NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 10:52 ast
08:52 msk

"Моллизация" всей страны
Т.Ибраев: Станет ли конвейер торгово-развлекательной индустрии подобием новой "Национальной идеи"?
14.10.2016 / политика и общество

Талгат Ибраев

Одним из символов современного общества потребления традиционно считаются грандиозные торговые площадки, для краткости именуемые "моллами". Это настоящие города в городах, а их владельцы, будучи явными приверженцами гагантомании, строят свои торговые ангары вверх, в ширину, словно кроты закапываются глубоко под землю и каждый старается удивить очередного посетителя своей неповторимой "фишкой" - парками аттракционов, иной раз сравнимыми с мини-диснейлендами, аквапарками, хоккейными катками, ну и, конечно же, системой ну просто невиданных скидок на любые товары. Размерами со среднестатистические аэропорты монстрообразные сооружения так и намекают каждому прохожему - "зайди к нам и оставайся до тех пор, пока в кармане у тебя еще есть одна монетка. Выйдешь сытым, довольным, оздоровившимся и даже в чем-то окультурившимся…"
Короче - вся жизнь в молах. А весь остальной город, он так… к ним просто прикладывается...
Собственно, если обратится в историю, то что- то подобное когда- то и замышлялось. В свое время, в Англии так назывались торговые кварталы для развлечений закрытые для любого автотранспорта. То есть, превращенные в гигантскую фабрику потребления. Кстати, как разъясняли сами британцы, по своей сути молл отличается от простого гипермаркета не столько масштабами, сколько принципом торговли. Его основу, как правило, составляли несколько больших магазинов, которые называют анкерами, то есть якорями. Анкеры соединены между собой крытыми галереями, в которых располагается множество магазинов поменьше, а также многочисленные кафе, рестораны, кинотеатры, боулинги, парикмахерские, химчистки. По замыслу тогдашних архитекторов, галереи должны быть замкнуты в огромное кольцо, по которому согласно образному выражению: "покупатель движется по кругу, как дрессированное цирковое пони".
Идеология потребления, доведенная до абсурда, постепенно стала проникать и в другие части света, даже туда, где шопинг ради шопинга еще не стал чем- то вроде национальной идеи. Сначала жертвами пали Гонконг, Китай, Филиппины или Арабские эмираты, затем наступила очередь стран СНГ - России и, конечно же, Казахстана. И что интересно - здесь девелоперы, похоже, вообще не стали заботиться такими научными подходами как маркетингом и расчетом покупательной способности населения. Просто на зависть всем воздвигался очередной монстр, а там уже как дело пойдет.
Кстати, первым ощутил это несоответствие на себе именно Китай, где во второй по величине в мире молл народ почему-то так и не повалил. Мало того, его посещаемость была вдвое меньше изначально запланированной. А уж про покупательную способность и говорить не стоило. Народ туда ходил действительно как на ярмарку в средние века - себя показать, на других поглазеть. А покупки и платные услуги плавно уходили на второй, если даже не третий план. Таким образом, простой расчет любого магазинчика средней руки – ну коли уж зашел, что-нибудь да купят, в молах оказался абсолютно не актуальным. А значит, напрямую встал другой вопрос - либо превращать их в экое подобие городской достопримечательности (спорное, кстати, с точки зрения этики или эстетики). Либо напрямую обращаться за финансовой и административной помощью к государству. Все с той же мотивацией – во-первых, сам объект, дескать, примечательный, во-вторых, легальные рабочие места увеличиваются, а в-третьих, среднестатистическому горожанину есть чем себя занять. Ну не на площади же ему без дела торчать и всякие крамольные речи со стороны деклассированных элементов слушать, в конце то концов?
В принципе, такова была мировая теория развития моллов, которая вполне логично сопровождалась и достаточно масштабным строительным бумом. Не стал исключением здесь и Казахстан, площади которого одно время одним за другим стали захватывать крупные торговые центры.
Первой ласточкой стал открывшийся в деловой части города "Рамстор", действующий под теперь уже изрядно подзабытой торговой маркой "Рам-Бутя". Открытие, которое состоялось в мае 1999 года, сопровождалось превеликой помпой, с участием не только "отцов города" и "лучших его людей", но и республиканских чиновников рангом повыше. Согласно звучащим в те дни "здравицам" и торжественным речам: "Позиционировавшееся как СП с турецким участием (партнером выступила турецкая компания "Мигрос"), новый супер-гимепрмаркет под названием "Рамстор-Самал" должен вдохнуть принципиально новую струю в бизнес южной столицы", в котором тогда преобладали рынки, базары, мини-маркеты, расположенные в шаговой доступности от жилых массивов, или в лучшем случае ритейлерские сети, типа принадлежавшего семье Кулмахановых совместного казахстанско-германское предприятия "Interfood" с его сетью "City", которое вело отсчет с 1997 года.
Впрочем, забегая чуть вперед, замечу, что первопроходец моллового бизнеса сейчас переживает явно не лучшие времена. Согласно официальной информации, он закрыт на долгосрочную реконструкцию, а вот насколько она окажется "долгосрочной" и каким предстанет обновленный "Рамстор-Самал" перед посетителями – это еще большой вопрос.
Впрочем, общее количество "рамсторов" от этого события визуально сильно не пострадало. В 2000-м году практически параллельно состоялось открытие еще одного "Рамстора" в Алматы и его астанинского собрата. А затем пошло-поехало. И через некоторое время, по официальным данным, в Алматы стало уже четырнадцать "рамсторов", еще пяток прибавился в столице, а общая география стала захватывать пространство от Шымкента до Уральска. При этом, общая площадь, занимаемая этими торгово-развлекательными центрами, стала переваливать за 49 тысяч квадратных метров.
А дальше произошел и вовсе мощный прорыв - том же году на свет появилась конкурирующее ТОО "Скиф Трейд" с их торговой маркой торговая марка "SMALL" (где, как в то время гордо отчитывались тамошние топ-менеджеры, трудилось более 2500 человек), а еще чуть позже, на местный рынок стали заглядываться ритейлеры из ближнего зарубежья. Сейчас уже даже не каждый сможет вспомнить такие, казалось бы, крепкие российские сети, как "Пятерочка" или "Вестер", одно время попытавшиеся прочно утвердится на местном рынке, а затем внезапно канувшие в бесславное небытие. Справедливости ради, не очень повезло и некоторым местным торговым маркам типа "Аймар" или "Gross". Так и не удалось развить полномасштабную масштабную сеть отечественным моллам типа "Арзан" или "SM-market".
Происходящее, безусловно, ставило тупик как высоколобых аналитиков рынка, так и просто рядовых маркетологов. И как ни странно, но никакого внятного и исследование дающего четкую картину происходящему, а именно - почему "звезды загораются так быстро" и с не меньшим энтузиазмом внезапно тухнут так в те годы никто дать и не удосужился.
Автору этих строк в свое время доводилось общаться с неудавшимися операторами и совладельцами нескольких "прогоревших" крупных торговых сетей. Одни жаловались на непомерные банковские кредиты, другие вскользь упоминали некий "административный ресурс", который якобы включали злокозненные конкуренты, а также сетовали на низкую покупательную способность самого населения, которое, дескать, так и не оценило предложенный им комфорт, по старинке предпочитая "барахолки". Хотя в последнем утверждении как мне казалось, была доля определенного лукавства. Ну, на самом деле - неужели здравомыслящий покупатель предпочтет мерить приглянувшуюся вещь на жаре или морозе (да еще в условиях, когда некоторые, наиболее обнаглевшие "барахолочные" торгаши еще пытались брать деньги за примерку, нежели не перейдет в более комфортабельные условия, типа воздвигнутых в нижней части города таких крупных ТРЦ как например "Адем-1"? Но и здесь случились подводные камни, типа того, когда внезапный пожар в апреле 2015 года пустил многих арендаторов "Адема" что называется "по миру", а вопрос о полноценной компенсации погорельцам, похоже, решается и по сей день.
Впрочем, мы немного забежали вперед и вернемся в те времена, когда во время грянувшего всеобщего строительного бума торгово-развлекательные центры (то есть - моллы первой формации") опять стали расти словно грибы после хорошего дождя.
По мнению большинства экспертов, так или иначе озвученных в республиканских СМИ, "бичом" здесь для инвесторов стала иллюзия о том, что могущественный и прибыльны ТРЦ может построить практически любой инвестор, у которого есть земля и хоть какие деньги, пусть даже и заемные), после чего он легко сдаст в аренду все торговые площади и будет припеваючи жить исключительно лишь на одну на арендную плату. Как показала мировая практика, ТРЦ и моллы являются такими же сложными объектами, как и заводы. Во-первых, была нужда четкая технологическая концепция будущей работы центра, которую нужно донести также до местных архитекторов и строителей, а потом вставал вопрос о необходимости четкий и профессиональный менеджмента дирекции для возврата вложенных средств на дистанции в 5-10 лет. У нас же все происходило с точностью до наоборот - было непродуманное вложение в размере средств 10-20 миллионов долларов США в строительство того или иного супер-центра, который через пару-тройку лет показывал убыток, а затем и вовсе резко падает по возврату денежных потоков. В результате чего "счастливый" собственник здания оставался остается не только с большим количеством бесполезных пустующих площадей, но и крупными долгами.
Затем в "игру" включился и общий финансовый кризис. Рынок замер в тревожном ожидании, девелоперы с трудом завершали начатые ранее проекты и уж тем более не стоили никаких внятных планов на будущее. Отсутствие вменяемых ставок по кредитам, насыщенность рынков, падение покупательского спроса и многое другое тормозили любую, казалось бы, даже самую перспективную стройку. То есть, если обратиться к мировой практике, то речь бы шла о глубочайшей стагнации, а то и резком уменьшении количества "игроков" за счет повышения качества и сервиса.
И, тем не менее, Казахстана предпочел традиционно идти по "своему уникальному " пути. Несмотря на то, что начали пустовать торговые центры не только в самой Алматы, но и в других крупных городах страны, количество ТРЦ только пугающе росло. При этом, арендаторы резко теряли число посетителей по причине нехватки оборотных средств на покупку новых коллекций, на пополнение ассортиментного ряда. Доходность падала буквально в геометрической прогрессии. Но, похоже, самих владельцев моллов это волновало меньше всего.
"Курс доллара вчера был 230 тенге, а сегодня уже 285. Владельцы торговых площадей фиксируют стоимость аренды в договорах только в долларах – это понятно, они хотят защитить себя. Но для ритейлеров это невыгодно, потому что ставка арендной платы – это серьезная составляющая их ценообразования. И они сейчас не знают, будут ли они завтра продавать вот эту куртку за пять тысяч тенге или за семь тысяч тенге", - разъясняли в СМИ "сведующие люди". А между тем, жестокое время неумолимо брало свое и пустующие бутики и коридоры, объявления о сдаче площадей в аренду, – вот собственно и все, что осталось от некогда процветавших торговых центров. Таких примеров можно было приводить десятками – "Silk Way" и "Globus" расположенные в исторических центрах Алматы в одночасье лишались чуть ли не половины своих арендаторов. Однако, запущенный процесс всеобщей "моллизации" было, похоже, уже не остановить, и на такие, пусть и досадные мелочи, уже старались не обращать внимание.
Заодно все чаще вскрывались малоприятные с точки зрения потребителя факты продажи просроченной или не кондиционной продукции, начались шумные судебные процессы, по итогам которых на владельцев торговых площадей периодически накладывались нешуточные штрафы, но и то похоже никого особо не вгоняло в транс. Если уж не по принципу "жрите что дают", то, наверное, по принципу "у всех глаза во лбу, сами смотрите, что берете"
Заодно, правда, вылезла и кое какая любопытная международная статистика, согласно которой, срок жизни одного мола в мире редко превышает десять лет. В мировой сети, есть даже любопытная подборка жутковатых фотографий, на которых запечатлены огромные торговые центры, в настоящее время превратившиеся в полные руины, постоянными клиентами которых являются лишь полчища разжиревших крыс. Но то на западе (ну или наоборот на Востоке). А в Казахстане и в очередной раз решили придумать собственную "палочку-выручалочку" от подобной напасти. И ей как это не трудно предположить стала возможная государственная поддержка.
Одним из первых озвучил эту ценную мысль директор "Центра развития торговой политики" Руслан Султанов, который аргументировал свои доводы тем, что, мол, зарубежные игроки стали с большей осторожностью заходить на казахстанский рынок. Здесь, правда, свои возражения высказали представители малого и среднего бизнеса (из серии тех, у которых нехитрая стратегия - "семейный магазин возле каждого дома"). В свою очередь, они заявили о том, что развитие крупных ритейлеров фактически удушит тот сегмент, который представляет достаточно важную привлекательность для рядового покупателя - зайти и купить необходимый ему товар без существенной траты времени.
- При выборе "своего" супермаркета потребители, как правило, ориентируются не только и не столько на ценовой фактор, сколько на близость к дому или к месту работы. Поэтому, на услуги "магазинов у дома" спрос будет всегда. Так что, пока магазины у дома живы, наши производители имеют хоть какую-то альтернативу, - говорила в те дни журналистам деловых изданий страны вице-президент Союза пищевых производителей Казахстана Айжан Наурзгалиева. Кроме того, отмечалось, что если не будет магазинов шаговой доступности, трудно придется и мелким производителям – кондитерам, колбасным цехам, производителям полуфабрикатов и так далее. Ведь они не могут удовлетворять требованиям большинства крупных сетей, закупающих все крупным оптом и по каким-то особым, только им ведомым критериям.
Владельцы наиболее крупных ТРЦ (кстати, большинство из них без особого труда можно найти в местном списке "Форбс") от такого предложения, конечно же, отмахнулись. Понятно, что владельцам, например, "Dostyk Plaza", "Армада", БЦ Essentai Tower, ТРЦ Essentai Mall, "Апорт", ТРЦ "Променад", БЦ "Нурлы Тау", ТЦ "Керуен", ТОО "METRO Cash & Carry", ТЦ ADK и прочим моллам, пока еще находящимся на плаву, проблемы какого-то МСБ немного поровну. И уж тем более, в них мало заинтересован еще один крупный игрок на молловом рынке страны - бизнесмен Нурлан Смагулов, за несколько лет осчастлививший страну внушительным количеством "МЕГА-центров", под которые, кстати, были взяты как частные кредиты, так и некоторые государственные субсидии.
Таким образом, если смотреть правде в глаза, то в последние годы основную маржу в торговом сегменте держит монопольно олигархический бизнес, разделенный между собой весьма условными "фишками" – здесь мол, моя территория и сюда не лезь, а здесь твори, что хочешь. Вот и творят, хотя по некоторым данным, одно время в стране просачивалась любопытная информация, согласно которой чуть было не началась серьезная конфронтация между ритейлерами и антимонопольными службами. Некоторые крупные сети тогда обвинялись в обладании так называемой "абстрактным рыночной властью" – фактически негласным административным ресурсом (ну или, говоря проще, "сговором"), когда группы крупных ритейлеров действовали по логике монополиста, недвусмысленно диктуя рынку свои условия по ценам, ассортименту, условиям доставки, срокам оплаты. А ведь между тем, именно малое и среднее предпринимательство изначально заточено на достижение успеха в условиях конкурентной борьбы, которую она полностью проигрывает в условиях моллового сговора.
И уж тем более, сомнительна идея, когда торговые центры становятся одним из важных мест социального притяжения населения. Согласно некоторым обнародованным концепциям (точнее, пресловутому "громадью планов"), именно в моллах должно быть наиболее эффективно проведение национальных праздников, ярмарок, фестивалей, выступлений артистов при поддержке товарных брендов. Ну а в перспективе, возможно даже совмещение с некоторыми с общественными институтами, к примеру, такими как мэрия, библиотеки, школьные классами (здесь даже какой-то европейский эксперимент на эту тему припомнили). И тогда, по меткому (уже международному выражению) - молл, то есть по сути обычная торговая точка - превращается в "Life Style" - "Стиль жизни". С него, мол, все начинается, ей все и заканчивается. Один сплошной гипермаркет со всеми удобствами. Ну а "загнулся" тот, в который ходили раньше (напоминаю, что средний срок жизни у них на западе колеблется в пределах десяти лет) - не беда, перейдем в другой. Благо, свято место, как известно, пусто не бывает…
P.S. На днях в Алматы произошло большое и важное событие: аким Алматы Бауыржан Байбек самолично покатился на колесе обозрения, расположенном на территории "ТРЦ MEGA Alma-Ata". Колесо вроде самое большое в Центральной Азии. Цена тоже соответствующая - 1200 тенге за одно посещение этого технического чуда. А буквально после этого, владелец ТРЦ Нурлан Смагулов объявил о том, что часть своих предыдущих подобных ТРЦ типа "MEGA Astana" и "MEGA Aktobe" он продает. Как выяснилось, дополнительные средства срочно потребовались на завершение проекта ТРЦ "MEGA Silk Way"… Вот уж воистину - круговорот моллов в природе становится все более нескончаемым. А значит, и тот новообразующийся стиль жизни, когда все интересы того или иного гражданина должны вертеться именно в этом торгово-развлекательном пространстве и нигде иначе, также не сдает свои уже годами наработанные позиции…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2016
Премьер-Министр Бакытжан Сагинтаев принял участие в заседании Совета глав правительств СНГ 31.10.2016
Адильбек Джаксыбеков предложил сократить штат министерств 31.10.2016
Вице-премьер Имангали Тасмагамбетов оценил готовность объектов Универсиады-2017 31.10.2016
Состоялось расширенное совещание Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции 31.10.2016
Лужков предложил построить водовод в Казахстане за $2 млрд 31.10.2016
О поездке Генерального Прокурора в Актюбинскую область 31.10.2016
Фракция "Ак жол" требует привлечь к ответственности сотрудников, готовивших от имени Нацбанка отписки на запросы депутатов Мажилиса 31.10.2016
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в Международном форуме ученых и экспертов "Модель Н.Назарбаева: 25 лет мира и созидания" 31.10.2016
В Счетном комитете состоялось заседание Координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля 31.10.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz