Смагулов Марат, магистр теологии, (университет Аль-Асхар).
Хочу заострить внимание на противодействие казахского традиционного ислама с салафитско-ваххабитской идеологии. Салафитские течения представляют собой разные угрозы, но можно всех их обобщить в следующие: а) Угрозы теологического характера в) Угрозы традициям казахского народа с) Угрозы национальной одежде казахов d) Угрозы родственным отношениям e) Угрозы социально-общественным взаимоотношениям
Угрозы теологического характера: 1 - Отрицание ваххабитами теологических основ казахского Ислама. Школы вероубеждения имама Матуриди, которой придерживались наши предки: мыслители, ученые и писатели. - Казахи-суфии всегда придерживались традиционного "матуридийского" вероубеждения казахов (это можно увидеть и в произведениях Абая, Шакарима и др.). Нельзя вступать в диспуты о второстепенных вопросах вероубеждения, потому что это философские понятия. Каждый остается при своем мнении. Важно то, что на основе споров о качествах и атрибутах Аллаха ваххабиты зомбируют молодежь. Подавая свое видение, как истину в последней инстанции, они легко убеждают их в необходимости ведения джихада с несогласными. 2 - Постоянные споры ваххабитов о качествах и именах Аллаха (лицо, рука, голень, сидит на троне, спуск с небес и т.д.) - Казахи-суфии согласно их школе вероубеждения знают, что качества и имена Аллаха носят аллегорический характер: Аллах вне понятия времени, места, направления и обстоятельств. Аллах превыше "телесности" ваххабитов и не нуждается в руке, ноге, глазе, сидении на троне и т.д. Его не выразишь скульптурой и не нарисуешь на иконе. Аллах создал материю и дух (идею). Поэтому Он вне досягаемости нашего воображения. 3 - Споры ваххабитов о правильном Исламе по Корану и Сунне (якобы они только придерживаются правильной веры) - Ваххабиты не знают основ исламской юриспруденции "усулюль-фикх", и апеллируют к "буквальному пониманию" Корана и Сунны. Они не понимают конечных целей и мудрости шариатских решений. Ислам же казахов-суфиев правильный, согласно Корану и Сунне. А традиции не противоречат шариату. 4 - Отрицание Ханафитского мазхаба казахов. Ваххабиты в своем невежестве хотят жить, якобы по Корану и Сунне, не признавая мазхабов(юридико-богословских школ) мусульман. - Ханафитский мазхаб исторически прижился в РК и считается самым "мягким и толерантным". Принимая другие мазхабы суннитов, казахи-суфии придерживаются ханафитского мазхаба. Это самый распространенный мазхаб в исламском мире. Кстати, ваххабиты, отбывающие наказание в тюрьмах, начинают говорить, что они стали ханафитами. Видимо их научили тому, что можно придерживаться ханафитского мазхаба, но оставаться на своей ваххабитской идеологии. 5 - Требование ваххабитов цитирования только Корана и хадисов, вызывающих споры. - Казахи-суфии знают, что не обязательно цитирование Корана и Хадисов, важно, чтобы слова и действия были согласно им. Многие ваххабиты не знают причин ниспослания аятов и хадисов, исторических и других контекстов. Поэтому, приводя аяты и хадисы, ваххабиты дают ошибочные комментарии, либо по незнанию либо умышленно. 6 - Постоянные споры о второстепенных вопросах поклонения - как держать руки в намазе, расставлять ноги, произносить молитвы и т.д. (То есть буквализм и подражание арабам). - Казахи испокон веков придерживались тасауфа – духовно-интеллектуальной школы в вопросах нравственности. Ханафитского мазхаба в вопросах шариата и не намерены вступать в споры по второстепенным вопросам поклонения с представителями других мазхабов. Это дело ученых и теологов. Нужно придерживаться того мазхаба, которого исторически придерживается большинство мусульман. А уважение к мнениям других – это основа в дискуссиях для сохранения единства верующих. 7 - Чтение намаза ваххабитами – это полное копирование арабов или своих шейхов. Для них важна форма, но не содержание. - В намазе по Ханафитскому мазхабу казахи больше сосредоточены на содержании молитвы и внутреннем состоянии. Форма (бесконечное поднятие рук или указательного пальца, в лучшем случае - мустахаб, желательное.) не играет важной роли в намазе. 8 - Отрицание Маулида - дня рождения Пророка Мухаммада (мир ему), суфийских зикров (поминания), салаватов, песен, восхваляющих Пророка(мир ему). - Маулид - день рождения Пророка Мухаммада (мир ему). И в этот день казахи поминают его, проводя коллективные зикры(поминания). Рассказывают о его жизни в стихотворной форме. Поют песни, восхваляющие Пророка (мир ему). Радуются и в течение месяца проводят Маулиды, делясь своей радостью с представителями других религий. Дают садака и кудайы, за что получают награду перед Всевышним. Пророк (мир ему) держал оразу в понедельник, сказав, что родился в этот день. День рождения лучшего творения Создателя отмечают только любящие мусульмане. 9 - Преклонение перед их "ваххабитскими" шейхами(арабскими или местными). Навязывание идей именно того шейха и отрицание всех остальных, особенно казахских ученых. - У казахов было много исламских деятелей, мыслителей и шейхов. В эпоху коммунистов многих из них расстреляли и уничтожили их книги. Мы должны отыскать их уцелевшее наследие и показать всему миру. К сожалению, наши ваххабиты не знают своих корней и подверглись "манкуртизации" шейхами извне. 10 - Надменное отношение ваххабитов к казахам, не придерживающимся обрядов Ислама. Разделение казахов на своих - "единобожников" и других (не читающих намаз "джахилей", "жумабеков",которые ходят только на жума-намаз и "язычников", посещающих зираты и якобы поклоняющихся аруахам) - Казахи все мусульмане. А деление на "единобожников" (ваххабитов) и "многобожников" (якобы поклоняющихся аруахам или не читающих намаз) - это проект "зарубежных" идеологов. Ваххабиты не понимают, что зомбированы кем-то по принципу "разделяй и властвуй".
Угрозы традициям казахского народа: 11 - Отрицание ваххабитами благословения старцев – бата. - Испокон веков казахи-суфии трепетно относятся к благословлению старцев, хазретов и хальпе – бата (пожелание благ и мольба о здоровье, достатке и мире кому-то, проводя руками по лицу). Эта красивая традиция соответствует шариату. 12 - Отрицание поминок (7-дней, 40-дней, годовщина и др.). - В традиции казахского народа – проведение поминок (7-дней, 40-дней, годовщина и др.), где знаток религии проводит проповедь, вспоминает усопшего добрыми словами, говоря о его заслугах перед семьей и обществом. В заключение читает Коран и дает бата, моля Создателя о прощении грехов и ошибок усопшего и введении его в сады рая, а также всех благ его близким. Все это соответствует шариату. 13 - Отрицание ваххабитами приветствия "келин салемы" родителям мужа (якобы, это поклонение кому-то, кроме Аллаха). - Исторически (особенно в южных районах РК) распространена традиция приветствия "Келын салемы" невестки, в виде поклона родителям мужа, в знак ее уважения и принятия их, как своих родителей. На что они благодарят ее и дают свои "бата". На свадьбе она еще кланяется всем братьям и сестрам мужа и близким его родственникам, за что они одаряют ее подарками. Это красивая и особенная традиция у казахов. 14 - Отрицание ваххабитами посещения могил (якобы с целью просить помощи у мертвых, что считается язычеством). - В традиции казахов-суфиев - посещение могил близких, (особенно в тяжелые периоды жизни), поминание усопших, дуъа (мольба о них) и чтение Корана у их могил. Посещать могилы заповедовал сам Пророк (мир ему). 15 - Отрицание приветствия аксакалов (старцев) вставанием и подачи двух рук, а тем более целование их рук (якобы, по сунне – только одну руку подавать надо и Пророк (мир ему) запрещал вставать.) - Казахи испокон веков приветствовали аксакалов (старцев) вставанием и подачей обеих рук. Дедушкам и бабушкам внуки целовали руки, на что они гладили их по голове, целовали и давали "бата". Все это соответствует Шариату. 16 - Отрицание ваххабитами тумаров (оберегов и амулетов), народных лекарей (таупов) - (якобы из язычества). - Казахи-суфии надевали тумары (обереги и амулеты) детям от сглаза, что не противоречит шариату. Народные лекари (таупы) и костоправы лечили методами нетрадиционной медицины, травами, массажем, чтением Корана и молитв. (Другое дело, когда аферисты обманывают людей, называя себя таупами). 17 - Отрицание ваххабитами чтения Корана и посвящения его умершим(якобы Коран написан только для живых). - Казахи, не владея арабским языком, просили прочитать весь Коран знающих хазретов и мулл, посвящая награду за чтение аятов Корана своему умершему родственнику (или родственнице). По окончании Хатм-Корана (полного прочтения Корана) устраивали поминки и раздавали садака(милостыню), что не противоречит шариату. 18 - Отрицание любой музыки (домбры, народной музыки и танцев), скульптур, рисунков животных и людей. - Музыка разрешена в Исламе (кроме пошлой, толкающей на разврат и преступления). Особенно домбра, народная музыка и айтысы. Все прекрасное в искусствах разрешено. Запрещены только скульптуры, памятники и рисунки животных и людей, с целью обожествления или поклонения им.
Угрозы традиционной национальной одежде казахов: 19 - Подражание ваххабитов в одежде арабам и пакистанцам(длинные платья и платки у мужчин, а у женщин черная паранджа) . - Казахи никогда не одевали арабских и пакистанских длинных платьев и платков. Кочевники-воины всегда были в практичной одежде, в соответствии с погодой и временем года. Современная одежда вполне удовлетворяет потребности мусульман. А у женщин-казашек одевание черных платьев было при несчастьях и похоронах, но никак на тоях или праздниках. Цветные платья и платки(несколько шелковых платков поверх головы) были особенностью гардероба кочевниц. Белые кимишеки одевали женщины в возрасте и уважаемые бабушки рода. Закрытие лица паранджой - не в традиции казашек. В степи женщина-мать могла быть и воином, садясь при необходимости на коня. Чего не было у других народов. Достаточно посмотреть на современную моду (скромных платьев) с элементами национальных орнаментов. 20 - Ваххабиты носят укороченные штаны, ссылаясь на буквальное понятие хадиса: "то, что из одежды ниже щиколоток - в огне ада". - Что касается укороченных штанов, то это было сказано Пророком в 7-м веке, где людям не хватало материала прикрыться от палящего солнца, а некоторые волочили по песку свои платья, показывая свое богатство и не думая о бедных мусульманах. Поэтому Пророк (мир ему) учил мусульман, показывая на излишество в одежде, говоря: "то, что из одежды ниже щиколоток - в огне ада". Современные классические костюмы всегда подходят для мусульман. 21 - Отращивание ваххабитами длинной и неухоженной бороды. - Казахи носили бороды, но запрещали отращивать длинные и неухоженные бороды молодым людям, видя в них признак высокомерия. Бороды отращивали люди в годах, с жизненным опытом. Аксакал-это белобородый, умудренный жизнью старец. 22 - Демонстрация во-рту мисвака (ветка душистого дерева) якобы для чистки зубов по-сунне, где разжеванные кусочки ветки выплевывают, а оставшуюся ветку кладут в карман. - Демонстрация во-рту мисвака это надменное невежество ваххабитов, демонстрирующих свое следование Сунне. Если в 7-м веке это было актуально, то сейчас его заменяют зубные щетки и пасты. Тем более, что чистить зубы мисваком надо тогда, когда берешь омовение(дарет) или хочешь почитать Коран. А не ходить по улице с ним во-рту или стоять в мечети.
Угрозы родственным отношениям: 23 - Противостояние ваххабитов родителям в отказе от пищи, которую те готовят, не будучи читающими намаз. - Противостояние родителям в отказе от пищи, которую те готовят не будучи читающими намаз-это ваххабитская пропаганда для разделения казахов. Мусульманин не имеет права спрашивать, читает ли намаз продающий мясо? Если произнесено имя Аллаха и его возвеличивание "бисмилля, Аллаху акбар" - достаточно. А любая мать, готовя пищу, автоматически скажет "бисмилля". Выдуманному поводу ваххабитов для разделения семей мусульман надо ставить преграды. 24 - Непослушание подростков из-за того, что родители не знают Ислама. - Непослушание из-за того, что родители не знают Ислама - ваххабитский проект. Наоборот, в Исламе уважение родителей стоит на первом месте. Даже если они придерживаются другой религии - сыновний долг надо исполнять. 25 - Чтение ваххабитами нотаций родителям и призыв к соблюдению всех религиозных обрядов в ультимативной форме. - Дети у казахов никогда не читают нотаций родителям, могут возразить или подискутировать. Могут шутить и спорить. Но наставлять в ультимативной форме – это неуважение к родителям. 26 - Женитьба (в т.ч. и несовершеннолетних) тайком, делают Нике у своего устаза, без согласия родителей и согласования с ними. А также с легкостью разводятся (т.к. можно жениться на 4-х женах) и женятся на "сестрах" своей общины (джамаата) и разведенных женах друг друга. - У казахов женитьба происходит только с согласия родителей и согласования с ними. Обряд бракосочетания "Нике" проводят в мечети. Родители и старцы дают "Бата" благословление молодым. Если раньше "воровали" невест, то из-за того, что не было возможности уплатить калым. Что касается развода, то сын обязательно ставит в известность родителей. Они, в свою очередь, идут к родителям невестки и совместно стараются уладить конфликт. Если же не удается, то и после развода родители поддерживают отношения, т.к. внуки общие. "Құда мың жылдық" - "Сваты –на тысячу лет" 27 - В общении с родственниками ваххабиты навязывают свое понятие Ислама и требуют слушать только их учителя, говоря, что "в мечетях сидят неграмотные и продажные имамы". Отстаивают свои убеждения путем споров и навешивания ярлыков: (язычник, многобожник, нововведенец и т.д.). - Казахи-суфии, придерживаясь традиционного Ислама, не навязывают своего убеждения путем споров или навешивания ярлыков. У них есть традиции, оставленные предками, которых они придерживаются. Хазреты и хальпе всегда были духовными наставниками народа. Они служили народу и пользовались авторитетом. 28 - Ваххабиты не отпускают своих жен к их родственникам, мотивируя это, якобы их невежеством в Исламе, что плохо повлияет на детей и жену. Жены сами порывают с родственниками. В итоге: непосещение свадьб, проводов, праздников и поминок - полное их неприятие. - Казахи-суфии всегда стараются поддерживать связи с другими родственниками. Даже если и есть обиды, то на тоях (свадьбах) и особенно на похоронах о них забывают. "Өлімде ренжу жоқ" - "На похоронах (поминках)-нет обиды". Родственные связи у казахов познаются именно в подготовке и проведении: свадьбы, проводов невесты, похорон, народных праздников и поминок. Казахи поддерживают нормальные отношения с родственниками своих жен. Жена с детьми заранее готовится к посещению "төркін" своих родственников, покупая подарки. А "нағашылар" (родственники со стороны матери) никогда не ругают ее детей. Это сакральное уважение и они балуют их по-разному. В итоге у повзрослевших детей остаются только светлые и добрые чувства к "нағашы".
Угрозы социально-общественным взаимоотношениям: 29 - Призывы ваххабитов к несоблюдению традиций и обычаев, а только исполнение требований Корана и Сунны. - У казахов-суфиев соблюдение традиций и обычаев живет в народе, которые соответствуют Корану и Сунне. История доказывает это. А навязывание казахам "комплекса исламской неполноценности" - это очередной проект заокеанских идеологов. 30 - Враждебное отношение ваххабитов к мусульманам и представителям других религий (хотя могут и скрывать это). - Казахи-суфии никогда не относились враждебно к представителям других религий. Шелковый путь приносил с собой религии, культуры и обычаи разных народов. А когда коммунисты насильно переселяли народы, то казахи делились с ними последним, что имели. 33 - Призывы к неподчинению законам "кафирского" государства и джихаду. Организация всевозможных партий и движений. Распространение листовок и критика государственного строя. Участие в международных экстремистских организациях. - У казахов-суфиев религия никогда не вмешивалась в политику. Бии всегда рассматривали внутренние проблемы народа, не вмешиваясь в политику ханов. Тем более необоснованными являются призывы ваххабитов к неподчинению якобы законам "кафирского" государства и джихаду. Если хочешь Джихада, то соверши сперва экономический Джихад, Джихад сердца и своих пороков. Этому и учат суфии.
Итог: - После распространения идеологии салафизма(ваххабизма) в Казахстане у многих людей, плохо разбирающихся в Исламе, возникло недоверие к традиционному Исламу и неприязнь к представителям официального духовенства. Усилились споры и конфликты в обществе и мечетях, на улицах и в семьях. На сегодняшний день из-за жестокостей, совершаемых ваххабитами во всех уголках мира, мировое сообщество, опасаясь Ислама, отстраняется от него, не понимая, что ваххабизм и Ислам это две противоположные вещи. Нужно возродить корни суфийского Ислама, чтобы противостоять идеологии ваххабитов. Поднимать нашу интеллектуально-духовную школу. Тогда появятся мудрые хазреты и хальпе, которые будут служить своему народу и учить его нравственности. Как и их предки, служившие народу на протяжении веков. |