Астана, 11 ноября
Подведены итоги государственного аудита реализации Программы "Дорожная карта бизнеса-2020" и использования средств республиканского бюджета, выделенных Министерству национальной экономики Республики Казахстан (МНЭ). По оценке Счетного комитета, реализация Программы на промежуточном этапе осуществляется недостаточно эффективно, должные меры по обеспечению устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики не принимаются. Отмечено, что при использовании средств республиканского бюджета и Национального фонда, выделенных на поддержку частного предпринимательства, допущены многочисленные нарушения и недостатки. В частности, не достигнуты целевой индикатор, направленный на увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП до 12,5%, а также ряд количественных показателей по обеспечению предпринимателей необходимой инфраструктурой, повышению доступности к финансированию предпринимателей сельских населенных пунктов, малых городов и моногородов, увеличению количества просубсидированных проектов, имеющих валютную выручку и другие.Отсутствие в Программе показателей эффективности, в том числе промежуточных, значительно затрудняет проведение оценки ее реализации. С 2010 года в Программу 21 раз вносились изменения и дополнения, направленные на многочисленные изменения условий участия субъектов частного предпринимательства (СЧП), трижды формат документа менялся кардинальным образом. Должное межведомственное взаимодействие МНЭ с другими соисполнителями Программы не организовано, статистический учет отдельных показателей не ведется, многие отчетные данные государственных органов, финансового агента и операторов существенно различаются. Функция МНЭ по мониторингу за реализацией Программы делегирована АО "Фонд развития предпринимательства "Даму". Разработка всей необходимой нормативной правовой базы не обеспечена. Механизм возврата в бюджет просубсидированной суммы по фактам нецелевого использования кредитов предпринимателей и несоответствия проектов условиям Программы не разработан. МНЭ реестр субъектов предпринимательства не ведется. Это привело к наличию в Казахстане нескольких реестров субъектов предпринимательства в ряде государственных органов и организаций, а также к самостоятельному отнесению органами статистики предпринимателей к субъектам малого, среднего или крупного бизнеса и формированию на данной основе статистических данных. Численность занятых юридических лиц малого и среднего предпринимательства за последние 4 года увеличилась на 36%, объем произведенной продукции и оказанных услуг вырос почти вдвое, при этом финансовые результаты сектора ухудшились практически в 2 раза. В 2014 году количество субъектов среднего предпринимательства сократилось по сравнению с 2010 годом почти вдвое, в 2015 году их число приблизилось к уровню 2005-2006 годов, а число крестьянских или фермерских хозяйств по итогам 2014 года почти за 10 лет практически не изменилось (с 2005 года). За 2014-2016 годы участниками Программы стали 5448 предпринимателей, что составляет менее 0,5% от общего количества активных субъектов малого и среднего предпринимательства в стране в целом или 3,1% от количества активных субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц). Установлены факты оказания государственной поддержки на сумму 8 661,9 млн.тенге ряду предпринимателей, вид деятельности которых не относился к приоритетным секторам экономики, определенным Программой. Средства на сумму 13 909,1 млн. тенге, предусмотренные паспортом бюджетной программы для оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, направлены субъектам крупного предпринимательства. В 2013-2015 годах менее 0,5% от общего количества таких участников, уплативших свыше 1 млрд. тенге КПН, сформировали от 17 до 32% поступившей в бюджет от всех участников Программы суммы КПН. Совокупный годовой доход СЧП, принявших участие в Программе с 2013 по 2015 год, увеличился всего на 1%, в то время как их налогооблагаемая база сократилась более, чем в 3 раза. За 2,5 года в среднем 14,6% участников Программы не уплачивали в бюджет индивидуальный подоходный налог. В 2014-2015 годах 13% от общего количества предпринимателей, получивших государственную поддержку в Фонде "Даму" на сумму 4 567,5 млн. тенге, сдали налоговую отчетность с нулевыми показателями. Свыше 30% лиц, получивших микрокредиты в 2014-2015 годах в АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства", не были зарегистрированы в налоговых органах¸ причем в Западно-Казахстанской, Актюбинской и Алматинской областях их число в отдельные периоды превышало 50%. Отмечено некачественное планирование мероприятий Программы, неоднократные корректировки объемов финансирования. В результате без соответствующих расчетов и обоснований из республиканского бюджета были выделены целевые трансферты на сумму 14,2 млрд. тенге. Целесообразность отвлечения средств из ЕНПФ по инструментам субсидирования и гарантирования Единой программы "Дорожная карта бизнеса 2020" на пополнение оборотных средств при отсутствии требований по увеличению среднегодовой численности рабочих мест, росту доходов, росту объема уплачиваемых налогов в бюджет на 10 % от соответствующих показателей после реализации проекта вызывает сомнение вследствие наличия социальных рисков, связанных с чувствительностью общества к вопросам пенсионных накоплений. Отсутствие ответственности МНЭ и координаторов в регионах приводит к перечислению средств бюджета и Национального фонда в АО "Фонд "Даму" без учета реальной потребности. Это привело к формированию с 2010 года в данном АО устойчивых свободных остатков, составивших на 1 января 2016 года 16 020,9млн. тенге, на которые за 2,5 года получено банковское вознаграждение в размере 1 024,6 млн. тенге. Завершенные объекты производственной инфраструктуры зачастую эксплуатируются предпринимателями без регистрации имущественного права и без передачи эксплуатирующим организациям и соответственно не участвуют в формировании доходной части бюджета. Из 126 731,1 млн. тенге, охваченных государственным аудитом, выявлены финансовые нарушения на сумму 19 511,8 млн. тенге, неэффективно использованные средства – на 62 755,3 млн. тенге, 51 системный недостаток и 109 процедурных нарушений. В ходе государственного аудита обеспечено выполнение работ, оказание услуг, поставка товаров, восстановление по учету на общую сумму 8 948,0 млн. тенге, в бюджет возмещено 3 122,6 млн. тенге. К административной ответственности привлечены семь должностных лиц, оплачены административные штрафы на сумму 2,0 млн. тенге. По итогам заседания даны рекомендации Правительству по внесению изменений в Кодекс "Об административных правонарушениях", Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" и иные нормативные правовые акты по усилению финансовой дисциплины, в Закон "О государственном аудите и финансовом контроле" в части введения понятий "упущенная выгода" и "причиненный ущерб", а также распространения функций государственного аудита и финансового контроля на получателей бюджетных средств и конечных исполнителей в полном объеме. Кроме того, даны рекомендации по формированию Схемы размещения производительных сил Республики Казахстан, а также по вопросу размещения средств операторов финансовой и нефинансовой поддержки в органах Казначейства. Министерствам национальной экономики и финансов, акимам областей, городов Астаны и Алматы, Фонду "Даму", Национальной палате предпринимателей "Атамекен" поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также дан ряд других поручений. Отдельные материалы государственного аудита будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений. |