kyzmet.gov.kz, 3 августа
3 августа 2017 года в Агентстве Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции проведено совещание посредством видеоконференцсвязи с участием представителей заинтересованных государственных органов, общественных объединений и бизнес-ассоциаций по подведению итогов анализа коррупционных рисков и общественного мониторинга в сферах ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Открывая совещание Заместитель Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев отметил, что Казахстан предпринял беспрецедентные меры по улучшению деловой среды заняв 35 место в международном рейтинге Doing Business – 2017. Однако, по результатам опросов значительное количество компаний по-прежнему считают административные барьеры и коррупционные риски тяжелым бременем ведения бизнеса. По его словам, это, в первую очередь, связано с большим количеством неисполнимых обязательных требований, указанных в предписаниях и административных процедурах, к числу которых относятся сферы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора. Подтверждению этому служат и результаты проведенного Институтом экономических исследований по заказу НПП "Атамекен" социологического исследования "Деловой климат-2016", по итогам которого санитарно-эпидемиологическая служба вошла в тройку государственных органов, в которых наблюдается высокая частота коррупционных схем. Этому свидетельствует и правовая статистика, согласно которой в указанной сфере растет количество зарегистрированных коррупционных преступлений. Так, если в 2016 году общее их количество составляло 12 дел, то по итогам только первого полугодия 2017 года зарегистрировано 14 фактов. Аналогичная ситуация и в сфере ветеринарного надзора. Так, за весь 2016 год в отношении должностных лиц данной сферы зарегистрировано 31 коррупционное преступление, в свою очередь, только за 1 полугодие т.г. число коррупционных дел составило 27, рост коррупционных правонарушений на лицо. Участниками совещания отмечено о наличии таких коррупционных рисков, как: - коллизии, противоречия и пробелы между нормативными правовыми актами, регулирующими сферы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора; - отсутствие конкретных сроков устранения нарушений, отмеченных в предписаниях по итогам проверки; - предъявление фактически неисполнимых обязательных требований или административных процедур (в г.Алматы по результатам проверки в отношении предпринимателя вынесено постановление о наложении административного взыскания и соответствующего предписания об обеспечении центральной системой горячего водоснабжения, территория дислокации которого не обслуживается субъектом естественной монополии – ТОО Алматинские тепловые сети); - отсутствие в проверочных листах четкого разграничения проверочных листов, по характеристике и специфике деятельности проверяемого объекта (железнодорожные, водные, воздушные, лечебно-профилактические учреждения, объекты водоснабжения и т.д.). При этом, также отмечены частые факты возникновения конфликта интересов в данных сферах. В ходе анализа на предмет аффилированности при проведении государственных закупок выявлен случаи конфликта интересов в Жезказганской городской ветеринарной станции, директор которой заключил договор с ТОО "Ветсервис" на поставку ветеринарных препаратов на 2015-2017 года на общую сумму свыше 17 млн.тенге. Между тем, руководителем данного ТОО оказалось аффилированное лицо (мать супруги). Кроме того, анализом установлено, что руководитель Жанакорганского районного отдела ветеринарии неоднократно оказывал преимущество в отношении бывшей супруги, которая является заведующей сектором отдела, в виде повышения по должности и премирования. Вместе с тем, большое количество вопросов возникло в части оказания государственных услуг в указанных сферах. Так, анализом установлено, что у Министерства сельского хозяйства имеется возможность оказания 7 государственных услуг через Госкорпорацию "Правительство для граждан" тем самым исключив прямой контакт с услугополучателем. Наряду с этим, в 3 государственных услугах Министерства сельского хозяйства имеются дискреционные полномочия по их оказанию, которые могут быть использованы в целях получения личных выгод сотрудниками министерства. По итогам совещания Агентством выработаны 49 рекомендации, из которых 55% направлены на устранение коррупционных рисков в нормативных правовых актах, а 45% - в организационно-управленческой деятельности. В целом, подводя итоги проделанной работы территориальными Департаментами Агентства и региональных палат предпринимателей, заместитель главы Агентства отметил, что уполномоченный орган будет сопровождать и контролировать исполнение внесенных рекомендаций, с последующим выездом в министерства и комитеты. |