Астана, 19 апреля, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе под председательством Спикера Нурлана Нигматулина состоялось пленарное заседание депутатов. Палата в первом чтении одобрила депутатские поправки по вопросам Государственной образовательной накопительной системы. По инициативе парламентариев укрепляется законодательная основа для реализации права на получение премии государства по приоритетной категории. К "льготникам" относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе достигшие совершеннолетия, но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста. Депутатами расширяется перечень госорганов, уполномоченных на определение вкладчиков к приоритетной категории. Предлагается включить в перечень участников Государственной образовательной накопительной системы Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки. Согласно инициативе депутатов вводится запрет на безакцептное списание премий государства по образовательным вкладам по любым видам задолженностей вкладчиков. Это позволит обеспечить сохранность бюджетных средств в виде премии государства. Депутатские поправки предполагают расширение банков-участников Государственной образовательной накопительной системы. Это будет достигнуто путем отмены требования к ним о наличии филиалов в областных центрах и городах Астана и Алматы. По мнению разработчиков, это расширит доступ населения к образовательным накопительным вкладам. На пленарном заседании Палата одобрила и ратификационный законопроект – Соглашение о займе (Проект социального медицинского страхования) между Казахстаном и Международным Банком Реконструкции и Развития. В соответствии с Соглашением МБРР предоставляет нашей стране заем на сумму 80 млн. долларов США на финансирование этого Проекта. Проект направлен на повышение доступности, качества и экономической эффективности системы оказания услуг здравоохранения и снижение финансовых рисков для населения, вызываемых серьезными проблемами со здоровьем. В рамках проекта предусматривается, в частности, поддержка внедрения национальной системы социального медицинского страхования, укрепление системы оказания медицинской помощи для поддержки внедрения этой системы. Мажилис на пленарном заседании рассмотрел вопрос относительно поправок Сената по вопросам коллекторской деятельности. И сегодня на пленарном заседании Палата определила профильным комитетам сроки подготовки заключений по поступившим в Мажилис новым законопроектам. Это проект закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В этом ряду и проект законодательных поправок, касающихся членства Казахстана в ряде международных финансовых учреждений. В завершение пленарного заседания парламентариями сделан ряд депутатских запросов. Их озвучили В.Косарев, А.Нуркина, К.Абсатиров, С.Бычкова, К.Мұсырман, С.Имашева, Т.Тлеухан, К.Каракен, Д.Еспаева, А.Перуашев, Б.Мамраев.
-----
Депутатский запрос Абсатирова К.Г. министру образования и науки РК Сагадиеву Е.К.
Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!
Представляя программу "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда", Главой государства было подчеркнуто, что серьезным барьером на пути социальной модернизации является социальный инфантилизм, в основе которого извращенная мотивация к труду. Альтернативой этому явлению может и должен стать созидательный, производительный труд, культивирование которого должно начинаться с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах. Мы забыли о необходимости развития у школьников общетрудовых знаний и навыков, развивающих творческое отношение к труду и способствующих правильному выбору профессии. Вместо этого ставиться задача повсеместного внедрения в школах автодела, что, якобы, позволит сократить аварийность на дорогах. Такие ожидания выглядят сомнительно, ввиду ужасающей статистики жертв ДТП. Сегодня впору вводить повышение возраста для получения прав, а не массовую их выдачу вчерашним школьникам. Нынешние водители не представляют принцип работы самого автомобиля и не способны его обслужить на элементарном уровне. Причиной этого, на наш взгляд, является полная деградация производственного обучения в школах, нехватка оборудования и расходных материалов в школьных мастерских. В беседе с педагогами выясняется, что необходимые материалы для производственного обучения, педагоги изыскивают самостоятельно и зачастую за счет собственных средств. В итоге выпускники школ не имеют элементарных навыков производства, и государство вынуждено их дополнительно обучать первой рабочей профессии через колледжи. Для исправления ситуации фракция ДПК "Ак жол" предлагает: 1. Средства, предусматриваемые на обучение учеников школ вождению автомобиля, направить на финансирование приобретения необходимых расходных материалов для полноценного учебного процесса по предмету "Технология". 2. Рассмотреть возможность приобретения первой рабочей профессии выпускниками 9-11 классов, лицами, не поступившими в учебные заведения, через учебно-производственные комбинаты предприятий и организаций.
Депутаты фракции ДПК "Ак жол"
-----
Депутатский запрос Бычковой С.Ф. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б. А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Поводом настоящего запроса являются проблемы развития примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров, являющихся перспективными инновационными институтами гражданского общества. В своем выступлении на 7 съезде судей Республики Казахстан Глава Государства подчеркнул, что "нужен тщательный анализ, почему меры по расширению действия примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров не дают ожидаемого результата. Здесь имеются серьезные недоработки". Среди них он выделил отсутствие системной разъяснительной работы с населением. Имеется и ряд концептуальных проблем, препятствующих развитию указанного перспективного направления достижения согласия при разрешении правовых и иных споров и конфликтов. В настоящее время из всех видов примирительных процедур преимущественное внимание уделяется медиации. Для придания первоначального импульса ее развитию приняты государственные меры, в том числе, закон, но они оказались недостаточными. Только в сфере гражданского судопроизводства в течение года рассматривается около восьмисот тысяч дел, при этом в соответствии с медиативными соглашениями оканчивается менее 2% споров, в то время как в иных странах – до 40%. Концепцией развития Ассамблеи Народа Казахстана (до 2025 года), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года №148, предусматривается "активизация работы по формированию при АНК структур по медиации и использованию процедур медиации в разрешении вопросов в сфере общественного согласия и единства", таким образом, речь идет только об определенном сегменте использования медиации. В целом же, развитие медиативной практики все еще не носит системного характера, его ключевые вопросы остаются открытыми. Так, даже в юридическом сообществе не сформировано единое четкое представление о сути медиации, отечественной модели медиации. Наблюдается смешение процедур медиации и судебного разрешения споров. Не решена проблема оплаты услуг профессиональных медиаторов, особенно применительно к малоимущим лицам - будут ли таковые отнесены к сфере бесплатной юридической помощи, либо войдут в государственный социальный заказ. Не получила развития деятельность медиаторов в местных сообществах, хотя международный опыт свидетельствует о перспективности именно этого направления. Медиация практически не применяется для разрешения споров в важнейших социально значимых сферах - семейной, бытовой, образовательной, трудовой. Проводимая в стране правовая реформа требует новых подходов к сокращению сферы применения уголовной репрессии, а также использования для разрешения споров судебной системы. В связи с этим следует пересмотреть концептуальное положение Закона, согласно которому медиатором не может быть лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций и приравненное к нему. Гражданский процессуальный кодекс уже наделил правом проведения медиации судей, зарубежный опыт свидетельствует также об успешном проведении медиации прокурорами, сотрудниками службы пробации. Требуют пересмотра вопросы применения медиации в уголовном и административном процессе, где ее потенциал не использован. Помимо совершенствования и развития медиации необходим анализ и внедрение с учетом особенностей отечественной правовой культуры иных видов примирительных процедур и внесудебного урегулирования споров, повсеместно доказавших свою эффективность. Так, в уголовном судопроизводстве медиация – лишь один из многочисленных видов восстановительного правосудия. В иных сферах лица также должны иметь возможность выбора как между судебной защитой и альтернативными способами разрешения споров, так и между многочисленными видами таковых, востребованных мировой практикой. Практика зарубежных стран, в том числе СНГ, свидетельствует о том, что речь идет о современной сфере социальных услуг населению со всеми ее правовыми, институциональными и организационными составляющими. Следует учесть, что от указанного института зависит рейтинг страны в части показателя "Эффективность законодательства в решении спорных вопросов" глобального индекса конкурентноспособности Всемирного Экономического Форума. Его развитие требует концептуальных решений и активных действий со стороны государства, прежде всего, в лице его уполномоченных органов, ответственных за оказание юридических услуг населению, а также развитие гражданского общества, образования, культуры, информационного обеспечения. Необходима межотраслевая программа развития примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров, предусматривающая: последовательное их внедрение в различные области общественной деятельности; механизмы оценки и контроля качества; порядок финансирования, интеграцию знаний о них в систему образования и подготовки представителей различных профессий; реализацию пилотных проектов в регионах; пропагандистские и информационные мероприятия. Исходя из изложенного, просим Вас принять меры по определению путей расширения действия примирительных процедур и механизмов внесудебного урегулирования споров и их реализации. О результатах рассмотрения настоящего запроса просим сообщить в соответствии со статьей 27 Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов".
Депутаты Мажилиса, члены фракции партии "Нұр Отан" С. Бычкова Б. Абдирайым член депутатской группы АНК Н. Микаелян
-----
Депутатский запрос Еспаевой Д.М. Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года поставлена задача обеспечить к 2050 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50 %. В то же время, законодательством РК не предусмотрены механизмы стимулирования инвестиционных проектов МСБ. Согласно ст. 286 и ст.290 Предпринимательского кодекса РК, предоставление таких преференций, как освобождение от выплат КПН, имущественного налога, НДС на импорт товаров, таможенных пошлин предусмотрено исключительно для крупных инвесторов в обрабатывающей промышленности с объемом инвестиций не менее 2 млн. МРП (или 4,5 млрд. тенге). Тем самым, действующая инвестиционная политика не соответствует задачам, поставленным Главой государства в нынешнем Послании. Однако совершенно очевидно, что без соответствующих инвестиций в сектор МСБ, его роль в экономике не сможет возрасти так кардинально, как требует Президент. Более того, без привлечения капитальных вложений и структура МСБ останется по-прежнему сервисной и торговой, но никак не производительной. Между тем, именно средний бизнес в производстве товаров массового потребления (ТНП) способен снизить импортозависимость экономики, гибче реагировать на изменения конъюктуры и гасить такие вызовы, как например, колебания курса валюты и инфляция. Большинство производственных линий в пищевой, легкой, мебельной промышленности, производстве медицинских изделий и средств гигиены, бытовой химии и т.д. - имеют стоимость не более 2 – 3 млн. долларов США. Однако, из-за действующих требований все они оказываются за рамками предусмотренных преференций, что не позволяет быстро и эффективно нарастить долю МСБ в экономике страны. По нынешним правилам, инвестиционными преференциями смогут воспользоваться лишь отдельные крупные предприятия, в основном выпускающие продукцию производственного назначения, например, в сфере металлургии и металлообработки, нефтехимии и машиностроении. В то же время, выпуск готовых потребительских товаров, насыщение внутреннего рынка товарами казахстанского производства не может рассчитывать на подобную поддержку. Поэтому не приходится удивляться столь высокой импортозависимости нашего рынка и столь резким колебаниям цен при девальвации. Все это негативно сказывается не только на экономических показателях, но и на социально самочувствии общества, его отношении к проводимым реформам. Мы абсолютно уверены, что даже самые успешные, но отдельные предприятия, производящие продукцию производственного назначения, не смогут изменить структуру отечественной экономики и защитить ее от внешних колебаний. Для ухода от сырьевой ориентации и успешного развития несырьевого сектора, нужна масса современных перерабатывающих компаний как среди крупного, так и среди среднего бизнеса, производящих не только промышленные, но и готовые потребительские товары. Фракция "Ак жол" направляла аналогичный запрос Правительству 5 ноября 2014 года, на который был получен ответ о том, что преференций предназначены исключительно на поддержание крупных проектов. Однако в связи с новыми задачами, поставленными в нынешнем Послании Главы государства, по возрастанию роли малого и среднего бизнеса, считаем необходимым вернуться к рассмотрению данного вопроса. На основании изложенного депутатская фракция ДПК "Ак жол" предлагает снизить порог отнесения инвестиционных проектов, на которые распространяются преференции - с 2 млн. до 1.млн. МРП, а также распространить иные государственные меры поддержки инвестиций на субъекты МСБ, производящие товары массового потребления.
Депутаты фракции ДПК "Ак жол"
-----
Депутатский запрос Косарева В.Б. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Поводом для нашего депутатского запроса послужила сложная паводковая ситуация в ряде регионов нашей страны, о которой сообщается в средствах массовой информации. Нам хорошо известно, что Правительством и местными исполнительными органами принимаются меры по недопущению чрезвычайной ситуации, проводится широкая информационная работа. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что на протяжении нескольких последних лет ситуация с подтоплением населенных пунктов, с переливами дорог и, к сожалению, с потерями людей систематически повторяются. Так получилось и в этот раз. Всю зиму мы наблюдали как Правительство проводило всевозможные планерки, летучки и селекторные совещания, где руководители регионов бодро рапортовали о полной готовности к паводкам, о количестве вывезенного снега, об укреплении дамб водохранилищ и т.д. Но пришла весна, и все поплыли… И это при том, что Правительству при ежегодном рассмотрении республиканского бюджета в Парламенте выделяется требуемое финансирование. Каждый год с завидным постоянством ситуация повторяется, и люди оказываются в сложной ситуации в связи с подтоплением домов, дорог и потерей имущества. При этом систематически оказывается, что никто в ответственных госорганах не смог спрогнозировать уровень поднятия воды в реках, объемов таяния снега и направлений крупных водных потоков. И в этом году опять складывается сложная паводковая ситуация в г.Атбасаре Акмолинской области, где из-за перелива реки Жабай были подтоплены 400 жилых домов и дворовых территорий. Вновь произошло подтопление здания средней школы №1 города, в которой совсем недавно проводился ремонт опять же по причине затопления. Приостановлен учебный процесс. Всего в Атбасаре эвакуированы более 1 300 человек. В Сандыктауском районе в результате повышения уровня воды в реках Жабай, Саркырама, Кутунгуска и озера Кумдыколь подтоплению подвергались 6 населенных пунктов. И вот уже вчера по словам министра внутренних дел Касымова К.Н. требуется принятие срочных мер по обеспечению безопасного пропуска больших объемов воды из Астанинского водохранилища. Возникает вопрос: почему все так складывается? Не пора ли подойти к этому вопросу основательно и комплексно. Проанализировать все возможные риски и принять одно, но верное решение, которое помогло бы решить проблемы, возникающие ежегодно. Пусть это будет отдельная государственная программа по предотвращению стихийных бедствий, связанных с весенними паводками, с мероприятиями по инженерной защите населенных пунктов, дорог, строительству берегоукрепительных сооружений, устойчивых дамб и гидросооружений. Давайте выделим на ее реализацию необходимый объем финансовых средств и решим эту проблему основательно, по-хозяйски, на плановой основе. Ведь на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий мы тратим неизмеримо больше, чем на их предупреждение. О чем говорим каждый год, но вопрос не решаем. Уважаемый Бакытжан Абдирович, просим рассмотреть наше предложение и предоставить ответ в установленном законом порядке.
Депутаты Мажилиса, члены фракции "Народные коммунисты"
-----
Депутатский запрос Нуркиной А.К. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б. А.
Уважаемый Бахытжан Абдирович!
В соответствии с поручением Главы государства в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года "Третья модернизация Казахстана - глобальная конкурентоспособность" внедряется новый проект "Бесплатное профессионально-техническое образование для всех" с 2017 года. Это поистине дальновидная и масштабная программа, дающая молодежи реальный шанс получить рабочие специальности, трудоустроиться по востребованным на рынке труда профессиям. В настоящее время из 817 колледжей в стране 473 – государственные, в них обучается 283 тыс. человек из общего количества - 489 тыс. За пять лет с 2017 по 2021 годы в программу подготовки кадров по проекту "Бесплатное профессионально-техническое образование для всех" будет вовлечено 106,5 тыс. человек. При этом ежегодный прием на обучение составит 21 тыс. человек. Это составит 75% от общего количества поступивших в колледжи. Кроме того, к краткосрочному обучению будет привлечено 214 тыс. человек. Для эффективного выполнения поручения Главы государства по подготовке специалистов, востребованных рынком труда, необходима полноценная производственно-техническая и учебная база, и высококвалифицированные кадры. Именно поэтому сохранение сети государственных колледжей для реализации проекта имеет ключевое значение. Вместе с тем, в настоящее время в ряде регионов акиматами инициируется передача в конкурентную среду государственных колледжей. Приватизация государственных колледжей без соответствующей комплексной оценки ресурсов и перспектив развития как государственных, так и частных колледжей может привести к сокращению учебных мест для подготовки кадров технического, технологического и сервисного профиля по причине ориентирования частных владельцев не на производственную, а на низкозатратные гуманитарные специальности. Сейчас только каждый пятый частный колледж имеет мастерскую и каждый третий частный колледж - лаборатории. Это означает, что выпускники частных учебных заведений не получают достаточных практических навыков в сравнении с их сверстниками в государственных колледжах. Кроме того, в результате приватизации работники государственных колледжей потеряют статус гражданских служащих с соответствующими надбавками к заработной плате, а также возможность приобретения жилья по государственным программам. Это, в свою очередь, может привести к оттоку профессионального кадрового состава колледжей. В связи с вышеизложенным, просим Вас: - рассмотреть вопрос о возможности сохранения сети государственных колледжей в целях реализации проекта "Бесплатное профессионально-техническое образование для всех"; - рассмотреть целесообразность и обоснованность предложений местных исполнительных органов по передаче в конкурентную среду государственных колледжей; - при проведении приватизации объектов социальной сферы учитывать факторы социальных рисков, связанные с вопросами социального и материального обеспечения работников этих организаций. Просим Вас рассмотреть данный запрос и представить ответ в установленные законодательством сроки. Депутаты Мажилиса, член фракции партии "Нур Отан" А. Нуркина член депутатской группы АНК Н. Жумадильдаева
-----
Депутатский запрос Каракен К.А. Премьер-министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б.А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Среди медицинских мероприятий, реализуемых в борьбе с инфекционными болезнями, одно из ведущих мест отводится вакцинации населения, которая признана как наиболее эффективное, экономичное и доступное средство. Ежегодно в стране прививаются около 5 млн. человек, в т.ч. 1,3 млн. детей, против 21 инфекционных заболеваний. На приобретение вакцин каждый год выделяется из республиканского бюджета от 19 до 30 млрд. тенге (2015 г. – около 19 млрд. тенге, 2016 г. - 24 млрд. тенге, 2017 г. – 30 млрд. тенге). Однако в течение последних трех лет отмечаются систематические перебои в поставке ряда вакцин, закупаемых централизованно. Так, в 2016 году регионы своевременно не были обеспечены комбинированной 6-ти компонентной вакциной "Инфанрикс гекса" (гексавакцина) против коклюша, дифтерии, столбняка гемофильной инфекции, вирусного гепатита "В", полиомиелита для детей до 2-х лет, что снизило до 82% охват вакцинацией детей целевых возрастов против этих инфекций, при рекомендуемом ВОЗ не менее 95%. В 2015 году не была закуплена 3-х компонентная вакцина "Бустрикс" (АбКДС) против дифтерии, коклюша, столбняка для детей 6 лет, в связи с чем были нарушены календарные сроки проведения прививок. На 2017 год до сих пор не закуплены 4 вакцины: 6-компонентная (гексавакцина), против вирусного гепатита В" (ВГВ), полиомиелитная оральная, пневмококковая (ПКВ). Данный факт может повлечь срыв сроков вакцинации, т.к. их запас, рассчитанный для использования в первом квартале, в регионах уже исчерпан. Остатки оральной полиомиелитной вакцины закончились к началу марта т.г., а гексавакцины осталось на один месяц. Это может привести к осложнению эпидемиологической ситуации по вакциноуправляемым инфекциям (дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, вирусный гепатит В). Причинами проблем по обеспечению вакцинами и другими иммунобиологическими препаратами населения в стране стали: 1. Недостаточность объема финансирования для покрытия потребности в вакцинах и других иммунобиологических препаратов, закупаемых за счет средств республиканского бюджета, который за 2016-2017гг. составил около 2 млрд. тенге. 2. Низкая предельная цена на ряд препаратов. В 2017 году Минздравом предельная цена на вакцину против вирусного гепатита "В" была утверждена в сумме 148,22 тенге за дозу, тогда как цены зарегистрированных вакцин от производителя варьировали в пределах от 420-6960 тенге за дозу. 3. Отсутствие государственной регистрации ряда вакцин и других иммунобиологических препаратов, приводящее к ограничению данного рынка. Иностранный производитель не регистрирует вакцины в Казахстане из-за малого объема продукции и низких цен. Уважаемый Бакытжан Абдирович! На основании вышеизложенного, считаем необходимым рассмотреть вопросы относительно: – обеспечения в полном объеме финансирования закупа вакцин и других иммунобиологических препаратов из средств республиканского бюджета; – утверждения уполномоченным органом реальных предельных цен на лекарственные средства с учетом референтного ценообразования и применения открытых и прозрачных процедур закупа; – разработки единых требований к техническим спецификациям на закупаемые вакцины и иммунобиологические препараты; – заключения долгосрочных договоров (3-7 лет) с фиксацией объема и цены на безаналоговые вакцины с обсуждением ежегодного снижения цены за единицу продукции; – расширение рынка вакцин и других иммунобиологических препаратов; – исключения необходимости получения разового ввоза на вакцины, имеющие преквалификацию ВОЗ. Ответ просим дать в письменной форме в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
Депутаты фракции партии "Нұр Отан" К.Каракен Г.Иксанова И.Клименко Б.Мамраев С.Симонов А.Смагулов Г.Щегельский З.Аманжолова |