NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 10:55 ast
08:55 msk

О поколении, воспитанном бабушками
Президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова рассказала о том, что из себя представляет нынешнее молодое поколение, а также поведала о появлении так называемых мещан
14.11.2016 / политика и общество

Василина Атоянц, Tengrinews.kz, 11 ноября

Общественный деятель Аружан Саин не так давно высказалась по поводу инцидента в Павлодаре, когда молодая мать на камеру избила свою трехлетнюю дочь, чтобы якобы отомстить мужу. Она пояснила, что никто не научил это поколение быть родителями, поэтому и происходят подобные инциденты: то в помойку новорожденных выкидывают, то в туалет. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz социолог, президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова рассказала о том, что из себя представляет нынешнее молодое поколение, а также поведала о появлении так называемых мещан.
TENGRINEWS: Вы согласны с тем, что это поколение, которое сейчас становится родителями, упущено?
Гульмира Илеуова: Я скажу так, что и в советские времена тоже было достаточно много случаев, когда родителей лишали по тем или иным обстоятельствам родительских прав. Здесь вопрос больше в том, что сейчас СМИ стали все-таки чаще об этом говорить. Конечно, хорошо, что все всплывает, но говорить о том, что это уже вошло в норму и стало традицией, неправильно. Я думаю, что общество изменилось гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд.
Конечно, меняется время, меняются условия жизни. Естественно, людям приходится приспосабливаться, каждому приходится идти в ногу со временем. И в связи с этим меняется все: сознание, мировоззрение, но сказать, что есть какие-то кардинальные изменения самого института семьи - нет, я не вижу такого.
К примеру, если взять поколение, которое родилось в середине 90-х, и взять поколение взрослых, старше 65 лет, то мы увидим значительное совпадение этих взглядов. Если посмотреть статистику по детским садам, то мы увидим, что их количество тотально сократилось, это сокращение как раз пришлось на середину 90-х. Получается, что процесс социализации значительной части этого молодого поколения проходил с бабушками и дедушками, воспитанными при советской идеологии. А разве это поколение могло научить этих детей выбрасывать новорожденных на улицу? Нет, не могло.
TENGRINEWS: Что же тогда из себя представляет это молодое поколение?
Г.И.: Оно совсем инфантильное. Оно крайне патерналистски настроено, потому что их воспитывало то поколение, которое жило и трудилось в советское время. Что тогда могли сказать бабушки и дедушки? Они могли сказать, что в их времена государство давало все: образование, работу, жилье, бесплатную медицину. Поэтому молодые люди от властей постоянно чего-то ждут, они страдают иждивенческими настроениями. Неудовлетворенность эти молодые люди испытывают только по части размера доходов и возможностей их получения. Другими словами, этой группе хочется потреблять, но из-за кризиса денег у них стало меньше. В плане социальной активности они сильно уступают своим родителям 45-54 лет, которые являются самой нестабильной, недовольной жизнью группой. Это происходит из-за того, что именно они прошли через кризис, который был связан с развалом страны, заметно повлиявший на их жизнь в дальнейшем. Многие из нынешних 45-летних не достигли вообще никаких результатов, потому что вовремя не смогли приспособиться к новой реальности.
TENGRINEWS: Исследование Фонда Фридриха Эберта "Молодежь Центральной Азии. Казахстан" показало, что люди, рожденные в 1990-1995 годах, несмотря на менее качественный уровень жизни, настроены гораздо оптимистичнее своих западных сверстников. В чем причина такого настроения?
Г.И.: Вообще я раньше думала, что это поколение достаточно активное и революционное, но социологические опросы и мой личный опыт преподавания в университете показывают обратное. В массе это поколение кажется мне довольно домашним: они родились в относительно спокойной стране, если только их семьи не сталкивались с большими потрясениями в 90-х годах. Я заметила, что эта группа молодежи (18-24 лет) в большинстве своем живет еще с родителями: им пока не о чем переживать, они учатся и сыты, есть какая-то мечта о будущем. Такой человек абсолютно доволен своими аспектами жизни. Сюда добавляется и тот факт, что молодые люди этого поколения удовлетворены всеми уровнями власти. Эти люди больше всех остальных тратят время и деньги на различные формы развлечений - будь то покупка гаджетов или интернет-услуг.
Но вот что интересно: по достижению 25 лет, как только человек выходит на работу, начинает жить полноценной жизнью и заводит семью, его настроение кардинально меняется. С 25 лет настрой этой группы начинает становиться пессимистичным. И это зачастую связано с тем, что молодые люди в возрасте 25-29 лет не могут найти себя на рынке, они, выйдя из университета, становятся никому не нужными, не могут понять свое место в организации, в которой работают, и где кадры оцениваются не по заслугам, а по каким-то другим критериям.
TENGRINEWS: Изменились ли семейные ценности и семейное поведение в Казахстане за последнее десятилетие?
Г.И.: Сейчас многодетных семей все меньше и меньше. Такая тенденция больше связана с тем, что не хватает денег, семьи с большим количеством людей уходят в прошлое. Мы видели, что в советские годы институт родовых отношений как бы отошел в сторону, но в начале 90-х, когда был кризис, наоборот, стал использоваться для выживания. Люди, особенно в городе, начали искать свои корни в селах. С одной стороны, они просто хотели знать свои корни, с другой - у них появился экономический интерес: получать из сельской местности продукты. Сейчас ситуация улучшилась, и уже горожане, наоборот, помогают своим сельским родственникам. Все меняется, но в отношении семьи и ценностей ничего практически не изменилось.
Если смотреть на результаты наших исследований, то когда ставился такой вопрос: "В чем вы видите свое счастье?", на первом месте у опрошенных всегда остается семья. При этом у общества поменялось отношение к матерям-одиночкам, они стали к ним относится все более спокойно.
TENGRINEWS: А почему тогда матери убивают своих детей...
Г.И.: Именно из-за того, что подобные случаи так хорошо освещаются в средствах массовой информации и активно выставляются, я думаю, что все это делается намерено, манипуляция некая. Тем более мы знаем, что люди больше всего любят читать криминальные новости. Я считаю, что постоянная трансляция таких случаев происходит в рамках какого-то управляемого процесса. Заметьте, полгода назад казалось, что матери избавляются от своих детей массово, а сейчас таких случаев нет. Спрашивается, что это было. Весеннее или осеннее обострение или что?
TENGRINEWS: В докладе "Современное мещанство: социальный конформизм или адаптация к жизненной среде?" вы утверждаете, что в стране сформировался базовый социальный слой - мещане. Что они из себя представляют?
Г.И.: Мещане - это социально-культурная общность, настроенная на потребление. Эти люди считают, что они никому, в том числе государству, ничем не обязаны. Отношения с государством они строят на принципах нейтралитета: требуют уважения от другой стороны в ответ на невмешательство в их жизни. Этот класс всегда обычно поддерживает то положение дел, которое есть в стране, они не хотят изменений. Обычно поддерживают тот режим, который им позволил создать этот удобный для них мир. Они выступают за стабильность, за тот самый экономический эгоизм. При этом они не хотят ни с кем и ничем делиться. Перейти от экономического эгоизма к социальной ответственности - это психологически переступить через границы собственного уютного мирка, который они для себя создали. Для них главное - рост потребления и накопления, улучшение качества своей жизни. Они потребляют напоказ, чтобы им завидовали. Кстати, для мещан как раз-таки семья имеет важное значение.
TENGRINEWS: По вашим подсчетам, какова доля мещан в Казахстане?
Г.И.: Сейчас затрудняюсь ответить на этот вопрос, но данные, полученные в ходе разных исследований, говорят, что в стране большинство людей мыслит и живет именно как мещане. Они думают, что ничем не обязаны государству, считают, что они сделали себя сами. Этот класс не любит менять правила игры. Иными словами, они примут в штыки любое ужесточение или наведение порядка со стороны государства. К примеру, введение декларирования доходов и расходов - это, по их мнению, посягательство на тот статус-кво, который сложился в стране. Как только вторгаются в их жизнь, мы видим их недовольство. Мещане довольно агрессивный класс.
TENGRINEWS: Можно ли утверждать, что мещане - это и есть средний класс? Вообще, есть ли он сейчас в Казахстане?
Г.И.: Сначала надо решить, что такое средний класс. Для меня самый главный показатель - это доход. Для Алматы средний доход должен быть выше, для многих небогатых регионов - меньше. Поэтому у среднего класса границы очень подвижные, но этот доход должен быть на достаточно высоком уровне, чтобы как минимум раз в год была возможность сходить в отпуск, а не "пахать" весь год и в итоге купить себе мобильный телефон. Это происходит, когда люди получают стабильный доход и начинают прозрачно платить налоги. Чаще всего к мещанам мы относим все-таки людей, практически ничего не отчисляющих в бюджет, например, самозанятых, у которых доходы скрыты. Тем более я никогда не соотношу средний класс с малым и средним бизнесом, как это принято у некоторых казахстанских экспертов. Это разные категории. Из малого или среднего бизнеса можно сформировать средний класс, но говорить о том, что они и есть этот класс - в корне неверно.
TENGRINEWS: Центр "Стратегия" постоянно отслеживает социальное самочувствие казахстанцев. Чем казахстанец доволен и чего ему не хватает?
Г.И.: Мы много раз наблюдали, что информационная волна, которая движется, она пугает куда больше, нежели сами факты экономических изменений. В своих исследованиях мы всегда предлагаем участникам оценить свой потребительский потенциал, выбрав то или иное суждение, которое им наиболее подходит: "Денег не хватает даже на продукты", "На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения", "Денег хватает на продукты и одежду. Но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для нас затруднительной" и далее по возрастающей. Так вот, лишь 5 процентам опрошенных не хватает денег на питание, а остальным хватает денег на еду и одежду, но покупка вещей длительного пользования (телевизора, холодильника) является для них затруднительной. Условно говоря, кто брал турецкую обувь, сейчас стал брать китайскую. В первую очередь стали экономить на одежде и обуви, потом на отдыхе и отпуске, затем на продовольствии. Они достаточно сильно ужали свой бюджет, пересмотрели свои потребительские предпочтения. Самые бедные, конечно, сильно почувствовали на себе кризис, но государство все-таки им помогает. В разрезе областей сравнительно низкий уровень социального самочувствия зафиксирован нами в Карагандинской, Алматинской, Южно-Казахстанской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской областях.
TENGRINEWS: А кого винят в ухудшении экономической ситуации?
Г.И.: Люди не винят, они все больше и больше хотят надеяться на себя. Они перестают надеяться на поддержку каких-либо институтов. Мы, как социологи говорим, что если государство социальное, оно не должно отказываться от своих обязательств, а оно и не отказывается в принципе. Надо понимать также, что если население все-таки перестанет постоянно оглядываться на государство, и начнет самостоятельно искать возможности и выход из сложившейся ситуации, то это только активизирует общество, появятся какие-то двигательные способности, что для страны очень даже хорошо. Однако я с разочарованием смотрю на то, как рассуждает сегодняшняя молодежь, с каждым годом студенты все более аполитичны, у них такие довольно тусклые глаза. Они ждут помощи от государства.
TENGRINEWS: И наконец, каким вы видите общество в ближайшем будущем?
Г.И.: Общество, я думаю, будет более гладким в настроениях, правда, до определенного момента. Во-вторых, у меня есть надежда, что этот кризис повлияет на всех отрезвляюще, с точки зрения развития экономики, бизнеса. Я надеюсь, что все-таки люди начнут двигаться и использовать свои возможности в нужном русле. Мы знаем, что в 90-х годах страна выскочила во многом за счет энергии людей. Все то, что сейчас происходит, заведет людей и страну, перенастроит и перезагрузит, по крайней мере, я хочу в это верить.

-----

Удел казахстанской женщины рожать, быть битой и носить хиджаб?
Александр Смолин, total.kz, 9 ноября

Казахстанки надевают хиджабы, их все чаще бьют в семьях и на улицах, но в корпусе акимов женщин отыскать трудно. Социолог, руководитель общественного фонда ЦСПИ "Стратегия" Гульмира Илеуова считает, что в политике гендерного равенства государство должно быть последовательным.
- Изменилось отношение к женщине за последние годы?
- Я не думаю, что отношение к женщине именно в семье и общественной жизни сильно поменялось. В свое время женщины как раз и вытянули экономику, то, что они сделали в 90-е годы, способствовало повышению их статуса, занятию совершенно новых должностей и ниш, появлению множества женщин-предпринимателей. Но если мы говорим о представленности женщин в органах власти, о квотах для них, то с точки зрения гендерного вопроса ситуация явно ухудшилась, так как за соблюдением равноправия в данной области никто не следит.
Насилие же в семье и в быту напрямую связано с дискриминаций в оплате труда, существовавшей в советские годы, продолжающей существовать по сей день. Несколько лет назад средняя женская заработная плата составляла 67% от мужской. Не думаю, что сегодня это сильно изменилось. Кроме того, на низовых уровнях занятости мы наблюдаем широкую представленность женщин, в некоторых профессиях у них явный перевес, но чем выше по социальной лестнице, тем сильнее сокращается их число. Женщина-руководитель крупной компании, женщина-депутат, женщина-министр – это большая редкость, вообще нет женщин-акимов, возглавляющих крупные области и города.
- Возможно ли, что рост насилия в семьях тесно связан с популяризацией архаичных отношений, с усилением религиозного традиционалистского фактора?
- Если мы говорим о так называемых салафитских, религиозно мотивированных группах, то, по заявлениям КНБ, таких в Казахстане насчитывается около 15 000 тысяч семей. Это, конечно, большая цифра, но настроения, царящие в этих группах, нельзя распространять на все население. С помощью этой выборки мы не можем идентифицировать приверженность аналогичным ценностям у всех казахстанцев. Разумеется, в определенных группах наблюдается дискриминация и насилие со стороны мужчин, но подобное поведение не распространяется на все наши семьи.
- Могут ли случаи, подобные истории Баян Есентаевой, когда ряд пользователей в сети высказывался в духе "она сама виновата" в том, что ее избили и чуть не убили, влиять на общественное мнение?
- Как преподаватель я скажу, что мы со студентами разбирали этот случай, и все не настолько однозначно. Не было каких-либо массовых акций поддержки или осуждения Баян Есентаевой или других жертв насилия. В данном случае не имелось сформированного общественного мнения, которое подавляющим большинством голосов осудило бы ее. Очень сложно утверждать, что точка зрения, согласно которой "она не права", сильно распространена, она действует в определенных объемах, но не является доминирующим мнением. Также не могу сказать, что есть общая позиция осуждения в ее адрес, напротив, мои студенты-третьекурсники считают: число людей, разочарованных прощением мужа со стороны Баян, гораздо больше, чем число тех, кто ее раньше в чем-то осуждал. Возможно, говорили студенты, она посчитала, что поступает в соответствии с общественным мнением, когда простила мужа, но мнение масс как раз здесь и обернулось против нее, люди решили, что она подобным поступком создала себе антирепутацию. Так же в ходе обсуждения этого скандала мы выявили тенденцию: а какой процент населения вообще знает о произошедшем с Баян? Многие просто не в курсе событий, так что сложно утверждать, насколько ее история является примером. Было активное обсуждение в социальных сетях, но сегодня оно прекратилось. Подобные прецеденты, когда широко обсуждалось вмешательство общества в личную жизнь, существовали и прежде. Например, в одном из исследований 1957 года у молодежи на полном серьезе спрашивали о поддержке практики публичного обсуждения разводов на комсомольских собраниях.
- В международной практике мы видим попытки бросаться из крайности в крайность. На Западе феминизм стал воинствующим, во многих странах Востока женщина поражена в правах. Удается ли Казахстану отыскать золотую середину?
- Такое торжество феминизма, какое мы наблюдаем в западных странах, если и придет в Казахстан, то в очень далекой перспективе. Роль женщины в обществе сильно зависит от традиций культурного опыта той или иной страны. Тем не менее есть мировые тенденции, в том числе Казахстан оценивается в различных рейтингах, и с точки зрения гендерного равенства, представленности женщин в экономике, политике и т.д. тоже. Этот критерий, наряду с остальными, ставит Казахстану оценки в качестве субъекта мировой политики и международной жизни. Конечно, нас интересуют подобные показатели, но регламентировать внутри страны все аспекты международных требований означало бы, что страна останется без своего самобытного лица. Нужно принимать в расчет социально-экономические, культурные показатели и, думаю, не нужно слишком концентрироваться на том, что раньше было лучше, так как многие проблемы, с которыми сталкиваются современные женщины, тянутся из прошлого. Надо смотреть на факты. Произошла конвергенция, женщины теперь спокойно служат в армии, занимаются бизнесом и занимают высокие должности. Тем не менее женская природа, рождение детей и домашние обязательства никуда не делись, и эти две стороны "женской медали" должны быть взаимосвязаны.
- Какие меры может принять государство для улучшения положения женщин? Или нужно начинать с семьи?
- Безусловно, семейное воспитание играет важную роль, но, мне кажется, в первую очередь необходимо серьезно обратить внимание на экономическую и политическую сферу, в частности, на неравенство в оплате труда, особенно в "тяжелых" отраслях. Необходимо основательно браться и за практическое отсутствие женщин в высших органах власти. В конце концов, почему нет женщин акимов областей и городов? Здесь можно рассмотреть опыт регионального баллотирования кандидатов, это поможет устранить проблему. И только тогда, когда мы уравняем количество женщин и мужчин во власти, откроется дорога к решению других вопросов гендерного неравенства, уже уровнем пониже. Призывать воспитывать в детях правильное отношение к гендерному равенству и в то же время определенным образом проводить политику дискриминации – это двойные стандарты, и это неприемлемо. Необходимо быть последовательными. Если мы принимаем концепции равного положения женщин, надо их вводить в повседневную практику.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев рассказал, что такое счастье 30.11.2016
Правительство РК предложило новые инструменты для продвижения отечественной сельхозпродукции на внешние рынки 30.11.2016
В Мажилисе обсуждены актуальные вопросы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов растительного и животного мира 30.11.2016
Бакытжан Сагинтаев провел совещание по вопросам противодействия экстремизму и терроризму 30.11.2016
Кто владеет банками KZ 30.11.2016
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана, посвященном 25-летию Независимости страны 30.11.2016
Министр информации и коммуникаций отметил госслужащих, участвовавших в создании Госкорпорации "Правительство для граждан" 30.11.2016
Во имя любви и познания 30.11.2016
Состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности 30.11.2016
Сеульский гамбит 30.11.2016

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz