Астана, 27 ноября, Дом Мажилиса
Сегодня в Мажилисе Министерство юстиции презентовало депутатам проект нового Закона "Об адвокатской деятельности и юридической помощи". Открыл заседание приветственным словом председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Нурлан Абдиров. Об основных положениях предлагаемого законопроекта рассказал и ответил на вопросы депутатов заместитель министра юстиции Жанат Ешмагамбетов. Наряду с парламентариями в обсуждении приняли участие представители госорганов, непарламентских политических партий, НПО, а также адвокаты и нотариусы. Законопроектом предусматривается регламентация деятельности частнопрактикующих юристов - "юридических консультантов" посредством объединения их в палаты. Обязательное членство лиц, представляющих интересы клиентов в суде в палатах юридических консультантов, позволит установить стандарты качества юрпомощи и профессионального поведения юристов; контролировать качество юрпомощи, оказываемой населению; привлекать недобросовестных юристов к ответственности вплоть до исключения из палаты. Для осведомленности населения и справедливого ценообразования предусматривается разработка рекомендательной тарифной сетки оплаты помощи адвоката, юрконсультанта. Учитывая рекомендуемые тарифы, граждане смогут ориентироваться и определять среднюю стоимость юрпомощи, что позволит избежать ее необоснованного завышения. Реализуется также возможность граждан рассчитывать на страховое возмещение в случае оказания некачественной юрпомощи. Его введение предполагается с 2020 года. Страхование профессиональной ответственности будет обязательным для адвокатов и юрконсультантов. Страховая выплата будет производиться клиентам в случае непреднамеренного совершения адвокатом или юридическим консультантом таких профессиональных ошибок, как пропуск процессуальных сроков, неправильное оформление документов, не извещение клиента о последствиях совершаемых юридических действий, что повлекло причинение ему вреда, утрата или порча документов клиента, неправомерное разглашение сведений. Введение обязательного страхования усилит имущественные гарантии клиента в случае предоставления ему некачественной помощи. В законопроекте усовершенствован механизм привлечения к ответственности адвокатов за некачественное оказание юрпомощи, несоблюдение стандартов, критериев качества, профессиональной этики. Дисциплинарные комиссии будут иметь двухуровневую структуру – на уровне территориальной коллегии адвокатов и республиканской. Дисциплинарная комиссия адвокатов будет являться независимым органом и будет подотчетна не президиуму, а исключительно общему собранию (конференции) адвокатов. Преимущественное большинство в комиссии составят адвокаты, более того ее председателем будет являться адвокат. Предлагается также упростить вход в профессию. Упрощение доступа к профессии адвоката будет обеспечено устранением имущественного барьера в виде вступительных взносов, что не многие могут себе позволить ввиду необоснованно высоких их размеров. При этом, претендент в адвокаты до вступления в коллегию преодолевает несколько этапов, которые подтверждают его соответствие профессиональным требованиям. Вступительный взнос не направлен на подтверждение профессиональных качеств, а является дополнительным имущественным барьером. Запрет на взимание вступительного взноса позволит большему количеству обладателей юридического образования получить статус адвоката, что в дальнейшем повысит конкуренцию между ними и будет мотивировать их повышать свой профессиональный уровень. В целях улучшения качественного состава адвокатуры пересмотрен порядок проведения аттестации и механизм повышения квалификации адвокатов. Для обеспечения представительства регионов в органах управления РКА устанавливаются ограничения по срокам нахождения в органах управления и порядок их формирования. Устанавливается запрет на осуществление более одного срока полномочий президиума, председателя президиума, ревизионной комиссии коллегии адвокатов, председателя, президиума и ревизионной комиссии РКА. В целях оптимизации деятельности адвокатуры, обеспечения оперативного оказания юридической помощи предлагается внедрить единую информационную систему "Е-адвокатура". Ее возможности будут использованы при формировании статистических отчетов, списка адвокатов по гарантированной государством юрпомощи, организации онлайн-дежурств и т.д. В последующем планируется проработка вопросов ее интеграции с другими системами госорганов. Наряду с ними вводится оказание юрпомощи на началах pro bono, которое в законопроекте именуется комплексной социальной юридической помощью. Введение pro bono в Казахстане позволит гражданам, находящимся в затруднительном социальном и финансовом положении, получить юридическую помощь от адвоката или юридического консультанта с полным сопровождением его правовой ситуации, что соответствует лучшей мировой практике. Предоставление такой помощи будет основано на добровольной договоренности сторон и по общему правилу будет безвозмездным. Предоставление pro bono не обязанность, а право и не может оказываться по принуждению. Объем и порядок оказания pro bono будет устанавливаться палатами юрконсультантов и Республиканской коллегией адвокатов самостоятельно. Сопутствующим законопроектом вносятся поправки в 4 кодекса (НК, УПК, КоАП и ГПК) и 5 законов ("О нотариате", "О некоммерческих организациях", "Об органах юстиции, "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях", "О правовых актах"). Кроме того, законопроектом упраздняется адвокатский ордер. После презентации рассмотрение законопроектов решено продолжить в рабочей группе во главе с депутатом Мажилиса Канатом Мусиным, с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений. |