Дмитрий СЕДОВ, fondsk.ru, 21 ноября
Коалиционные переговоры между четырьмя политическими партиями Германии – ХДС, ХСС, СвДП и зелеными, которые, несмотря на их двухмесячную продолжительность, упорно именовались "зондирующими", провалились. Поздно вечером 19 ноября либералы из СвДП заявили о выходе из переговоров в связи с тем, что между потенциальными правительственными партнерами "не создана основа доверия" и "лучше не управлять никак, чем управлять плохо". Однако зеленые усмотрели в маневре свободных демократов нечто иное: по их мнению, они с самого начала не хотели заключения коалиционного договора и теперь радуются провалу, так как надеются, что повторные выборы принесут им больше голосов. Партии не смогли договориться по трем пунктам будущей правительственной политики – иммиграция, налоговая реформа, экологическая программа. Выработать здесь общую линию сложно. Зеленые больше других немецких партий открыты наплыву иммигрантов, в то время как либералы уже начали сотрудничать с консервативным баварским Христианско-социальным союзом (ХСС), требующим ужесточить иммиграционную политику. И также вызывает протесты СвДП экологическая программа зеленых, страдающая, на взгляд многих немцев, крайностями. В результате блок ХДС/ХСС встал перед выбором из трех вариантов, ни один из которых не выглядит для партии Меркель достаточно хорошим. 1. Создать правительство парламентского меньшинства (например, ХДС/ХСС и зеленые). Конституция ФРГ это позволяет, но политическая практика от этого предостерегает. Оппонирующее большинство в бундестаге получает в таком случае возможность бесконечно торговаться и блокировать решения правительства. 2. Устроить перевыборы. Для этого президент Германии Ф.-В. Штайнмайер должен провести переговоры со всеми партиями, что может затянуться на месяцы. При этом перевыборы едва ли усилят позиции Ангелы Меркель. Скорее наоборот. Зато эксперты ожидают, что "Альтернатива для Германии" (АдГ) наберет на новых выборах дополнительные голоса и еще на шаг приблизится по уровню политического влияния к социал-демократам (сегодня у АдГ 94 места в бундестаге, а у СДПГ – 153.) Кроме того, нет гарантии, что повторные выборы укажут выход из политического кризиса. 3. Попытаться уговорить социал-демократов вернуться в "большую коалицию" (ХДС/ХСС+СДПГ). Для Ангелы Меркель это был бы самый желанный вариант. СДПГ давно пристегнута к сотрудничеству с демохристианами и вполне соответствует роли "пристяжной". Но именно поэтому немецкая социал-демократия, старейшая политическая партия страны с большими традициями, слабеет и теряет свое политическое лицо. Председатель СДПГ Мартин Шульц заявляет, что новой коалиции с "черными" не будет, но партия состоит не только из председателя. Сейчас в партийных рядах идет острая дискуссия о путях развития, и победу тех, кто толкает к соглашательству с ХДС, исключать нельзя. Каков будет выбор Ангелы Мерель, не знает никто. Возможно, она сама еще этого не знают. Однако очевидно следующее. Ослабление позиций блока ХДС/ХСС (он потерял на выборах в сентября 65 голосов из 311) связано в первую очередь с его неолиберальным курсом, при котором богатые становятся богаче, а бедные беднее, а также с жесткой привязкой к курсу США во внешней политике. На этом же "сломались" и социал-демократы, которые впряглись в "большую коалицию" с ХДС/ХСС. Иммиграционная политика по сравнению с этим отходит на второй план. В случае перевыборов у оппонентов блока ХДС/СДПГ появляется неотразимый аргумент: "Вы со своей политикой не смогли набрать нужного количества голосов, но снова суетесь туда же. Вы уже проиграли". Скорее всего, этот очевидный довод сыграет в пользу "Альтернативы". Слабость положения Меркель состоит в том, что по основным вопросам она не сможет существенно скорректировать свою позицию. Все, что фрау бундесканцлерин смогла сделать перед сентябрьскими выборами, – это ужесточить точку зрения на иммиграцию. Однако главная проблема Германии заключается в ухудшении положения рабочего класса, который ждет реальных реформ – устранения "короткой работы" как формы маскировки безработицы, возвращения социальных условий 20-летней давности и улучшения системы здравоохранения. И вот здесь Меркель связана сговором с олигархической верхушкой, которая после исчезновения СССР почувствовала свободу рук в эксплуатации людей труда. Тем более Меркель не рискнет на пересмотр вассальной зависимости от США в вопросах внешней и военной политики Германии. Немцы долго прощали ей это, считая ее "крепкой хозяйственницей", но авантюризм администрации Трампа все больше заставляет их думать об "отвязке" от Америки. А произвести такую "отвязку" куда сложнее, чем управлять экономикой. Германия прикована к военной машине США множеством пут: американскими военными базами и американским атомным оружием на своей территории, союзными обязательствами и пресловутым "канцлерактом" – секретным документом, который подписывает каждый канцлер при вступлении в должность во время своего первого визита в Вашингтон. Этот документ обязывает главу правительства Германии служить интересам США. Поэтому говорить, что политический кризис в Германии разразился по причине патового электорального расклада сил, неверно. Политика ХДС под управлением Меркель и примкнувшей к христианским демократам СДПГ во главе с таким политиком, как Шульц, привела Германию на историческое перепутье. Будучи сильнейшей в Европейском союзе, Германия остается "девочкой на побегушках" у Вашингтона. Это разительно не соответствует ни ее экономическому могуществу, ни ее историческим традициям, ни ее политической культуре, гораздо более развитой, чем культура американского патрона. Однако выбрать на историческом перепутье единственно правильный путь – задача не для Ангелы Меркель и Мартина Шульца. Это люди из прошлого, мыслящие категориями уходящей эры PaxAmericana. Поэтому любой из трех вариантов не принесет немцам выхода из кризиса. Кризис касается не правящих верхов, а всего немецкого общества, которое, кажется, начинает рождать в муках новую немецкую политику. |