notum.info, 29 августа
Подробности "диалога" не раскрываются – обозначен лишь вектор, по которому обе стороны намерены о чем-то договориться. Принимая во внимание привычку американских "партнеров" поглубже засунуть нос в дела чужого государства под любой эгидой и под любым лозунгом, можно прикинуть перспективы данного проекта. Остается только догадываться, какие выгоды посулили партнерам России по Евразийскому союзу в Астане – уж больно быстро они откликнулись щедрым согласием на предложения из-за океана.
Для начала – фабула. Замминистра Бруйет на брифинге по итогам встречи с коллегой, министром энергетики Казахстана Канатом Бозумбаевым, рассказал журналистам следующее (цитата): "…Я рад, что во время сегодняшней встречи с министром Бозумбаевым, мы договорились об укреплении нашего сотрудничества и о запуске регулярного стратегического диалога по энергетике в знак признания важности источников энергии в двусторонних отношениях… Я приглашаю министра Бозумбаева в Вашингтон для официального запуска стратегического диалога по энергетике между США и Казахстаном, где мы разработаем план работы по расширению сотрудничества в 2018 году и последующие годы…". Агентство "РИА Новости" сообщает и другие детали. Например, о том, что Штаты и Казахстан "будут работать вместе над продвижением гражданской ядерной энергетики, которая безопаснее и больше защищена от распространения, признавая ее важность как источника электроэнергии с нулевыми выбросами и базисной электрической нагрузкой". А еще "РИА Новости" упоминает при этом весьма любопытную статистику. Казахстан, оказывается, признан "одним из крупнейших в мире производителей" такого стратегически важного сырья, как уран. Только в 2016 году добыча урановой руды, которая предназначена для производства топлива к реакторам атомных энергостанций, превысила 23 тысячи тонн. И добыча урана в Казахстане пусть медленно – но таки растет. За южных соседей России можно было бы искренне порадоваться: урановое сырье – это не китайский ширпотреб. Это весьма дорогой товар, востребованный на международных рынках. В этом плане Казахстан как продавец урана вне всяких сомнений заслуживает реноме статусного во многих смыслах международного партнера. Только одно маленькое "но": за каким гейгером стратегическое сырье для атомных станций понадобилось сильнее всего не Москве, или, к примеру, не Анкаре (где планируют построить первую в стране АЭС по российскому проекту), или не кому-то еще – а именно американцам? Да так сильно понадобилось, что пришлось объявлять о стратегическом диалоге с одним из теснейших партнеров (стратегических, кстати) России по ЕаЭС, ОДКБ, ШОС? Упрекать Казахстан в применении сомнительных методов так называемой "политики многовекторности" – дело неблагодарное хотя бы по формальному признаку. Все-таки, не смотря на исторически чувствительные связи с Россией, республика Казахстан является суверенным государством и имеет полное право выстраивать отношения на международной арене так, как посчитает нужным. Хоть с Китаем, хоть с Турцией, хоть с США. В этом смысле к Астане у Москвы вопросов быть никак не должно. Таковых, разумеется, и нет. С другой стороны, Россия в аспекте геополитики не может не обращать внимания на то, что происходит в непосредственной близости от ее границ – и это такая же естественная предпосылка, как и любые прочие, касающиеся стратегической безопасности любого государства на планете. Проблема не столько в том, что Казахстан, раскрывая Штатам "стратегические" объятия в сфере добычи урана, рискует глубоко увязнуть в роли сырьевого придатка, связанного долговременными обязательствами по жестко прописанным статьям контракта. Проблема даже не в том, что контракт этот будет подписан только при условии соблюдения выгоды для Вашингтона. Выкручивать руки янки умеют не хуже китайских товарищей, о чем должно быть известно инициаторам "дружбы с Америкой" в Астане – но, похоже, миражи сиюминутной валютной выручки затмевают стратегические соображения обо всех (всех!) возможных последствиях. Проблема в том, что в Казахстане почему-то вдруг забыли: подобное "сотрудничество" с Вашингтоном никогда еще ни для одного "партнера" не заканчивалось добром. Это подтверждает сама История. Но есть и не менее важные вещи, о которых следовало бы подумать хорошенько, прежде чем начинать шаги по пути, который не предполагает возврата к прежде беспечно представленным стартовым позициям. Астанинские политики могут сколько угодно и как угодно игнорировать интересы России как геополитического игрока не только в регионе Центральной Азии, но и на пространствах Евразии в целом. Апологеты тотального и безоговорочного превалирования Соединенных Штатов на планете злорадно отмечают, что Казахстан не стремится восстанавливать с Москвой весь спектр когда-то весьма интенсивных (а главное – эффективных) связей в рамках единого экономического пространства. Не говоря уже о том, чтобы спектр этот не просто восстанавливать хотя бы до уровня "советского" периода – а развивать и укреплять. Причины для злорадства в этом плане есть. Только вот ни один "апологет" никогда не заикнется об источнике этих причин – потому что источник этот как раз в чопорных заморских кабинетах и находится. Сегодня в Штатах не скрывают свои планы о беспрецедентной экспансии на внешние рынки энергоносителей. Сланцевый газ и сланцевую нефть янки собираются экспортировать куда только можно, стратегически нацеливаясь на грубый передел энергетического рынка, наплевав на сложившиеся долгосрочные (и экономически гораздо более выгодные) контракты государств-импортеров с Россией. Танкеры с американским СПГ уже готовы челночить в Европу через сателлитов в Прибалтике и Польше. Но этого мало – параллельно Вашингтон разинул пасть на урановое сырье в Центральной Азии, уже считая его априори своим и только своим. Стратегия американцев очевидна: выбить Россию (не говоря уже про Китай) с достигнутых лидерских позиций, разрушая наработанные годами и десятилетиями экономические и политические связи. Привычным для США и самым быстрым для США методом – объявление врагом демократии и военное вторжение – эту стратегию реализовать в отношении Казахстана не получится. Остается раздавать направо и налево щедрые обещания райского изобилия под лицемерные улыбочки. Каким макаром Вашингтон собирается покупать уран у Казахстана? В каком виде – в миллионах тонн первичного сырья вагонами либо кучами, как уголь? В сотнях тонн обогащенного концентрата? В тоннах чистейшего радиоактивного материала? И все это – через половину огромного континента? Не менее злободневный вопрос, о котором инициаторы "стратегического партнерства" между США и Казахстаном предпочитают вообще не говорить: куда девать радиоактивные отходы – в страну происхождения топлива? Ведь по законам США, на территории Штатов хранить эти отходы запрещено. Так куда эти отходы повезут – хоронить обратно в бескрайние казахские степи? При любых ныне известных раскладах Вашингтону дешевле будет привезти уран с Юпитера. Значит, не столько уран Вашингтону нужен – сколько возможность влиять в роли "стратегического партнера" на политику Казахстана как крупнейшего территориально государства в Центральной Азии. А где американское влияние, там и американские НКО, а затем во многих случаях – американские военные инструкторы. За примерами далеко ходить не нужно: Кыргызстан, в котором (не смотря на самые пафосные обещания Вашингтона о "стратегическом партнерстве") в сухом остатке после двух "цветных революций" населению республики жить веселее и сытнее не стало – зато при этом теперь в Кыргызстане кишмя кишат аффилированные с ЦРУ "общественные некоммерческие организации", а посольство набито разведывательной электронной аппаратурой. Понимают ли в Астане последствия союза с заокеанской геополитической саранчой, высасывающей все соки под эгидой "дружбы"? Впрочем, вашингтонским "партнерам" не менее эффективно удается и другое амплуа – собаки на сене, вбивающей клинья во все, что противоречит "национальным интересам Соединенных Штатов Америки" в любой точке земного шара. Астана, запустив к себе на двор такого "друга", рискует разорвать стратегические связи и в финале поссориться с куда более близкими исторически и геополитически государствами – такими, как Россия. Русофобские настроения, внедряемые в республике сегодня через заокеанские НКО, ощущаются все сильнее, а антироссийская риторика в Казахстане слышится все громче и отчетливее. Ни для кого не секрет, кто и в интересах какого государства продвигает этот "дискурс". "Политика многовекторности" по отношению к заокеанским "друзьям", объявленная в Казахстане в качестве одного из приоритетов геополитической повестки, будет безопасна и выгодна Казахстану лишь после того, как окончательно будут выстроены прочные и стратегически стабильные отношения с ближайшими соседями. В первую очередь – с Россией в рамках Евразийского союза и ОДКБ. Не менее богата возможностями и парадигма отношений с Россией, Китаем и другими государствами-соседями в Центральной Азии в рамках той же Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Однако может ли сегодня Казахстан похвастаться решением существующих проблем по всему спектру отношений с Россией и другими соседями? Вопрос скорее риторический. Следовательно, кому-то очень выгодно, чтобы Казахстан оставался на перепутье, не имея возможности укреплять очевидные выгодные добрососедские связи с Москвой (как и с Пекином, к примеру, тоже) и тем самым сформировать для себя надежный геополитический фундамент, дающий уверенность на несколько поколений вперед. Двуличная суета Вашингтона, одновременно грозящего всему миру глобальной энергетической экспансией и при этом льстиво обещающего некую выгоду Астане, на этом фоне выглядит более чем говорящим образом. |