Пресс-служба Счетного комитета, 18 апреля
Подведены итоги государственного аудита эффективности управления государственным и гарантированным государством долгом. Отмечено, что установленные уровни индикаторов государственного долга находятся в зоне допустимых значений. Согласно международным рейтингам, долговая устойчивость Казахстана за 2017 год являлась стабильной. Вместе с тем, государственным аудитом выявлен ряд недостатков в системе управления государственным долгом. Так, министерствами финансов и национальной экономики за 2015-2017 годы оценка состояния государственного и гарантированного государством долга проводилась только в рамках разработки стратегических планов самих ведомств, тогда как согласно Бюджетному кодексу она должна проводиться ими ежегодно совместно с Национальным Банком. Расходы на погашение и обслуживание правительственного и гарантированного государством долга ежегодно увеличиваются. На 1 января 2018 года портфель правительственного внешнего долга состоял из 58 приоритетных проектов на сумму 2,4 трлн. тенге. При этом 44 проекта завершены, 13 находятся на стадии исполнения и один проект не начат. В связи с затягиванием сроков реализации проектов не все внешние займы, привлеченные для их финансирования, своевременно осваиваются. Это приводит к увеличению сроков действия займов и дополнительным затратам бюджета по их обслуживанию. Так, Комитетом автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию не в полном объеме освоены средства займа в сумме 54,7 млн. долл. США по проекту дорожного коридора "Юг-Запад" (Международный транзитный коридор "Западная Европа-Западный Китай"). По шести проектам допущено неосвоение на общую сумму 1 251,4 млн. долл. США. Министерством сельского хозяйства в рамках реализации 5 проектов, направленных на постприватизационную поддержку сельского хозяйства, восстановление окружающей среды г.Усть-Каменогорска, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, управление водными ресурсами и восстановлениеземель, а также на развитие водоснабжения и канализации сельских территорий допущено неосвоение на общую сумму 70,3 млн. долл. США. Министерством здравоохранения в рамках реализации проекта социального медицинского страхования не освоено 99,8% средств займа, или 79,8 млн. долл. США. Указанные факты свидетельствуют о недостаточно эффективном управлении проектами со стороны госорганов, ответственных за их реализацию, и отсутствие необходимой межведомственной координации по данному вопросу. Более того, по 35 займам произведено аннулирование неиспользованных средств на общую сумму 546,7 млн. долл. США, что привело к неэффективным расходам республиканского бюджета на общую сумму 73,1 млн. тенге в связи с выплатой единовременных комиссий от первоначальных сумм займов. В ходе заседания также отмечена необходимость установления жесткого контроля за долгом субъектов квазигосударственного сектора. По итогам заседания Счетного комитета Правительству рекомендовано рассмотреть вопросы ежегодного представления отчета по управлению внешним валовым долгом в Парламент, а также внесения дополнений в Кодекс "Об административных правонарушениях" в части установления ответственности работников государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора за некачественное планирование и неэффективную реализацию проектов, финансируемых за счет внешних займов. Национальному Банку совместно с Министерством финансов рекомендовано предусмотреть возможность досрочного погашения облигационных займов местных исполнительных органов. Кроме того, министерствам финансов, национальной экономики, юстиции, Комитету государственных доходов Министерства финансов и Комитету науки Министерства образования и науки, акимам Актюбинской и Костанайской областей дан ряд поручений, в том числе по устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства. |