NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Воскресенье 6.12.2020 07:48 ast
04:48 msk

В регионах большая чистка
Т.Ибраев: Из года в год ревизионные комиссии регионов и Счетный комитет обнаруживают огромные нарушения при освоении местных бюджетов и республиканских дотаций. Уровень недостач и недоимок растет, и работы у проверяющих организаций лишь прибавляется
24.03.2017 / политика и общество

Талгат Ибраев

Из года в год ревизионные комиссии регионов и Счетный комитет обнаруживают огромные нарушения при освоении местных бюджетов и республиканских дотаций. Уровень недостач и недоимок растет, и работы у проверяющих организаций лишь прибавляется.
Сотрудники Счетного комитета и ревизионных комиссий в областях, Астане и Алматы – едва ли не самые большие трудяги в стране. Крупные и мелкие начальники поставляют им материал для работы буквально не покладая рук. Результаты проверок доступны любому желающему, но, к сожалению, за вердиктом аудиторов наказание для начальников, слишком вольно обращающихся с казенными деньгами, следует далеко не всегда.

"Ничьи" деньги
Например, в январе 2017 года Счетный комитет выявил в Алматинской области финансовые нарушения 17,4 млрд тенге, выделенных региону из республиканского бюджета. "По итогам аудита выявлены финансовые нарушения на общую сумму 17,4 млрд тенге, неэффективное использование бюджетных средств – 12,8 млрд тенге, а также установлены 54 факта процедурных нарушений на 27,5 млрд тенге", - сообщил член Счетного комитета Талгат Жакан. Как указывалось, нарушения были допущены в 2015-2016 годах.
Талгат Жакан также сообщил, что "итоги использования средств республиканского бюджета, выделенных Алматинской области, свидетельствуют о наличии системных недостатков, отсутствии должного мониторинга и контроля со стороны администраторов местных бюджетных программ при использовании целевых трансфертов на развитие". По пяти фактам нарушений законодательства материалы для возбуждения административного производства направлены в уполномоченные органы, должностные лица привлечены к административной ответственности. Также за допущенные нарушения бюджетного и иного законодательства акиматом Алматинской области в отношении 13 должностных лиц объектов аудита приняты меры дисциплинарного взыскания, пояснил специалист комитета.
Интересно, что точно такие же гигантские нарушения были выявлены в Алматинской области в 2014 году. Тогда сумма обнаруженных несоответствий равнялась 23,2 млрд тенге. Помимо налоговых недоборов и прочих "ошибок", выяснилось, что три объекта жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму 2,2 млрд тенге, построенные за счет средств республиканского бюджета, в области никак не используются.
Руководство Счетного комитета не раз выражало недовольство тем, как распоряжаются плодами проверок. Косвенно подтверждалось применение порочной практики: местные (и не только) чиновники несут слишком мягкое наказание за нарушения, не делают никаких выводов, в результате чего государственные средства продолжают вылетать в трубу.
В 2015 году, выступая перед проштрафившимся акимом и прессой, ныне покойный председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин отметил: "Для нас важна больше всего профилактика. Вы знаете, я был бы бесконечно рад, если бы наша группа поехала куда-нибудь, и объективно посмотрев, сказала: "Знаете, мы там недостатков практически не нашли". На 41,5 млрд выявлено нарушений бюджетного и иного законодательства! Поэтому у меня будет просьба: во-первых, рассматривайте итоги нашей проверки как помощь вам в выявлении узких мест, то есть тех мест, на которые надо обратить внимание. Второе, примите меры по отношению к должностным лицам, которые допускают такие, я не сказал бы мелкие, грубейшие нарушения".
Нарушивших бюджетное законодательство, подчеркнул руководитель комитета, надо освобождать от занимаемых должностей. "Конечно, это не мое право, это право акима. И я уважаю это право. Но если вы не хотите в следующий раз опять стоять на трибуне и отвечать на неприятные вопросы, лучше освобождайтесь от тех людей, которые не на своем месте, явно не на своем месте".
Тогда Джанбурчин возмутился действиями акимата Восточно-Казахстанской области, именно там были обнаружены едва ли не рекордные вольности в обращении с казной. Результаты проверки 2015 года гласили: "Проведенным контролем за исполнением средств республиканского бюджета, выделенных в ВКО, а также соблюдения стандартов государственного финансового контроля, были выявлены нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 41,5 млрд тенге, а также неэффективного использования средств республиканского бюджета на сумму 3,3 млрд тенге. Общая сумма выделенных региону средств – 117 млрд тенге, 35% из них составляют выявленные нарушения".
В том же году отличились Западно-Казахстанская и Мангистауская области. По данным Счетного комитета, сумма установленных нарушений бюджетного законодательства по ЗКО составила 25,3 млрд тенге. Также установлено более 200 млн тенге неэффективно использованных бюджетных средств.
В Мангистау сумма нарушений равнялась 41,1 млрд тенге. Специалисты комитета отмечали, что во всех проверяемых регионах имеются одинаковые "слабые места".
"Есть проблемы при строительстве социальных объектов, школ, объектов водоснабжения. Имеются проблемы по реализации программы "Дорожная карта бизнеса-2020". Есть объекты, которые вовремя не сдаются либо не принимаются государственной приемочной комиссией".
В 2015 году, в частности, было заявлено о многолетних грубейших нарушениях в деятельности АО "НК "СПК "Каспий" (акционер – акимат Мангистауской области). В 2011-2012 годах акиматом области на строительство первой очереди жилого комплекса в микрорайоне "Акку" для очередников и вкладчиков по системе жилищно-строительных сбережений СПК "Каспий" были выделены средства республиканского бюджета в сумме 5 млрд тенге. Однако ни одного квадратного метра для участников программы на тот момент не ввели в эксплуатацию. Только небольшой эпизод из "каспийской эпопеи" дает понять, каким образом в регионах обращаются с бюджетами и почему очередь на социальное жилье не становится меньше.
В Счетном комитете пояснили, что и в дальнейшем строительство жилого комплекса в микрорайоне "Акку" сопровождалось грубейшими нарушениями законодательных актов и строительных нормативов. В 2013 году строительство жилого комплекса было приостановлено на срок более одного года и повлекло проведение дополнительных работ на сумму 0,5 млрд тенге. Установлено, что бюджетный кредит на сумму 347,7 миллионов тенге, предназначенный для строительства жилых домов первой очереди в микрорайоне "Акку", вместо возврата в доход республиканского бюджета дочерней компанией СПК "Каспий" с 2013 года размещен на депозите в банке второго уровня. Несмотря на значительный объем финансирования за счет бюджетных средств акиматом области для завершения строительства комплекса дополнительно привлечены частные средства АО "Каражанбасмунай" в сумме 1,1 млрд тенге с последующей передачей прав собственности на часть квартир в построенных домах по их себестоимости. Жилье, предназначенное для бюджетников, молодых семей и детдомовцев, частично достанется нефтяникам, резюмировали в комитете.
Год 2016-й для казахстанской региональной казны не стал менее бурным. Кроме уже упоминавшейся Алматинской области, показали себя и деятели других областей. Например, общая сумма выявленных финансовых нарушений в Южно-Казахстанской области составила 14 160,3 млн тенге.
Счетным комитетом установлен ряд системных недостатков, допущенных местными исполнительными органами ЮКО при реализации программных документов и бюджетных инвестиционных проектов. Выявлены многочисленные факты нарушений законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и иного законодательства. Реализация 12 бюджетных инвестиционных проектов на сумму 3 139,1 млн тенге осуществлялась без уведомления органов государственного архитектурно-строительного контроля, авторского и технического надзоров. Отделами строительства и жилищно-коммунального хозяйства Шымкента и Туркестана, Сайрамского, Ордабасинского районов, а также отделом образования Сайрамского района приняты к оплате невыполненные объемы работ и услуг на общую сумму 209,0 млн тенге.
В ряде случаев в эксплуатацию принимались объекты строительства, имеющие отклонения от утвержденной проектно-сметной документации и не прошедшие повторную государственную экспертизу. Установлено нерациональное использование объектов коммунального имущества, переданных Шымкенту, и неэффективное использование в ряде городов и районов области технологического оборудования на общую сумму 5 451,4 млн тенге. К примеру, в Туркестане с момента сдачи в эксплуатацию (с 2015 года) не используется электрическая подстанция "Коммунальная" стоимостью 1 262,7 млн тенге.
Также выявлены факты строительства объектов образования без учета демографической ситуации. Из-за некачественного проведения проектно-изыскательских работ в двух построенных в Толебийском районе школах сохраняется проблема нехватки ученических мест. В организациях технического и послесреднего образования установлена значительная разница стоимости обучения по одним и тем же специальностям в рамках платных услуг и государственного образовательного заказа на одного учащегося.
Отмечено нерациональное распределение медицинскими учреждениями лекарственных препаратов по аптекам области, что в отдельных случаях привело к несвоевременному обеспечению ими населения в Махтааральском, Шардаринском, Сайрамском, Сузакском и Ордабасинском районах. Как говорится, и т.д. и т.п. Кстати, серьезные нарушения в ЮКО были зарегистрированы и в 2014 году. После проверки Счетного комитета их сумма оценивалась в 18,4 млрд тенге.
Любопытную оценку дал ЮКО Козы-Корпеш Джанбурчин. "Создается впечатление, что в Южно-Казахстанской области или власти нет, или она сквозь пальцы смотрит вообще за всем, что происходит. Нарушения практически одни и те же. В перечень бюджетных инвестиционных проектов включаются проекты, которые уже введены в эксплуатацию. Это говорит о том, что планирование вообще никакое. Строительно-монтажные работы осуществляются без авторского надзора, без технического надзора, без госэкспертизы. Вы говорите: "Да, вот мы нарушили, но это благая цель, мы решили обеспечить население питьевой водой". Ну, а для кого вообще эти нормы вырабатываются? Или законодательство само по себе, а Южно-Казахстанская область у нас сама по себе?" Пришлось Счетному комитету поработать и на Костанайщине. В деятельности местных исполнительных органов этого региона проверяющие выявили финансовые нарушения на 6,8 млрд тенге.
Также в 2016 году комитет заявил, что неисполнение целевых трансфертов акиматами областей, городов Астаны и Алматы составило 7,1 млрд тенге, в том числе по текущим – 1,2 млрд тенге, на развитие – 5,9 млрд тенге. "Несмотря на снижение объемов выделяемых целевых трансфертов регионам, в 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечается рост на 67,6%, до 410,5 млрд тенге, финансовых нарушений, связанных с формированием и использованием целевых трансфертов. Не обеспечиваются полнота и достоверность расчетов бюджетных заявок, прямые и конечные результаты, предусмотренные в соглашениях о результатах по целевым трансфертам, не достигаются", - сообщили в СК.
По итогам проведенных комплексных и тематических проверок в регионах выявлены системные проблемы и низкая эффективность реализации инвестиционных проектов. По оценке Счетного комитета, центральными государственными и местными исполнительными органами при реализации республиканских инвестиционных проектов допущены нарушения на общую сумму 502,5 млрд тенге. В отдельных регионах не соблюдались требования Бюджетного кодекса в части своевременного и обязательного софинансирования проектов. Кроме того, из-за неудовлетворительной работы на местах, бюджет недополучил более одного триллиона тенге налогов.

Кто несет ответственность?
Наравне со Счетным комитетом проверкой местных органов власти занимаются региональные ревизионные комиссии. Созданы они были Указом президента в 2011 году, и хотя в комитете отмечают недостатки в их работе, комиссии регулярно вносят весомый вклад в выявление различных "утечек в бюджете". За 2016 год ревизионными комиссиями проверено более 2000 объектов аудита.
Общая сумма выявленных ревкомами нарушений превысила 356 млрд тенге, из них финансовые нарушения составили 160,8 млрд тенге (45,2%). Сумма нарушений процедурного характера – 170,2 млрд тенге, нарушений актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для реализации норм законодательства Республики Казахстан, – 1,6 млрд тенге, неэффективно использованных бюджетных средств, активов государства – 22,3 млрд тенге, неэффективного планирования – 1,2 млрд тенге. Лидерами, обнаружившими крупнейшие "ошибки", являются ревизионные комиссии по Астане – 135,3 млрд тенге (в том числе финансовые – 23,1 млрд тенге), Алматы – 49,3 млрд тенге (47,3 млрд тенге), Восточно-Казахстанской области – 24,3 млрд тенге (в том числе финансовые 20,9 млрд тенге).
В правоохранительные органы по представлению ревкомов направлено 195 материалов контроля. К ответственности привлечено 1 771 лицо, в том числе к уголовной – четыре человека, дисциплинарной – 1430, административной – 337. Как показал анализ, в 2016 году наибольшую долю в общем объеме финансовых просчетов составили определенные категории. Это нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (53,2 млрд тенге, или 33,1%), о государственном имуществе (33,8 млрд тенге, или 21%), Бюджетного кодекса (23,3 млрд тенге, или 14,5%), о государственных закупках (2,7 млрд тенге, или 1,6%) и иных нормативных правовых актов (46 млрд тенге, или 28,6%).
То есть, судя по данным Счетного комитета, ревкомам на местах буквально некогда вздохнуть, но работы у них еще непочатый край.
Перейдем к конкретным случаям. Например, ревком Астаны сообщает некоторые любопытные подробности из жизни столицы. Наша столица же щедра на проведение различных "культурно-имиджевых" мероприятий, входе которых открывается широкое поле для бюджетного маневра. Так вот, по данным ревкома, расходы бюджета на проведение таких мероприятий только по управлению культуры Астаны увеличились в 13 раз, с 830,5 млн тенге в 2013 году до 11 570,9 млн тенге в 2015 году. Вместе с тем, средства местного бюджета на проведение указанных мероприятий выделялись также управлениям по вопросам молодежной политики, внутренней политики, аппаратам акимов районов столицы. При этом эффект от затратных мероприятий местные власти подсчитывать не торопятся – не проводятся опросы, проясняющие мнение горожан по поводу настолько возросшего имиджа города, то есть нет и оснований считать, что деньги тратятся в нужном направлении.
Еще пример. В законодательстве не закреплен правовой статус дворовых клубов и правоотношения всех заинтересованных сторон, в том числе и государства, сообщает ревком. В столице к проверке 2015 года было открыто 16 клубов на 2,5 тысячи детей.
В течение 2014-2015 годов на развитие дворовых клубов из средств местного бюджета выделено 290,3 млн тенге. Но в ходе аудита установлены нарушения на общую сумму 2 459,0 млн тенге, из них финансовые нарушения – на 204,1 млн тенге, нарушения процедурного характера – на 2 254,9 млн тенге, а также установлены иные нарушения процедур действующего законодательства.
Аудиту была подвергнута и Программа развития города Астаны на 2011-2015 годы.
Учитывая, насколько редко в Казахстане оцениваются итоги госпрограмм – весьма ценные выводы. Согласно им, изначально программой развития предусмотрено достижение 15 целей, 75 целевых индикаторов, 303 показателя с решением 47 задач путем реализации 262 мероприятий. Утвержден объем финансирования в сумме 769,7 млрд тенге (республиканский бюджет – 338,7 млрд тенге, или 44,0% от общего финансирования, местный бюджет – 131,4 млрд тенге, или 17,1%, собственные и заемные средства – 299,6 млрд тенге, или 38,9%).
Но в результате неоднократных изменений программы отмечено сокращение стратегических показателей и рост финансирования. За пять лет реализации количество ключевых параметров сократилось на 53%, количество мероприятий снизилось на 18,3%, снижены плановые значения отдельных целевых индикаторов и показателей, определяющих динамику социально-экономического развития столицы. Одновременно были увеличены объемы финансирования на 118,3%.
Допустим, по пятому направлению программы "Развитие системы государственного местного управления и самоуправления" был предусмотрен один ключевой индикатор "Повышение уровня удовлетворенности качеством оказания государственных услуг, оказываемых местными исполнительными органами". После трех лет реализации программы индикатор изменился в негативную сторону со 100,0% до 86,0% в 2014 году. Тогда как объем финансирования по этому направлению увеличен на 5 851,6 млн тенге, или на 307,3% (с 1 904,2 млн тенге до 7 755,8 млн тенге).
В общем, в столице ревкомам весело, но в регионах улов тоже богат.
В январе 2017 года комиссия по Акмолинской области сообщила, что сумма установленных нарушений составила 17 764,8 млн тенге. В том числе: при использовании бюджетных средств – 7 171,1 млн тенге, при использовании активов государства – 1 807,3 млн тенге. При ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности – 4 456,4 млн тенге, по поступлениям в доход бюджета – 204,6 млн тенге, неэффективно использованные бюджетные средства – 2 217,4 млн тенге, а также нарушения процедурного характера на сумму 1 908,0 млн тенге.
В феврале нынешнего года в Павлодарской области ревизионная комиссия обнаружила, что государству нанесен ущерб на 55 млн тенге. Финансовые нарушения допустили сразу пять учреждений культуры, закупавшие товары и услуги по завышенным ценам.
К примеру, руководство культурно-досугового центра оплатило частной фирме 1,5 млн тенге за аренду LED-экрана, что не соответствует рыночным нормам. Кроме того, работникам культуры выплачивалась материальная помощь без заявлений и ведома самих получателей.
В 2016 году ревком Актюбинской области нарыл фактов финансовых "ошибок" на 1,9 млрд тенге. Например, в управлении пассажирского транспорта и автодорог проверили субсидирование пассажирских перевозок по социально значимым межрайонным сообщениям. Ревкомиссия установила расход 10 млн тенге сверх нормы. В управлении архитектуры и градостроительства 6,7 млн тенге заплатили за разработку комплексных схем градостроительного развития и генеральных планов населенных пунктов, но работу не сделали.
В 2016 году комиссия в ЗКО установила нарушения бюджетного и иного законодательства на сумму 1 683 786,9 тыс тенге, в том числе: при использовании бюджетных средств 4 080,2 тыс тенге, при использовании активов государства 2 068,1 тыс тенге, нарушения законодательства о государственных закупках 10 899,5 тыс тенге.
В том же году ревком по Атырауской области проверил 16 общеобразовательных школ центра региона, что привело к выявлению нарушений на сумму 1 млрд 113 млн тенге.
Также в 2016 году в Северо-Казахстанской области общая сумма обнаруженных просчетов составила 4 436,2 млн тенге, в том числе по поступлениям в бюджет – 482,7 млн тенге, при использовании активов государства – 278,3 млн тенге, расходовании бюджетных средств – 3675,2 млн тенге, из них нарушения процедур государственных закупок – 287,1 млн тенге.
В ревизионной комиссии Алматы только за три года выявили нарушений на общую сумму 77 млрд тенге. Как мы видим, ни один регион Казахстана не выпадает из поля зрения Счетного комитета и ревизионных комиссий, и фронт работы этих учреждений в будущем обещает лишь увеличиться.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Бакытжану Сагинтаеву представили передовые агротехнологии Актюбинской области 31.03.2017
В Мажилисе разработали Рекомендации по совершенствованию бюджетного законодательства 31.03.2017
В партии "Нұр Отан" обсудили ход реализации реформы государственной службы 31.03.2017
30 марта 2017 года состоялось очередное заседание Счетного комитета 31.03.2017
Глава Акмолинского региона Малик Мурзалин ознакомился с работой ряда предприятий и объектов ЖКХ областного центра 31.03.2017
Кайрат Абдрахманов: Казахстан открыт для самого широкого сотрудничества с французскими друзьями и соседями по региону 31.03.2017
Обсуждены вопросы управления водными ресурсами 31.03.2017
По таможенным постам на казахстанско-узбекской границе 31.03.2017
Последний Атлант 31.03.2017
В Мажилис поступили поправки относительно конституционной реформы 30.03.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
06.12.20 Воскресенье
82. ИЛЬЯШЕНКО Юрий
73. КУСАИНОВ Хаслан
72. ФАЗЫЛОВ Сайран
67. НАКИСПЕКОВ Адамгали
66. МУХАМБЕТКАЛИЕВ Нуржан
65. АХМАДИЕВ Копен
64. КАСЕНОВ Султан
60. АМАНГАЛИЕВ Серик
59. БОГАЧЕВ Игорь
57. АБДРАСУЛОВ Нурлан
53. КУРМАНАЛИЕВ Канат
51. ЕРЖАНОВ Ануар
51. УТЕБАЕВА Зере
50. МУКАИ Ерлан
50. ТИЕСОВ Данияр
...>>>
07.12.20 Понедельник
79. ЖУРИНОВ Мурат
78. ЦХАЙ Борис
71. КИИНОВ Ляззат
68. СУНТАЕВ Тлеген
68. СУХОТИН Александр
62. НАЖИМЕДЕНОВА Айкен
62. ОТАРБАЕВ Шаймурат
60. ТОКСАНОВА Айгуль
54. ДУДИН Иван
52. ТАБАНОВ Эльдар
49. ЖУСУПОВ Эрик
49. МАГЕРРАМОВ Магеррам
43. ДЖАКУПОВ Аслан
43. ЖУНУСОВА Асель
34. ИСАТАЕВ Рустам
...>>>
08.12.20 Вторник
85. УРАЗАЛИЕВ Рахим
80. ЖУРСИМБАЕВ Сагиндык
79. БАШАРИМОВА Людмила
75. РАИМБАЕВ Сансызбек
69. ИБРАЕВ Болат
65. АЛДЕРЗИН Мухамбеткали
65. САУРАНБАЕВ Болат
65. ШАМУРАТОВ Ермек
63. ЖАЛБИРОВ Иглик
61. НУРГАЗИЕВА Бану
60. ТАТКЕЕВ Малгаждар
59. МУКАЕВ Ербулат
59. ШАЛАБАЕВ Гинияткали
57. АЙДАРХАНОВ Арман
55. ИЗМАЙЛОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz