Пресс-служба Счетного комитета, 24 апреля
На заседании подведены итоги государственного аудита эффективности хода реализации мероприятий в рамках Государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015-2019 годы (далее – Госпрограмма). Госпрограмма, разработанная по инициативе Главы государства, стала не только эффективным антикризисным инструментом, направленным на привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, но и полноценным драйвером социально-экономического развития республики. Отмечено, что по итогам трехлетней реализации программы достигнуты значительные результаты, в том числе по развитию транспортно-логистической, индустриальной, энергетической инфраструктуры, модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, строительству жилья. Завершено строительство Сухого порта и прилегающей инфраструктуры на базе СЭЗ "Хоргос-Восточные ворота", что способствовало эффективному распределению грузопотока из Китая в Европу, а также страны Центральной Азии, Турцию и страны Персидского залива. В целях обновления и модернизации объектов сферы ЖКХ реконструировано 2690 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельных, 70 насосных станций, канализационно- и водоочистных сооружений. Для решения проблемтрехсменного обучения и эксплуатации аварийных школ построено 108 школ. В целях сокращения дефицита мест в дошкольных учреждениях сдано 19 детских садов. Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлялось субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам 81 субъекта АПК на сумму 5,8 млрд. тенге, возмещение ставки вознаграждения по лизингу 644 единиц сельхозтехники, а также оказана финансовая поддержка 4,2 тыс. сельхозтоваропроизводителей в рамках развития племенного животноводства. Вместе с тем, по итогам промежуточной оценки реализации Госпрограммы Счетным комитетом установлены определенные проблемы и недостатки, допущенные при ее разработке и реализации. В ходе заседания было отмечено, что показатели прямых результатов Госпрограммы не увязаны с предусмотренными мероприятиями; целевые индикаторы разработаны некорректно. Отдельные задачи, предусмотренные Планом мероприятий по реализации Госпрограммы, дублируются в других программных документах, в частности, Государственной программе развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы и Государственной программе индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы. Для устранения отмеченных недостатков Счетным комитетом рекомендовано Правительству пересмотреть План мероприятий по реализации Госпрограммы в целях обеспечения ее эффективного исполнения. В сфере ЖКХ проведенный анализ свидетельствует о значительном износе основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (свыше 60%). При этом степень износа опережает степень обновления. Несмотря на ежегодное финансирование сферы ЖКХ за счет государственных ресурсов, кардинального улучшения состояния инфраструктуры пока не достигнуто. Многие предприятия-услугодатели убыточны. В этой связи Счетным комитетом рекомендовано Правительству рассмотреть целесообразность комплексного подхода к решению проблем отрасли с учетом передового международного опыта. В ходе заседания отмечена нецелесообразность действующего механизма отбора проектов по модернизации ЖКХ. Так, 96 конечным заемщикам, получившим отрицательные заключения АО "КазЦентр ЖКХ" выданы кредиты на общую сумму 159,5 млрд. тенге. Ввиду этого Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию поручено провести работу по совершенствованию данного механизма. Наряду с этим государственным аудитом установлены финансовые нарушения на сумму 5,7 млрд. тенге, из которых 5,3 млрд. тенге связаны с порядком ведения бухгалтерского учета. При этом в ходе аудита по бухгалтерскому учету восстановлено 4,2 млрд. тенге, в доход республиканского бюджета возмещено 191,4 млн. тенге. Кроме того, выявлены факты неэффективного использования средств на сумму 3,1 млрд. тенге (обусловленные простаиванием принятых в эксплуатацию объектов), а также неэффективного планирования средств на сумму 72,2 млрд. тенге в связи с неиспользованием и возвратом в республиканский бюджет средств Национального фонда. Министерствам национальной экономики, финансов, Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию, акиматам Актюбинской, Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областейпоручено принять меры по устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного и иного законодательства. |