Астана, 1 февраля, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание депутатов. Открывая заседание, Председатель Мажилиса акцентировал внимание депутатского корпуса на важности предстоящего периода работы. "Обозначенные Президентом нашей страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым пять основных приоритетов Третьей модернизации Казахстана, безусловно, позволят создать новую модель экономического роста, которая обеспечит успешное продвижение нашей страны в число 30-ти самых передовых государств мира. И главное – это то, что Послание не только дает нам четкие цели для работы в предстоящий период, но и обладает мощной консолидирующей силой, которая, несомненно, мобилизует всех казахстанцев для дальнейшей реализации Стратегии "Казахстан-2050" на базе Плана нации "100 конкретных шагов", - подчеркнул Н.Нигматулин. Как отметил Спикер Мажилиса, изучение и реализация Послания – дело всех и каждого, и, в частности, депутатского корпуса. "Мы должны донести суть задач, поставленных Президентом, до наших избирателей. Поэтому после сегодняшнего пленарного заседания все мы выезжаем в регионы для разъяснения населению основных положений Послания Главы государства. Это очень важная и ответственная миссия, с которой мы всегда успешно справлялись", - сказал Н.Нигматулин. В контексте приоритетных задач на пленарном заседании депутатами Мажилиса рассмотрены законопроекты, разработанные в целях реализации Плана нации в части судебной ветви власти. После обсуждения Палата одобрила проект Конституционного закона РК "О внесении изменений в некоторые законы Республики Казахстан". Разработка законопроекта предопределена необходимостью совершенствования мер, принимаемых по итогам периодической оценки профессиональной деятельности судей. Предусматривается, в частности, освобождение от должности судьи в случае получения отрицательных результатов без проведения повторной оценки. Предлагается также регламентировать порядок перевода судей и в другой суд без проведения конкурса – в случае решения Судебного жюри. Продолжив обсуждение судейской темы в свете предыдущего законопроекта, Мажилис на сегодняшнем пленарном заседании одобрил законопроект "О внесении изменений в Закон Республик Казахстан "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан". Проектом закона, в частности, регламентируются полномочия Высшего Совета по рассмотрению вопроса об освобождении судьи от занимаемой должности в случае его отказа от перевода в другой суд, на другую специализацию. И, кроме того, вносятся поправки, регламентирующие порядок получения участниками конкурса на вакантные судейские должности заключений пленарных заседаний Верховного и областных судов. Эти и другие новшества в двух вышеназванных законопроектах обсуждены рабочими группами Мажилиса, как отмечено на пленарном заседании Палаты, на выездном "Круглом столе" в г. Таразе с участием представителей Верховного Суда, Высшего Судебного Совета, Центральной избирательной комиссии, РОО "Союз судей", Республиканской коллегии адвокатов, судебного корпуса Жамбылской области, Союза юристов и местных исполнительных органов. В этот день мажилисменами поддержаны поправки Сената в законопроект с сопутствующими поправками "О пастбищах". Наряду с этим Мажилис поручил профильному комитету Палаты подготовку заключения по новому законопроекту: "О ратификации Устава гаагской конференции по международному частному праву". В завершение пленарного заседания Мажилиса Спикер Палаты объявил о новом формате работы парламентариев. В частности, по словам Н.Нигматулина, отныне все правительственные часы будут транслироваться в интернете в режиме онлайн, также как с начала нынешней сессии проходят и пленарные заседания Мажилиса. Нововведения начнут действовать уже 13 февраля, когда состоится очередной Правительственный час. "Подобный формат позволит нам сделать работу Мажилиса еще более открытой и еще более транспарентной" - подчеркнул Н.Нигматулин. На пленарном заседании парламентариями М.Темиржановым, М.Айсиной, Б.Дуйсенбиновым, И.Смирновой, Ж.Ахметбековым, Е.Барлыбаевым, А.Платоновым и А.Перуашевым оглашены депутатские запросы.
-----
Депутатский запрос Айсиной М.А. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В соответствии с положениями статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" обращаемся к Вам с депутатским запросом. На сегодняшний день процесс назначения пенсий и пособий практически полностью автоматизирован. Уполномоченным государственным органом по назначению пенсий и пособий (территориальные департаменты Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан) осуществляется рассмотрение электронных макетов дел и подписание электронных проектов решений сформированных в автоматизированной информационной системе (далее – АИС) электронного назначения пенсионных и социальных выплат "Е-Макет" и "E_Social" (без рассмотрения макетов дел на бумажном носителе). При этом параллельно формируется пакет документов на бумажном носителе и передается на хранение в архив действующих дел, которые хранятся в архиве до 75 лет. Однако, архивные помещения для хранения действующих дел (выплата по которым производится в настоящее время) и снятых дел (выплата по которым сняты или приостановлены), составляющие 11 560,10 кв.м., в настоящий момент заполнены на 98%. Общая сумма затрат на содержание архивных помещений в год составляет порядка 178 745 064 тенге (расходы на оплату заработной платы 291 архивариуса, расходы на коммунальные услуги, арендная плата и т.д.). Средняя сумма затрат, связанных с распечаткой бумажных макетов дел по новым назначениям, составляет 322 248 499 тенге в год (себестоимость бумаги, покупка и заправка картриджей). На распечатку одного бумажного макета (среднее количество листов – 30) расходуется около 18 минут рабочего времени. В результате общие затраты, связанные с формированием бумажного макета дел (содержание архива, расходы на распечатку, заработная плата специалистов), по предварительным данным, составляет 802 148 495 тенге. В связи с вышеизложенным, просим Вас дать поручение заинтересованным государственным органам рассмотреть вопрос целесообразности: 1) формирования макета документов на бумажном носителе; 2) хранения действующих и снятых дел в архивах в течение 75 лет; и внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты в кратчайшие сроки. Это позволит значительно оптимизировать работу специалистов, существенно сэкономить государственные средства. Просим представить ответ в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов". Под этим запросом подписался также депутат Мажилиса М.Темиржанов.
-----
Депутатский запрос Ахметбекова Ж.А. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А
Уважаемый Бахытжан Абдирович!
Поводом для данного депутатского запроса послужило нынешнее состояние духовной столицы страны - города Туркестан. Как воспевал Магжан Жумабаев: "Туркестан – это врата двух миров, Туркестан – это колыбель тюркского народа. Родиться на прекрасной земле Туркестана - это благо для тюрков, которым одарил Всевышний", святой город Туркестан является духовной столицей не только нашей страны, но и священным центром поклонения для всех мусульман. В основном многие туристы и паломники приезжают в Туркестан для посещения священного места - мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи, где захоронены великие представители нашей нации, в том числе Абылайхан, его батыры и бии. Накануне 1500-летнего юбилея Туркестана была проведена полная реставрация и модернизация мавзолея Азырет Султана, который вошел в список культурных наследий ЮНЕСКО и в настоящее время охраняется государством. Здесь также находится известный тайказан, который является нашим достоянием и привлекает туристов. Для того, чтобы увидеть наши священные экспонаты ежедневно Туркестан посещают сотни людей не только со всех уголков Казахстана, но и из дальнего и ближнего зарубежья. Для того, чтобы улучшить облик сегодяшнего Туркестана и вести пропаганду наших национальных ценностей в мире предлагается максимально использовать возможности Всемирной выставки ЭКСПО-2017. В этом году прогнозируется, что на выставку ЭКСПО-2017 из разных стран прибудут около 5 миллионов гостей-туристов. Планировалось, что большинство туристов посетят Туркестан. Однако готовность города принять такое количество туристов вполне возможна в случае решения вопросов сервиса, транспорта и др. не решенных социально-бытовых проблем, которые могут стать основной преградой. Считаем, что Правительству необходимо всесторонне изучить вопрос развития Туркестана для эффективного использования его возможностей в рамках проведения ЭКСПО-2017. Не надо рассматривать Туркестан как один из городов областного значения. Туркестан можно назвать духовной столицей нашей страны и даже священным шаныраком для всех тюркоязычных народов. Если мы не сможем проявить уважение Туркестану, то это урон, нанесенный нашим национальным ценностям, это критика нашей государственности. Обращая Ваше внимание на указанные вопросы в Туркестане, просим изучить ситуацию в городе и принять соответствующие необходимые меры на Правительственном уровне по развитию Туркестана. Просим рассмотреть депутатский запрос и дать ответ в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Казахстан.
Депутаты Мажилиса, члены фракции "Народные коммунисты" Г. Баймаханова В. Косарев А. Конуров М. Магеррамов И. Смирнова Т. Сыздықов
-----
Депутатский запрос Барлыбаева Е.Х. Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Вчера, в Послании народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность", Президентом Республики Нурсултаном Назарбаевым было дано поручение к 2025 году добиться увеличения несырьевого экспорта в два раза. Для этого, как прагматик и реалист, Нурсултан Абишевич предлагает бизнесу не "изобретать велосипед", а встраиваться в глобальные цепочки производства и сбыта товаров и услуг. Это нужно делать прежде всего за счет привлечения транснациональных компаний. При этом необходимо учитывать, что транснациональные корпорации, как правило, ориентированы только на крупный бизнес. Но аналогичные подходы по вхождению в действующие международные системы есть также и для малого и среднего бизнеса. Прежде всего, это инструмент франчайзинга, когда передовые мировые компании предоставляют свои технологии и процессы местным предпринимателям, и включают их в свою глобальную сеть производства и реализации продукции. При этом, франшизо-держатель осуществляет контроль за качеством и соблюдением технологии, что освобождает государство от надзорных функций и снижает коррупционное поле. Практика свидетельствуют о высокой эффективности франчайзинга в обеспечении рынка сбыта и устойчивости МСБ в странах ОЭСР. Согласно международным данным, если из вновь создающихся предприятий частного бизнеса в первые же 3 года разоряются порядка 70-80%, то среди предпринимателей, использующих франшизу, доля банкротов в этот же период не превышает 20-30%, а более 60% успешно осваиваются на рынке. Не случайно, некоторые европейские страны предоставляют государственную поддержку только тем частным предприятиям, которые используют франшизы из утвержденного правительственными органами списка лучших международных компаний в каждой отрасли. Вопрос лишь в том, что франшизы реальных лидеров обходятся бизнесу весьма недешево. Тем не менее, эксперты прогнозируют, что в XXI веке более 50% малого и среднего бизнеса в мире будет работать по системе франчайзинга. В настоящее время в Казахстане по франчайзингу уже работают такие известные компании как Coca-Cola, Баскин Роббинс, KFC, Adidas, Международная сеть отелей Marriot. С прошлого года фондом "Даму" запущена программа финансирования франчайзинговых проектов на сумму 1 млрд.тенге. Однако указанной программой по данным СМИ воспользовались всего лишь 8 предпринимателей, что говорит о недооценке роли данного инструмента, как успешного канала импорта технологий и продвижения товаров. Другой проблемой является недостаток промышленного франчайзинга, связанного в том числе с передачей лицензии на производство продукции. По имеющейся информации, в Казахстане в сфере производственного франчайзинга задействовано лишь 2% от общего числа франчайзинговых предприятий. Принимая во внимание вышеизложенное, депутатская фракция ДПК "Ак жол" просит Вас: 1) Изучить международный франчайзинговый рынок и сформировать перечень компаний-лидеров, прежде всего в производственном секторе, чьи франшизы Правительство могло бы рекомендовать бизнесу для внедрения в Казахстане; 2) Аналогично подходам по поддержке предприятий с участием транснациональных корпораций, предусмотреть соответствующие стимулы и для предпринимателей малого и среднего бизнеса, использующих инструменты международного франчайзинга; 3) Рассмотреть вопрос о субсидировании расходов предприятий по оплате международной франшизы из утвержденного правительством перечня; 4) Включить развитие международного франчайзинга в число приоритетных направлений Программы индустриально-инновационного развития РК на 2015 - 2019 годы.
Депутат Мажилиса, члены фракции ДПК "Ак жол" Е.Барлыбаев А.Перуашев Е.Никитинская К.Абсатиров Б.Дюсембинов Д.Еспаева М.Казбекова
-----
Депутатский запрос Платонова А.С. министру обороны Республики Казахстан Жасузакову С. А.
Уважаемый Сакен Адилханович!
В ходе неоднократных встреч с избирателями постоянно поднимаются вопросы по обеспечению военнослужащих жильем. Нет необходимости говорить о значимости Вооруженных Сил Казахстана. Однако, актуальная проблема такого вида социального обеспечения военнослужащих, остается открытой. Большинство военнослужащих, прослужившие десять лет и более в календарном исчислении на 1 января 2013 года, в настоящее время занимающие должности, имеющие воинские звания старшего офицерского состава, вынуждены годами арендовать жилье, т.к. собственного жилья не имеют, а очередность на получение служебного жилья практически не двигается. Следует ли говорить о социальной справедливости, когда жилищное законодательство так разделило военнослужащих, что на одной чаше весов оказались военнослужащие, прошедшие все этапы становления казахстанской армии, испытавшие на себе все тяготы и лишения воинской службы, имеющие за плечами годы службы в отдаленных местах Родины, а на другой – военнослужащие по контракту, не имеющие опыта службы, но имеющие привилегии при найме (аренде) жилья. При этом категории военнослужащих, имеющих выслугу менее 10 лет, компенсация выплачивается из расчета 18 квадратных метров на военнослужащего и членов его семьи. Зачастую военнослужащие снимают жилплощадь меньшей квадратуры, соответственно получают компенсацию за фактически снимаемую площадь, а не за положенную Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях". То есть в данном случае военнослужащий теряет в денежном эквиваленте. Вопрос жилья коснулся в целом по республике не только проходящих военную службу в настоящее время, но и пенсионеров Вооруженных Сил Республики Казахстан, которые более трех лет не могут получить ни компенсацию взамен жилья, ни приватизировать служебную квартиру. Учитывая, что жилищные проблемы не должны отвлекать армию от важной и необходимой миссии - защищать наш мир и покой, разрешение назревшей социальной проблемы по жилищному обеспечению военнослужащих необходимо решать государству. Но основании вышеизложенного, просим Вас, Сакен Адилханович, решить следующие проблемы: 1) рассмотреть возможность узаконить выплату компенсаций за наем жилья по фактически положенной норме согласно законодательству "О жилищных отношениях", всем категориям военнослужащих независимо от выслуги лет по состоянию на 1 января 2013 года; 2) внести изменения в Правила постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части усиления контроля над ответственными структурными подразделениями, на которых возложены функции по учету служебных жилищ; 3) принять соответствующие меры для исполнения Постановления Правительства РК от 28 августа 2012 года № 1092, касательно выплаты компенсаций за служебное жилье; 4) упорядочить процесс сбора пакета документов на постановку как нуждающегося в жилье, так и при получении денежной компенсации за наем жилья, при этом по возможности сократив количество справок и других документов. О принятых мерах просим проинформировать в сроки, установленные законодательством.
Депутаты Мажилиса, члены фракции партии "Нұр Отан" А. Платонов И. Аронова Б. Смагул
-------
Депутатский запрос Смирновой И.В. Заместителю Премьер-министра Республики Казахстан Тасмагамбетову И.Н.
Уважаемый Имангали Нургалиевич!
В Послании Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" четвертый приоритет – улучшение качества человеческого капитала. Президентом определена задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста, где будет уделено особое внимание системе высшего образования: уровню материально технического обеспечения, кадрового состава, а также качества образовательных программ. В настоящее время выпускники ВУЗов-специалисты для водного хозяйства по уровню знаний, умений и навыков не отвечают предъявляемым к ним требованиям. Согласно мнению широкого круга заинтересованных лиц из водохозяйственных организаций (проектные строительные, эксплуатационные и научные) выпускники вузов Казахстана специальности "Водные ресурсы и водопользование" имеют очень низкую квалификацию. Они не могут вести работу по проектированию, реконструкции, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем в целом, разработке проектов, реконструкции существующих гидроузлов, гидроэлектростанций и насосных станций, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, а также обеспечению их безопасности. Как следствие, в последние годы на всех уровнях управления водными ресурсами практически отсутствуют квалифицированные инженеры-гидротехники. Отсутствуют специализированные высшие учебные заведения, где преподавались бы на требуемом уровне специальные инженерные дисциплины по водному хозяйству. В настоящее время большую часть состава работников водохозяйственных органов составляют люди предпенсионного возраста. Наметилась опасная тенденция нарушения принципа преемственности поколений, так как для подготовки и становления высококвалифицированного специалиста необходимо не менее 10-15 лет. В настоящее время на нашем рынке практически не осталось строительных компаний, которые отвечали бы международным требованиям. Поэтому в проектах строительства водохозяйственных объектов, в том числе за счет займовых средств международных финансовых институтов, наши компании исключаются на первоначальном этапе отбора. Так было при реализации проектов Всемирного Банка по Регулированию русла реки Сырдарьи и сохранении Северного Аральского моря (РРССАМ-1), по Проекту усовершенствования ирригации и дренажа (ПУИД-1). Объекты указанных проектов строили компании из Китая, России и Турции. Вместе с тем, в Казахстане имеется 643 гидротехнических сооружений, из них 340 гидроузлов и гидротехнических сооружений, функционирующих в системе водного хозяйства. В том числе 270 водохранилищ с комплексом гидротехнических сооружений, из которых 62 водохранилища республиканского значения и 208 местного значения. Указом Президента 57 водохранилищ и 29 водоподпорных гидротехнических сооружений включены в перечень объектов, имеющих особое стратегическое значение. Более 90% всех гидротехнических сооружений на территории РК были построены 30 и более лет назад, и нуждаются в срочном ремонте. Так же мы не можем не помнить аварии на водохозяйственных объектах страны (Кызылагаш, Кокпекты и другие малые водохранилища), повлекшие человеческие жертвы. В этой связи просим Вас рассмотреть следующие предложения: 1. Ввести в "Классификатор" техническое направление подготовки "Водное хозяйство", включающее в себя следующие специальности: • Гидротехнические сооружения и строительство (во исполнения требований Государственной программы развития управления водными ресурсами, принятой 04. 04. 2014 г.); • Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов; • Гидротехнические мелиорации, сельскохозяйственное водоснабжение и обводнение пастбищ (во исполнения требований Государственной программы развития управления водными ресурсами, принятой 04.04.2014г.). • Гидрология суши; • Гидрогеология и инженерная геология; • Управление водными ресурсами и безопасность гидротехнических сооружений. 2. Учитывая специфику подготовки кадров по водным специальностям страны ввести специализацию ВУЗ-ов, готовящих кадры для водного хозяйства, т.е. каждый ВУЗ должен осуществлять подготовку только по конкретному специфическому аспекту водного хозяйства. Данный вопрос можно было бы решить в рамках Учебно-методического объединения для водохозяйственных специальностей. 3. Обеспечить: • В рабочих учебных планах специальностей предусмотреть обязательное выполнение расчетно-графических заданий, курсовых проектов и работ, которые развивают практические профессиональные навыки и являются основной подготовки инженеров-гидротехников. Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок. Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса, члены фракции "Народные коммунисты" Ж. Ахметбеков, Г. Баймаханова, А. Конуров, К. Косарев, М. Магеррамов, Т. Сыздыков.
-----
Депутатский запрос Темиржанова М.Б. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" обращаемся к Вам с настоящим депутатским запросом. Сегодня можно смело говорить о том, что существенная поддержка сельхозтоваропроизводителям была оказана после введения в действие в августе 2016 года изменений и дополнений в "Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях", предусматривающих возмещение инвестиционых затрат по приобретенной сельскохозяйственной технике, оборудованию, строительно-монтажных затрат и развертыванию новых производств. Данная мера позволила значительно ускорить темпы обновления сельскохозяйственной техники и оборудования, приступить к строительству и закупу оборудования по хранению и переработке сельхозпродукции, что в свою очередь сразу отразилось на эффективности производства в целом. Но, по итогам недавно завершившихся выездов в регионы депутаты к своему сожалению столкнулись с вопросом что на местах сегодня испытывают огромный дефицит денежных средств по данной программе! Хотелось бы отметить что дефицит финансирования по данному направлению, от которого зависит дальнейший рост производства сельскохозяйственной продукции отрицательно сказывается на динамичном развитии АПК. По официальным данным МСХ РК по Республике за 2014-2015 годы реализации данной программы всего было просубсидировано 2 729 субьектов АПК на общую сумму субсидий – 19,1 млрд.тенге, при этом сумма привлеченных инвестиций составила 68 млрд.тенге т.е. 1 тенге бюджетных средств позволил привлечь в АПК 3 тенге инвестиций, а уже по итогам 2016 года эта цифра выросла до 5 тенге. Между тем по информации МСХ РК по названной программе на 2017 год в бюджете предусмотрено в целом по республике лишь 25,0 млрд.тенге, что недостаточно для удовлетворения даже тех заявок, которые были уже одобрены комиссиями в 2016 году в сумме 58 млрд.тенге и до настоящего времени нет информации по распределению даже этих средств по регионам. В общем дефицит бюджетных средств для удовлетворения заявок 2016-2017 года по данным МСХ РК на сегодня составляет 33 млрд.тенге. В настоящий момент СХТП испытывают большие финансовые трудности, так как изначально - в момент совершения инвестиционных вложений (приобретения техники, оборудования, строительства и т.п.) свои бизнес-планы они выстраивали, в том числе в расчете и надежде получения поддержки от государства в виде данных инвестиционных субсидий. В настоящее время в регионах уже наблюдаются тенденции снижения платежеспособности аграриев, срываются графики возврата кредитных средств, ухудшается их кредитная история в институтах КазАгро и в целом в Кредитном Бюро, что в будущем не позволит рефинансироваться в БВУ, а также ставит их под угрозу банкротства. Как было отмечено в послании Главы Государства, аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики, поэтому: Первое, в рамках реализации принимаемой в настоящий момент Государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы просим Вас произвести распределение выделенных средств в размере 25 млрд.тенге уже в феврале месяце текущего года- в связи с начинающейся подготовкой аграриев к весенне-полевым работам. Второе, просим Вас предусмотреть в рамках уточнения бюджета 2017 года возможность выделения дополнительных денежных средств - для логического завершения начатой программы!
Депутаты Мажилиса, члены Фракции партии "НұрОтан" К.Султанов С.Звольский А.Ералиев А.Дауренбаев М.Айсина С.Омаров С.Каныбеков А.Коныров А.Перуашев Е.Барлыбаев Е.Никитинская К.Абсатиров Б.Дюсембинов Д.Еспаева М.Казбекова |