АСТАНА, 27 июля – МНЭ РК
Антимонопольный орган Казахстана принят в качестве участника в Комитет по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Голосование состоялось 17 июня 2016 года. Конкурентами Казахстана на последнем этапе были Хорватия и Филиппины. Казахстан является первой страной в Центральной Азии, ставшей членом Комитета ОЭСР по конкуренции. Вступление Казахстана в Комитет ОЭСР по конкуренции открывает возможности заимствования передового опыта и внедрения лучших конкурентных практик, усиления интеграции с наиболее развитыми странами мира. Неограниченный доступ к имеющимся колоссальным исследовательским и аналитическим материалам ОЭСР позволит избежать возможных ошибок и ускорить процесс реформирования системы антимонопольного регулирования. Статус участника Комитета по конкуренции – это результат планомерной работы антимонопольного органа. Антимонопольный комитет отработал все требования и рекомендации Комитета по конкуренции. (Справочно. В целом в организацию входят 35 государств, большинство из которых – это члены ЕС: Германия, Швеция, Швейцария, а также США, Япония, Австралия. На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП.). В Комитет по конкуренции входит 35 полноправоных членов и дополнительно 15 стран-участников.). Результаты Обзора конкурентного права и политики РК (Обзор) ОЭСР впервые были презентованы на Глобальном форуме по конкуренции ОЭСР в октябре 2015 года в г. Париже, официальный доклад по Обзору был представлен 25 мая т.г. на IX АЭФ, где экспертами ОЭСР Казахстан назван в числе тех стран, где прогрессирует конкурентное законодательство. (С ключевым докладом выступил Председатель Комитета по конкуренции ОЭСР Фредерик Женни, с детальным – А. Ю. Иванов – директор Департамента по правовой политике и развитию общественных отношений Сколково. Отчет ОЭСР – это широкий анализ конкурентной политики и законодательства Казахстана, объективные научные данные и рекомендации.). С учетом мировых тенденций для Казахстана очень важно стать частью этой организации, влияющей на формирование глобальной экономики. Каждый из госорганов проводит свою работу по профилю, чтобы в итоге Казахстан стал полноправным членом ОЭСР. Цель Республики Казахстан – соответствовать принципам и стандартам ОЭСР в вопросах конкуренции, что означает создание на товарных рынках страны все более совершенных условий для конкуренции, в частности, и конкурентоспособности масштабно – конкурировать в ЕАЭС и ВТО. Конкуренция в рыночной экономике – это мощный драйвер для производительности, конкурентоспособности бизнеса и экономического развития страны в целом. По праву реформаторским в истории конкурентной политики можно назвать период 2014 -2016 годов, когда была проведена "беспрецедентная" по своей значимости либерализация антимонопольного законодательства под лозунгом "Все для упрощения работы бизнеса!", чтобы бизнес развивался и легче адаптировался к условиям интеграции. Во главу конкурентной политики встал СУБЪЕКТ РЫНКА – ПРЕДСТАВИТЕЛЬ БИЗНЕСА, его интересы и развитие. В основе проводимой работы – поручения Главы государства в рамках 5-ти институциональных реформ "Сто конкретных шагов", где была определена необходимость изменения концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР, а также задача очередного Послания народу Казахстана по усилению антимонопольной деятельности и регламентация статуса и порядка работы антимонопольного органа. Нормотворческая работа была разделена на 2 этапа. Базой для изменений послужил Обзор. На I этапе (2015) – базовом, были внесены масштабные изменения в антимонопольное законодательство по изменению концепции работы антимонопольного органа. В рамках данной работы в Предпринимательский кодекс имплементирован Закон "О конкуренции", а также внесен ряд новых изменений и дополнений. На практике предприниматель, прежде всего, "увидит" улучшение бизнес – климата. Важно понять, что новая концепция антимонопольного органа – не штрафовать предпринимателя, а уведомить и предупредить о серьезных последствиях нарушений конкурентного законодательства. На II этапе (2016) предусмотрены детализации, направленные на усиление антимонопольного органа, регламентацию его статуса и порядка работы, а также доработку отдельных норм. 2-ой нормотворческий пакет сейчас находится в Парламенте РК. Конкурентная политика Казахстана на современном этапе проявляет в своем развитии приверженность принципам свободного рынка и минимизации вмешательства государства. Внесенные новшества позволили, прежде всего, повысить эффективность рынка и одним из главных итогов двухгодичного цикла работы станет переход от государственного ценового регулирования на рыночное ценообразование с внедрением инструментов антимонопольного регулирования – пресечение нарушений, связанных с установлением монопольно высоких и монопольно низких цен, ужесточение борьбы с картелями, пресечение вертикальных соглашений. Свидетельством успешного продвижения конкурентной политики является то, насколько эффективными оказываются предпринятые меры по демонополизации и отсюда реальными являются созданные возможности для бизнеса в виде "открытых" ниш для инвестирования и развития. Эти показатели также являются важными для ОЭСР. Все новые положения в конкуренции содержат в себе огромный потенциал для развития и нацелены на поддержку бизнеса. |