NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 10:49 ast
08:49 msk

Бюджет-2016: презентация отчетов Правительства и Счетного комитетов
Н.Абдибеков: Изменения структуры экспорта в сторону ее несырьевой части не произошло, что создает риски недостижения поставленных целей и задач по диверсификации экономики. Снижение объема "длинных денег", направляемых банками второго уровня в реальный сектор, препятствует неинфляционному развитию экономики и приводит к замещению финансирования экономики бюджетными ресурсами и средствами Национального фонда, объем которых по-прежнему значителен
19.05.2017 / политика и общество

Астана, 18 мая, Дом Мажилиса

Сегодня в Мажилисе в рамках Комитета по финансам и бюджету состоялась презентация отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2016 год. В заседании приняла участие вице-спикер Мажилиса Гульмира Исимбаева.
С докладом от Министерства финансов выступил министр Бахыт Султанов, от Счетного комитета – председатель Нурмухамбет Абдибеков. После ответов на депутатские вопросы и состоявшегося обсуждения решено продолжить дальнейшее рассмотрение отчетов в рабочей группе, которую возглавляет депутат, член Комитета по финансам и бюджету Серик Кусаинов.
Как отмечено на заседании при представлении Отчета Правительства за 2016 год в республиканский бюджет поступило 7 760 млрд.тенге, или 100,2 % к плану.
В общем объеме поступлений 7 662 млрд.тенге (100,2 % к плану) составили доходы. Из них налогов – 4 276 млрд.тенге или 109,1 %, неналоговых – 298 млрд.тенге или 109,4 %, поступлений от продажи основного капитала – 7,8 млрд.тенге или 81,9 % и трансфертов поступило 3 080 млрд.тенге, или 89,3 %.
Расходы республиканского бюджета за 2016 год составили 8 501 млрд.тенге или 98,3% к плану. По сравнению с 2015 годом расходы выросли на 18,7% (2015 г. – 7163 млрд.тенге).
Исполнение бюджета осуществлялось на фоне двух уточнений. Расходы увеличились на 980 млрд.тенге к утвержденному бюджету. Это дало возможность в первую очередь увеличить расходы на социальную сферу.
Расходы на социальные нужды составили 4 178 млрд.тенге. Их доля увеличилась к 2015 году и составила 49,1 % к расходам республиканского бюджета. Из них расходы на образование составили 535 млрд.тенге, на здравоохранение – 792 млрд.тенге, социальную помощь и социальное обеспечение – 1 869 млрд.тенге, на культуру, спорт, туризм и информационное пространство – 115 млрд.тенге.
В реализацию поручений, озвученных в Послании народу Казахстана, в 2016 году профинансированы расходы на повышение заработной платы, пособий и индексацию пенсий. С 1 января 2016 года на 9% увеличены размеры пенсий. На их выплату пенсий выделено 1 353 млрд.тенге. Пособия на рождение ребенка выплачены в сумме 33 млрд.тенге. На оборону, общественный порядок и безопасность направлено 10,5% бюджетных средств, или 391 млрд.тенге.
В рамках антикризисных мер были поддержаны приоритетные сектора экономики. На поддержание и развитие сферы транспорта и коммуникаций выделено из бюджета 748 млрд.тенге. Расходы на сельское хозяйство составили 340 млрд.тенге. Жилищно-коммунальному хозяйству выделено 339 млрд.тенге.
В отчетном году дефицит республиканского бюджета снизился к плану на 161,5 млрд.тенге и составил 741 млрд.тенге, или 1,6 % к ВВП.
При представлении Отчета Счетного комитета – заключение на Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год, председателем Счетного комитета отмечена, в частности, сохраняющаяся зависимость доходов республиканского бюджета от трансфертов из Национального фонда.
По словам Председателя Счетного комитета, в частности, увеличение объема уплаченных административных штрафов, пени, санкций, взысканий на треть на фоне двукратного роста недоимки по налогам и платежам, поступающим в республиканский бюджет, свидетельствует об общем снижении уровня финансовой дисциплины.
Он отметил, что несмотря на принимаемые Правительством меры, значительные объемы бюджетных средств остаются неосвоенными, их эффективное использование не обеспечивается.
Государственными органами, подчеркнул Н.Абдибеков, зачастую инициируется постановка на утрату программных документов до окончания срока их завершения, в том числе при возникновении угрозы срыва их исполнения, либо кардинальное изменение условий реализации.
Он обратил внимание мажилисменов на то, что значительное увеличение бюджетных изъятий сокращает ресурсы динамично развивающихся административно-территориальных единиц и снижает стимулы для развития собственной налоговой базы регионов, получающих гарантированные объемы трансфертов.
По его словам, должный контроль и мониторинг эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора не обеспечены. Количество прибыльных субъектов в данном секторе за последние три года снижается, что подтверждается большим количеством малорентабельных государственных предприятий, их низкой производительностью. Значительные объемы средств республиканского бюджета, ежегодно направляемые на пополнение уставных капиталов субъектов квазигосударственного сектора, своевременно не осваиваются, хранятся на контрольных счетах наличности и на депозитах в банках второго уровня.
"При этом сохраняется практика выделения субъектам квазигосударственного сектора средств из республиканского бюджета и Национального фонда при наличии остатков на контрольных счетах наличности. Указанное порождает иждивенческие настроения, не способствует прозрачности расходования средств, а также затрудняет возврат сэкономленных средств в бюджет после реализации инвестиционных проектов", – подчеркнул Председатель Счетного комитета.

---

Выступление Председателя Счетного комитета Нурмухамбета Абдибекова на презентации в Мажилисе Парламента Республики Казахстан отчета Счетного комитета - заключения к отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2016 год
esep.kz, 18 мая

Құрметті депутаттар, отырысқа қатысушылар!
Есеп комитеті үшін өткен 2016 жыл ерекше жыл болды. Өйткені, мемлекеттік аудитке көшумен қатар, тексеру кезінде бұзушылықтарды анықтап қана қоймай, олардың туындау себептерін терең зерделеу және оларды алдағы уақытта болдырмау үшін сындарлы ұсыныстар әзірлеуге басымдықтар берілді.
2016 жылғы республикалық бюджеттің атқарылуы туралы Үкіметтің есебіне Есеп комитетінің қорытындысы жаңа форматта сапалы дайындалды.
Қорытындыда Есеп комитетінің Үкіметке бұрын берген жекелеген ұсынымдарының орындалмауы туралы ақпарат қамтылған.
Республикалық бюджеттің атқарылуының макроэкономикалық және республиканың әлеуметтік- экономикалық жағдайларына талдау жасалған.
Бірінші рет бюджеттік бағдарламалардың тікелей және түпкіліктінәтижелеріне қол жеткізілуін бағалау барлық орталық мемлекеттік органдарға қатысты ұсынылып отыр.
Қорытындыда жекелеген бағдарламалық құжаттардың орындалу барысы, оларды іске асыру тиімділігін арттыру үшін резервтерді көрсете отырып, Есеп комитетінің пікірі көрсетілді. Тиісті бөлім сараптамалық-талдамалық іс-шараларға негізделген мемлекеттік жоспарлау жүйесінің құжаттарын бағалаумен толықтырылды.
Квазимемлекеттік сектор субъектілерінің активтерді басқаруын бағалауға,сондай-ақ әкімшілік-аумақтық бірліктің экономикалық процестеріне олардың әсері арқылы өңірлерді дамытуға айтарлықтай назар аударылды.
Өз қорытындымызда 2016 жылы бюджетті атқару кезіндегі Үкіметтің күшті және осал жақтарын көрсетуге, біздің көзқарасымызға бюджет қаражаты мен активтерді нәтижелі басқаруға мүмкіндік беретін ұсынымдар әзірлеуге тырыстық.
Уважаемые депутаты!
Несмотря на внешние факторы, макроэкономическая ситуация в стране в отчетном периоде характеризовалась сохранением положительных темпов роста экономики, за исключением отдельных секторов, непосредственно зависимых от внешней конъюнктуры.
Вместе с тем, неблагоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, сокращение объемов производства в нефтяном секторе привели к сокращению поступлений в Национальный фонд.
Значительно сократилась доля сырьевого сектора в поступлениях консолидированного бюджета.
Вместе с тем, изменения структуры экспорта в сторону ее несырьевой части не произошло, что создает риски недостижения поставленных целей и задач по диверсификации экономики.
Снижение объема "длинных денег", направляемых банками второго уровня в реальный сектор, препятствует неинфляционному развитию экономики и приводит к замещению финансирования экономики бюджетными ресурсами и средствами Национального фонда, объем которых по-прежнему значителен.
Несмотря на снижение доли трансфертов из Национального фонда в структуре доходов по сравнению с 2015 годом, их объем вырос на 16,3%.
Таким образом, сохранение зависимости доходов республиканского бюджета от трансфертов из Национального фонда увеличивает риски безопасного осуществления сберегательной и стабилизационной функций Национального фонда.
По оценке Счетного комитета, уточненные параметры республиканского бюджета фактически исполнены.
По-прежнему остается открытым вопрос отсутствия системного подхода к корректировке принятых Правительством решений по исполнению бюджета. Соответствующее постановление Правительства подвергалось изменениям в течение года 31 раз, из которых 81% приходится на второе полугодие.
Перевыполнение по налоговым поступлениям обеспечено преимущественно за счет улучшения макроэкономических условий, а также авансирования в счет платежей будущих периодов.
Динамика недоимки за 2015-2016 годы показывает единовременное ее снижение, имевшееся лишь на 1 января 2016 года, с последующим ростом до конца года, что свидетельствует о краткосрочном эффекте примененных мер администрирования по снижению задолженности.
Увеличение объема уплаченных административных штрафов, пени, санкций, взысканий на треть на фоне двукратного роста недоимки по налогам и платежам, поступающим в республиканский бюджет, свидетельствует об общем снижении уровня финансовой дисциплины.
Анализ показал, чтоналоговое и таможенное законодательство громоздкое и многоуровневое, отдельные нормы увеличивают риски роста доли ненаблюдаемой экономики. Методические руководства содержат нормы, позволяющие по своему усмотрению применять отдельные меры администрирования.
Установлена неравномерность нагрузки на работников департаментов государственных доходов в разрезе регионов, что приводит к снижению качества и эффективности проведения налоговых проверок, несвоевременности их завершения и принятия мер налогового контроля.
Затягивание сроков проведенияналоговых проверок влияет на истечение исковой давности для доначисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, что приводит к их неэффективности.
Остается актуальным вопрос применения существующих налоговых льгот и преференций, поскольку оценка их эффективности не проводилась, инвентаризация не завершена, вопросы их администрирования не отработаны.
Отмечено несвоевременное прогнозирование рисков втаможенном администрировании.
Результаты 16,8 тыс. таможенных досмотров, проведенных в 2016 году с применением системы управления рисками, показали их недостаточную эффективность, поскольку затраты на их проведение на 5% превышают размер полученного экономического эффекта.
Имеются риски скрытого реэкспорта нефти и нефтепродуктов в третьи страныс целью ухода от обложения вывозными таможенными пошлинами в Республике Казахстан, что связано с отсутствием ограничений беспошлинных поставок нефти и нефтепродуктов наряду с отменой таможенного контроля на кыргызско-казахстанском участке.
Недостаточное развитиевнутреннего рынка долговых инструментов способствовало росту внешнего заимствования, в том числе на финансирование дефицита республиканского бюджета.
По оценке Счетного комитета, принятые решения по заимствованию на внешнем рынке каждого шестого тенге в 2016 году были преждевременными, поскольку остатки бюджетных средств на конец отчетного периода составили 158,4 млрд. тенге.
Между тем, по сравнению с 2015 годом, когда излишне привлекался каждый четвертый тенге, ситуация улучшилась.
Внешнее заимствование через выпуск еврооблигаций не обеспечивает развитие внутреннего рынка долговых инструментов при наличии его потенциала.
Несмотря на принимаемые Правительством меры по усилению ответственности администраторов бюджетных программ и расширению полномочий по перераспределению и корректировке бюджетных средств, выделенных государственным органам, значительные их объемы остаются неосвоенными, их эффективное использование не обеспечивается.
По нашей оценке, в 2016 году неэффективно использовано 267,9 млрд. тенге.
Сложилась устойчивая практика недостижения отдельных показателей прямых и конечных результатов при полном освоении бюджетных средств.
Превышение фактических результатов над запланированными связано с включением в стратегические планы центральных государственных органовнеобоснованных показателей.
Большинство администраторов оценивают достижение прямых и конечных результатов по распределяемым бюджетным программам, ограничившись перечислением средств местным исполнительным органам согласно плану по платежам. При этом мониторинг достижения конечных результатов уже не производится, тем самым фактическая достоверность отчетов не обеспечивается.
Стратегические планы охватывают порядка 60% бюджетных программ, по которым осуществляется оценка достижения целевых индикаторов. По остальным бюджетным программам, не вошедшим в стратегический план,оценка и мониторинг достижения результатов осуществляются в большей степени формально.
Отдельные показатели бюджетных программ ориентированы на статистические данные, формирование которых осуществляется позже подведения Правительством итогов исполнения республиканского бюджета за отчетный финансовый год, что отражается на объективности оценки работы государственных органов.
По оценке Счетного комитета, снижение финансовой дисциплины в отдельных случаях напрямую связано с чрезмерной зарегламентированностью процессов, их сложностью, многоэтапностью и затратностью. Не способствуют улучшению ситуации частые корректировки в подзаконные акты, существенно изменяющие требования к исполнению бюджета.
Отмечены некачественная разработка отдельных правительственных программ и стратегических планов государственных органов, несбалансированность их основных параметров между собой и с документами системы государственного планирования вышестоящего уровня.
Практика инициированиягосударственными органами признания утратившими силу программных документов до окончания срока их завершения, в том числе при возникновении угрозы срыва их исполнения, либо кардинальное изменение условий реализации не позволяют проводить их объективную оценку.
Как следствие, отсутствует работа над ошибками, не находят дальнейшего развития показавшие свою эффективность механизмы реализации стратегических задач.
Как было отмечено, Счетным комитетом изменены подходы к анализу использования средств республиканского бюджета, выделенных регионам.
В отчетном периоде проведен аудит в 5 регионах. В разрезе каждого региона дана общая оценка развития, указаны слабые и сильные стороны реализации программы развития территории.
Анализ показателей социально-экономического развития регионов за 2016 год свидетельствует, что по-прежнему имеет место межрегиональное различие в темпах их экономического роста, основных показателях по доходам населения, бюджетной обеспеченности, налоговым поступлениям, по уровню безработицы.
Несмотря на рост объемов трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета, в регионах увеличился разрыв в бюджетной обеспеченности и среднемесячных доходах на душу населения.
Несмотря на рекомендации Счетного комитета и требование законодательства, нормативы бюджетной обеспеченности в расчете на одного получателя государственных услуг в разрезе регионов до настоящего времени не утверждены.
Объем выделенных целевых трансфертоврегионам-донорам превышает объемы их бюджетных изъятий.
Значительное увеличение бюджетных изъятий сокращает ресурсы динамично развивающихся административно-территориальных единиц и снижает стимулы для развития собственной налоговой базы регионов, получающих гарантированные объемы трансфертов.
Недостаточная прозрачность и полнота информации о выделенных и освоенных средствах на местном уровне в условиях отсутствия соглашений о результатах по целевым текущим трансфертам привели к ослаблению контроля со стороны центральных государственных органов за достижением показателей результатов в областях.
Указанная схема без учета целевого характера выделяемых средств регионам фактически приравняла целевые текущие трансферты к субвенциям, что свидетельствует о необходимости совершенствования межбюджетных отношений и системы прогнозирования поступлений в бюджеты.
Отмечаются недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора.
Перечень объектов, подлежащих приватизации, определяется уполномоченным органом по государственному планированию без соответствующей методики и оценки эффективности их деятельности.
Количество прибыльных субъектов квазигосударственного сектораза последние три года снижается, что подтверждается большим количеством малорентабельных государственных предприятий, их низкой производительностью.
Процесс оценки эффективности функционирования юридических лиц с участием государства усложняется отсутствием сводных статистических данных о развитии данного сектора, а также сводных данных об их финансовых результатах.
Недостаточно эффективная работа субъектов квазигосударственного сектора не позволяет обеспечить должный уровень поступлений дивидендов в бюджет.
Значительные объемы средств республиканского бюджета, ежегодно направляемые на пополнение уставных капиталов субъектам квазигосударственного сектора, своевременно не осваиваются, хранятся на контрольных счетах наличности.
При этом сохраняется практика выделения субъектам квазигосударственного сектора средств из республиканского бюджета и Национального фонда при наличии остатков на контрольных счетах наличности.
Указанное порождает иждивенческие настроения, не способствует прозрачности расходования средств, а также затрудняет возврат сэкономленных средств в бюджет после реализации инвестиционных проектов.
В итоге должный уровень экономической и социальной отдачи вложенных в их уставный капитал бюджетных средств не обеспечивается.
Отмечаются недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления государственным имуществом со стороны уполномоченных органов.
Под мониторинг подпадают предприятия, не достигшие показателей конечных результатов и допустившие убытки.
Таким образом, результаты мониторинга не упреждают ухудшение ситуации с выявлением рисков, а лишь подтверждают свершившиеся факты убыточности и недостижения ключевых показателей деятельности субъектов квазигосударственного сектора.
Итоги мониторинга представляют собой констатацию достигнутых показателей экономической и финансово-хозяйственной деятельности без выявления причин низких показателей рентабельности, выработки конкретных предложений по оздоровлению и повышению инвестиционной привлекательности нерентабельных организаций с участием государства.
Результаты оценки эффективности деятельности уполномоченного органа соответствующей отрасли и местного исполнительного органа по управлению государственным имуществом не корреспондируются с фактической ситуацией.
Администраторы бюджетных программ не формируют консолидированную финансовую отчетность с учетом активов курируемых субъектов квазигосударственного сектора.
Такое положение дел не позволяет объективно оценить наличие консолидированных государственных активов страны, осуществлять со стороны государства надлежащий контроль и провести всестороннюю оценку эффективности их управления.
Не формируются консолидированные сведения о финансовых результатах деятельности всего квазигосударственного сектора в разрезе отраслей экономикии консолидированный бюджет. Выявляемые несоответствия в финансовой отчетности отдельных администраторов республиканских бюджетных программ и субъектов квазигосударственного сектора создают серьезные препятствия для предстоящего формирования Правительством страны с 2018 года консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета.
При проведении оценки эффективности управления государственным имуществом, а также деятельности государственных органов, не учитывается критерий эффективности использования средств и активов государства субъектами квазигосударственного сектора.
Үкімет есебіне қорытынды құпия бөлікті де қамтиды. Ол бес мемлекеттік органдағы және Ұлттық қауіпсіздік комитетіндегі аудиторлық іс-шараның бағалау нәтижелерін қамтиды, сонымен қатар "қызмет бабында пайдалану үшін" бөлімінде екі мемлекеттік орган қызметін бағалау қорытындысы (СІМ және ПІБ) мен Сыртқы істер министрлігінде жүргізілген аудиттің нәтижелері көрсетілген.
Бұдан басқа, Есеп комитетінің Қорытындысында бюджеттік бағдарламалар көрсеткіштеріне қол жеткізу нәтижелері туралы ақпараттан тұратын қосымша материалдар берілген, Есеп комитетінің, Қаржы министрлігі Ішкі мемлекеттік аудит комитеті және облыстардың, Астана, Алматы қалаларының тексеру комиссиялары қызметінің қысқаша қорытындылары қоса ұсынылған.
2016 жылғы республикалық бюджеттің атқарылуы туралы Есеп комитетінің есебінің негізгі тұжырымдары осындай.
Назар қойып, тыңдағандарыңызға рақмет!

----

Выступление министра финансов в Мажилисе Парламента РК на презентации Отчета Правительства РК об исполнении РБ за 2016 год
minfin.gov.kz, 18 мая

Уважаемые депутаты!
Вашему вниманию представляется презентация отчета Правительства "Об исполнении республиканского бюджета за 2016 год".
В отчете отражен всесторонний анализ доходов и расходов бюджета, также отражены итоги исполнения за отчетный период государственных и правительственных программ, достижение индикаторов стратегических планов государственных органов.
Детальная информация имеется в материалах объемом около тысячи страниц.
Презентация состоит из трех блоков.
Первый – характеристика исполнения республиканского бюджета за прошлый год.
Второй - меры по укреплению доходной части бюджета и повышению эффективности расходов.
Третий - результаты достижения программных документов и стратегических планов.
Результаты исполнения бюджета показывают положительное влияние налогово-бюджетной политики на экономическую ситуацию.
Если рассматривать основные параметры бюджета, поступления исполнены 100,2% и составили 7 трлн. 760 млрд.тенге.
Расходы произведены на 8 трлн. 501 млрд.тенге, или на 98,3 %.
Дефицит составил 741 млрд.тенге. Это ниже показателя плана на 161,5 млрд.тенге.
Таковы основные результаты отчета Правительства.
Остановлюсь на каждом блоке по отдельности.
Первый блок отчета. Характеристика исполнения республиканского бюджета за 2016 год.
Одно из основных достижений, характеризующих исполнение бюджета прошлого года – поступление доходов больше, чем в 2015 году на 1 078 млрд.тенге или на 30,8%.
Расходы по сравнению с 2015 годом произведены на 1 338 млрд.тенге больше, или на 18,6%.
Важной характеристикой устойчивости бюджета является размер его дефицита. Его объем к ВВП составил 1,6% при плане 2%. Это меньше на 171 млрд.тенге по сравнению с 2015 годом.
В результате перевыполнения доходов сформировались кассовые остатки в сумме 158,4 млрд.тенге. Эти средства явились основанием для уточнения бюджета в феврале текущего года.
Всего доходов за 2016 год поступило 7 662,2 млрд.тенге. В структуре доходов доля налоговых поступлений увеличилась на 2% по сравнению с 2015 годом и составила 56%.
Доходы республиканского бюджета перевыполнены на 382 млрд.тенге. За счет перевыполнения плана по налогам мы сохранили 370 млрд.тенге гарантированный трансферт из Национального фонда.
Гарантированный трансферт из Национального фонда привлечен в сумме 2 110 млрд.тенге или 27,5% от общего объема доходов (в 2015 году данный показатель составлял 27,7 %).
Основные причины такого исполнения доходов – это улучшение макроэкономических показателей.
Например, рост ВВП составил 1,0 %, что превышает прогнозные параметры на 0,5 %. Вырос объем импорта в тенге на 4,3% к плану и цены на металлы в среднем на 5,2%.
Кроме этого, на перевыполнение доходов повлияли введение прогрессивного размера экспортной таможенной пошлины на нефть и другие факторы.
За счет улучшения налогового администрирования в бюджет поступило сверх плана 46 млрд.тенге.
На такое исполнение плана наибольшее влияние оказали следующие налоги.
Корпоративный подоходный налог – 143 млрд.тенге, плата за пользование природными ресурсами – 82 млрд.тенге, ЭТП на нефть – 52 млрд.тенге и НДС на ТВП – 38 млрд.тенге.
Улучшилась и доля доходов республиканского бюджета в ВВП. Она в сравнении с 2015 годом улучшилась на 1,5%-ных пункта, и составила 10,1%. Доля налогов составила 9,4%, улучшившись по сравнению с предыдущим годом на 1,2 процентных пункта.
Доля всех налогов, в частности корпоративный подоходный налог и налог на добавленную стоимость, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Однако, доля экспортной таможенной пошлины на нефть уменьшилась на 0,2% процентных пункта. Это из-за уменьшения ставки экспортной таможенной пошлины.
Освоение расходов.
Как ранее было сказано расходы республиканского бюджета исполнены на 98,3%.
Расходы утвержденного бюджета в результате двух уточнений увеличились на 980 млрд.тенге.
Такое увеличение расходов бюджета в первую очередь дало возможность увеличить расходы на социальную сферу. Половина расходов, то есть 4 трлн.тенге, социальные расходы.
С 1 января на 9% увеличены размеры пенсии. На выплату пенсий из бюджета выделено 1 353 млрд.тенге.
На введение новой модели системы оплаты труда гражданских служащих выделено 290,8 млрд.тенге.
Пособия на рождение ребенка выплачены 438,1 тыс. получателям. На их выплату направлено 33 млрд.тенге.
В рамках антикризисных мер на развитие реального сектора экономики направлено 2,1 трлн.тенге. Эти средства дали возможность поддержать приоритетные сектора экономики.
Например, в отрасли транспорта и коммуникаций реконструировано 512 км дорог республиканского значения, для 12-ти вокзалов приобретено досмотровое оборудование, просубсидированы 9 авиамаршрутов.
В 2016 году на сельское хозяйство выделено 340 млрд.тенге. Проведены весенне-полевые и уборочные работы на более 5,3 млн.гектаров посевных площадей. 2 тысячи 241 сельхозтоваропроизводитель получил государственную поддержку.
Жилищно-коммунальному хозяйству выделено 339 млрд.тенге. В результате построено 3 648 квартир. Граждане, состоящие в очереди в акиматах, и молодые семьи обеспечены соответственно 1 796 и 1 047 квартирами.
На оборону, общественный порядок и безопасность направлено 10,5% бюджетных средств, то есть 391 млрд.тенге.
По итогам года мы сберегли 110 млрд.тенге за счет нераспределенного резерва и экономии средств.
Однако, 36 млрд.тенге не освоено. Причины: изменение условий договоров и отставание от графика работ.
Основные суммы неосвоения бюджета приходятся на:
Министерство обороны – 29 млрд.тенге;
МВД – 1,2 млрд.тенге;
МОН – 1 млрд.тенге;
МИД – 920,2 млн.тенге;
МСХ – 870,2 млрд.тенге;
МЮ – 759 млн.тенге.
Сумма неэффективного использования бюджетных средств по сравнению с 2015 годом уменьшилась в 1,7 раз и составила 268 млрд.тенге.
Один из основных вопросов, поднимаемых ежегодно при рассмотрении отчета - это эффективное использование средств выделенных на увеличение уставного капитала.
В 2016 году остатки средств на счетах квазигосударственного сектора составили 14,5 млрд.тенге. Эта сумма в сравнении с 2015 годом уменьшилась в 5 раз.
Государственный долг на конец года составил 11 трлн 437 млрд.тенге. Это ниже уровня 26 % к ВВП. Долговая нагрузка находится в допустимых пределах. Соотношение обслуживания долга к доходам составляет ниже 12%, при пороговом уровне 15%.
Валовый внешний долг составил 163,8 млрд.долларов. Из них 82% – долг частного сектора. Внешний долг квазигосударственного сектора 16,2 млрд. долларов. Это на 2,6 млрд.долларов меньше показателя 2015 года.
В соответствии с поручениями, данными в послании Главы государства, долговые операции холдингов, национальных компаний со стороны Правительства будут взяты на особый контроль.
Для уменьшения долга квазигосударственного сектора предусмотрено принятие следующих мер:
- определение критериев, по которым субъекты будут охвачены мониторингом;
- обязательное согласование и получение разрешения центрального уполномоченного органа по государственному планированию на привлечение внешних займов свыше определенной суммы;
- создание координационного совета по управлению квазигосдолгом.
Второй блок отчета. Меры по укреплению доходной части бюджета и повышению эффективности расходов
По таможенному администрированию
Созданы выездные оперативные группы на границе. Обеспечен удаленный контроль (видео + документы) за работой территорий "Центр-Пост".
В результате в 8 раз увеличилась эффективность таможенных досмотров. Количество зарегистрированных административных правонарушений снижено на 1,8%. Взыскано 5,6 млрд.тенге, выявлено 975 нарушений, привлечено к ответственности 85 должностных лиц.
Повышение качества услуг и проверок
Утверждены стандарты и регламенты услуг. Они были обсуждены на интернет-ресурсах. Разработаны методические рекомендации, устанавливающие общий порядок проведения проверок. Унифицированы налоговые и таможенные процедуры проверок.
В результате взыскано по итогам налоговых и таможенных проверок 65 млрд.тенге, или с ростом на 20% в сравнении с 2015 годом.
Конечно, в этой сфере еще есть недостатки. По улучшению качества налоговых проверок в этом году со стороны Главы государства нам высказана критика. С целью снижения давления на бизнес будут приняты следующие меры.
Во-первых, любой субъект малого бизнеса, применяющий контрольно-кассовые машины с онлайн оповещением, не будет проверяться. Для таких налогоплательщиков количество проверок сократится примерно на 20%, или 13 тысяч проверок.
Во-вторых, экспортеру, применяющему во всех взаиморасчетах электронные счета-фактуры, мы вернем НДС в два раза быстрее (в течение 30 рабочих дней). Это сократит встречные проверки на 65%, т.е. еще минус 23 тысячи проверок.
В-третьих, для улучшения администрирования НДС с бизнесом обсуждается внедрение специального НДС-счета.
Меры по борьбе с лжепредпринимательством и экономическими преступлениями
Уточнение целевых групп с использованием объединенных информационных ресурсов наших профильных комитетов по государственным доходам и финансовый мониторинг.
Проведены оперативно розыскные мероприятия. Разработана Карта профилактики лжепредпринимательства.
В результате этих мероприятий: выявлено 1 268 лжепредприятий, снято с учета по НДС 898 налогоплательщиков, арестовано 126 лиц при обналичивании 16 млрд.тенге, обезврежено 26 групп.
В сравнении с 2015 годом (1,3 млрд.тенге) после приговоров суда по лжепредприятиям выставлено на сторнацию 50,0 млрд.тенге. Из них, взыскано 5 млрд.тенге.
Возмещено 70 млрд.тенге ущерба, изъято 3 543 купюры, выявлено 214 подпольных казино.
Меры по обеспечению результативности использования расходов бюджета
В 2016 году бюджетные расходы произведены по 247 бюджетным программам. Их количество по сравнению с 2015 годом уменьшилось в 2 раза. Это сокращение осуществлено по принципу "одна стратегическая цель – одна программа".
Цель – предоставление большей самостоятельности государственным органам в ходе освоения средств. Например, администраторам в ходе исполнения бюджетных программ предоставлено право перераспределять средства между бюджетными подпрограммами.
Для улучшения бюджетных процедур приняты следующие меры.
Во-первых, государственным учреждениям разрешено в декабре месяце вносить изменения в планы финансирования 2 раза.
Во-вторых, гражданско-правовые сделки государственных учреждений передаются в Казначейство напрямую из информационной системы "Электронные государственные закупки" в электронном формате.
В-третьих, разрешена оплата аванса в размере не более 50% по проектам отдельных отраслей. В прошлом году такое разрешение было дано космической отрасли.
Введена дисциплинарная ответственность первых руководителей за недостижение конечных результатов бюджетных программ в ходе освоения бюджетных средств.
Для быстрого и эффективного доведения средств до реальной экономики рассматривается дальнейшее уменьшение административных барьеров в бюджетном процессе. Эти меры будут предусмотрены в проекте закона о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс.
Уважаемые депутаты!
Одна из актуальных проблем ежегодно горячо обсуждаемых – это выполнение рекомендаций Счетного комитета и депутатов.
Поэтому остановлюсь на исполнении этих вопросов.
Ваши замечания, уважаемые депутаты, данные в ходе рассмотрения отчета 2015 года, исполнены. В отчете 2016 года цифра по неэффективному использованию бюджетных средств одинаковая со Счетным комитетом.
Перечень профилей рисков камерального контроля дополнен риском – "Проведение государственных закупок без утвержденной проектно-сметной документации".
Регламентированы сроки перечисления средств резерва администраторами их получателям.
Перевод денег субъектам квазигосударственного сектора, осуществляется только в пределах сумм, предусмотренных на текущий год, согласно финансово-экономическому обоснованию.
Окончательная оплата по научно-исследовательским работам осуществляется после получения заключения Государственной научно-технической экспертизы.
Утверждены нормативы сети и оснащенности учреждений социальной сферы.
Отчет 2016 год содержит дополнительные материалы о достижении стратегических индикаторов. Улучшены показатели бюджетных программ и программных документов.
Органы государственного финансового контроля в 2016 году полностью перешли на государственный аудит.
За отчетный период проведено 664 аудиторских мероприятия. Охвачено 1,7 трлн.тенге бюджетных средств. Устранены нарушения на сумму 27 млрд. тенге.
16 473 процедуры государственных закупок охвачены камеральным контролем на сумму 111,3 млрд.тенге.
Выявленные нарушения на сумму 13,7 млрд.тенге были своевременно исправлены государственными органами и объектами квазигоссектора самостоятельно.
Третий блок отчета. Результаты достижения программных документов и стратегических планов прошлого года
Во-первых, ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
В отчетном году продолжилась реализация программ индустриально-инновационного развития, развития и функционирования языков, поддержки и развития бизнеса, Агробизнес-2020, "Нұрлы жол" и других. Начался новый этап реализации Государственных программ развития образования и науки и "Денсаулық".
По основным программам были достигнуты следующие результаты.
По программе Дорожная карта занятости.
В отчетном году 5 677 человек получили микрокредиты и открыли свое дело.
Профессиональным обучением охвачено 7 240 человек, в том числе 6 335 человек, или 87,5 % завершили обучение. Из них, 5 431 человек или 85,7 % трудоустроены.
В 2016 году из запланированных 8 индикаторов достигнуты 6. По 2 индикаторам результат ниже плана.
На программу "Денсаулық" в 2016 году использованы 153 млрд.тенге. Предусмотренные 3 целевых индикатора выполнены в полном объеме. Дополнительно открылись 3 инсультных центра, смертность от болезни систем кровообращения снизилась на 10,5 %
По программе развития образования и науки достигнуты все 8 целевых индикаторов, в том числе 1 индикатор перевыполнен. В 2016 году открыто 825 дошкольных организаций на 77 тыс.мест. Из них 582 частных детских сада и 60 мини-центров на 46,5 тысяч мест. Благодаря этому охват детей 3-6 лет вырос с 81,6 % до 85,8 %.
По программе "Развитие регионов" достигнуты все запланированные 4 целевых индикатора.
В отчетном году доступ к централизованному водоснабжению в городских населенных пунктах составил 88 %, в сельских населенных пунктах - 52,3 %.
В 2016 году введено в эксплуатацию 10 512,7 тыс. кв. метров жилья, т. е. годовой план ввода жилья составил 146 %.
На программу "Агробизнес 2020" использованы 259 млрд.тенге. В том числе 123,1 млрд.тенге из республиканского бюджета. Просубсидированная площадь приоритетных сельскохозяйственных культур составила 10,9 млн.гектаров.
Объем валового выпуска продукции (услуг) сельского хозяйства увеличился на 5,5 % и составил 3 615,8 млрд.тенге.
Выделенные 472 млрд.тенге из республиканского бюджет на Госпрограмму "Нұрлы жол" освоены полностью. Общий объем финансирования за счет облигационного займа через национальные холдинги составил 207 млрд. тенге.
На развитие автодорожной отрасли было использовано 151,3 млрд.тенге, или 100% от плана. По итогам года открыто движение по направлениям Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и Астана -Петропавловск. Создано 43 тыс. рабочих мест.
По направлению строительства инженерно-коммуникационной инфраструктуры построено 2 208 км инженерных сетей. Создано 6 тыс. рабочих мест.
***
Уважаемые депутаты!
Ход исполнения программных документов со стороны Правительства всегда находится под строгим контролем. С прошлого года стало традицией обсуждение результатов этих программ с вашим участием.
В марте-апреле текущего года были рассмотрены итоги основных программ. Обсуждались вопросы выполнения каждого индикатора.
К сожалению, имеются недостатки. Они допускаются, и при планировании, и в ходе исполнения. В дальнейшем эти вопросы будут проработаны при дальнейшем совершенствовании системы государственного планирования.
Во-вторых – ИТОГИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Ход исполнения Стратегических планов государственных органов отражает как реализацию государственной политики в каждой отрасли, так и насколько эффективно расходованы бюджетные средства.
В 2016 году в стратегических планах 17 государственных органах предусмотрено достижение 479 целевых индикаторов. Из них 430 индикаторов выполнены в открытом режиме по 13 государственным органам. Остальные 49 индикаторов утверждены в режимах "служебного пользования" и "секретно". 83 индикатора являются показателями Глобальной конкуренции Всемирного экономического форума.
340 индикаторов достигнуто. 107 индикаторов не достигнуто. 31 индикатор на исполнении, данные будут опубликованы во 2-м полугодии т.г.
По достигнутым 340 индикаторам улучшены показатели в социальной и экономической сферах.
Например, доля местного содержания работ и услуг в закупках недропользователей при плане 80% составила 90,5%, нехватка врачебных кадров сократилась и число составило 240,75, доля детей в возрасте 3-6 лет, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, составила 85,8%. В Казахстане на имеющихся электростанциях прирост электрической мощности составил 17 500 МВт и другое.
По 20 индикаторам улучшилась позиция страны в международных рейтингах.
По различным причинам не выполнено 107 индикаторов.
Из них, 48% связано с медленным ростом глобальных индексов (например, по индикаторам "бремя Аграрной политики", "качество Дорог" при плане 48 и 106 место, фактически заняли 64 и 108 место соответственно).
Есть и объективные причины невыполнения показателей. Например, по индикатору "Объем экспорта мяса крупного рогатого скота" экспортировано мясо в объеме 6,8 тыс. тонн вместо запланированных 10 тыс. тонн. Причиной этому стала массовая гибель скота в прошлом году в некоторых регионах республики. По индикатору "Налогообложение" позиция составила 60 место (при плане 17 позиция), поскольку изменилась методика определения рейтинга (в связи с добавлением нового показателя "Индекс пострегистрации", на который пришелся основной удельный вес в определении рейтинга).
* * *
Уважаемые депутаты!
Это основные характеристики исполнения республиканского бюджета 2016 года.
В условиях снижения внешнеторгового оборота, падения цен на нефть мы обеспечили увеличение сбора налогов путем улучшения налогового администрирования. Приняли меры по содействию развития экономики через рост расходов. Поступления в бюджет перевыполнены, расходы произведены с высоким уровнем освоения.
По итогам отчета 2015 года для исполнения рекомендаций Счетного комитета и депутатов по повышению эффективности налогового администрирования и эффективности бюджетных расходов был принят План мероприятий.
Решение многих системных вопросов требует корректировки законодательства в области налогов, бюджета и других отраслей. Осенью текущего года на Ваше рассмотрение будут представлены проекты нового Налогового кодекса и закон о внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2017
Премьер-Министр РК Б. Сагинтаев поручил ликвидировать последствия ЧС в Таразе 31.05.2017
Аким Алматы встретился с ректорами высших учебных заведений города 31.05.2017
Сингапурский опыт противодействия коррупции – показательный пример для Казахстана 31.05.2017
Участие Государственного секретаря Республики Казахстан Гульшары Абдыкаликовой в Аральском международном форуме устойчивого развития 31.05.2017
Бакытжан Сагинтаев провел заседание Госкомиссии по модернизации экономики РК 30.05.2017
На Правительственном часе депутаты приняли Рекомендации по дальнейшему развитию и реформированию институтов нотариата и адвокатуры 30.05.2017
Министр обороны РК принял участие в заседании СМО СНГ в Москве 30.05.2017
29 мая состоялось заседание Центризбиркома РК о завершении этапа выдвижения кандидатов в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан 30.05.2017
По запросу депутатов "Ак жола" антимонопольные органы подтвердили многочисленные факты произвола монополистов подъездных путей и возбудили административные дела 30.05.2017

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz