NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 11:00 ast
09:00 msk

"Налицо парадоксальная ситуация, когда снижение роста ВВП происходит даже несмотря на более высокие, чем ожидалось, цены на нефть"
Выступление А.Перуашева по Отчету Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год на совместном заседании палат Парламента 17 июня 2016 года
20.06.2016 / политика и общество

Уважаемые коллеги
Как известно, падение мировых цен на нефть и металлы предопределило снижение темпов роста ВВП, которые все же сохранили положительную динамику в так называемом "реальном" выражении на 1,2%.
В то же время, в долларах США, ВВП сократился почти на 44%.
Очень важно, что уровень безработицы сохранился на уровне 5%, зафиксирован рост денежных доходов населения, успешно выполняются социальные обязательства государства.
Однако данные позитивные тенденции были достигнуты в рамках четырехкратного (!) уточнения прогноза.
И, даже при этом проведенные корректировки не предотвратили значительных расхождений ряда макропоказателей бюджета.
Так, по оценке Счетного Комитета, в номинальном выражении ВВП сложился ниже плана на 823 млрд.тг., хотя среднегодовая мировая цена на нефть (марки Brend) в 2015 г. превысила ожидавшиеся 50 долл. США и составила 52,4 долл.
Налицо парадоксальная ситуация, когда снижение роста ВВП происходит даже несмотря на более высокие, чем ожидалось, цены на нефть.
Источником столь разительных расхождений, на наш взгляд, является недостаточный анализ факторов при разработке прогноза.
Считаем, что данные, представляемые в Отчете, должны не ограничиваться простой констатацией фактов, а обязаны содержать критический анализ причин сложившихся тенденций. Иначе невозможно оценить, в какой степени ситуация является объективной, а в какой она вызвана недоработками министерств и ведомств.
В Отчете Счетного комитета зафиксировано:
– продолжающееся снижение доли перерабатывающих отраслей в структуре ВВП до 9,9% в 2015 г. (по сравнению с 10,4-10,8% в 2010-2013гг.);
– снижение экспорта на 42% и импорта на 27%, а также формирование отрицательного сальдо внешнеторгового баланса в размере -5,8 млрд. долл. США;
– увеличение внешнего государственного долга страны за последние 3 года в 5 раз (!).
Кроме того указывается, что за последние пять лет в структуре доходов республиканского бюджета прослеживается устойчивая тенденция замещения налоговых поступлений – трансфертами из Национального фонда и нижестоящих бюджетов. Так, если в 2011г. трансферты составляли 29.8% от доходов, то за 2015 г. их удельный вес составил уже 42.9%!
Эти факты вызывают обоснованную обеспокоенность за судьбу Национального фонда, поскольку они констатируют, что мы уже сегодня "проедаем" накопления, вообще-то созданные для будущих поколений. Цифры заставляют сомневаться и в том, на сколько лет хватит средств Нацфонда при таких тенденциях?
Возможно, в этой связи есть необходимость выделения Стабилизационной части Нацфонда, средства которой могли бы задействоваться в кризисных ситуациях, наподобие нынешней; и – Накопительной части (так сказать, "фонда развития"), которую ни при каких обстоятельствах нельзя тратить на текущее финансирование бюджета.
Например, в наиболее успешном Нефтяном фонде Норвегии допускается расходование средств только из суммы чистого инвестиционного дохода, не затрагивая сам капитал Фонда.
Полагаем, что аналогичные требования возможны и необходимы и в нашем случае, причем как в отношение средств Нацфонда, так и в отношение средств ЕНПФ.
Кроме того, сегодня крайне обострились вопросы финансовой дисциплины, и данные Счетного комитета свидетельствует о многочисленных проблемах в данной сфере.
Так, несмотря на 3-х кратное увеличение расходов государства на увеличение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора (с 165 млрд.тг в 2013 г. до 478,8 млрд.тг в 2014 г.), их чистый доход сократился обратно-пропорционально на 34% по итогам 2014 г.
То есть, в ответ на полученные от государства в 2013-14 г.г. почти 700 млрд.тенге, в доход республиканского бюджета от квазигоссектора за последние 3 года поступили дивиденды на сумму в 7,5 раз меньше – 85,1 млрд.тг. Какая-то странная арифметика получается, причем в ущерб интересам государства.
При этом обнаруживаются примеры извлечения сомнительной прибыли госпредприятий путем сокрытия части доходов.
Так, по результатам аудита в распоряжении РГП "Госэкспертиза" после уплаты части чистого дохода, оставались средства, превышающие размер отчислений почти в три раза.
На эти деньги в сумме 2 млрд.тенге были открыты срочные банковские вклады, сумма вознаграждений по которым составила 243 млн.тг.
А в это же время для наполнения бюджета фискальные органы изобретают все новые способы – такие, как признание недействительной регистрации предприятий-контрпартнеров или снятие с постановки на учет по налогообложению – чтобы доначислить налоги на добросовестно работающий бизнес.
Фракция "Ак жол" неоднократно подчеркивала, что невозможно наполнить бюджет, если заниматься только наполнением и не контролировать расходы. И именно с контролем расходов бюджета есть явные проблемы.
По бюджетной программе "Увеличение уставного капитала Фонда "Самрук-Казына" не завершено строительство 68 объектов инфраструктуры СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота", а работы по строительству объектов СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" выполнены только на 3,5%.
Не меньше вопросов и по холдингу "Байтерек".
Всего же по итогам 2015 г. на контрольных счетах только 26 субъектов квазигосударственного сектора образовались остатки на общую сумму 132 млрд.тг, выделенные на формирование и увеличение уставного капитала.
Все это говорит о масштабах негативных тенденций и слабой финансовой дисциплине госпредприятий.
Между тем Кодекс об административных нарушениях не предусматривает ответственность за неэффективное расходование выделенных средств предприятиям квазигоссектора. Максимум что грозит при таких "шалостях" на сотни миллиардов – это дисциплинарное наказание, например – выговор.
Законодательством не предусмотрена и ответственность за несоблюдение субъектами квазигосударственного сектора норм по административным расходам. Поэтому эти расходы в ряде случаев растут в удручающем темпе.
На наш взгляд, это еще раз подтверждает необходимость разработки законов, регламентирующих данные процессы и устанавливающие меры административной и даже уголовной ответственности за злоупотребления в распоряжении огромными средствами, доверенными государством.
Более того, фракция "Ак жол" считает необходимым прямо обусловить вливания из бюджета в нацкомпании и госпредприятия – требованиями их отдачи для бюджета.
По идее, создание сектора квазигосударственных компаний подразумевало их работу на рыночных принципах, т.е. из собственной прибыли. И самым оптимальным решением является реализация поручения Главы государства о проведении широкой второй волны приватизации.
В то же время, с учетом накопившихся проблем в данном сегменте, считали бы правильным включить в республиканский бюджет, подлежащий рассмотрению и утверждению Парламентом, также и бюджеты национальных холдингов и компаний, с обязательным отчетом об их исполнении.
Не меньше проблем по исполнению бюджетных программ в 2015 г. наблюдалось и в госорганах. Например, по итогам реализации программы "Информационный Казахстан – 2020" сумма выявленных финансовых нарушений составила 145 млрд.тг.
По программе "Содействие развитию местного содержания" конечные результаты не достигнуты, произошло снижение казахстанского содержания в госзакупках на 8%.
По Комитету по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами МНЭ выявлены финансовые нарушения на сумму 32,7 млрд.тг.
В рейтинге "Глобальный индекс конкурентоспособности" не был достигнут такой существенный показатель для Казахстана, как "Количество процедур для открытия бизнеса". По нему вместо запланированного 43 места, страна заняла только 57-ое место, опустившись на 10 позиций по сравнению с 2013 г.
И так далее, и тому подобное.
Между тем, в пояснительной записке к Отчету Правительства об исполнении бюджета говорится, что были внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс, направленные на введение ответственности первых руководителей государственных органов за недостижение прямых и конечных результатов.
Примеров, когда результаты бюджетных программ остались не достигнутыми, сегодня приводилось немало.
И как же реализовано требование об ответственности первых руководителей?
По итогам мониторинга освоения бюджетных средств к ответственности по центральным государственным органам привлечено 24 чел, из которых к дисциплинарной ответственности привлечен 1 чел., все остальные получили выговоры, замечания и т.п..
В местных исполнительных органов наказано 29 чел., в т.ч. освобождены от занимаемой должности 3 чел., остальным также объявлены выговоры и замечания.
При этом самыми высокопоставленными чиновниками, понесшими наказание за срывы программ и неэффективное использование миллиардов, стали начальник управления одного из министерств и руководитель эксплуатационного отдела – говоря обыденным языком – завхоз (!) провинциального вуза.
А где же первые руководители, о которых говорилось в Пояснительной записке? Почему они прячутся за меморандумы и спины своих подчиненных?
Ссылки на индивидуальные меморандумы здесь не могут быть приняты, так как никакие меморандумы не выше требований Бюджетного кодекса.
Уважаемые коллеги,
Мы лишь обозначили болевые точки рассматриваемого документа. Надеемся, что ответственные госорганы найдут желание и возможность выработать более подробные детальные подходы по их исправлению.
Спасибо за внимание.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2016
Обращение Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева 30.06.2016
Председатель Сената подвел итоги работы верхней Палаты в текущей сессии 30.06.2016
Заявление Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлана Нигматулина в связи с избранием Казахстана в состав Совбеза ООН 30.06.2016
Заседание Государственной комиссии по проведению 25-летия Независимости Республики Казахстан 30.06.2016
Т. Дуйсенова отчиталась перед населением о работе МЗСР РК 30.06.2016
Азат Перуашев просит КГА сообщить о мерах, принятых в связи с неоднократным употреблением марихуаны пилотом "Эйр Астаны" 30.06.2016
Акиматы Мангистауской и Западно-Казахстанской областей подписали меморандум о сотрудничестве 30.06.2016
Заявление Министерства иностранных дел Республики Казахстан 30.06.2016
Сокращены сроки проведения конкурсных процедур при поступлении на государственную службу 30.06.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz