Аэлита ТАЕВА, "Акмолинская правда", 16 февраля
Вчера министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев встретился с педагогическим активом области. Судя по тому, что длилась непринужденная беседа с коллегами порядка двух часов, получилась она довольно продуктивной. Руководители детских садов, школ, вузов, учебных центров и других организаций сферы, пользуясь возможностью общения без посредников, смогли задать интересующие их вопросы и получить исчерпывающие ответы, что немаловажно, из первых рук. В завершение от имени акмолинских педагогов министра благодарил заместитель акима области Нурлан Нуркенов. Конечно, разговор о модернизации сферы образования в свете прозвучавшего Послания Президента, начался с тех преобразований, которые сегодня инициирует ведомство. Неслучайно для места проведения встречи была выбрана Кокшетауская профильная школа-гимназия №3 полиязычного обучения имени М. Габдуллина, которая несколько лет назад постепенно внедрила триязычие и успешно совершенствует языковые практики. К примеру, здесь министру продемонстрировали, как проходят уроки информатики и физики на английском языке в среднем звене. "Не могу упустить возможности общения с коллегами на местах",- сказал он в начале встречи. Больше всего Ерлан Сагадиев говорил об обновленном содержании образования в школах. "Самое главное - уметь, а не знать" - именно этот принцип, по словам министра, доказавший эффективность в самых развитых странах мира, положен в основу национальной грамотности. Он убежден, нужна оценка не столько базовых знаний, сколько мышления ученика и его логики. Речь, прежде всего, идет о такой организации обучения, которая бы отвечала требованиям сегодняшнего дня. В связи с этим он объяснял инициативы ведомства: в частности, и пересмотр объема домашнего задания, и введение электронных учебников наряду с уже введенными электронными журналами в рамках выполнения задач по технологическому прогрессу, и наличие высокоскоростного, беспроводного интернета, укомплектованность соответствующей техникой для полноценного включения школы в цифровой контент, а также меры по комфортному пребыванию школьника в стенах учебного заведения. "Половина учителей и учеников благополучно пользуются системой Күнделік.kz. Сейчас мы работаем с Министерством финансов над документом, который бы приравнял электронную отчетность к бумажной", - сказал глава ведомства, пояснив, что в этом случае педагоги смогут избавиться от массы рутинной работы по составлению деловых бумаг и потратить это время более полезно и для себя, и для ученика. Что касается нового формата ЕНТ с нынешнего года, о котором не могли не спросить участники встречи, то министр дал ясно понять: мера дает больше возможностей для поступления в вузы. "В Мажилисе рассматривается и законодательная база для выделения грантов из бюджета области как дополнительный финансовый механизм для абитуриентов",- добавил он. Отвечая на вопрос аудитории о сдаче ЕНТ обладателями "Алтын белгі", победителями и призерами республиканских, международных олимпиад по общеобразовательным предметам и научных проектов на общих основаниях, Ерлан Сагадиев ответил так: "Пороговый балл - 50. Обладателей "Алтын белгі" у нас менее одного процента, а гранты на обучение в вузе получают 17 процентов выпускников. Если он (выпускник - прим. авт.) действительно учился, вероятность гранта - сто процентов. А если он из одного процента не сможет перейти в эти семнадцать, то он "липовый". Работа вузов, как отметил министр, расценивается с точки зрения эффективного менеджмента. Так, в альма-матер созданы наблюдательные советы - независимые органы, определяющие стратегию того или иного учебного заведения, действует система внутреннего аудита. Такие советы с участием ученых, бизнесменов, представителей местных исполнительных органов и НПО, которые, к слову, ведомство склоняется ввести и в других организациях образования, позволят общественности быть в курсе событий, а вузу вести прозрачную деятельность. В целях транспарентности и открытости процедуры назначения ректоров государственных вузов эта должность, как известно, стала выборной с прошлого года. Большое количество вопросов, заданных министру, касалось непосредственно процесса обучения в школах, колледжах, старших группах детских садов. Предваряя "скользкую" тему поборов в школах, глава ведомства подчеркнул: добровольная спонсорская помощь - меценатство, принятое во всем цивилизованном мире. Развивая тему, в зале речь зашла и о государственно-частном партнерстве, позволившем ввести в строй десятки детских садов по всей стране, тем самым участвовать в решении проблемы дефицита дошкольных организаций. Пример тому многолетний опыт предпринимательницы из Бурабайского района Гаухар Хамзиной, открывшей там два частных детских сада и планирующей открыть третий. "Отличная идея!" - воскликнул министр, выслушав предложение заместителя директора педагогического колледжа имени Ж. Мусина г. Кокшетау Тилек Сабитовой о дальнейшей вузовской подготовке его выпускников - учителей английского языка как полиязычных преподавателей предметов естественно-математического цикла по сокращенной программе. Не обошли стороной и тему ношения элементов религиозной одежды в школе. "Да, приказ ведомства есть, разъяснительные беседы с родителями мы ведем",- говорила директор средней школы №19 Светлана Ахметжанова, - но, к примеру, платок, юбку до пола некоторые носят. Если категорически запрещать, то они попросту не будут ходить в школу. Как быть?". "Беседы с родителями не помогают? - отреагировал министр. - Школа отделена от религии, вы помните. Но тема довольно щекотливая, надо быть деликатным. Мы подумаем". Завершая встречу, министр призвал педагогов не забывать об информационной работе, черпая своевременную информацию не только на официальном сайте ведомства. |