25 января 2017 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
За полтора десятка лет венчурными фондами профинансировано лишь 18 проектов, из которых завершены только 4 – партия "Ак жол" требует от Правительства и Счетного комитета провести проверку эффективности использования венчурными фондами государственных средств и их влияния на технологическое развитие экономики. Об этом заявил Азат Перуашев сегодня в ходе пленарного заседания Мажилиса. "В послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана "Казахстанский путь - 2050", среди прочих приоритетов также обозначена необходимость совершенствования венчурного финансирования, - говорится в запросе фракции в адрес Премьер-Министра Сагинтаева и председателя Счетного комитета Джанбурчина. - "Венчурное финансирование" означает финансирование начинающего и инновационного бизнеса с повышенной степенью риска, но в целях получения чрезвычайно высокой прибыли. Как правило, 70-80 % проектов венчурного финансирования не приносят отдачи, но сверхнормативная прибыль от оставшихся 20-30 % - и это принципиальный момент! - должна не просто окупать все убытки, но и обеспечивать рентабельность венчурных фондов". Это направление, ввиду его безусловной рыночной направленности, не осталось без внимания государственных институтов развития - в 2003-2004 г.г. был создан АО "Национальный инновационный фонд", позднее преобразованный в Национальное агентство по технологическому развитию (НАТР). Согласно имеющейся информации (business.gov.kz) за время деятельности НАТР приняло участие в создании 7 отечественных венчурных фондов и капитализации 7 зарубежных. Однако, как отметил Перуашев, "за все время работы, т.е. полтора десятка лет, этими 14-тью венчурными фондами в общей сумме было профинансировано всего лишь 18 инновационных проектов в Казахстане, на сумму 1,9 млрд. тенге, из которых завершено только 4 проекта на сумму 60 млн. тенге, т.е. с финансовой точки зрения, эффективно освоены были лишь 3% выделенных на эти проекты средств". При этом, по словам депутата, нет открытой информации о том, сколько госсредств было затрачено на содержание самих фондов, их руководителей и менеджеров, хотя результаты их работы более чем красноречивы: в среднем, менее 0,3 завершенных проекта на 1 фонд за 14 лет работы. Известно, что прямые убытки бывшего Национального инновационного фонда на момент реорганизации составили около 12 млрд. тенге, при этом, его работа практически не оказала какого-либо влияния на инновационное и технологическое развитие отечественной экономики. В настоящее время его преемник НАТР со-финансирует 4 отечественных венчурных фонда на принципах государственно-частного партнерства. Их деятельность пока также не особо результативна: например, по данным СМИ, фондом "Арекет" допущены убытки на сумму более 7 млрд. тенге. "Но по этим фондам есть хотя бы какая-то информация, и мы должны быть признательны частным инвесторам за участие в них. По организациям венчурного финансирования, которые возможно создавались при других институтах развития, вообще отсутствуют любые данные. Между тем, задачей подобных структур является привлечение, оценка, отбор и поддержка новых перспективных бизнес-инициатив, что невозможно организовать в закрытом от бизнес-сообщества режиме", - считают в ДПК. Международный опыт показывает, что именно венчурное инвестирование дало "путевку в жизнь" таким всемирно известным компаниям и их продуктам, как Microsoft, Apple, eBay, Yahoo и многих других. "Основными причинами торможения развития венчурного финансирования в Казахстане является не только пассивность бизнеса или экономия средств, а скорее их неэффективное использование и полная непрозрачность венчурных фондов, слабость правовой базы и отсутствие должного контроля за использованием выделенных на эти цели государственных ресурсов", - уверен лидер "Ак жола". В этой связи фракция ДПК "Ак жол" обращается к Правительству и Счетному комитету со следующими вопросами: 1) Сколько всего в РК было выделено государственных бюджетных денежных средств на осуществление венчурного инвестирования институтами развития с участием государства с 2003 г. по 2016 г. (в том числе в разрезе по годам)? 2) Сколько венчурных фондов с участием государства или государственных институтов развития было создано в этот период, и каковы их: а) инновационные, б) финансовые результаты? Есть ли среди них хотя бы один венчурный фонд, средства которого были не просто потрачены, но принесли прибыль и обеспечили рентабельность фонду? 3) Проверялась ли когда-нибудь Счетным комитетом деятельность венчурных фондов с участием государства на предмет эффективности расходования государственных средств? 4) Если наши сведения об их безрезультатности и финансовой несостоятельности подтверждаются, то кто из должностных лиц, распоряжавшихся данными средствами, понес надлежащую ответственность? 5) Какие меры реализует правительство в настоящее время по развитию венчурного финансирования, как важного направления поддержки начинающего бизнеса и инновационных проектов? Парламентская фракция ДПК "Ак жол" продолжает работу по реализации предвыборной программы. |