NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 21:49 ast
19:49 msk

Рабочий график главы государства
Расширенное заседание Правительства под председательством Главы государства
12.02.2018 / политика и общество

"Ак Орда", 9 февраля

Расширенное заседание Правительства под председательством Главы государства
В заседании приняли участие спикеры Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Премьер-Министр, Государственный секретарь, Руководитель Администрации Президента, члены Правительства, акимы городов Астаны, Алматы и областей, руководители центральных государственных органов, непосредственно подотчетных Президенту Казахстана.
Открывая заседание, Нурсултан Назарбаев остановился на достигнутых результатах развития страны за год и подчеркнул важность реализации государственных и отраслевых программ.
В ходе совещания с докладами выступили Премьер-Министр Б.Сагинтаев, министр финансов Б.Султанов, председатель Национального Банка Д.Акишев, заместитель Премьер-Министра А.Жумагалиев, председатель правления НПП "Атамекен" А.Мырзахметов, аким Карагандинской области Е.Кошанов и аким Кызылординской области К.Кушербаев.
Отмечая результаты выполненных задач, Глава государства акцентировал внимание спикеров на проблемах банковского сектора, вопросах разъяснения целей программы цифровизации, контроля бюджетных средств, сокращения проверок субъектов малого и среднего бизнеса со стороны контролирующих государственных органов.
Заслушав отчеты, Глава государства в целом положительно оценил работу Правительства, Национального Банка и акимов регионов по достижению устойчивых показателей развития страны в условиях нестабильности внешних факторов.
Вместе с тем, Президент Казахстана указал на необходимость повышения эффективности реализации принятых ранее программных документов и использования выделенных бюджетных средств.
- Для вхождения в число 30-ти развитых стран мира необходима активная работа. Приняты все программные документы и соответствующие поправки в законодательство. Осуществляются институциональные реформы. Объявив Третью модернизацию, мы приступили к цифровизации экономики. Необходимо ускорить развитие, - сказал Нурсултан Назарбаев.

Индустриализация
Глава государства, отметив рост обрабатывающего сектора за годы индустриализации, поручил принять меры по увеличению его доли в экономике.
Кроме того, Президент Казахстана остановился на вопросах внедрения передовых технологий в производство и повышения экспортоориентированности предприятий.
- Государственную поддержку нужно оказывать, в первую очередь, тем, кто внедряет передовые технологии и будет производить экспортную продукцию. Необходимы более активные меры по обеспечению опережающего роста обрабатывающей промышленности, - сказал Нурсултан Назарбаев.
Глава государства поручил изучить эффективность действующих специальных экономических зон и временно запретил создавать новые подобные структуры.
В ходе заседания также были обсуждены вопросы переработки в нефтегазовом секторе и трансформации Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына".
- Важным направлением является переработка нефти и газа. Тем более, регулярно встает вопрос обеспеченности страны топливом. Даже после модернизации трех заводов дефицит ГСМ в Казахстане покрывается только на три-четыре года. Еще в 2009 году мне докладывали о планах по строительству интегрированного газохимического комплекса. С тех пор стоимость проекта выросла с 6 до 9 миллиардов долларов. Сроки завершения с 2016 года перенесены на 2024 год, - сказал Президент Казахстана.
Нурсултан Назарбаев поручил вынести на рассмотрение Совета по управлению ФНБ "Самрук-Казына" скорректированные стратегию и программу трансформации Фонда.

Государственная программа "Нурлы Жол"
Глава государства указал на необходимость контроля эффективности и прозрачности использования средств на строительство автомобильных дорог.
Президент Казахстана акцентировал внимание на важности строительства межрегиональных и межрайонных дорог за счет перенаправления расходов, предусмотренных для непервоочередных республиканских дорог.

Государственная программа "Нурлы Жер"
Нурсултан Назарбаев отметил результаты строительства жилья в регионах и поручил пересмотреть механизмы дальнейшей реализации государственной программы.
- За два последних года на строительство жилья государством выделено 550 миллиардов тенге. Причем все это пошло на прямое финансирование строительства, которым занимаются акимы. В кризисные годы это было оправдано. Но теперь надо переходить на использование рыночных механизмов. Финансировать строительство должны банки, а Правительство, Национальный банк и акимы – создавать условия для удешевления стоимости жилья, - сказал Глава государства.

Реализация Плана нации "100 конкретных шагов"
Президент Казахстана поручил Правительству взять на контроль вопросы внедрения электронного декларирования по импорту и сокращения численности проверяющих контрольно-надзорных органов.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев остановился на ходе внедрения модели "Единого закупщика" и укрупнении региональных электросетевых компаний с целью снижения стоимости электроэнергии.
Глава государства также поручил Премьер-Министру взять на контроль работу по привлечению транснациональных компаний в перерабатывающий сектор, отметив при этом важную роль компаний "Казах Инвест" и "Казах Экспорт".
В ходе заседания также были обсуждены вопросы привлечения инвесторов для реализации проектов в агропромышленном секторе и предстоящей работы по запуску Международного финансового центра "Астана".
Вместе с тем, Президент Казахстана указал на проблему самозанятого населения и его участия в программе обязательного социального медицинского страхования.
- Другой причиной торможения реформы здравоохранения является проблема информатизации. До сих пор нет электронных паспортов здоровья, врачи ведут документацию на бумаге. Медицинские организации на местах слабо обеспечиваются компьютерами и доступом к Интернету. Это зона ответственности акимов, - сказал Глава государства.

Модернизация общественного сознания
Нурсултан Назарбаев отметил формальный и несистемный подход некоторых руководителей регионов к реализации программы.
- Есть регионы, которые не используют все свои возможности для осуществления поставленных задач. Модернизация общественного сознания не ограничивается одним годом. Это долгосрочная работа, требующая системности и постоянного поиска новых методов, - сказал Президент Казахстана.
Также в ходе совещания был обсужден вопрос дальнейшего перехода казахского языка на латинскую графику.

Обеспечение верховенства закона и борьба с коррупцией
Глава государства поручил заинтересованным государственным органам продолжить курс на снижение избыточной репрессивности уголовного процесса и его гуманизацию.
Нурсултан Назарбаев отметил, что главной задачей в борьбе с коррупцией должно стать принятие системных превентивных мер.
- Только за последние два года к уголовной ответственности за коррупцию привлечено более двух тысяч должностных лиц. Среди них министры и акимы всех уровней, руководители ведомств. В частности, в суде рассматриваются уголовные дела в отношении экс-министра национальной экономики, гендиректора предприятия "Казахавтодор". Главной задачей в борьбе с коррупцией должно стать принятие системных превентивных мер, - сказал Президент Казахстана.
В завершение заседания Глава государства указал на важность реализации всех приоритетов Послания текущего года и подчеркнул ответственность каждого из руководителей за их осуществление.
- В Послании мной поставлены десять конкретных задач в условиях четвертой промышленной революции. Администрации Президента, Правительству, Парламенту, акимам, НПП "Атамекен" и нацхолдингам необходимо развернуть соответствующую работу. Сегодня я обозначил еще ряд проблемных вопросов, которые необходимо учесть. В условиях проводимых конституционных реформ и сложной геополитической ситуации всем нужно активизироваться и работать сплоченно, - заключил Нурсултан Назарбаев.

---

Встреча с акимами областей, городов Астаны и Алматы
В ходе совещания Глава государства обратил внимание акимов областей и городов республиканского значения на необходимость контроля стабильности цен на продукты питания и регулирования тарифов.
Нурсултан Назарбаев отметил важность проведения бесперебойного отопительного сезона в областях.
Кроме того, Президент Казахстана поручил Правительству совместно с акимами областей организовать мероприятия по заблаговременному предупреждению и недопущению наводнений в весенний период.
Глава государства предложил рассмотреть возможность накопления талых вод в резервуарах и их использования для сельскохозяйственных нужд.
- На уровне сельских населенных пунктов, где живет свыше двух тысяч человек, будет внедряться местное самоуправление. Это четвертый уровень бюджета. На места передан сбор 7 видов налогов, здесь также осуществляются расходы по 19 направлениям. По предварительному анализу, лишь 11 процентов сельских округов могут быть самодостаточными и способны покрыть расходы за счет собственных доходов. Поэтому Правительству совместно с руководством областей необходимо взять этот вопрос на контроль, - сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана подчеркнул необходимость широкого разъяснения обществу важного характера проектов и программ развития страны и указал на необходимость привлечения партии "Нур Отан" к этой работе.
В ходе встречи с докладами о состоянии регионов выступили аким города Астаны, акимы Кызылординской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей.

---

Назарбаев поинтересовался у чиновников, что с ними происходит
Данара Жуманова, ktk.kz, 9 февраля

Нурсултан Назарбаев раскритиковал работу главных чиновников страны! Глава государства провел расширенное заседание правительства, на котором министры и руководители услышали много неприятного. Так, Данияру Акишеву президент припомнил скандал с банками, у которых оказались проблемные портфели. Спасать их пришлось за счет бюджетных денег. А у Тамары Дуйсеновой президент напрямую поинтересовался: уж не устала ли она от работы в министерстве?
Расширенное заседание Нурсултан Назарбаев начинал в хорошем расположении духа. Первым выступал премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Говорил глава Кабмина в основном о достижениях за последние годы. О плане нации, модернизации экономики и сознания и росте ВВП. Правда, о тех задачах, с которыми правительство не справилось, премьер предпочел умолчать. Что сразу же подметил президент.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:
- Жақсы баяндадың, бірақ самокритика жоқ.
На этом хорошее настроение у президента улетучилось. Критиковал глава государства по факту и точечно. Первым под раздачу попал Данияр Акишев – ему напомнили о скандале с банками второго уровня, на спасение которых пришлось тратить сотни миллиардов государственных денег. Не услышав внятного ответа, как же решать проблему, Назарбаев поручил главе Мажилиса Нурлану Нигматулину поскорей завершить работу над соответствующим законопроектом. Именно с его помощью будут наводить порядок в финансовом секторе.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:
- Когда мы с этим делом закончим? У всех перед глазами тотальное воровство денег государства и народа "БТА Банком" во главе с Аблязовым. По всему миру мы сейчас раскрыли и доказали, что это было явное воровство денег государства. А что сейчас? Создали банк, и теперь туда поверили, пошли люди, нацкомпании, и теперь эти акционеры вытаскивают оттуда деньги, а Национальный банк сидит и наблюдает.
- Нурсултан Абишевич, совершенно верно...
- Ну что совершенно верно? А для чего тогда надзорный орган нужен нам? И так по другим всем банкам. Меня это возмущает.
Претензии выслушал и министр финансов Бахыт Султанов. Президента возмутил тот факт, что его поручение сократить количество проверяющих в надзорно-контрольных органах выполнили не до конца.
Бахыт Султанов, министр финансов РК:
- Основную часть проверяющих мы переводим на решение задач по экспортному контролю. Эту задачу мы должны институционально закрепить и в ближайшее время реконструировать. Конкретно сократим на 600 человек количество проверяющих.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:
- Я тебе делаю второе замечание сегодня. Третье может стать последним. Занимайся.
Но, пожалуй, самый неожиданный вопрос услышала министр Тамара Дуйсенова. Все дело в самозанятых казахстанцах, из-за слишком большого количества которых пришлось отложить внедрение обязательного медицинского страхования. О том, что Министерство труда и соцзащиты населения недорабатывает, президент упоминал и в своем послании. Не упустил возможности глава государства и озвучить свое недовольство напрямую.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:
- Просто никто не работал. Министру Дуйсеновой я много раз говорил. Не болды, Тамара, айтшы, әлде шаршадың ба осы жұмыста?
По официальным данным, самозанятых в нашей стране было почти 3 миллиона. Сейчас их распределяют по разным категориям. Так, например, полмиллиона человек сейчас считаются наемными работниками. В этом году статус поменяют еще 400 тысяч человек. В общем, перемены будут, заверила Тамара Дуйсенова. Предпринятые меры позволят внедрить обязательное социальное медстрахование раньше на год. Если к осени все будет сделано, проект будет заработает с 2019-го. По крайней мере так пообещали президенту Казахстана разнесенные в пух и прах чиновники.

---

Президент сожалеет о средствах и времени, потраченных на Бишимбаева
Данара Жуманова, ktk.kz, 9 февраля

И сегодня же Нурсултан Назарбаев призвал и дальше бороться с коррупционерами во власти. Даже несмотря на то, что некоторые из них разочаровали его лично. Глава государства упомянул о деле Куандыка Бишимбаева. И выразил сожаление об усилиях, потраченных на перспективного болашаковца.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:
- Экономика болып жүрген Куандык Бишимбаев – очень жалко мне, честно говоря. Обучали, "Болашақпен" алып келдік. Үміт арттық, ертеңгі күні өсетін, елдің бір тұтқасын ұстайтын жігіт болады дейді де, ана жерге барды да, міне, осындай болды. Конечно, жалко. Столько тратим времени, денег на подготовку людей. Вот гендиректор "Казавтодора". Шыдай алмайды.
Процесс по делу экс-министра и главы нацхолдинга "Байтерек" все еще продолжается. Его и еще 25 человек судят за колоссальные хищения. Всего же, напомнил президент, за последние два года в Казахстане посадили две тысячи двести чиновников. Громкие задержания коснулись в том числе министров, акимов и руководителей ведомств. Бороться со взяточничеством в стране будут и дальше, подчеркнул Нурсултан Назарбаев. Но при этом сажать президент предлагает с умом: не перегибая палку.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:
- Вы сами говорите, что на западе 80-90 процентов дел решается мирным путем, переговорами. Почему мы так не делаем? У нас обязательно надо человека поймать и посадить, хотя этот вопрос можно решить. В этой связи нужно продолжать курс на снижение избыточной репрессивности уголовного процесса и его гуманизацию.

---

Назарбаев Акишеву: что спасибо? Ты давно должен был это сделать
Глава государства раскритиковал бездействие Нацбанка в ситуации с Bank RBK в ходе расширенного заседания правительства по итогам 2017 года

АСТАНА, 9 фев - Sputnik

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подверг критике председателя Национального банка Данияра Акишева.
Расширенное заседание правительства с участием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева
Выступая на расширенном заседании правительства, Акишев рассказал, что в "Дельта банке", который на сегодня лишен лицензии, почти 100% кредитов приходилось на компании, подконтрольные акционеру банка.
"В отчетности банка это никак не отражалось и было выявлено только в результате проверки. 60% обязательств этого банка составляли счета квазигосударственных структур. В Bank RBK 90% кредитов выданы четверым заемщикам, являющимся либо акционерами банков, либо связанными лицами. Как правило, при выдаче…", - хотел было продолжить Акишев, однако его перебил президент.
"Когда мы уже с этим делом закончим? У всех перед глазами тотальное воровство денег государства и народа БТА Банком во главе с Аблязовым. По всему миру мы это раскрыли, доказали, что это было явное воровство денег государства. А что сейчас? Создали банк, туда поверили, пошли люди, нацкомпании. Теперь эти акционеры вытаскивают оттуда деньги и Нацбанк сидит и наблюдает за этим. Ну как это так можно?" - спросил Назарбаев.
"Совершенно верно", - ответил Акишев.
"Ну что совершенно верно? А для чего нам тогда надзорный орган нужен? И так вот по всем другим банкам. Меня это возмущает. Мы говорим: "Это будет плохо, то, се, нельзя подвергать банкротству". Надо подвергать банкротству. Или пусть оставляют деньги. Эти акционеры никуда же не делись. Они создали банк, чтобы накопить деньги, а потом вытащить оттуда. Как может (быть) такое воровство среди белого дня?" - возмутился глава государства.
Назарбаев рассказал, что поручил внести законопроект, который бы дал право априори смотреть состояние банка, "всех движений денег, которые там происходят, на корню чтобы пресекать". Президент просил ускорить рассмотрение этого законопроекта.
"Спасибо большое, Нурсултан Абишевич", - сказал Акишев.
"Что спасибо? Ты давно должен был это сделать, привести предложение", - заметил Назарбаев.

---

Назарбаев: государство не должно "поддерживать штаны" всех нуждающихся банков
Назарбаев запретил Нацбанку финансово поддерживать незначимые для экономики частные банки, отметив, что в этом вопросе отныне нужно действовать строго

АСТАНА, 9 фев - Sputnik

Государство не должно поддерживать все банки, нуждающиеся в поддержке, заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Расширенное заседание правительства с участием президента Казахстана Нурсултана Назарбаева
Председатель Нацбанка Данияр Акишев рассказал, что согласно международному опыту программы поддержки должны охватывать только крупные институты, имеющие значимость для стабильности в стране.
"Более того, опция представления льготных ресурсов от государства должна иметь исключительно краткосрочный характер для недопущения иждивенческих настроений среди акционеров финансовых институтов. Постоянные линии господдержки создают стимулы получить дешевые государственные деньги для всех банков вне зависимости от их роли и размеров в банковской системе", - сказал Акишев на расширенном заседании правительства.
По его словам, небольшие банки, состояние которых не представляет никакой угрозы для общей финансовой стабильности, рассчитывают на участие в программе.
"Поэтому правление Нацбанка 6 февраля текущего года приняло решение: завершить реализацию программы в части мер докапитализации крупных банков. 7 февраля 2018 года рассмотрение заявок от банков прекращено, а те заявки, которые поступили до этого срока, останутся без рассмотрения", - заключил глава Нацбанка.
"Правильно, надо всем объявить. Состоятельные люди хотят иметь банк и создают его. Работают, это частный (институт), государство не имеет никакого отношения. Потом проваливаются и теперь государство должно "поддерживать штаны". Нельзя. Создал – пусть отвечает до конца", - сказал Назарбаев.
Президент отметил, что самым крупным системообразующим банкам требовалась поддержка, и Нацбанк ее оказал.
"Теперь дальше надо следить, чтобы не повторялось это каждый раз", - заметил Назарбаев.
"Надо сказать, что банки, которые оказались за бортом поддержки, они могут договориться с вкладчиками, акционерами, чтобы они не вытаскивали деньги, пролонгировали кредиты, вот в этом можно им помочь. Таким образом, (можно) постепенно восстановить свои банки, если у них есть желание. Здесь нужна строгость. Когда тяжелые были времена, переходили мощный финансовый мировой кризис, мы допустили слабину и теперь надо кончать", - заключил президент.

---

Назарбаев Дуйсеновой: ты устала на этой работе?
Нурсултан Назарбаев недоумевает, почему в Казахстане до сих пор есть проблемы с самозанятым населением

АСТАНА, 9 фев - Sputnik

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поднял вопрос с самозанятым населением в стране.
Выступая на расширенном заседании правительства, президент отметил, что в Казахстане пришлось отложить внедрение обязательного социально-медицинского страхования. Основной причиной этого стала проблема вовлечения так называемого самозанятого населения и неформально занятого населения.
"Они не платят налогов, не участвуют в накопительной пенсионной системе, короче говоря, находятся в тени. Я неоднократно на протяжении как минимум пяти лет говорю об этом. Давал конкретные поручения. Однако ими никто предметно не занимается. Министру (труда и соцразвития) Дуйсеновой я много раз говорил. Что случилось, Тамара, скажи? Или ты устала на этой работе?" - сказал Назарбаев.
Дуйсенова в свою очередь ответила, что министерством была проведена большая работа по этому вопросу, на сегодняшний день выяснен социальный статус 18 миллионов граждан в Казахстане.
В свою очередь вице-премьер Ерболат Досаев взял обязательство ввести систему обязательного социального медицинского страхования с 2019 года.
"Мы хотели бы попробовать взять у вас ранние обязательства, что ОСМС мы сдвинем на один год. И хотим начать в 2019 году вместо 2020 года", - сказал Досаев.
"Хорошо", - ответил Назарбаев.

---

Подчинят ли нацкомпании правительству – Назарбаев поручил Есимову разобраться
Глава государства потребовал от фонда "Самрук-Казына" продолжить трансформацию и не тратить средства на неэффективное управление нацкомпаниями

АСТАНА, 9 фев - Sputnik

Национальные компании могут вернуть в подчинение правительства. Такую возможность озвучил президент Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании кабинета министров в Астане.
Обращаясь к председателю правления фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" Ахметжану Есимову, глава государства подчеркнул, что главная задача фонда - увеличение стоимости активов при эффективном управлении и инвестировании.
"Фонд не должен тратиться на несвойственные функции, под которые создаются целые структуры, набирается куча людей с большими окладами. Умирзак Естаевич начал работу по трансформации фонда, надо ее продолжить. Ожидаемые результаты действующей программы в основном носят процедурный характер этой трансформации. Я участвовал в том первом совещании с участием иностранцев, корифеев этого дела. Столько было сказано. Ахметжан Смагулович, я вас туда отправил, чтобы вы разобрались со всем этим, и мне доложите, что нам надо дальше делать", - отметил Назарбаев.
Президент поручил поставить работу фонда "на совершенно другую стезю".
"Поручаю вынести на рассмотрение совета по управлению фондом скорректированную стратегию программы трансформации фонда, как будем дальше развивать. Будем развивать или будем национальные компании напрямую подчинять правительству, как это раньше было. Надо посмотреть, если нужно", - заключил президент.

---

Выступление Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева на расширенном заседании Правительства РК 09.02.2018
primeminister.kz, 9 февраля

Сегодня в Үкімет үйі проходит расширенное заседание Правительства с участием Главы государства Нурсултана Назарбаева. С докладом об итогах работы за 2017 год и задачах на 2018 год выступил Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев.

Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!
Последние 10 лет Казахстан развивался под давлением внешних шоков и мировой турбулентности. Это непростые времена быстрых и кардинальных перемен. Тем не менее наша страна избежала драматических сценариев только благодаря Вашим своевременным решениям.
Ответом на мировой финансовый кризис 2007–2009 годов стала программа форсированной инновационной индустриализации, вторую пятилетку которой мы сейчас реализуем.
В условиях внешних шоков 2014–2015 годов Вы инициировали масштабный план инфраструктурного развития "Нұрлы жол". Для укрепления государства и выполнения "Стратегии-2050" в глобальной реальности Вы, уважаемый Нурсултан Абишевич, выдвинули пять институциональных реформ и План нации "100 конкретных шагов" по их реализации.
На новом этапе развития мировой экономики и глобальных изменений в начале 2017 года Вы объявили курс Третьей модернизации Казахстана, поставив четкие задачи обновления в политической, экономической и духовной сферах.
Принципиальное значение имеет Ваша Программная статья "Рухани жаңғыру", поскольку формирование новых поколений казахстанцев с современным мышлением является решающим фактором конкурентоспособности страны в XXI веке. Успешная реализация Вашего нового Послания о Четвертой промышленной революции поставит Казахстан в ряд развитых государств, решающих сложнейшие вопросы передовой мировой повестки дня.
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Вы всегда точно предвидели предстоящие вызовы. На опережение давали Правительству и акимам стратегические установки и поручения. Благодаря Вашей формуле "кризис как шанс", Казахстан в трудные моменты всегда мобилизовывался и выходил из испытаний окрепшим, с новыми планами и уверенно смотрящим вперед.
Именно исполнение Ваших решений позволило добиться в прошлом году конкретных результатов. Главные из них:
Экономика вышла на устойчивую траекторию развития, что подтверждается международными рейтинговыми агентствами, дающими стране стабильный прогноз.
Рост ВВП составил 4%. 60% роста обеспечено за счет несырьевых секторов. Это принципиальный момент, поскольку показывает устойчивость экономики и изменение ее структуры.
Внешнеторговый оборот увеличился на 25% до $69,5 млрд. Инвестиции в основной капитал выросли на 5,5%, в том числе частные инвестиции - на 6,9%.
Улучшилась макроэкономическая ситуация. Инфляция снижена до 7,1%. На безопасном уровне обеспечена устойчивость государственных финансов. Госдолг не превышает 26% к ВВП. Поступления в республиканский бюджет выросли на 26,3%.
В полном объеме выполнены все социальные обязательства государства. По Вашему поручению увеличены базовые социальные пособия. Размеры трудовых пенсий повышены до 20%, единовременных пособий на рождение детей - на 27%. Уровень безработицы составил 4,9%.
Важным международным событием года стало проведение выставки "Экспо-2017 - Энергия будущего", которую посетило почти 4 млн человек. Выставка имела большой мультипликативный эффект на развитие малого и среднего бизнеса, торговли, продвижение зеленых технологий.
Таким образом, План нации и все программы сработали. Остановлюсь подробнее на наиболее значимых их эффектах на экономику.
План нации "100 конкретных шагов" находится в зоне особого внимания Правительства. За три года его реализации принято 74 закона и более 500 нормативных правовых актов, отвечающих задачам нового этапа государственного строительства. Начиная с момента исполнения Плана, всего выполнено 55 шагов.
Первая реформа - формирование профессионального государственного аппарата. Переход на карьерную модель госслужбы дал равные возможности служащим в продвижении по компетентности. Проведена комплексная аттестация государственных служащих. Начата апробация новой системы оплаты труда по результатам.
Вторая реформа - обеспечение верховенства закона. Осуществлен переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехзвенной, что обеспечивает своевременность защиты прав граждан и бизнеса.
Повышено качество требований к судейскому корпусу, усилена их подотчетность. Созданы судопроизводство по инвестиционным спорам, Международный арбитражный центр МФЦА.
Создана местная полицейская служба и общественные советы по рассмотрению жалоб граждан на действия полицейских.
Третья реформа - индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации. Антимонопольное законодательство приведено в соответствие со стандартами ОЭСР. В строительной отрасли сокращен процесс получения разрешений, вводятся Еврокоды, отменены устаревшие СНИПы. Принят новый Кодекс "О недрах и недропользовании". Начата реализация проекта БАКАД. Создан Международный финансовый центр "Астана".
Принят новый Трудовой кодекс. Усилена адресность социальной помощи. Введено единое пособие для малообеспеченных семей. Вступили в действие новые Налоговый и Таможенный кодексы. Налоговая реформа увеличит поступления в бюджет в 2018 г. на 90 млрд тг, а в трехлетнем бюджете - на 300 млрд тг.
Четвертая реформа - идентичность и единство. Институционально укреплена Ассамблея народа Казахстана. Созданы новые социальные лифты для молодежи. Выстроена работа по продвижению идеи "Общества всеобщего труда".
Пятая реформа - формирование подотчетного государства. Создан институт общественных советов и ежегодных отчетов перед населением. Внедрена новая модель контроля и аудита использования бюджетных средств.
Реализуется закон по вопросам развития местного самоуправления. Начата передача функций госорганов в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Внедрено "открытое правительство". Корпорация "Правительство для граждан" оказала 64 млн услуг.
Все эти шаги имеют важнейшее значение для создания новой модели экономики и ее устойчивого развития в долгосрочный период.
Госпрограмма индустриально-инновационного развития - основной инструмент диверсификации и повышения конкурентоспособности промышленности.
С 2010 года введено 1148 новых проектов на 6 трлн тг. Создано 107 тысяч постоянных рабочих мест.
Произошел переход к производству продукции более высоких переделов. Начат выпуск новых, ранее не производившихся высокотехнологичных товаров на экспорт, среди них локомотивы, электровозы, пассажирские вагоны, автомобили, горнорудное и нефтегазовое оборудование.
Значительный рост достигнут в фармацевтике, автомобилестроении, электротехническом машиностроении, химической промышленности, производстве продуктов питания.
В результате вклад обрабатывающего сектора в промышленность увеличился с 31% в 2010 году до 40% в 2017 году. Выросла производительность труда. Каждый работник стал производить в среднем на $10 тысяч больше.
В 2017 году темпы роста обрабатывающей промышленности достигли своего пятилетнего максимума - 5,1%. Введено 120 проектов на 1,5 трлн тг инвестиций и создано 10 тыс. постоянных рабочих мест. Такие же темпы мы намерены обеспечить и в этом году.
Экспорт несырьевых товаров вырос на 22%. География поставок охватила 122 страны. Казахстан сегодня экспортирует более 800 товаров обрабатывающего сектора.
Правительство развернуло активную работу по реализации инициированной Вами Программы "Цифровой Казахстан". К 2022 году все населенные пункты страны будут обеспечены широкополосным доступом к Интернету. Принят план по обучению и подготовке кадров для цифровой экономики и цифровой грамотности населения.
Разработаны меры по технологическому перевооружению базовых отраслей и внедрению элементов Индустрии 4.0. на первых 500 промышленных предприятиях. Начато создание модельных цифровых фабрик на базе флагманов нашей промышленности - ERG, "Казцинк", ArcelorMittal, "Казахмыс", "Казатомпром".
Подготовлены законодательные нормы по развитию электронной коммерции, индустрии венчурного финансирования, ИТ-отрасли в целом. Утверждена концепция развития "умных городов". До конца года будут реализованы пилотные проекты в каждом регионе.
Привлечение инвестиций. Благодаря Вашей личной вовлеченности, за годы Независимости в страну привлечено порядка $300 млрд прямых иностранных инвестиций и Казахстан является лидером в регионе по этому показателю.
На сегодня изменилась структура притока инвестиций. 25% иностранных инвестиций направляется в обрабатывающую промышленность. В несырьевые сектора - порядка 50%. В страну идет новая волна иностранных инвестиций.
Расширение проекта "Тенгиз" с инвестициями компании Chevron в $37 млрд не имеет на сегодня подобных аналогов в мире.
На контроле Правительства находится реализация Ваших договоренностей с Китаем, Россией, США, Японией, Южной Кореей, Ираном, Турцией и другими странами, по развитию производственных мощностей на общую сумму порядка $50 млрд.
Государственная программа "Нұрлы жол". Благодаря масштабному строительству транспортной, индустриальной и социальной инфраструктуры по Программе ежегодно создается не менее 100 тысяч рабочих мест.
Государственная программа Нұрлы жол
Во-первых, создана современная сеть автомобильных дорог.
За 2015–2017 годы построено 2000 км автомагистралей, соединивших Астану со всеми регионами страны по лучевому принципу. В 2017 году строительство и реконструкция велась на 4000 км автодорог. Открыто движение на 600 км.
В 2018 году будут завершены свыше 500 км автодорог. В соответствии с Вашим новым Посланием особое внимание будет уделено развитию местных дорог. Объем их финансирования будет доведен до 150 млрд тг, что улучшит качество жизни в городах и аулах.
Во-вторых, модернизирована и расширена железнодорожная и авиационная инфраструктура. За три года построено 1376 км железных дорог, увеличивших пропускную способность и скорость перевозки товаров на новые рынки сбыта.
Проведена реконструкция взлетно-посадочных полос большинства аэропортов и пассажирских терминалов страны. В Астане построены новые железнодорожный вокзал и Международный терминал аэропорта.
В-третьих, реализуется транзитный потенциал страны как транспортно-логистического хаба в Центральной Евразии. Полностью завершено строительство казахстанского участка Международного коридора "Западная Европа - Западный Китай". Это - 2857 км.
Магистраль охватывает свыше 240 населенных пунктов 5 областей с общей численностью около 5,5 млн чел., и уже дает свои эффекты для развития экономики. Так, грузооборот между регионами увеличился в 2,5 раза, транзитные автоперевозки - в 3 раза. Среднегодовой эффект от проекта на сегодня составляет порядка 180 млрд тг и с каждым годом будет расти.
Построены новые логистические хабы на Востоке и Западе страны, а также совместный казахстанско-китайский логистический терминал в морском порту Ляньюньган.
Начата работа по наполнению грузопотоками Транскаспийского международного транспортного маршрута, с учетом завершения железнодорожного участка "Карс - Ахалкалаки" между Турцией и Грузией. В результате объем транзитных грузов вырос на 20% до 18 млн тонн. Доходы от транзитных перевозок составили 353 млрд тг.
Задача - довести к 2020 году прибыль от всех видов транзита до $5 млрд и транзит до 2 млн контейнеров из Китая в Европу.
Программа "Нұрлы жер". С первых дней Независимости, Вы, Нурсултан Абишевич, уделяете особое внимание обеспечению казахстанцев качественным и доступным жильем.
За эти годы построено порядка 130 млн м2 жилья, обеспечив миллион двести тысяч семей. В 2017 году сданы в эксплуатацию рекордные 11,2 млн м2 жилья. Более 100 тыс. семей получили новое жилье.
Отрадно, что сейчас в строительстве жилья доминируют негосударственные средства - их 84%. На 1 бюджетный тг привлечено 5,4 тг частных инвестиций.
Масштабное жилищное строительство дало мультипликативный эффект стройиндустрии. Объем производства стройматериалов составил более 440 млрд тг.
АПК
Повышена эффективность мер господдержки. Пересмотрены 65 видов субсидий и расширен охват ими субъектов АПК. Объем поддержки АПК в 2017 году увеличился на 18% и составил 260 млрд тг.
Разработаны Карты агропереработки в разрезе областей. Инвестиции в основной капитал увеличились на 30%.
В 2017 году Казахстаном полностью получен статус зоны свободной от ящура, что дает возможность нашей животноводческой продукции выйти на новые рынки.
Благодаря Вашим личным договоренностям с лидерами Китая, Узбекистана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана рынки этих стран открылись для экспорта казахстанской продукции. Например, экспорт только в Китай вырос на 30%. Всего же, экспорт сельхозпродукции и продуктов его переработки вырос на 10%.
В результате принятых мер, рост валовой продукции сельского хозяйства составил 2,9%, продуктов питания - более 4%.
Программа продуктивной занятости и развития предпринимательства. За первый год ее участниками стало свыше 570 тысяч человек, из них 315 тысяч устроены на постоянные рабочие места, в том числе 136 тысяч человек на новые рабочие места.
Исполнено Ваше поручение по введению бесплатного профтехобразования для молодежи. К обучению приступила дополнительно 21 тысяча молодых людей.
Для поддержки частного бизнеса произведено решительное дерегулирование, принят новый Предпринимательский кодекс. Разрешительные документы сокращены в 3 раза, проверки в 4 раза. Поддержку получили 192 тыс. субъектов бизнеса на сумму 286 млрд тг. Улучшены условия по развитию ГЧП. Всего заключено 160 договоров на 146 млрд тг.
Принятые меры позволили увеличить выпуск продукции малого и среднего бизнеса на 29%, а доля МСБ в экономике достигла почти 27%.
Аса мәртебелі Елбасы!
Сіздің "Рухани жаңғыру" бағдарламаңызда айтылған тапсырмаларыңыз экономиканы жаңғырту процесстеріне маңызды идеологиялық қолдау көрсетіп отыр.
Жастардың бойында болашақ қазақстандықтың сапасын тәрбиелеуге қатысты жаңа білім беру саясаты қалыптасуда.
Мемлекеттік тілді латын әліпбиіне 2025-ші жылға дейін кезең-кезеңмен көшіру бойынша Іс-шаралар жоспары дайындалды.
"Жаңа гуманитарлық білім" жобасының аясында 800 атаудан тұратын оқулықтар тізімі әзірленді. Олардың ішінде әлемдегі ең озық 17 гуманитарлық оқулық қазақ тіліне аударылып, жарық көрді.
"Туған жер" жобасы аясында елімізде 700-ден астам іс-шара атқарылып, тағы да 300-ден астамы іске асырылуда. Меценаттардың есебінен 51 млрд теңгеден астам демеушілік көмек алынды.
"Қазақстанның киелі жерлері" жобасы бойынша жалпыұлттық маңызы бар 183 және жергілікті маңызы бар 520 нысан анықталды. Біріккен Ұлттар Ұйымының 5 тіліне дубляждалатын 4 фильмді түсіру жұмыстары жүруде.
"Қазақстанның 100 жаңа есімі" жобасының жеңімпаздары анықталды. Олармен Сіз өткен жылдың желтоқсан айында кездестіңіз.
Төл мәдениетіміздің озық үлгілерін шетелдерде таныстыру үшін Тәуелсіздік жылдарындағы ұлттық мәдениетіміздің ең үздік жетістіктері таңдап алынды.
Құрметті Нұрсұлтан Әбішұлы!
Бағдарламаларды іске асыруға байланысты Үкімет жұмысының негізгі нәтижелері осындай.
Бүгінгі күні Үкіметте Сіздің жаңа Жолдауыңызда айтылған міндеттерден және стратегиялық құжаттардан туындайтын 2018-ші жылға арналған нақты іс - қимыл жоспары бар.
Үкімет Сіздің сеніміңізді ақтау үшін алға қойған мақсат-міндеттерді орындауға бар күш-жігерін салады деп Сізді сендіргім келеді.
Назаларыңызға рахмет!

---

Д.Акишев - Без оздоровления банковского сектора невозможно было решение задач по возобновлению фондирования реального сектора
nationalbank.kz, 9 февраля

В 2017 году была реализована Программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора, главными направлениями которой стали оздоровление крупных банков и совершенствование регуляторно-надзорных функций Национального Банка.
Об этом рассказал Председатель Национального Банка Данияр Акишев на расширенном заседании Правительства с участием Главы государства.
"Первое – это признание проблем в банковском секторе и реализация комплекса мер по его оздоровлению", - сказал Д.Акишев.
В своем выступлении он отметил, что до 2017 года банковский сектор медленно решал проблемы, которые тянутся еще со времен кризиса 2008–2009 годов. Высокий уровень проблемных займов, который в 2013 году достигал 33% от всего ссудного портфеля банковской системы, требовал системных решений.
"Однако банки в большинстве случаев заняли консервативную позицию. Вместо реального признания проблем банками были проведены реструктуризация и переквалификация заемщиков, отдельные кредиты были списаны, но масштабного оздоровления баланса банковской системы проведено не было", - сказал Д.Акишев.
По словам Д.Акишева, некоторые участники рынка продолжали вести рискованную политику в части кредитования лиц, связанных с акционерами и менеджментом. Однако, если в 2000 годы такая деятельность финансировалась за счет заемных денег банков из-за рубежа, то последние годы – за счет средств государства. Государственные холдинги и квазигосударственные компании на счетах в банках имеют более 7,2 трлн. тенге. В 2010 году – было 2,5 трлн. Таким образом, произошел рост в 3 раза. Доля таких средств в обязательствах банков выросла с 20% до 34%.
В результате многие средние банки стали крупными, мелкие превратились в средние. "Это нормальный процесс роста, если он выстроен на дифференцированных источниках фондирования и сопровождается разумным подходом к использованию привлеченных денег", - сказал Д.Акишев. При этом он отметил, что примеры прошлого года продемонстрировали отсутствие такого подхода у некоторых банков.
"В Дельтабанке, который лишен лицензии, почти 100% кредитов приходились на компании, подконтрольные акционеру банка. В отчетности банка это никак не отражалось, и было выявлено только в результате проверки. 60% обязательств этого банка составляли счета квазигосударственных структур. В Банке РБК 90% кредитов выдано четверым заемщикам, являющимся либо акционерами банка, либо связанными лицами", - сказал глава финрегулятора.
Д.Акишев подчеркнул, что, как правило, при выдаче таких кредитов полностью игнорируются процедуры оценки заемщиков, используется льготная ставка, не требуются твердые залоги и другое. В результате большинство таких кредитов являются
невозвратными, а банк еще при выдаче таких кредитов обрекает себя на неплатежеспособность.
"Очевидно, что в условиях недостаточности капитала и низкой эффективности системы оценки рисков заемщиков, а также отсутствия реальных действий по оздоровлению банков произошла опасная концентрация проблем в банковском секторе, которая усилилась после значительного изменения курса национальной валюты в 2015 году. Поэтому без реального оздоровления банковского сектора невозможно было решить поставленную Главой государства задачу по возобновлению фондированию реального сектора экономики", - сказал Д.Акишев.

Данияр Акишев рассказал об основных направлениях Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора на заседании
Председатель Национального банка Данияр Акишев рассказал об основных направлениях Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора на заседании правительства с участием Главы государства.
Первое направление Программы. "Совместно с Правительством в прошлом году был полностью оздоровлен системообразующий банк – Казкоммерцбанк, который испытывал значительные проблемы после объединения с БТА-Банком. В результате оздоровления кредит на БТА-Банк был выкуплен Фондом проблемных кредитов, а сам Казкоммерцбанк продан стратегическому инвестору в обмен на обязательства по докапитализации. Благодаря государственной поддержке были сохранены депозиты населения, средства государственных и частных компаний на сумму 4,5 трлн. тенге", - рассказал Д.Акишев.
Второе направление Программы. "Поддержка социально значимых и крупных банков, которые имеют значительную долю рынка. Национальный Банк одобрил участие 5 банков, которые составляют 28% активов всей банковской системы. В них размещено более 2 трлн. тенге депозитов населения и 2,2 трлн. тенге депозитов и счетов квазигосударственных компаний. В рамках программы реализована схема солидарного участия государства и акционеров в докапитализации банков. Государственная поддержка составила 653 млрд. тенге. Акционеры этих банков приняли на себя обязательства по докапитализации банков на 421 млрд. тенге и снижению плохих кредитов на сумму более чем на 1,2 трлн. тенге. Уже списано 665 млрд. тенге", - рассказал глава финрегулятора.
По словам Д.Акишева, уже по факту программа повысила устойчивость банков и дала значительный эффект для расширения кредитования экономики. Выдача новых займов экономике банками, получившими докапитализацию, включая Казкоммерцбанк, уже составила 781 млрд. тенге.
"Однако, международный опыт свидетельствует, что программы поддержки должны охватывать только крупные институты, имеющие значимость для финансовой стабильности в стране. Более того, опция представления льготных ресурсов от государства должна иметь исключительно краткосрочный характер в целях недопущения развития иждивенческих настроений среди акционеров финансовых институтов", - сказал Д. Акишев.
Он рассказал, что постоянная линия государственной поддержки создает стимулы получить дешевые государственные деньги для всех банков вне зависимости от их роли и размера в банковской системе: "Мы уже видим, что небольшие банки, состояние которых не представляет никакой угрозы для общей финансовой стабильности, рассчитывают на
участие в программе. Поэтому Правление Национального Банка 6 февраля 2018 года приняло решение завершить реализацию Программы в части мер по докапитализации крупных банков. С 7 февраля 2018 года рассмотрение заявок банков прекращено, а те заявки, которые уже поступили до этого срока, останутся без рассмотрения.
Третье направление Программы. "После реализации антикризисных мер поддержки банков мы переходим к мерам устойчивого развития сектора. В первую очередь, это недопущение проблем нецелевого использования средств при кредитовании в будущем и проведение высокоосмотрительной политики со стороны банков. Мы уже восстановили механизм регуляторных провизий и проводим работу по адаптации банков к новому стандарту финансовой отчетности №9.
Во-вторых, это усиление надзорного мандата Национального Банка. Регулятор должен обладать большими возможностями по превентивному воздействию на банк, проводящий высокорискованную политику. Это так называемый рискоориентированный надзор, который позволит не допустить повторения аналогичных проблем в банковском секторе и усилит защиту интересов потребителей финансовых услуг", - рассказал Д.Акишев.
Он подчеркнул, что от этого выиграет и государство, так как предусматривается разделение рисков банка между его крупными кредиторами посредством законодательного закрепления механизма bail-in.
Для этого требуются скорейшее принятие поправок в закон о Национальном Банке и в профильное законодательство, которые уже внесены в Правительство. Д. Акишев обратился в Правительство и Парламент Республики Казахстан с просьбой поддержать ускоренное рассмотрение поправок.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 28.02.2018
Указ Президента Республики Казахстан от 21 февраля 2018 года №642 28.02.2018
В Казахстане реализуются 145 инвестиционных проектов на общую сумму $47,8 млрд 28.02.2018
Состоялось расширенное заседание Центризбиркома по итогам деятельности в 2017 году 28.02.2018
В Санкт-Петербурге состоялась встреча Министра энергетики К. Бозумбаева с Председателем Правления ПАО "Газпром" А. Миллером 28.02.2018
Сенатор Д.Назарбаева провела встречу с Председателем Совета Федерации В. Матвиенко 28.02.2018
Рабочий график главы государства 27.02.2018
Б. Сагинтаев провел совещание по вопросам послевыставочного использования объектов "Экспо-2017" 27.02.2018
Н.Нигматулин принял представителей Всемирного банка 27.02.2018
Логистическая инфраструктура на Каспии обеспечивает реализацию транзитного потенциала Казахстана 27.02.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz