Пресс-служба Счетного комитета, 7 апреля
Рассмотрены два вопроса.
1. Подведены итоги государственного аудита эффективности управления и использования средств республиканского бюджета, Национального фонда Республики Казахстан, выделенных АО "Национальный управляющий Холдинг "Байтерек" (далее – Холдинг), и активов субъектов квазигосударственного сектора. Отмечено, что по результатам деятельности группы компаний Холдинга за 2013-2015 годы получена чистая прибыль в размере 190,2 млрд.тенге. Вместе с тем, принимаемые Холдингом меры по содействию устойчивому развитию экономики, недостаточно эффективны. При объеме активов 3,9 трлн.тенге портфель прямых инвестиций составляет лишь 98,2 млрд.тенге, или 2,5% от их общей суммы. При этом в его структуре представлены в основном убыточные и проблемные проекты, кредитование которых осуществлялось ранее. В 2014-2016 годах объем активов Холдинга увеличился в два раза, однако показатели, характеризующие его финансовое состояние, ухудшились. Временно свободные денежные средства Холдинга в размере 1,5 трлн.тенге размещены на депозитных счетах в БВУ. Отмечено, что условия освобождения Холдинга от выплаты в 2013-2017 годах дивидендов на государственный пакет акций, предусмотренного в целях дальнейшего финансирования новых проектов и программ по развитию экономики, в 2014-2016 годах не выполнялись. Сумма полученного за три года чистого дохода в размере 30,3 млрд.тенге размещена на текущих и депозитных счетах БВУ. По итогам 2013-2015 годов дочерними организациями Холдинга получена чистая прибыль на общую сумму 160 млрд.тенге, из которых 37,1 млрд.тенге переданы Холдингу в виде дивидендов, 122,9 млрд.тенге оставлены в распоряжении дочерних организаций. Установлено дублирование функций дочерних организаций Холдинга в части финансовой аренды объектов недвижимости, а также осуществления инвестиционной деятельности. Холдингом должные меры по взысканию задолженности, в том числе с предприятий, признанными банкротами, не принимаются. Единый порядок и правила, регламентирующие действия, сроки взыскания проблемной задолженности, не разработаны. Общая сумма проблемных активов на 1 июля 2016 года составила 41,6 млрд.тенге, из которых 11,6 млрд.тенге – невозвратные финансовые средства. Участие АО "Казына Капитал Менеджмент" (АО "ККМ") в 8 из 12 фондах прямых инвестиций с неконтрольным участием приводит к непрозрачности использования средств и ограниченному влиянию на процесс принятия решений по их исполнению. Перекладывание основной функции по инвестированию проектов на управляющие компании фондов прямых инвестиций ставит вопрос невыполнения на должном уровне поставленных перед ним цели и задачи. Отмечено, что в Холдинге отсутствуют расчеты потребности в средствах, выделенных из Национального фонда на реализацию Программы "Нұрлы Жол" и Программы развития регионов до 2020. Должный контроль использования средств Национального фонда, направляемых дочерним организациям, не осуществляется. Из выделенных в 2011-2012 годах на пополнение уставного капитала АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" (АО "ЖССБК") 69,2 млрд.тенге на момент аудита 21,7 млрд.тенге, или 31%, не использованы и размещены в ценные бумаги, а также межбанковские депозиты. Установлено, что в 2014-2015 годах средства Национального фонда в размере 31,1 млрд.тенге, полученные АО "Байтерек девелопмент" (АО "БД") на строительство объектов на территории ЭКСПО-2017, в течение 10-23 месяцев бездейственно находились на его банковских счетах. Несмотря на отсутствие в АО "БД" данных о потребности объема ввода арендного и кредитного жилья в разрезе регионов в 2016 году в рамках Программы "Нұрлы жол" АО "БД" приняты обязательства по строительству жилья в 13 регионах на сумму 97,9 млрд.тенге. При этом договоры строительства жилья на общую сумму 72,9 млрд.тенге заключены с нарушениями внутренних актовАО "БД", регламентирующих требования к застройщикам и порядок отбора проектов. По итогам государственного аудита Счетным комитетом выявлены финансовые нарушения на сумму 32,8 млрд.тенге, в том числе нарушения бюджетного и иного законодательства – на 469 млн.тенге, нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности – на 32,3 млрд.тенге, неэффективно использованные средства – на 114,4 млрд.тенге, 29 процедурных нарушений –на 31,9 млрд.тенге. В ходе государственного аудита возмещено (восстановлено) 433,7 млн.тенге. По итогам заседания даны рекомендации Правительству. Министерству финансов порученопровести проверку по вопросу соблюдения норм Налогового кодекса застройщиками арендного и кредитного жилья в регионах. АО "НУХ "Байтерек" поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства, а также внутренних документов Холдинга и его дочерних организаций. Материалы государственного аудита по отдельным фактам будут направлены в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений.
2. Подведены итоги государственного аудита использования средств республиканского бюджета и активов квазигосударственного сектора, выделенных Комитету геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию. По оценке Счетного комитета, деятельность Комитета по реализации государственной политики в сфере геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального и комплексного использования недр, управления недропользованием недостаточно эффективна. Должные меры по актуализации нормативных документов в области геологии и недропользования своевременно не принимаются. Подведомственные организации Комитета при организации геологоразведочных работ, геологических исследований, а также разработке проектно-сметной документации руководствуются устаревшими (80-х годов) нормативно-техническими документами (инструкциями, методическими рекомендациями и др.). В связи с отсутствием финансирования Комитетом анализ состояния и использования минерально-сырьевых ресурсов республики по 35 основным видам полезных ископаемых за 2015-2016 годы не проводился. Мониторинг реализации и финансирования работ в области геологического изучения недр не осуществляется. На разработку 77 проектно-сметных документаций на проведение геологоразведочных работ, не осуществляющихся более трех лет, затрачено 705,2 млн. тенге. Комитетом, его отдельными территориальными департаментами, Управлением природных ресурсов и регулирования природопользования Восточно-Казахстанской области, а также Управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карагандинской области допущены нарушения требований законодательства о государственных закупках на общую сумму 1,6 млрд. тенге. В ряде регионов на 36 объектах поисково-разведочные работы на общую сумму 6,4 млрд. тенге проведены без разрешения местных исполнительных органов на использование земельных участков. Установлены факты нарушений Комитетом и рядом его подведомственных организаций законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в части оплаты невыполненных и не предусмотренных проектно-сметной документацией объемов работ, а также оплаты работ без подтверждающих документов. Выявлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, допущенные Управлением природных ресурсов и регулирования природопользования Восточно-Казахстанской области и Южно-Казахстанским межрегиональным департаментом геологии и недропользования, приведшие к искажению финансовой отчетности и отражению недостоверной информации об их финансовом положении на общую сумму 480,7 млн.тенге. Стратегические документы АО "Национальная геологоразведочная компания "Казгеология", определяющие направления его развития, цели и показатели результатов деятельности не разработаны. Это привело к недостижению 5 прямых и конечных результатов бюджетных инвестиций, в том числе по проведению разведки месторождений подземных вод, инженерно-геологических исследований, геолого-минерагенического картирования рудных районов. Из выделенных АО "Национальная геологоразведочная компания "Казгеология" в 2011 - 2012 годах бюджетных инвестиций на приобретение бурового и геофизического оборудования в сумме 7 700,0 млн. тенге не освоено 6 207,1 млн. тенге. Сумма вознаграждения, полученного с 2012 по 2016 год в результате размещения бюджетных средств на текущих счетах и депозитах в банках второго уровня, составила 775,9 млн. тенге. По итогам государственного аудита Счетным комитетом установлены финансовые нарушения на общую сумму 528,5 млн. тенге, неэффективное использование бюджетных средств – на 7,9 млрд. тенге и 75 фактов процедурных нарушений – на 9,0 млрд. тенге. В ходе государственного аудита восстановлено (возмещено) 495,4 млн. тенге. Отдельные материалы государственного аудита направлены в органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также в правоохранительные органы. для принятия процессуальных решений. По итогам заседания Счетного комитета Правительству, министерствам финансов, по инвестициям и развитию, а также Комитету геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию поручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотреть ответственность должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства. |