5 июня 2017 года, пресс-служба ДПК "Ак жол"
Партия "Ак жол" считает единую программу поддержки малого и среднего бизнеса не соответствующей задаче достижения 50% доли МСБ в экономике Казахстана - об этом заявил председатель партии Азат Перуашев на заседании Мажилиса в прошлую среду. Он напомнил, что такая задача была поставлена президентом Н.А.Назарбаевым в нынешнем послании "Третья модернизация", где был изложен комплексный подход и охвачен широкий спектр вопросов - от налоговой политики, до проблем обеспечения конкурентоспособности бизнеса. "Нужно признать, что Правительством предпринимаются настойчивые усилия в этом направлении, чему в значительной степени способствует деятельность Национальной палаты предпринимателей", - подчеркнул в этой связи Азат Перуашев. В то же время, он считает, что эти усилия порой носят "спорадический характер", нередко наблюдается доминирование узковедомственных интересов и противоречивые подходы. В результате, некоторые поручения Главы государства, радостно встреченные предпринимателями, выполняются лишь на бумаге - отметил депутат. Характерным недостатком поддержки МСБ стало то, что на практике многие решения ориентированы только на малый бизнес. Между тем, малый бизнес - это торговля и услуги, тогда как производство готовых товаров начинается в среднем бизнесе. Лидер ДПК "Ак жол" привел ряд конкретных примеров: "1 сентября 2011 года Президент Н.А.Назарбаев потребовал освободить от проверок вновь создающийся малый и средний бизнес на первые 3 года. Правительством это поручение выполнено только в отношении малого бизнеса. На запрос фракции "Ак жол" от 18 декабря 2013 года о необходимости полного исполнения инициативы Елбасы, включая и средний бизнес, Правительство просто ответило отказом". 15 мая 2009 года Нурсултан Абишевич дал старт Программе ГПФИИР, и среди прочего, поручил к 2014 году полностью обеспечить страну ГСМ отечественной продукцией. Но в июне 2016 г. госорганы ввели запрет на продажу некоторых продуктов нефтепереработки, в результате чего остановились 32 средних НПЗ, а импортозависимость рынка сохраняется. Тогда же Президент поручил к 2014 году обеспечить более 50% рынка лекарств отечественными препаратами. Но эта доля до сих пор составляет менее 10%. Одной из причин послужили неправомерные действия госпредприятия "СК-Фармация", в отношении которого фракция "Ак жол" неоднократно делала депутатские запросы с 2013 года. Были даже решения судов, но каждый раз все спускалось на тормозах. И только после жесткой критики Главы государства, Минздрав теперь наводит там порядок. Между тем, из почти 50 отечественных фармацевтических компаний 90% составляют именно средние предприятия, которые пострадали от произвола чиновников. В 2012 году, в Стратегии "Казахстан-2050" было дано поручение с 2020 года внедрить практику налогового кредитования предпринимателей. Но в ответ на пять запросов фракции "Ак жол" с 7 сентября 2011 года по 1 июня 2016 года о введении налогового кредитования и налоговых каникул – Правительство сослалось на потери бюджета и то, что инвестпреференции, якобы, уже заменяют эти меры. "И таких примеров более чем достаточно. Не случайно в 2014 году Нурсултан Абишевич поручил Правительству принять единую программу развития и поддержки бизнеса, - напомнил А.Перуашев. - Однако запущенная в 2015 году "единая программа" свелась в основном к субсидиям, гарантиям и обучению предпринимателей". Вопросы экономической политики правительства, включая инвестиционное администрирование, доступность инфраструктуры и услуг монополистов, защиту корпоративного рынка и другие - остались за рамками этой программы. "Даже при самом щедром финансировании сложно развивать МСБ, например, при той налоговой политике, про которую Президент недавно сказал, что ее "кто-то создал с вражеской целью", - привел Азат Перуашев слова Елбасы. - То же самое можно сказать и про отсутствие мер поддержки малых и средних предприятий в системе закупок нацкомпаний, хотя такие меры разрешены ВТО". "Все эти факторы должны учитываться в комплексе, чтобы понимать, как их изменения скажутся на перспективах МСБ", - считают в "Ак жоле". В этой связи, демократическая фракция предложила Правительству разработать комплексную Концепцию развития малого и среднего предпринимательства до 2050 года, в формате экономической модели, включающей как меры финансовой поддержки МСБ, так и их взаимодействие с долго- и среднесрочными шагами государства в экономической политике. Речь идет прежде всего об инвестиционном, налоговом, антимонопольном, техническом регулировании и сфере закупок квазигоссектора, где нужны четкие и стабильные условия, стимулирующие развитие МСБ. . Целевым индикатором этой модели и должно стать повышение доли малого и среднего бизнеса в ВВП с нынешних 23% до 50% в 2050 году, с ежегодным ростом не менее 1,2%. Нынешняя единая программа развития МСБ такой цели и такого потенциала не имеет, а потому нуждается в пересмотре, - уверен А.Перуашев: даже при значительной финансовой поддержке нынешней программы, последние 3 года происходит не рост, а снижение доли МСБ на 1,5% в год. "Исправить эту ситуацию - непростая, но реальная задача", - заключил он. |