Кенже Татиля, camonitor.kz, 2 февраля
У нас как-то не принято публично рассуждать об общественных настроениях или оценивать их. Хотя можно предположить, что какие-то скрытые от внимания общественности социологические замеры в этом плане проводятся. Мы решили восполнить данный пробел и обратились к известным отечественным экспертам с просьбой высказать свои соображения на сей счет, адресовав им следующие вопросы: Какие идеи и общественные настроения сейчас наиболее характерны для Казахстана, и какие из них можно назвать преобладающими – националистические, социалистические, исламские, либеральные, пофигистские и т.д.? Кто является их носителем или выразителем? Если исходить из ваших оценок, какими в идейно-политическом плане могут стать страна и общество через 10-15 лет? Как вы относитесь к этим тенденциям? Если бы в этом возникла необходимость, какую альтернативу вы бы предложили?
Гульмира Илеуова, президент ОФ "Центр социальных и политических исследований "Стратегия": Большинство хочет справедливости 1. Прежде всего, следует отметить, что исследования в этом направлении у нас проводятся, причем часто, и настроения населения изучаются как на уровне страны, так и в областях. Но что делают с результатами после их непосредственного изучения, то есть после получения социологических данных, не всегда понятно. Я имею в виду, что не совсем понятно, как или каким образом они включаются в политическую практику либо на уровне конкретных решений. Проблемы-то, с точки зрения населения, никуда не исчезают. Мало того, их становится все больше. Поэтому и возникает ощущение какой-то недоизученности мнения населения и имеющихся в обществе настроений. Хотя, повторюсь, исследований проводится достаточно, если не сказать с избытком. Я бы предпочла использовать понятия "социальные настроения" и "политические настроения", так как, на мой взгляд, понятие "общественные настроения" не имеет конкретной смысловой нагрузки. В теории связь между социальными, или социально-экономическими, и политическими настроениями достаточно тесная: чем хуже живем, тем острее на все реагируем, тем резче высказываемся и тем активнее проявляем себя в политике. Однако на практике такая связь не столь очевидна. За годы независимости мы привыкли к мысли, что у нас осуществляется какой-то переход, что нужно потерпеть ради некоего нового, более качественного экономического состояния общества, причем привыкли настолько, что поневоле забыли о людях, о том, что их тревожит сегодня, в данный момент. А, по-моему, если и есть какой-то переход, то он не в базисе, не в экономике (с ней все понятно – это средоточие проблем, которые никак не могут быть решены), а в сознании людей. Наши исследования фиксируют, что и социальные, и политические настроения разнонаправлены, и выделить в них что-то одно не представляется возможным. То есть практически одни и те же люди говорят, что они недовольны, и в то же время не хотят базовых изменений. Они могут выступать и за воссоздание совхозов и колхозов, и за развитие рыночной экономики, и за регулирование цен, и за свободу предпринимательства и частной собственности. И одновременно позиционировать себя как языковых националистов или стихийных моралистов на основе "народного" ислама и т.д. Но все-таки наиболее характерный тренд я назову – это требование все большего увеличения государственного присутствия в экономике и в социальной сфере, а также сильный запрос на социальную справедливость в самом общем ее понимании. Одним словом, патернализм чистейшей воды. 2. Вся проблема и весь интерес заключаются в том, что эти разнообразные настроения слабо структурированы, границы между группами населения, являющимися носителями тех или иных представлений, размыты и не очерчены четко. Существующие партийно-политические образования как шли по пути "обобществления" любых актуальных, на их взгляд, запросов, так и продолжают это делать, внося еще большую неопределенность и противоречивость в процесс представительства интересов населения. Другие институты так и не трансформировались в полноценные образования. Отвечая на ваш вопрос, я бы могла сказать, что этим в какой-то степени занимаются СМИ, но и то лишь как ретранслятор определенных общественных настроений. 3. Если довести линию, которую я обрисовала, до конца, то можно только выразить надежду на то, что все будет хорошо и что в итоге нас не ожидает непредсказуемый политический результат. Я могу лишь назвать некоторые факторы, которые могут повлиять на формирование идейно-политической повестки в Казахстане с социологической точки зрения. Первый связан с изменением этнического состава населения и приобретением страной более однородного этнического профиля. Это может привести, хотя и необязательно, к усилению националистического дискурса. Почему необязательно? Потому что данное изменение происходит медленно и в целом позволяет всем сравнительно безболезненно к нему адаптироваться. А во власти казахи представлены более чем широко. Второй фактор. Если мы к тому времени все еще будем продолжать бесконечные экономические реформы, которые не дают осязаемых результатов для основной части казахстанцев, если по-прежнему значительные группы населения будут мобилизованы на борьбу с перманентным кризисом, имя которому коррупция и неэффективность госаппарата, то с течением времени можно ожидать роста оппозиционных настроений и критики в адрес властей со стороны разных слоев общества. Следствием этого могут стать усиление социальной нестабильности и возможная радикализация отдельных групп населения на любой идеологической основе. Третий момент. Предполагаю, что на основе уже проявившегося запроса на социальную справедливость возрастет интерес к советскому периоду, точнее, к той модели, которую он воплощал и которая становится привлекательной именно в связи с неудовлетворенностью нынешним уровнем социального развития страны. Не могу сказать, что эта тенденция станет основополагающей, но свое влияние на повестку дня в стране она может и будет оказывать. 4. Альтернативы нет. Мы должны пройти – и пройдем – весь путь, который выбрали. Один раз мы уже перескакивали из одной общественной формации в другую, и теперь оспариваем результаты, потому что, как выясняется, у нас другой выбор. Понять бы еще – какой? И то, что мы прожили в относительно неконфликтном состоянии 25 лет своей новой государственности, еще не значит, что страна приобрела какой-то окончательный облик и что все задачи развития решены. Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива": Тревожит рост нетерпимости к чужому мнению
1-2. Для максимального понимания этого вопроса следует провести серьезное социологическое исследование. Если брать ведущие идеологические течения, то практически ни одно из них не имеет своего институционального выражения в виде политических партий или общественных движений. Некоторое исключение составляют КНПК и ОСДП, позиционирующие себя как носители коммунистических и социал-демократических ценностей и взглядов соответственно. Но, во-первых, зачастую практика деятельности этих партий далека от выбранной ими идеологии. А, во-вторых, они не воспринимаются как общепризнанные выразители данных идей и как лидеры основной массы их приверженцев. Государство, с одной стороны, продвигает такие ценности, как стабильность, патриотизм, общественное согласие, национальное единство и т.д. С другой стороны, различными своими действиями, сопряженными с ущемлением прав и свобод граждан, оно само же способствует их девальвации. В целом есть такое ощущение, что всевозможные идеи и ценности из политического поля максимально ушли в плоскость сознания и поведения отдельных индивидов или сравнительно небольших групп. Что касается настроений в обществе, то в последнее время тревожит рост нетерпимости к чужому мнению, взглядам, чувствам, образу жизни. Сказываются, в частности, поколенческий и социальный разрывы. Хотя если эту нетерпимость направить против коррупции и философии безудержного потребительства, то наше общество только выиграет. Вместе с тем радуют проявления сочувствия и солидарности разных людей друг к другу. В этом смысле можно отметить, к примеру, прошлогодние акции в Алматы, Астане и других городах в поддержку жителей регионов, пострадавших от наводнения. 3. Думаю, что либерально-демократический вектор в развитии казахстанского общества и государства не только сохранится, но и усилится. В то же время следует ожидать изменений в соотношении общегражданских и этно-ориентированных, а также, возможно, светских и религиозных начал. Конечно, сейчас трудно предсказать, насколько и в какую сторону все это будет развиваться к обозначенному времени. В любом случае фактор не просто смены поколений, но и, прежде всего, поколений отечественной элиты сильно даст о себе знать. 4. Любые идеи, ценности и ориентиры важны не столько сами по себе, сколько в четкой привязке к конкретным результатам их воплощения в жизнь. Поэтому их следует не просто декларировать, а дополнять мерами в интересах соблюдения и защиты конституционных прав и свобод граждан и достижения высокого уровня благосостояния общества. Кроме того, особый акцент необходимо сделать на воспитание детей и подростков в духе общечеловеческих морально-этических и общенациональных политических ценностей. Причем одной из ключевых общенациональных ценностей должна стать семья, которая была и остается первоосновой любого общества. В связи с этим государству следует выделить семейную политику в отдельное направление своей деятельности, усилив ее концептуально и практически. Все это, на мой взгляд, позволит усилить позитивные стороны и минимизировать критические моменты в идейно-духовной составляющей казахстанского общества. |