NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 17:50 ast
15:50 msk

"Возникает вопрос, стоит ли тогда обязывать физические лица при их невысоком заработке декларировать доходы, создавая напряженность в обществе"
Выступление депутата Сабильянова Н.С. на собрании фракции партии "Нұр Отан" в Мажилисе Парламента Республики Казахстан на тему: "Внедрение всеобщего налогового декларирования доходов и расходов в Республике Казахстан" в рамках реализации шага №42 Плана нации "100 конкретных шагов"
27.06.2016 / политика и общество

Согласно принятому в прошлом году закону, физические лица будут сдавать Декларацию об активах и обязательствах, Декларацию о доходах и имуществе, а также Краткую декларацию о доходах.
В Декларации об активах и обязательствах, будут указываться сведения об имеющемся в стране и за ее пределами имуществе, накоплениях, о кредиторской и дебиторской задолженностях. Она практически сдается один раз, затем может только корректироваться при наличии расхождениях либо дополняться в связи с требованиями соответствующих законов, поэтому крайне важно довести до наших граждан ее большое значение.
Я лично просмотрел проекты всех трех видов деклараций и хотел бы поделиться с вами об этом.
Во-первых, по количеству страниц. Декларация об активах и обязательствах состоит из 16 страниц, Декларация о доходах и имуществе содержит 42 страницы. Краткая декларация о доходах физического лица включает в себя 2 страницы.
Во-вторых, по содержанию. Для заполнения Декларации об активах и обязательствах и Декларации о доходах и имуществе необходимо собрать много справок-подтверждений из различных организаций, чтобы не было расхождений в сведениях (о наличии недвижимости, транспортных средств, о доле участия в юридических лицах, о кредиторской и дебиторской задолженности, получении имущества, расходы на приобретение имущества, доходе от прироста стоимости, БИНы, ИИНы лиц, передавших имущество или предоставивших займ на приобретение имущества и т.д.и др..).
В-третьих, не каждый гражданин может без консультации самостоятельно и правильно заполнить данные декларации. В случае неправильного заполнения, в первый раз его ждет предупреждение. При повторных ошибках, он будет оштрафован на сумму около 64 000 тенге. Если у простого гражданина зарплата 40-50,0 тыс.тенге, то каким образом он оплатить такой штраф? В связи с этим, предлагаю значительно уменьшить размер штрафа.
Поэтому необходимо оптимально сократить объем содержания Деклараций, для простоты ее заполнения.
Далее, в данной декларации наличные деньги указываются в сумме, не превышающей предел 160-кратного минимального размера заработной платы, установленного Законом о республиканском бюджете.
Например, в 2016 году эта предельная величина составляет около 3,6 млн.тенге.
Как быть в случае, если гражданин 27 декабря продал квартиру или дом за 7 миллионов тенге, после нового года намеревается купить новый дом, то как он должен отразить наличные деньги в декларации? Половину этой суммы указать в декларации, а половину положить в банк? Здесь прослеживаются интересы банка. В связи с этим, предлагаю увеличить предельную величину наличных денег, отражаемых в Декларации до 60,0 млн.тенге.
Также предусмотрено, что по желанию физического лица могут быть указаны биологические активы, культурные ценности, драгоценные камни и драгоценные металлы, ювелирные изделия, стоимость которых превышает 160 минимальных заработных плат (3,6 млн.тенге).
Необходимо либо обязать указывать, либо вообще исключить возможность декларирования что-то "по желанию".
В Декларации о доходах и имуществе будут при наличии отражаться доходы, сведения об отчуждении или приобретении недвижимости, транспорта, ценных бумаг, долей участия и др., с указанием источников таких расходов.
Наряду с этим в декларации физические лица отразят информацию о налоговых вычетах, сведения по приобретению или реализации имущества, подлежащего государственной регистрации, и требование по зачету и возврату превышения по индивидуальному подоходному налогу.
Налоговые вычеты – это расходы физических лиц на обучение, на медобслуживание, по вознаграждениям и др. В связи с налоговыми вычетами, не образуется ли большая задолженность государства перед физическими лицами по индивидуальному подоходному налогу.
В Краткой декларации о доходах физического лица не заполняются какие-либо цифры и другие сведения. Только ставятся отметки, подтверждающие получение: доходов, обложенных у источника выплаты работодателем, пенсионных выплат из Пенсионного фонда, алиментов, стипендии и другие выплаты.
Согласно предоставленной справке, порядка 8 млн.человек представят декларацию в упрощенном формате (70% от количества лиц, обязанных представлять декларацию).
Возникает вопрос, стоит ли тогда обязывать физические лица при их невысоком заработке декларировать доходы, создавая напряженность в обществе. Также, учитывая, что есть другие способы получить сведения о доходах всех жителей Казахстана, например, через уплату индивидуального подоходного налога, пенсионных отчислений работодателями.
Ведь изначально стояла задача обеспечить прозрачность и доходов и расходов населения и увеличить поступления индивидуального подоходного налога с физических лиц в бюджет. Без повышения благосостояния народа и реального роста доходов населения данной задачи не решить.
***
Несмотря на наличие законодательной основы перехода к всеобщему декларированию доходов и имущества, меня тоже настораживает вопрос степени готовности к внедрению всеобщего декларирования.
Если подача декларации будет осуществляться в электронном виде через портал "Электронное Правительство", сразу отмечу, что не для всех сельских жителей доступен интернет. Я это заявляю исходя из Планов Правительства по обеспечению интернет связью сельских населенных пунктов лишь к 2025 году.
Например, согласно ответу министра индустрии и развития А.О. Исекешева на мой депутатский запрос, планируется двухэтапная реализация проекта по обеспечению сельского населения услугами широкополосного доступа к Интернет сети: 1 этап – с 2016-2018 гг – 1 291 СНП, 2 этап – 2019-2025 гг. – 4 283 СНП. Однако, на сегодняшний день определен перечень населенных пунктов по 1 этапу, но еще не решен вопрос финансирования Проекта. Сельские населенные пункты с населением 10 000 и более жителей могут позволить себе сдать декларации посредством Интернет связи, а как быть сельским населенным пунктам с населением менее 10 000 жителей?
Получается, что большая нагрузка ляжет на подачу деклараций в бумажном виде по почте или явочно в пункты приемы деклараций.
В связи с этим, готовы ли принимать работники почтовой организации в селах огромное количество деклараций, ставя на каждой декларации почтовый штемпель (Так как на проектах всех трех видов Деклараций предусмотрен их прием почтовым работником с указанием даты почтового штемпеля).
Если физические лица выберут явочный характер сдачи декларации, то они должны ехать налоговую службу. Это не обойдется без огромных очередей в случае большого количества населения и ограниченного штата работников налоговой службы. Более того, для функционирования Единой базы сведения с бумажных деклараций переносятся в Программу налоговой службы. Соответственно, это также требует дополнительной работы. Если работник налоговой службы при переносе допустит ошибку, как быть в этой ситуации? Кто будет исправлять ошибку? Поэтому, я считаю, необходимо перенести срок первого этапа внедрения всеобщей декларации доходов и расходов с 2017 на 2022 год, а второго этапа с 2020 на 2025 год. То есть до полного обеспечения сельских населенных пунктов интернет связью.
И еще два вопроса. Как будут сопоставляться данные деклараций с данными госорганов? Это трудоемкая работа, требующая людских ресурсов, кто будет задействован при этом? Где будет храниться огромное количество бумажных деклараций?
Вопросы есть по регистрации данных, особенно по учету недвижимости. Даже некоторые снесенные дома в сельских населенных пунктах числятся в Базах недвижимости (регистре недвижимости), меняются названия улиц, изменяются фамилии (без –ов, -ев) и отчества (-ұлы, -қызы) собственников недвижимости. Это вызывает несоответствие данных в различных информационных Базах.
Что касается Базы транспортных средств, тут тоже есть сложности по их учету. Например, без Постановления органов внутренних дел по угону не возможно списать угнанную машину, она годами будет числиться за владельцем. Многие не могут оформлять имеющиеся мотоциклы, прицепы, в связи с отсутствием документации на них.
Таким образом, учитывая, что обновление Баз данных недвижимости, транспорта и др. не всегда происходит одновременно, могут быть расхождения в сведениях с Декларациями. Это потребует внесение исправлений либо со стороны декларантов, либо со стороны налоговых служб.
Как сегодня уже отмечалось, от внедрения всеобщего декларирования ожидается снижение теневой экономики. Однако, без решения проблемы с лжепредпринимательством, способствующим обналичиванию и уводу денег от налогообложения с теневой экономикой покончено не будет. Комитет госдоходов до сих пор не может привести в порядок Базу по учету юридических лиц. Например, Комитет госдоходов не мог предоставить точную информацию по налогоплательщикам из-за которых потери бюджета в 2015 году составили 1 триллион тенге в ходе рассмотрения Отчета Правительства и Счетного комитета.
С учетом вышесказанного, считаю, что всеобщее декларирование физических лиц не принесет ожидаемого увеличения доходной части за счет налогов на доходы физических лиц.
Также предлагаю, запустить пилотный проект всеобщего декларирования доходов работников Комитета государственных доходов и доходов работников квазигосударственного сектора в двух областях.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2016
Обращение Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева 30.06.2016
Председатель Сената подвел итоги работы верхней Палаты в текущей сессии 30.06.2016
Заявление Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Нурлана Нигматулина в связи с избранием Казахстана в состав Совбеза ООН 30.06.2016
Заседание Государственной комиссии по проведению 25-летия Независимости Республики Казахстан 30.06.2016
Т. Дуйсенова отчиталась перед населением о работе МЗСР РК 30.06.2016
Азат Перуашев просит КГА сообщить о мерах, принятых в связи с неоднократным употреблением марихуаны пилотом "Эйр Астаны" 30.06.2016
Акиматы Мангистауской и Западно-Казахстанской областей подписали меморандум о сотрудничестве 30.06.2016
Заявление Министерства иностранных дел Республики Казахстан 30.06.2016
Сокращены сроки проведения конкурсных процедур при поступлении на государственную службу 30.06.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz