность национальной скрининговой программы.
Также обсуждались решенные не в полной мере вопросы – незавершенные объекты (общежития, больницы, спортивные базы), недостаточная координация по научным исследованиям, трудоустройства выпускников вузов и колледжей.
По обороне и правоохранительному блоку затрагивались вопросы по разработке информационных систем чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, рост дебиторки, компенсация за наем жилья.
По экономическому блоку относительно финансирования геологической отрасли, планирования затрат на содержание автодорог, пересмотра концепции развития связи и коммуникаций с акцентом на мобильные технологии, эффективности субсидирования субъектов агропромышленного комплекса.
По государственным финансам в части неэффективного администрирования доходов, распределяемых пошлин, влияния изменения курса на доходы, неэффективного исполнения бюджетных программ, безрезультативных проверок, нарушения в сфере государственных закупок, несоблюдения лимита госдолга, рисков по внешнему заимствованию, ответственности администраторов.
По квазигосударственому сектору – эффективное использование бюджетных средств Национальными холдингами, регулирование административных вопросов квазигоссектора.
Здесь говорилось и обсуждалось, как можно еще улучшить исполнение бюджета. Если говорить крупными блоками, то это следующие меры. Во-первых, ПО ДОХОДАМ. План перевыполнен, но есть резервы. Необходимы мероприятия по профилактике лжепредпринимательства. Мы эту работу проведем. Естественно, мы отслеживаем динамику поступлений, самочувствие бизнеса и влияние внешних факторов, чтобы обеспечить безрисковое исполнение доходов в текущем году.
Во-вторых, ПО РАСХОДАМ. Процент освоения высокий, но есть отдельные уже рассмотренные нарушения и есть вопросы эффективности. Сумма неэффективности составила 459,2 млрд.тенге (или 6% бюджета). Мы научились выявлять, но необходимо не допускать и минимизировать неэффективность. Мы переходим на государственный аудит. Комитет внутреннего государственного аудита будет предупреждать нарушения.
В-третьих, ПО КОНЕЧНЫМ ЦЕЛЯМ. Есть индикаторы и показатели. Многое достигнуто. Госорганы продолжат работу по качеству выбора целей и индикаторов. И самое главное, те живые вопросы депутатов дают нам направление на расширение аналитической части отчета. Например, это налоговая отдача субсидируемых лиц, рабочие места, как используются научные разработки, что дают льготы и субсидии. В последующем мы будем включать это в отчет.
Обращаясь к депутатам, вице-министр сказал, что прошлогодние обсуждения и рекомендации помогли в освоении отчетного года. Реализован план мероприятий, разрабатывали улучшающие акты, работали с администраторами. Может не все еще удается. Но мы будем совместно совершенствовать бюджетное законодательство и процедуры.
В этом году мы также разработаем план мероприятий по исполнению Ваших рекомендаций. Кроме законодательных инициатив, в 2016 году продолжится положительный опыт организационных мероприятий истекшего года. Это ручное управление бюджетными средствами, особенный контроль и мониторинг программы "Нұрлы жол", камеральный контроль освоения средств начиная от объявления закупок до оплаты платежей. По администрированию доходов: это сокращение форм налоговой отчетности, проработка механизма получения данных о доходах за рубежом, будет налажен онлайн контроль производства/оборота подакцизной продукций, работа по единой карте источников рисков и предотвращение.
Доложив о проводимых мероприятиях по наиболее часто поднимаемым депутатами вопросам, вице-министр подчеркнул, что на многие системные вопросы ответы будут найдены в виде законодательной инициативы по совершенствованию бюджетного процесса.
Продолжая рассматриваемую тему, председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин отметил, что Отчет Счетного комитета – заключение к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета 2015 года обсужден на заседаниях комитетов Мажилиса и рабочей группы. Как сказал докладчик, по нашей оценке, в целом, Правительством уточненные плановые параметры по поступлениям республиканского бюджета и обязательства по расходам исполнены (тезисы):
Об исполнении доходной части бюджета.
1. Вследствие недостаточно эффективного налогового администрирования не в полной мере используется потенциал налоговых поступлений.
Несмотря на сокращение по сравнению с уровнем 2014 года, сумма недоимки государственного бюджета по-прежнему значительна (на 1 января 2016 года – 85,3 млрд. тенге).
Большие объемы наличных оборотов в предпринимательской деятельности создают условия для функционирования лжепредпринимательских фирм и влекут значительные потери бюджета.
При этом меры, препятствующие обналичиванию денежных средств, неэффективны, механизмы своевременного выявления потенциальных лжепредприятий отсутствуют.
Значительные потери бюджета образовались при использовании схем уклонения от уплаты налогов (более 1 трлн.тенге), в том числе посредством сомнительных взаиморасчетов с лжепредпринимателями.
2. О качестве проводимых налоговых проверок
Остается высокой доля безрезультативных налоговых проверок (в 2014 году – 35,9%, в 2015 году – 27,8% от общего числа проведенных проверок).
Доначисленные по результатам проверок налоги и платежи своевременно не взимаются (доначислены налоги и платежи на сумму 598,6 млрд. тенге, из них по состоянию на 1 января 2016 года взыскано лишь 34,4 млрд. тенге, или 5,8%).
Установлены факты непроведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов, не исполнивших уведомления органов госдоходов об устранении нарушений.
Необоснованное продление или приостановление налоговых проверок приводит к истечению срока исковой давности для доначисления заниженных платежей и, как следствие, к значительным потерям бюджета.
3. О недоработках в таможенном администрировании.
Из-за недостаточности контроля за правильностью заполнения таможенных деклараций участниками ВЭД допущены факты неправильной классификации импорта товаров (использование различных схем уклонения от уплаты налогов).
О суммах неосвоения и неэффективного использования средств республиканского бюджета
Несмотря на проведенные уточнения и корректировки в конце отчетного финансового года не освоены средства республиканского бюджета на сумму 7,8 млрд. тенге.
На конец отчетного периода сформировались остатки бюджетных средств в сумме 264,4 млрд. тенге со значительным превышением (в 90 раз) объемов 2014 года (3 млрд. тенге).
Кроме того, установленный на 2015 год лимит правительственного долга превышен на 465,7 млрд. тенге.
По оценке Счетного комитета, с учетом неосвоенных сумм в 2015 году неэффективно использовано 459,2 млрд. тенге.
С Министерством финансов есть согласованность по определению единого подхода расчета сумм неэффективного использования бюджетных средств.
О дебиторской задолженности
В отчетном периоде отмечается увеличение дебиторской задолженности на 36,6 млрд. тенге (составила 206,6 млрд. тенге). Это связано с несоблюдением финансовой дисциплины, слабой претензионно-исковой работой, затягиванием исполнения судебных решений.
Решение этого вопроса мы видим в осуществлении оценки возможных рисков потенциальных поставщиков на этапе проведения конкурсных процедур и усилении контроля за ходом исполнения ими обязательств.
О реализации государственных программ
Актуальным остается вопрос недостаточно качественной разработки государственных программ. По отдельным мероприятиям не определена требуемая потребность в ресурсах, не указаны промежуточные значения целевых индикаторов, что не позволяет оценить достигнутые результаты.
Не на должном уровне разработаны показатели 18 целевых индикаторов Госпрограммы "Информационный Казахстан", вследствие чего допущено занижение их плановых значений.
Запланированные мероприятия госпрограмм не исполняются в полном объеме, не достигаются их целевые индикаторы.
О деятельности субъектов квазигосударственного сектора
Выявлены недостатки и недоработки в деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
Системной проблемой субъектов с участием государства является несвоевременное перечисление части чистого дохода, либо его неперечисление в бюджет государства.
В распоряжении субъектов квазигосударственного сектора после уплаты части чистого дохода остаются значительные средства, которые кратно превышают размеры объемов отчислений в бюджет и размещаются на депозитных счетах банков второго уровня.
Выявлены факты нарушения субъектами квазигосударственного сектора бюджетного и иного законодательства, несоблюдения установленных норм и лимитов по административным затратам.
При этом административная ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора установленных правовыми актами натуральных норм по административным расходам законодательством не предусмотрена.
Об итогах оценки эффективности использования целевых трансфертов
Неисполнение целевых трансфертов акиматами областей, городов Астаны и Алматы составило 7,1 млрд. тенге, или на 0,7%, в том числе по текущим – 1,2 млрд. тенге, на развитие – 5,9 млрд. тенге
Несмотря на снижение объемов выделяемых целевых трансфертов регионам, в 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечается рост на 67,6% (до 410,5 млрд. тенге) финансовых нарушений, связанных с формированием и использованием целевых трансфертов.
Не обеспечиваются полнота и достоверность расчетов бюджетных заявок, прямые и конечные результаты, предусмотренные в соглашениях о результатах по целевым трансфертам, не достигаются.
Ненадлежащим образом разрабатываются соглашения по целевым трансфертам на развитие. В ряде соглашений не отражаются показатели прямых и конечных результатов, поименный перечень инвестиционных проектов, с указанием их качественных характеристик и объемов финансирования.
Из-за слабого контроля со стороны центральных государственных органов при полном перечислении целевых трансфертов регионам достижение показателей результатов бюджетных программ не обеспечено.
Об итогах оценки эффективности реализации инвестиционных проектов
По итогам проведенных комплексных и тематических проверок в регионах выявлены системные проблемы и низкая эффективность реализации инвестиционных проектов.
Из года в год допускаются одни и те же нарушения. Центральными государственными и местными исполнительными органами при реализации республиканских инвестиционных проектов допущены нарушения на общую сумму 502,5 млрд. тенге.
В структуре нарушений Бюджетного кодекса значительная часть приходится на превышение цены договора над сметной стоимостью проекта без корректировки ПСД (62%).
Ряд инвестиционных проектов реализован без утвержденной в установленном порядке технической документации. Кроме того, в проектные решения в ходе реализации проектов вносятся изменения, отменяются конкурсные процедуры, в результате срываются сроки завершения строительства объектов.
Несмотря на неоднократно даваемые рекомендации, по-прежнему отмечается низкое качество планирования при формировании бюджетных заявок на инвестиционные проекты.
В отдельных регионах не соблюдались требования Бюджетного кодекса в части своевременного и обязательного софинансирования проектов.
Из 153 республиканских инвестиционных проектов в 2015 году планировалось завершить 96 проектов, фактически завершен 81. Из реализуемых в 2015 году в областях 970 инвестиционных проектов планировалось завершить 576, фактически завершено 527.
По 49 незавершенным проектам не достигнуты 105 показателей прямых и конечных результатов соглашений по целевым трансфертам.
Итоги аудиторской деятельности Счетного комитета
В 2015 году проведено 27 контрольных мероприятий на 313 объектах контроля с охватом бюджетных средств и активов государства в размере 4,9 трлн. тенге, в том числе средства республиканского бюджета 2015 года в сумме 1,2 трлн. тенге.
Выявлены нарушения на сумму 1,6 трлн. тенге с ростом объемов 2014 года в 2,6 раза, в том числе нарушения, при использовании средств республиканского бюджета 2015 года, – на 316,2 млрд. тенге.
Из общего объема выявленных нарушений в 2015 году сумма финансовых нарушений составила 1 187,3 млрд. тенге, нарушений процедурного характера – 460,7 млрд. тенге.
Сумма неэффективно использованных бюджетных средств, активов государства и иных нарушений составила 479,6 млрд. тенге.
Из 185,7 млрд. тенге, подлежащих восстановлению, возмещено с наступившими сроками 135,4 млрд. тенге, или более 70 процентов.
В правоохранительные органы для принятия процессуальных решений направлено 40 материалов контроля.
За отчетный период к административной ответственности привлечено 75 юридических и 66 должностных лиц, к дисциплинарной – 271 должностное лицо.
В доход государства взысканы штрафы на сумму 16 млн. тенге.
Говоря о бюджете, член Комитета Палаты по финансам и бюджету, руководитель рабочей группы по законопроекту, депутат Мажилиса – Кожахан Жабагиев, остановился на тех моментах, которые обсуждались депутатами на заседаниях рабочей группы. Парламентарий сказал, что Рабочей группой рассмотрен отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2015 год, а также дополнительные материалы, представленные администраторами бюджетных программ, с учетом заключений комитетов и отчета Счетного комитета.
***
В обсуждении вопроса на сегодняшнем заседании Комитета Мажилиса приняли участие представители Минфина, Нацбанка, ряда отраслевых министерств, а также акционерных обществ: "ФНБ "Самрук-Казына", "Фонд проблемных кредитов", "НУХ "КазАгро", "НУХ "Байтерек".

---

Выступление в Мажилисе Парламента РК на расширенном заседании Комитета по финансам и бюджету г.Астана, Мажилис Парламента
minfin.gov.kz, 6 июня

Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2015 год был активно обсужден на заседаниях рабочих групп и Комитетов Мажилиса
Уважаемая Гульжан Жанпейсовна!
Уважаемые депутаты!
Отчет об исполнении республиканского бюджета за 2015 год был активно обсужден на заседаниях рабочих групп и Комитетов Мажилиса.
Были рассмотрены отчеты по исполнению бюджетов администраторов бюджетных программ. Также по очереди заслушан каждый национальный холдинг.
Было задано свыше 200 вопросов. Вопросы касались исполнения доходов, их администрирования, теневой экономики. Были вопросы эффективности расходов, использования резерва, трансфертов, дефицита бюджета, госдолга. Было много вопросов, касающихся специфик различных отраслей.
Наиболее часто обсуждаемые вопросы по социальной сфере – это обеспечение местами в детских садах, материально-техническое оснащение учебных заведений, театров, результативность национальной скрининговой программы.
Также обсуждались не в полной мере решенные вопросы – незавершенные объекты (общежития, больницы, спортивные базы), недостаточная координация по научным исследованиям, трудоустройства выпускников вузов и колледжей.
По обороне и правоохранительному блоку затрагивались вопросы по разработке информационных систем чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, рост дебиторки, компенсация за наем жилья.
По экономическому блоку относительно финансирования геологической отрасли, планирования затрат на содержание автодорог, пересмотра концепции развития связи и коммуникаций с акцентом на мобильные технологии, эффективности субсидирования субъектов агропромышленного комплекса.
По государственным финансам в части неэффективного администрирования доходов, распределяемых пошлин, влияния изменения курса на доходы, неэффективного исполнения бюджетных программ, безрезультативных проверок, нарушения в сфере государственных закупок, несоблюдения лимита госдолга, рисков по внешнему заимствованию, ответственности администраторов.
По квазигосударственому сектору – эффективное использование бюджетных средств Национальными холдингами, регулирование административных вопросов квазигоссектора.
Здесь говорилось и обсуждалось, как можно еще улучшить исполнение бюджета.
Если говорить крупными блоками, то это следующие меры.
Во-первых, ПО ДОХОДАМ.
План перевыполнен, но есть резервы. Необходимы мероприятия по профилактике лжепредпринимательства. Мы эту работу проведем. Естественно, мы отслеживаем динамику поступлений, самочувствие бизнеса и влияние внешних факторов, чтобы обеспечить безрисковое исполнение доходов в текущем году.
Во-вторых, ПО РАСХОДАМ.
Процент освоения высокий, но есть отдельные уже рассмотренные нарушения и есть вопросы эффективности. Сумма неэффективности составила 459,2 млрд.тенге (или 6% бюджета). Мы научились выявлять, но необходимо не допускать и минимизировать неэффективность. Мы переходим на государственный аудит. Комитет внутреннего государственного аудита будет предупреждать нарушения.
В-третьих, ПО КОНЕЧНЫМ ЦЕЛЯМ.
Есть индикаторы и показатели. Многое достигнуто. Госорганы продолжат работу по качеству выбора целей и индикаторов. И самое главное, те живые вопросы депутатов дают нам направление на расширение аналитической части отчета. Например, это налоговая отдача субсидируемых лиц, рабочие места, как используются научные разработки, что дают льготы и субсидии. В последующем мы будем включать это в отчет.
Уважаемые депутаты!
Прошлогодние обсуждения и рекомендации нам помогли в освоении отчетного года. Мы реализовывали план мероприятий, разрабатывали улучшающие акты, работали с администраторами. В процессе исполнения всегда заранее задавались вопросом – "как будем отчитываться?". Может не все еще удается. Но мы будем совместно совершенствовать бюджетное законодательство и процедуры.
В этом году мы также разработаем план мероприятий по исполнению Ваших рекомендаций.
Кроме законодательных инициатив, в 2016 году продолжится положительный опыт организационных мероприятий истекшего года. Это ручное управление бюджетными средствами, особенный контроль и мониторинг программы "Нұрлы Жол", камеральный контроль освоения средств начиная от объявления закупок до оплаты платежей. По администрированию доходов: это сокращение форм налоговой отчетности, проработка механизма получения данных о доходах за рубежом, будет налажен онлайн контроль производства/оборота подакцизной продукций, работа по единой карте источников рисков и предотвращение.
Я изложил проводимые мероприятия по наиболее часто поднимаемым Вами вопросам.
На многие системные вопросы ответы будут найдены в виде законодательной инициативы по совершенствованию бюджетного процесса.
Благодарю весь депутатский корпус за совместную работу по улучшению исполнения бюджета.
Назарларыңызға рахмет!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2016
Обращение Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева 30.06.2016
Председатель Сената подвел итоги работы верхней Палаты в текущей сессии 30.06.2016
Заявление Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлана Нигматулина в связи с избранием Казахстана в состав Совбеза ООН 30.06.2016
Заседание Государственной комиссии по проведению 25-летия Независимости Республики Казахстан 30.06.2016
Т. Дуйсенова отчиталась перед населением о работе МЗСР РК 30.06.2016
Азат Перуашев просит КГА сообщить о мерах, принятых в связи с неоднократным употреблением марихуаны пилотом "Эйр Астаны" 30.06.2016
Акиматы Мангистауской и Западно-Казахстанской областей подписали меморандум о сотрудничестве 30.06.2016
Заявление Министерства иностранных дел Республики Казахстан 30.06.2016
Сокращены сроки проведения конкурсных процедур при поступлении на государственную службу 30.06.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz