nurotan.kz, 30 марта
Сегодня Мухтар Кул-Мухаммед провел партийные слушания по вопросам реализации реформы государственной службы. В них приняли участие заместитель председателя Мажилиса – руководитель парламентской фракции партии "Нұр Отан" Гульмира Исимбаева, депутаты, председатель агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров, заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко, первый заместитель министра внутренних дел Марат Демеуов, вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов, заместитель министра юстиции Эльвира Азимова, ответственный секретарь министерства финансов Наталья Коржова, ответственный секретарь министерства здравоохранения Болат Токежанов, ответственный секретарь министерства образования и науки Амерхан Рахимжанов, ректор академии государственного управления Фатима Жакыпова, а также руководители ряда других министерств и акиматов регионов. Открывая заседание, Первый заместитель Председателя партии "Нұр Отан" напомнил, что еще в 2006 году Глава государства дал старт беспрецедентной по своим масштабам административной реформе. Тогда Президент подчеркнул, что наша страна приступает к формированию качественно новой модели госуправления, где во главе угла будут стоять интересы получателей госуслуг, а также принципы корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу с учетом лучшего международного опыта. В результате именно Казахстан впервые на постсоветском пространстве принял Закон "О государственной службе" и создал специальный уполномоченный орган по делам государственной службы. "Столь пристальное внимание к данному вопросу обусловлено тем, что качественное функционирование госаппарата является одним из ключевых факторов, обеспечивающих устойчивое развитие страны и своевременное реагирование на стремительно меняющиеся вызовы времени", - констатировал Мухтар Кул-Мухаммед. Первый заместитель Председателя партии "Нұр Отан" отметил, что в этом году по инициативе Главы государства в Конституцию Казахстана были внесены исторические поправки. Они заложили основу принципиально новой модели государственного управления. Значительно расширены полномочия исполнительной власти, а, вместе с тем, возросла и ответственность государственных служащих всех уровней за принимаемые ими решения. "Поэтому задачи по формированию качественно нового госаппарата, поставленные Президентом, сегодня приобрели еще большую, исключительную важность. Казахстану нужны профессиональные, ответственные и законопослушные государственные служащие", - резюмировал Мухтар Кул-Мухаммед. Формирование профессионального государственного аппарата - первое направление "Пяти институциональных реформ". 11 из 15 пунктов Плана нации "100 конкретных шагов", посвященных данному вопросу, уже реализованы. В частности, благодаря новому Закону "О государственной службе" внедрена новая модель карьерного роста, основанная на принципах меритократии, то есть выдвижения на руководящие должности наиболее достойных и профессиональных специалистов. В итоге в 2016-м году повышение получили свыше 6 тысяч госслужащих. Это в 4 раза больше, чем в 2015-м году. Кроме того, удалось значительно сократить, так называемые, командные перемещения. В прошлом году их было в 18 раз меньше, чем в 2015-м году. Председатель Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров подробно рассказал на партийных слушаниях о ходе модернизации госаппарата, а после этого депутаты обозначили перед руководителями государственных органов и акиматов волнующие их вопросы. Подводя итоги слушаний, Первый заместитель Председателя партии "Нұр Отан" подчеркнул, что главная и святая обязанность каждого государственного служащего – служить своему народу, уважать законы своей страны и быть верным своей присяге. Для этого госслужащим следует постоянно повышать уровень своих знаний и совершенствовать свое профессиональное мастерство.
-----
Выступление Председателя Агентства Кожамжарова К.П. на партийных слушаниях по вопросам реализации реформы государственной службы kyzmet.gov.kz, 30 марта
Уважаемый Мухтар Абрарович! Уважаемые депутаты и коллеги ! Практика применения нового Закона показала, что имеются вопросы, которые требуют своего решения. Приведу наиболее актуальные. Первое. Оплата труда по результатам. Сегодня при стаже 7-9 лет государственные служащие в среднем получают: - на республиканском уровне – 183 тысячи тенге, - на областном – 117 тысяч тенге, - и на районном – 106 тысяч тенге. Сейчас мы работаем над законодательным решением вопроса о наделении первых руководителей правом оптимизации численности с сохранением фонда оплаты труда. За счет сэкономленных средств будет повышаться заработная плата. В целом, оптимизация возможна за счет имеющихся вакансий и сокращения неэффективных работников. Они будут выявляться по результатам внедренной новым Законом ежегодной оценки и в ходе проводимой аттестации. Второе. Сменяемость кадров. Принимая Закон, мы полагали, что сменяемость резко сократится. Так оно и произошло. В прошлом году количество переводов сократилось в 18 раз (6 570 до 358), а увольнений государственных служащих–почти в 2 раза (11 086 до 6 206). Однако, мы бессильны тогда, когда первые руководители подводят подчиненных к увольнению по собственному желанию, по болезни или переходом на другую работу. Такие факты наблюдаются там, где назначены новые министры и акимы. В связи с чем, Агентство намерено обеспечить безусловное исполнение требований Закона о соблюдении принципа меритократии всеми руководителями. Третье. Обеспечение жильем государственных служащих. Особенно остро он стоит при их ротации в другую местность. Это стало очевидным и по результатам работы Высшей аттестационной комиссии. Так, отдельные служащие в регионах занимают руководящие должности свыше 8 лет, а у работников центральных аппаратов отсутствует региональный опыт. Зачастую это связано с нежеланием работников переезжать из-за отсутствия жилья. На сегодняшний день, не все государственные органы имеют соответствующий Фонд. Хотя по Закону – это их обязанность. Четвертое. Нас беспокоит дефицит кадров на сельском уровне. Так, в прошлом году на более чем 5 тысяч вакансий (5 308), претендовало 3,5 тысячи человек, то есть на одно место менее одного человека (среднереспубликанский показатель – 1,1 человек на одно место). При этом длительное время не заполнялись 25% всех вакансий (891 из 3 535). Основная причина в низкой привлекательности государственной службы на селе. (Справочно: Анализ показал, что высшее образование имеют лишь 12% сельчан, а средне-специальное - 20%. В отдельных поселках доля населения с высшим образованием незначительна.Кпримеру, вс. Акколь Жангельдинского района и с. Варваровка Узункольского района Костанайской области доля населения с высшим образованием не превышает 2%. А в отдельных поселках Актюбинской области граждане с высшим образованием вовсе отсутствуют (например, п. Карасу Айтекебийского района, п. КызылтуАлгинского района, п. Алаказы, п. Карабулак, разъезды 66 и 67, п. Каратау, п. Сардулек, п. ШогырШалкарского района и другие). И нам необходимы дополнительные социальные и правовые гарантии для претендентов на эти должности. Пятое. Обучение государственных служащих Точнее нас беспокоит качество их обучения на местах. Существующий потенциал региональных центров, как в кадровом обеспечении, так и в образовательном процессе, не позволяет на должном уровне повышать квалификацию служащих. Поэтому нами инициирован вопрос о централизации системы обучения путем преобразования Центров в филиалы Академии. * * * Нами постоянно проводится анализ практики применения нового Закона. И Это не весь спектр вопросов, требующих совершенствования. Мы надеемся на дальнейшее их совместное решение.
-----
Выступление заместителя Председателя Агентства Шаимовой А.А. на партийных слушаниях по вопросам реализации реформы государственной службы kyzmet.gov.kz, 30 марта
Уважаемый Мухтар Абрарович! Уважаемые депутаты и коллеги ! Первое направление Плана нации реализуется с учетом поручений Главы государства от 14 июня и 24 ноября прошлого года. В соответствии с 1-м шагом внедрена карьерная модель. Теперь (кандидаты, впервые поступающие на госслужбу и не имеющие опыта работы) государственная служба начинается с низовых должностей по общему конкурсу (ст.28 Закона "О госслужбе"). За этот период на первичные ступени поступило порядка 8 тысяч граждан (в ЦГО – 3 259, в МИО – 4 447, всего проведено 16 398 общих конкурса). Это в три раза больше показателя 2015 года. Согласно 2-му шагу поступление и продвижение осуществляется с учетом компетенций. Они установлены в Типовых квалификационных требованиях к должностям корпуса "Б" (приказ уполномоченного органа по делам госслужбы № 12 от 29 декабря 2015 года). Теперь оцениваются не только наличие опыта работы, но и уровень специальных знаний, самостоятельность в работе, ответственность за принимаемые решения и их последствия, сложность выполняемых задач. Для руководителей дополнительно – умение управлять коллективом и мотивировать их на достижение целей. В прошлом году тестирование по компетенциям прошли свыше 28 тысяч человек (в г. Астане – 4 591, в регионах –23 330), из них почти 6,5 тысяч (6 582 или 23,6%) набрали результаты, которых недостаточно для работы на претендуемой должности. Во исполнение 3-го шага внедрена система отбора в три этапа (ст.26 Закона "О госслужбе"). Прохождение тестирования на знание законов и оценка личных качеств, а также собеседование в госоргане. Первые два этапа проводит Агентство, что усилило его роль в формировании государственного аппарата. В 2016 году тестирование на знание законов прошли 56 тысяч человек, из них положительную оценку получили почти 26 тысяч (25 473 чел.). Это на 12,6% выше показателя аналогичного периода 2015 года (в прошлом году этот показатель составлял 33%). Этап собеседования из 43 тысяч преодолели 20,7 тыс. человек (59%). В 78-и % конкурсов участвовали наблюдатели. В целях имплементации 4-шага впервые поступающие проходят испытательный срок под руководством наставника, на основе трехмесячного плана адаптации. При неудовлетворительном результате его исполнения, испытание продлевается еще на три месяца. Если по его итогам служащий вновь его не выполнил, то он увольняется (по согласованию с Агентством). В 2016 году испытательный срок назначен для порядка 7,5 тысяч человек (из 7473 человек, 4 421 – успешно прошли испытательный срок, 3 409 – проходят испытательный срок (в т.ч. для 167 служащих он продлен ещен на три месяца), не смогли преодолеть испытание и уволены 3 человека). На основании 5 и 6-шагов внедрена система оценки по результатам. Служащие корпуса "А" должны выполнить условия ежегодного соглашения, а корпуса "Б" - индивидуальный план. По итогам оценки служащих корпуса "А", проведенной в этом году впервые, деятельность 81% служащих (295 человек) признана "эффективной", а 19% (71) – "удовлетворительной". Также есть результаты годовой оценки служащих корпуса "Б". Из 65 тысяч (65 416) оценку "превосходно" получили 9,6%, "эффективно" - 73,3%, "удовлетворительно" – 17% и "неудовлетворительно" - 16 человек. Мы понимаем, что эти цифры не отражают на 100% действительность. В некоторых государственных органах этот процесс формализован. Поэтому сейчас совместно с зарубежными экспертами мы приступили к совершенствованию методики оценки. После проведения аттестации, начиная с 2018 года, итоги оценки будут основанием для назначения бонусов. Соответствующий проект нормативного правового акта подготовлен (ответственный – Министерство национальной экономики). По политическим служащим определен круг лиц, осуществляющих их оценку (Указ Президента от 4 июля 2016 года № 295). Также в 1-м полугодии планируется завершить разработку проекта Факторно-балльной шкалы (срок установлен решением Национальной комиссии от 22.06.2016 г.). В отличие от действующей тарифной сетки, новая система выстроит оплату труда, с учетом личного вклада служащих (масштаба, ответственности и сложности выполняемых функций). В реализацию 7-го шага Министерством национальной экономики выработаны правовые и финансовые условия выплаты региональных коэффициентов. За основу его расчета берутся потребительские расходы домохозяйств, в состав которых не входит прожиточный минимум. В целях исполнения шага 8 законом закреплено обеспечение ротируемых жильем на время работы в данной местности, без права приватизации (ст. 41 Закона "О государственной службе"). С начала года ротировано 45 служащих (справочно: корпус "А" - 41, корпус "Б" - 4 (в т.ч. ЦГО – 1, МИО – 3). Фонд ведомственного жилья составляет 345 единиц (в ЦГО – 92, в МИО – 253). В соответствии с шагом 9 на служащих возложено прохождение обучения не реже одного раза в три года (ст. 34 Закона "О государственной службе"). Для обеспечения отраслевой потребности госорганов с участием ведущих экспертов Сингапура, США, Италии, Южной Кореи обновлены программы обучения. В итоге внедрено проектное образование с применением ситуационных задач, ориентирующих слушателей на профессионализацию и этичность. Уже сегодня переподготовку и повышение квалификации прошли порядка 33 тысяч служащих. Внедряются единые стандарты и подходы обучения в Академии и региональных центрах обучения. Повышены требования к преподавателям Академии, конкурсный отбор планируется проводить с привлечением ведущих зарубежных ученых. В рамках 10-шага карьерное продвижение возможно только по конкурсу и при наличии опыта работы на нижестоящей ступени. В прошлом году на вышестоящие должности переместились почти 6 тыс. служащих (5,9 тысяч), что превышает прошлогодний показатель в четыре раза. Это укрепило общее убеждение о продвижении по службе исключительно на основе личного опыта и заслуг. В реализацию 11-шага утверждены Правила привлечения иностранных работников в госорганы. Основанием их найма станет решение Национальной комиссии по кадровой политике. Оно будет приниматься при условии отсутствия в стране кадров по необходимым отраслям или специальностям, либо привлечения специалистов для доступа к передовым технологиям. Зарубежные менеджеры займут должности по трудовому договору, не отнесенные к государственным. Каждый госорган будет самостоятельно планировать средства на оплату его труда. Привлечение специалистов из частного сектора осуществляется через общий конкурс. Уже сейчас из негосударственного сектора приняты 2103 человека. Во исполнение 12-шага принят новый Этический кодекс, введен институт уполномоченного по этике. Главные ценности этических стандартов – высокая культура взаимоотношений, предупреждение неэтичного поведения, а также нетерпимость к коррупции. Они прививаются через комплекс мер, реализуемых Агентством, Академией государственного управления и уполномоченными по этике. В рамках 13-шага принят Закон "О противодействии коррупции". Введены новые превентивные механизмы - анализ коррупционных рисков, формирование антикоррупционного мониторинга и культуры. Расширен круг субъектов противодействия коррупции. В структуре Агентства создан Департамент антикоррупционной политики. Образовано Национальное бюро. В соответствии с 14-шагом Закон "О государственной службе" распространен и на сотрудников правоохранительных органов. Теперь кандидаты в правоохранительные органы, как и госслужащие, проходят в Агентстве первоначальный отбор (тестирование, включая оценку личных качеств). Это приблизило стандарты правоохранительной и государственной служб. За весь период (с декабря 2016 года) в отборе участвовали 4207 кандидатов на правоохранительную службу, из которых 1736 (41,3%) успешно преодолели его. Это позволило привлекать на правоохранительную службу достойнейших кандидатов. В рамках реализации 15-го шага Плана Нации с 1 февраля началась аттестация служащих корпуса "Б". На сегодняшний день, практически завершила свою работу Высшая аттестационная комиссия. На этом уровне собеседование прошли 1139 служащих руководящего звена корпуса "Б". В итоге признаны соответствующими занимаемым должностям 973 (85%) служащих, рекомендованы к повышению - 130 (11%), к понижению - 36 (3%). Наиболее хорошие результаты показали служащие Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, Счетного комитета, Министерства информации и коммуникаций. Слабые результаты - в министерствах юстиции, сельского хозяйства, инвестиций и развития. Среди регионов положительные итоги у работников Карагандинской, Кызылординской, Акмолинской и Павлодарской областей. Город Астана, Южно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Костанайская и Атырауская же области продемонстрировали результаты ниже среднего. Также началась работа комиссий на втором уровне, где на сегодняшний день собеседование прошли почти 5 тысяч человек из 26 госорганов центра и регионов. Из них соответствуют занимаемым должностям – 3462 служащих (89%), рекомендованы к повышению – 389 (10%), к понижению – 31 (0,8%). В отношении 9 (0,2%) служащих принято решение об увольнении. На третьем уровне собеседования прошли служащие Мангистауской области и города Астана. Аттестация продолжается. |