ОФ "ЦСПИ "Стратегия"
С 2007 года ОФ "ЦСПИ "Стратегия" регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К.Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С.Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров К.Масимова. А в весеннем опросе 2018 года была изучена работа правительства под руководством Б.Сагинтаева.
Методика. В ходе опроса экспертам задаются вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства. Анкеты, исходя из задач исследования, состоят из общих для всех четырех проектов и уникальных для отдельного состава правительства вопросов.
Текущий опрос проходил в два этапа: - На первом этапе (20-27 марта 2018 г.) анкетный опрос экспертов проводился по расширенной анкете. - На втором этапе (03-07 апреля 2018 г.) предварительные данные, полученные на первом этапе, были разосланы экспертам с целью уточнения и корректировки первичных результатов.
Эксперты. В исследовании приняло участие 20 экспертов. 50% из них работают в частном секторе, 30% - в НПО, 20% - государственном секторе.
Опыт работы эксперта | % | до 3-х лет | 26,3 | от 4 до 6 лет | 5,3 | от 7 до 10 лет | 5,3 | от 11 до 15 лет | 15,8 | от 16 до 20 лет | 31,6 | более 20 лет | 15,8 |
Профессиональная деятельность эксперта | % | Научно-исследовательская | 5,0 | Журналистика | 10,0 | Аналитическая | 40,0 | Сфера образования | 10,0 | Общественная деятельность | 10,0 | PR и консалтинг | 15,0 | Производственный сектор | 5,0 |
Основным источником информации о деятельности правительства РК для экспертов, согласно опросу, выступают вторичные материалы, публикуемые в интернет-изданиях. Каждый четвертый эксперт обращается за информацией непосредственно к первоисточникам – докладам членов кабинета министров и пресс-релизам госведомств.
Итоги. Сагинтаев, Бахытжан Абдирович назначен премьер-министром Казахстана 9 сентября 2016 года. По результатам исследования, средняя оценка работы правительства Бахытжана Сагинтаева со стороны экспертов равна 2,33 балла (по 5-балльной шкале, по которой 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). В отношении правительства Сагинтаева эксперты чаще выбирали вариант "компромиссное". Интересно, что, по результатам предыдущих исследований, первое правительство К.Масимова (2007 г.) эксперты определили в большей степени как реформаторское, правительство С.Ахметова (2014г.) – как техническое.
*** По результатам предыдущих опросов, самую высокую оценку получила работа первого Правительства К.Масимова (2007г.) – "хорошо". Правительство С.Ахметова (2014г.) получило от экспертов "удовлетворительно" Работа второго Правительства К.Масимова (2016 г.) получила оценку, близкую к "плохо" ***
При оценке личности самого премьер-министра эксперты проявили высокий уровень критичности: только 42,1% опрошенных полагают, что Сагинтаев справляется с возложенными на него обязанностями. В пользу этой оценки были выдвинуты такие аргументы, как: настойчивость премьер-министра; исполнение им поставленных стратегических задач прошлых правительств; непричастность к коррупционным историям; информационная открытость; равноудаленность ото всех групп влияния. 57,9% экспертов считают, что Сагинтаев не справляется с возложенной на него работой. Среди аргументов: остаточный подход к социальной сфере; профессиональный чиновник, а не политик; отсутствие собственной повестки, решительности; правительство не стало коллегиальным органом.
*** С назначением премьер-министром К.Масимова (2007 г.) и С.Ахметова (2014 г.) эксперты испытывали определенную надежду. Ожидания от второго назначения К.Масимова (2016 г.) на пост главы правительства были менее позитивными: 44% ответили, что не возлагали особых надежд ***
При этом стоит отметить, что 55% опрошенных не возлагали особых надежд на назначение Сагинтаева на должность премьера, 15% - не ждали ничего хорошего, и только 30% испытывали позитивные ожидания. Поэтому, в целом, существенных разочарований от возлагаемых (и не возлагаемых) на премьер-министра надежд выявлено не было. Возвращаясь к оценке непосредственно деятельности правительства, имеет смысл напомнить, что, в целом, экономическая стратегия государства, которую осуществляет исполнительная власть, должна определять трансформацию приоритетов и инструментов государственного регулирования экономики для реализации его политической стратегии. Таким образом, экономстратегия характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы же государственного регулирования для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика. Какой же экономической стратегии придерживается действующее правительство? По результатам экспертного опроса, 60% опрошенных экспертов полагают, что в Казахстане реализуется корпоративная экономическая стратегия, полагающая целью эгоистические интересы властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни граждан. Характерно, что и в 2016 году, по оценкам большинства экспертов (более 60%), в стране также реализовывалась корпоративная стратегия. А о том, что в настоящее время в РК осуществляется мобилизационная стратегия, при которой государство усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи, сказали 15% экспертов.
Вместе с тем, ответственность за проводимую в стране корпоративную экономическую стратегию должна разделять, помимо правительства, и президентская администрация, которую эксперты признали главной структурой, влияющей на экономическое положение в стране (4,06 балла). Достаточно влиятельными (оценка выше 3-х баллов) экономическими структурами признаны банковский сектор (Национальный банк и банки второго уровня) и национальные холдинги. Роль Парламента в экономических процессах оценена ниже всех.
№ | КАКИЕ СТРУКТУРЫ (ИНСТИТУТЫ), НА ВАШ ВЗГЛЯД, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ? | Средний балл | 1. | Администрация Президента | 4,06 | 2. | Правительство | 3,59 | 3. | Национальный банк | 3,53 | 4. | Национальные холдинги ("Самрук Казына", "КазАгро" и др.) | 3,53 | 5. | Банки второго уровня | 3,29 | 6. | Местные органы власти | 2,76 | 7. | Малый и средний бизнес | 2,47 | 8. | Международные экономические организации | 2,33 | 9. | Парламент | 2,29 |
Оценивая работу кабинета министров Б.Сагинтаева по предложенным характеристикам, эксперты отметили сравнительно высокую оперативность (2,55 балла) и прагматизм (2,53) правительства в процессе принятия решений, также была отмечена и низкая ответственность (1,9 балла). Вместе с тем, амплитуда оценок низкая (0,65 балла), а самая высокая оценка не превышает 3 балла по 5-балльной шкале. Характерно при этом, что удовлетворительная оперативность и низкая ответственность отличали и предшествующее, второе, правительство К.Масимова (2016 г.).
№ | ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА Б.САГИНТАЕВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК: | Средний балл | 1. | Оперативность | 2,55 | 2. | Прагматизм | 2,53 | 3. | Гибкость | 2,50 | 4. | Межведомственное взаимодействие | 2,32 | 5. | Профессионализм | 2,25 | 6. | Инициативность | 1,95 | 7. | Ответственность | 1,90 |
В ходе анкетирования экспертам предлагалось ответить на вопрос о том, что они считают достижениями в работе правительства Б.Сагинтаева. Этот вопрос анкеты был открытым. На первом этапе на основе мнений экспертов был составлен список правительственных достижений. На втором этапе респонденты должны были согласиться или не согласиться с указанными в перечне суждениями.
*** Основным достижением первого правительства К.Масимова большинство экспертов посчитало принятие Трудового кодекса РК; правительства С.Ахметова – сдерживание инфляции. Основным недостатком, слабой стороной первого Правительства К.Масимова была названа борьба с коррупцией; Правительства С.Ахметова – принятие непопулярных мер в социальной сфере ***
Итак, исследование показало, что ни одно из названных в перечне достижений не набрало 50%-й поддержки экспертов. Чаще других назывались такие варианты ответа, как отсутствие резонансных межведомственных конфликтов и скандалов (42,1%); сравнительно продуктивная работа по обязательствам прошлых кабминов (36,8%) и развитие жилищного строительства (36,8%). По трети долей опрошенных получили следующие суждения, рассматриваемые, как достижения: быстрая реакция на экономические вызовы (страна "выжила" при более низких ценах на нефть); привлечение прямых иностранных инвестиций и технологий из КНР; совершенствование системы электронного правительства. По аналогичной схеме были изучены ответы респондентов по поводу недостатков работы правительства Сагинтаева. В отношении этого вопроса мнения экспертов были более определенными (процентная наполняемость показателей превышала 30%), а 11 из 15 названных на первом этапе недостатков работы получили поддержку у более 50% экспертов. Таким образом, по итогам исследования, основными недостатками были признаны безынициативность, несамостоятельность/зависимость от администрации Президента, слабая ответственность в работе данного состава правительства и отсутствие весомых экономических результатов, что является следствием, прежде всего, отсутствия четкой собственной правительственной программы экономического развития страны и выражается в падении реальных доходов населения.
№ | ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТКАМИ В РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА Б.САГИНТАЕВА? | % | 1. | Отсутствие инициативы. Несамостоятельность. Зависимость от центра принятия решений в АП | 94,7 | 2. | Падение реальных доходов населения | 89,5 | 3. | Политика "размытой" ответственности, отсутствие ответственности за принимаемые решения | 89,5 | 4. | Отсутствие внятной программы экономического развития | 84,2 | 5. | Отсутствие превентивного механизма решения различных угроз и вызовов | 78,9 | 6. | Частая смена приоритетов при реализации государственных программ | 73,7 | 7. | Банковский кризис | 63,2 | 8. | Низкая бюджетная дисциплина | 63,2 | 9. | Злоупотребление услугами внешнего консалтинга | 57,9 | 10. | Срыв программы ОСМС | 57,9 | 11. | Слабая социальная политика | 52,6 | 12. | Плохая связь с Парламентом по продвижению законопроектов | 47,4 | 13. | Слабая борьба с коррупцией, коррупционные скандалы в министерствах | 47,4 | 14. | "Кыргызский кризис" | 42,1 | 15. | Принятие нового Налогового кодекса | 31,6 |
При оценке работы организации любой формы собственности крайне важными представляются критерии, которые бы отражали успешность/эффективность ее работы. Мы регулярно оцениваем текущий состав правительств на основе стандартизированного списка критериев. В ходе настоящего опроса эксперты также оценили работу правительства Сагинтаева по предложенному перечню критериев, и на основе полученных оценок был составлен рейтинг. В целом, заметно, что все оценки экспертов низкие (ниже 3-х баллов), при этом в верхней части рейтинга находятся критерии оценки, которые носят в большей степени экономический характер, а внизу – социально обусловленные.
№ | КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА Б.САГИНТАЕВА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ | средний балл | 1. | Объем привлеченных инвестиций | 2,82 | 2. | Сальдо естественного прироста населения | 2,82 | 3. | Количество и частота акций социального протеста | 2,57 | 4. | Исполнение бюджета и его дефицит | 2,30 | 5. | ВВП на душу населения | 2,27 | 6. | Уровень инфляции | 2,14 | 7. | Среднегодовой реальный прирост ВВП | 2,08 | 8. | Сальдо миграции | 2,00 | 9. | Выполнение госпрограмм | 1,92 | 10. | Уровень госдолга | 1,91 | 11. | Целесообразность реформ, проводимых в разных сферах общественной жизни | 1,79 | 12. | Динамика тарифов на коммуслуги и цен на ТПН | 1,71 | 13. | Повышение уровня жизни населения | 1,50 | 14. | Уровень реальной зарплаты и пенсии | 1,50 | 15. | Создание рабочих мест длительностью более 1 года | 1,50 |
Что касается работы отдельных министерств правительства, то она также была оценена в ходе исследования. В 2007 году лучше других была оценена работа министерств иностранных дел и обороны. Интересно, что и в 2018 году, министерства иностранных дел и обороны вкупе с министерством финансов получили самые высокие оценки своей работы. (Возможно, это связано с тем, что данные министерства не имеют отношения к экономическим проблемам). При этом только МИД имеет средний балл выше 3-х по 5-балльной шкале (3,47). Самый низкий показатель работы (1,55) у министерства образования и науки.
№ | В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ | Средний балл | 1. | Министерство иностранных дел | 3,47 | 2. | Министерство обороны | 2,81 | 3. | Министерство финансов | 2,53 | 4. | Министерство внутренних дел | 2,42 | 5. | Министерство юстиции | 2,41 | 6. | Министерство сельского хозяйства | 2,35 | 7. | Министерство по делам религий и гражданского общества | 2,29 | 8. | Министерство по инвестициям и развитию | 2,26 | 9. | Министерство информации и коммуникаций | 2,20 | 10. | Министерство здравоохранения | 2,15 | 11. | Министерство национальной экономики | 2,11 | 12. | Министерство культуры и спорта | 2,10 | 13. | Министерство энергетики | 2,10 | 14. | Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности | 2,06 | 15. | Министерство труда и социальной защиты населения | 2,05 | 16. | Министерство образования и науки | 1,55 |
По итогам ответов на вопрос о том, деятельность каких из перечисленных министерств, по оценкам экспертов, наиболее важна на данном этапе развития страны было выявлено, что, по сравнению с 2007 годом, ТОП-5 министерств заметно изменился. В него, помимо традиционных для таких списков "социальных" министерств труда и социальной защиты и образования и науки, в 2018 году вошли министерства экономического блока, а именно: министерства национальной экономики, по инвестициям и развитию, а также министерство финансов, - что подтверждает выявленную ранее озабоченность экспертов социально-экономической ситуацией в стране.
*** ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ 2007 года: 1. Министерство здравоохранения 2. Министерство образования и науки 3. Министерство труда и социальной защиты населения 4. Министерство внутренних дел 5. Министерство индустрии и торговли
ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ 2018 года: 1. Министерство национальной экономики 2. Министерство труда и социальной защиты населения 3. Министерство по инвестициям и развитию 4. Министерство образования и науки 5. Министерство финансов |