Жанболат МАМЫШЕВ, kursiv.kz, 15 марта
Национальный банк уже не занимается различными программами по повышению финансовой грамотности населения, считает президент общественного фонда "Центр социальных и стратегических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова. "Безусловно, высокий уровень заимствований, особенно среди малообеспеченных групп населения, требует, чтобы к этой теме было приковано самое пристальное внимание. Необходимо постоянно повышать уровень финансовой грамотности, культуры потребления населения", - сказала она в ходе круглого стола повышение финансовой доступности как фактор социально-экономической стабильности" 15 марта в Астане. "Национальный банк, который достаточно часто проводил исследования в предшествующие периоды, ставил перед собой какие-то задачи, программы по повышению финансовой грамотности, - я, например, их почти не вижу. Я не могу понять вообще они есть или нет, были, вроде, закрылись. То есть, в принципе, у нас есть представление о том, что брать кредиты нехорошо, что это опасно и может привести к социальной напряженности, но при этом с другой стороны, например, не проводится политика по улучшению материального положения, повышения доходов населения и также не поддерживается это грамотной политикой по повышению уровня грамотности", - добавила Г. Илеуова. В свою очередь директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев напомнил, что основная часть жалоб казахстанцев приходится на банки и другие традиционные финансовые учреждения. "Нужно отметить, что эти структуры, буду образно говорить, доступного кредитования, стараются максимально соблюдать законодательство в сфере защиты прав потребителей. По крайней мере, проанализировав отчеты Национального банка, могу отметить, что в 2016 году из 13 020 обращений граждан на неправомерные действия разных организаций финансового сектора всего лишь 58 жалоб касаются микрокредитных организаций, которые не прошли учетную регистрацию, и организаций, осуществляющих онлайн-кредитование. То есть основной сектор жалоб идет все-таки на банки второго уровня", - сказал он. Популярность же онлайн-кредитов в Казахстане А. Чеботарев объясняет просто: "если люди берут деньги взаймы на таких условиях, значит они им нужны". "Если взять систему онлайн-кредитования, то я обратил внимание на два следующих выгодных моментов. Это упрощенная процедура и как следствие большая доступность для получения определенного размера денежных средств, то есть она привлекательна, потому что у многих людей то нет прописки, если они мигранты, то у них нелады с пенсионными удостоверениями и разными документами или даже как получить пенсионерке получить кредит в банке второго уровня, если у нее нет какого-то дохода или залогового имущества. Понятно, что им легче прийти в структуру онлайн-кредитования, чем в БВУ. Далее, нужно отметить сравнительно небольшое время по выдаче онлайн-кредитов вследствие ограниченной суммы – эти структуры дают от 7 до 200 тыс. тенге, но при этом в принципе если люди берут эти деньги, значит они им нужны – именно эти суммы – ни больше, ни меньше", - сказал он. Государственное и первое кредитное бюро: конкуренция или конфликт интересов? "Нужно отметить, что это сказывается не только на материальной, но и на морально-психологическом состоянии, потому что когда я сам вынужденно брал кредиты и понимаю, что это такое когда задерживают зарплату или происходит очередной кризис и нет возможности вовремя погасить кредит. В Америке люди заканчивали самоубийством в 2009 году, допустим", - добавил А. Чеботарев. |