NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050















Поиск  
Четверг 29.10.2020 04:40 ast
01:40 msk

Сенат принял поправки в трехлетний бюджет
Под председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента, на котором приняты поправки в Закон "О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы"
27.04.2018 / политика и общество

parlam.kz, 26 апреля

Под председательством Касым-Жомарта Токаева состоялось заседание Сената Парламента, на котором приняты поправки в Закон "О республиканском бюджете на 2018 – 2020 годы".
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов представил депутатам уточненный прогноз основных макропоказателей и бюджетных параметров на 2018 год. По словам министра, номинальный ВВП в 2018 году прогнозируется в объеме 57,2 трлн тенге, что выше одобренного ранее показателя на 1,3 трлн тенге. Реальный рост ВВП ожидается на уровне 3,8 %. ВВП на душу населения увеличится до 9 215,4 долларов. С учетом увеличения мировых цен на нефть и роста экономики экспорт повысится до 54 млрд долларов, импорт – до 34 млрд долларов. Инфляция сохранится в ранее утвержденном коридоре 5,0-7,0%.
Т. Сулейменов также назвал уточненные прогнозируемые параметры республиканского бюджета на 2018 год. Доходы (без учета трансфертов) в 2018 году оцениваются в объеме 5,7 трлн тенге. Это выше утвержденного плана на 190 млрд тенге. Гарантированный трансферт из Нацфонда сохранен в ранее утвержденном размере (2,6 трлн тенге). Дефицит бюджета составит 1,5 % к ВВП. Расходы бюджета прогнозируются в объеме 9,6 трлн тенге с увеличением на 425 млрд тенге относительно утвержденного объема.
Министр финансов Бахыт Султанов сообщил, что уточнение бюджета будет осуществляться за счет дополнительных поступлений, привлечения остатков бюджетных средств в результате перевыполнения планов по поступлениям доходов в 2017 году, а также выпуска долговых ценных бумаг. В результате расходы бюджета в целом будут увеличены на 425 млрд тенге от утвержденного бюджета (на 4,6% к ранее утвержденному уровню) или на 417 млрд тенге от скорректированного бюджета.
Б. Султанов отметил, что данные средства предполагается распределить по трем направлениям. 293 млрд. тенге предлагается направить на реализацию посланий Главы государства "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" и "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции". 25,1 млрд. тенге будут выделены на осуществление Пяти социальных инициатив Президента. 98,9 млрд. тенге пойдут на реализацию ранее принятых обязательств.
Среди наиболее важных мероприятий, на которые будет направлено дополнительное финансирование, министр назвал повышение заработной платы учителей в размере от 30 % до 50 %, дальнейшее развитие Назарбаев Университета и введение в действие нового пособия лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами после достижения ими 18 лет.
Увеличение расходов бюджета предусмотрено также на обеспечение питьевой водой населения, осуществление ремонта 950 километров дорог местного значения, подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры к строящимся жилым объектам в рамках программы "Нурлы Жер", развитие агропромышленного комплекса и агронауки, а также противодействие киберугрозам.
В рамках реализации "Пяти социальных инициатив Президента" будут профинансированы следующие статьи: увеличение образовательного заказа на 20 тысяч грантов, повышение стоимости грантов по техническим и аграрным специальностям, поддержка массового предпринимательства.
Председатель Национального банка Данияр Акишев проинформировал сенаторов о некоторых актуальных вопросах денежно-кредитной политики Национального банка.
Основным приоритетом финансового регулятора докладчик назвал обеспечение стабильности цен и поддержание годовой инфляции в рамках установленного целевого диапазона. Инфляция с января по март 2018 года составила 1,8 %, что ниже уровня аналогичного периода предыдущего года (2,3 %). Уровень инфляции в марте в годовом выражении составила 6,6 %, что соответствует установленному на конец 2018 года коридору в 5-7 %. Снижение инфляционных процессов способствовало смягчению денежно-кредитной политики. С начала текущего года базовая ставка была снижена дважды – с 10,25% до 9,5%.
Выступившая с докладом Председатель Комитета по финансам и бюджету Сената Ольга Перепечина отметила, что уточненный объем расходов республиканского бюджета на 2018 год составляет 9 642,9 трлн тенге с увеличением от утвержденного бюджета на 425 млрд тенге, которые направляются на реализацию посланий Главы государства, реализацию пяти социальных инициатив, а также ранее принятых обязательств и поручений Президента.
"Необходимо отметить, что наряду с направленностью уточнения бюджета на реализацию поручений Главы государства и пяти социальных инициатив, предусматривается перераспределение средств в сумме 29,3 млрд тенге, что свидетельствует о недостаточно качественном планировании бюджета на первоначальном этапе", - сказала сенатор.
Она обратила внимание, на то, что данная ситуация приобретает системный характер, поскольку в рамках реализации посланий Главы государства параллельно корректируются недочеты, связанные с некачественным планированием основного трехлетнего бюджета.
По мнению депутата, одна из основных причин сложившейся ситуации – преобладание бюджетного планирования над стратегическим. То есть, когда средств в пределах лимита недостаточно, государственные органы начинают корректировать свои стратегические планы, подгонять индикаторы под финансирование.
"Отсутствие проведения должного анализа по определению приоритетности направлений расходов бюджета снижает эффективность расходования средств без концентрации усилий и ресурсов на реализацию приоритетных целей, то есть присутствует риск "распыления" ресурсов", - подчеркнула сенатор.
Сенат ратифицировал Соглашение между Правительствами Казахстана и США относительно взимания платы за аэронавигационное обслуживание государственных воздушных судов. Соглашение совершено 12 января 2018 года в Вашингтоне и предусматривает взаимное освобождение от взимания аэронавигационных сборов с государственных воздушных судов с правительственными делегациями на борту. Одна из сторон предоставляет дипломатическое разрешение на выполнение пролета государственных воздушных судов над территорией своего государства по официальному запросу другой стороны, когда подобные разрешаемые визиты связаны с посадкой на территории государства. Нормы документа не применяются к транзитным полетам, а также к воздушным судам, не используемым для правительственных целей или занятым в любой коммерческой деятельности.
Приняты поправки в законодательство по вопросам архивного дела.
Совершенствование законодательства в данной сфере связано с активной интеграцией во все сферы жизнедеятельности новых информационных форм документационного обеспечения и переходом на электронный документооборот. Поправки затронут Бюджетный кодекс и ряд законов.
В Бюджетный кодекс вносится изменение в части предоставления государственным архивам права распоряжаться деньгами, полученными от реализации платных видов услуг.
Дополнения в Закон "О Национальном архивном фонде и архивах" предполагают расширение понятийного аппарата, перечня оказываемых госархивами услуг, разграничение компетенции уполномоченного органа и местных исполнительных органов на проведение государственного контроля.
В Законе "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" уточняется компетенция уполномоченного органа в сфере архивного дела и документационного обеспечения.
В Закон "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц" вносится поправка в части обязательного указания физическими лицами индивидуальных идентификационных номеров, юридическими лицами – бизнес-идентификационных номеров, что будет способствовать упорядочению исполнения запросов физических лиц, а также сокращению количества анонимных обращений.
В Закон "Об образовании" внесены поправки, касающиеся порядка проведения конкурса на присуждение образовательных грантов.
В Законе "О Государственной премии мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы" изменен порядок утверждения состава комиссии по ее присуждению.
В Закон "О реабилитации и банкротстве" вносятся поправки в части регламентации обязанности банкротного управляющего по упорядочению и передаче архивных документов банкрота в соответствующий архив.
В ходе заседания заслушаны депутатские запросы сенаторов: Марата Тагимова – о выделении средств на очистку озера Шалкар; Нуржана Нурсипатова – относительно выполнения норм Закона "О местном государственном управлении и самоуправления в Республике Казахстан"; Сергея Плотникова – по вопросам упорядочения деятельности пунктов по приему лома и отходов цветных и черных металлов.

---

Депутатский запрос Нурсипатова Н.

Премьер-Министру
Республики Казахстан
САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Проведенный анализ ответа на депутатский запрос по вопросам выполнения норм Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправления в Республике Казахстан" показал необходимость повторного депутатского запроса, т.к. информация подготовлена на основании материалов, представленных местными исполнительными органами, без объективного анализа с указанием существующих проблем и путей их устранения.
Данная ситуация связана прежде всего с отсутствием со стороны центрального государственного органа (органов) функции мониторинга и контроля за результаты развития местного самоуправления. Так, Министерство национальной экономики формирует государственную политику и осуществляет межотраслевую координацию, министерство финансов ответственно за планирование и исполнение бюджета, управления коммунальным имуществом.
Отсутствие контроля привело к тому, что только в 5 областях (Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской, Северо-Казахстанской) были своевременно приняты Регламенты собрания местного сообщества.
Без Регламента невозможно сформировать легитимные составы участников собрания местного сообщества. Только они имеют право утверждать "Программу развития" и согласовывать бюджеты сельского округа.
Следовательно, информация местных исполнительных органов об утверждении программ развития и согласование бюджетов во всех сельских округах с населением свыше 2 тысячи человек не корректна, а программы развития и бюджеты сельских округов в 9 областях не легитимны, т.к. не были своевременно утверждены соответствующие Регламенты. При этом бюджетные средства уже выделены и расходуются.
Также отсутствие должной методологической помощи, организации обучения и консультаций специалистов на местах привело к тому, что программы развития сельских округов были утверждены в произвольной форме и сейчас находятся на стадии переутверждения. Получается, что бюджетные средства выделяются и расходуются, а программы все еще не утверждены.
В связи с этим, считаем необходимым:
- правительству усилить контроль и ответственность должностных лиц за соблюдением норм Закона "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", еще раз критически проанализировать информацию, представляемую местными исполнительными органами, выявить причины допущенных упущений и принять все меры для недопущения их впредь;
- закрепить за Министерством национальной экономки функции по мониторингу и контролю за развитием системы местного самоуправления для недопущения системных ошибок на первом этапе становления новых органов местных сообществ.
Также, просим представить информацию о ходе выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции развития местного самоуправления, которую государственные органы должны были направить в Правительство к 1 февраля 2018 года.

C уважением,
Д. НАЗАРБАЕВА
С. ДЖАКСЫБЕКОВ
М. КУЛ-МУХАММЕД
Т. МУСАБАЕВ
Н. НУРСИПАТОВ

---

Депутатский запрос Плотникова С.В.

Премьер-Министру
Республики Казахстан
САГИНТАЕВУ Б.А.

Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Поводом моего депутатского запроса послужили обращения граждан и руководителей местных исполнительных органов относительно резкого увеличения количества краж металлосодержащих изделий, в том числе коммунального и жилищного назначения.
Так, злоумышленники воруют канализационные люки, установленные на колодцах подземных инженерных коммуникационных сетей, пандусы для инвалидов, входные парадные двери и т.д., что негативно влияет на производственную деятельность коммунальных предприятий, а также является реальной угрозой для жизни и здоровья граждан.
Усиливают социальную напряженность участившиеся случаи вандализма на кладбищах, где похищают чугунные и металлические оградки, разрушают памятники и надгробья.
Согласно Закона Республики Казахстан от 29 марта 2016 года №479-V из лицензируемых видов деятельности исключена деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации юридическими лицами лома и отходов цветных и черных металлов.В то же время такая деятельность теперь носит обязательный уведомительный характер.
Оптимизируя контрольные и надзорные функции необходимо соблюдать баланс между интересами предпринимателей и функциями государства, не ущемляя интересы граждан.
Учитывая сложившуюся ситуацию, прошу Вас принять комплекс мер по упорядочению предпринимательской деятельности субъектов занимающихся приемом лома и отходов цветных и черных металлов и сохранности имущества.

Депутат
ПЛОТНИКОВ С.В.

---

Доклад Министра финансов Султанова Б.Т. о внесении изменений и дополнений в ЗРК "О республиканском бюджете на 2018-2020 годы" на пленарное заседание в Сенате Парламента Республики Казахстан
г.Астана , Сенат Парламента, 26 апреля 2018 г.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Уважаемые депутаты!
На ваше рассмотрение представлен законопроект об уточнении республиканского бюджета на 2018 год.
Основными приоритетами законопроекта являются развитие человеческого капитала и экономическое развитие в рамках реализации Посланий Главы государств и 5 социальных инициатив Президента.
На заседаниях Комитетов, законопроект был подробно рассмотрен и по отдельным направлениям вами подняты конкретные вопросы, которые проработаны с отраслевыми министерствами. Они будут учтены при подготовке проекта постановления о реализации закона и формировании проекта бюджета на следующий трехлетний период.
Теперь разрешите коротко напомнить об основных параметрах уточнения бюджета.
В целях финансового обеспечения новых мероприятий, основанных на фискальных приоритетах определены три источника финансирования:
1. дополнительные поступления в доходную часть бюджета в результате корректировки макроэкономического прогноза в объеме 181,4 млрд. тенге;
2. привлечение остатков прошлого года в объеме 125 млрд. тенге;
3. выпуск долговых ценных бумаг на сумму 118,5 млрд. тенге.
***
Доходы бюджета учитывают планы по реализации проекта "Повышение собираемости налогов". Созданный при Министерстве финансов проектный офис разработал комплекс инструментов и механизмов повышения уровня собираемости налоговых и таможенных платежей с 15,2% к ВВП в 2016 году до 25% к ВВП в 2025 году.
Упор в этой работе будет делаться на внедрение информационных технологий. К примеру, вместе с информационной системой АСТАНА-1 внедряемой с прошлого года, в августе 2018 года мы планируем представить прототип новой системы администрирования НДС по технологии блокчейн. Это позволит искоренить серые схемы, автоматизирует возврат НДС экспортерам, начинающим бизнесменам, а также существенно сократит издержки по отчетности.
В целом, при планировании проекта 3-х летнего бюджета мы закладывали прогнозы по сбору доходов с опережением на 0,3% к ВВП. Поэтому текущее уточнение учитывает лишь переход от прогнозного реального роста экономики с 3,1% до 3,8% и изменения ценовых порогов по нефти с 45 до 55 долларов за баррель.
***
В целом, расходы республиканского бюджета вырастут на 417 млрд. тенге от скорректированного бюджета или на 425 млрд. тенге от утвержденного бюджета.
Данные средства распределены по 3 основным направлениям.
1. 293 млрд. тенге предлагается направить на реализацию посланий Главы государства "Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность" и "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции".
2. 25,1 млрд. тенге на реализацию 5 социальных инициатив Президента.
3. 98,9 млрд. тенге на реализацию ранее принятых обязательств.
Вместе с тем, разрешите кратко осветить влияние увеличения расходов на основные направления республиканского бюджета в целом.
Так, расходы социального сектора в результате уточнения составят 4 254 млрд. тенге, с ростом на 139,7 млрд. тенге.
Основное увеличение расходов в сумме 112,4 млрд. тенге произошло по Министерству образования и науки в связи с введением новых доплат учителям, развитием Назарбаев Университета и увеличением объема государственного заказа по техническим специальностям.
Социальный сектор, как и прежде, занимает значительную долю в бюджете – 44,1% от всего объема расходов.
Расходы реального сектора экономики в результате уточнения бюджета составят 1 539 млрд. тенге, с ростом на 175,4 млрд. тенге.
За счет данных средств будет продолжена реализация программы "Нурлы Жер", будут приняты меры по развитию местной сети дорог и питьевого водоснабжения.
В результате уточнения бюджета объем средств, направляемых на обеспечение водой сельских населенных пунктов составит 100 млрд. тенге, как это было поручено Главой государства. В данном объеме обязательства регионов составляют 17 млрд. тенге.
Также, важная роль при уточнении отводится развитию агропромышленного комплекса и аграрной науки, куда дополнительно предлагается направить 15,6 млрд. тенге.
Расходы силового блока в проекте уточненного бюджета составляют 1 191,8 млрд. тенге, с ростом на 97,7 млрд. тенге.
Данный рост в основном связан с реализацией проекта по кибербезопасности и выделением средств на обеспечение жилищных выплат военнослужащим, в соответствии с новым механизмом.
***
Уважаемые сенаторы!
Также необходимо отметить, что значительная доля дополнительных расходов будет передана в регионы целевыми трансфертами.
В целом это порядка 200 млрд. тенге, из которых 98,4 млрд. тенге трансферты на развитие.
А с учетом субвенций в 2018 году регионам будет выделено 2,3 трлн. тенге или 24% от всех расходов бюджета.
В последние годы, несмотря на еще высокую зависимость регионов от центра проведена работа по сбалансированному развитию регионов.
Так, по итогам прошлого года перевыполнение планов по доходам к утвержденным параметрам при расчете трансфертов общего характера составило 265,8 млрд. тенге или 168,1 млрд. тенге без учета Астаны и Алматы, из которых в виде остатков не использовано на начало года 83,4 млрд. тенге.
***
Уважаемые депутаты!
В результате уточнения бюджета, его социальная направленность сохранена, а поддержка реального сектора экономики усилена.
Национальный фонд обеспечивает защиту бюджета от резких колебаний цены на нефть. Так, в случае ее роста, выше установленного прогноза, основные объемы перевыполнения доходов поступят в Национальный фонд.
Поэтому на сегодня основная задача - обеспечить эффективное и своевременное освоение средств. Вся необходимая подготовительная работа для этого ведется.
В заключение моего выступления, хотелось бы выразить Вам благодарность за проведенную совместную конструктивную работу по рассмотрению законопроекта.
Прошу поддержать проект Закона.
Спасибо за внимание!

---

Данияр Акишев - Одним из ключевых факторов обеспечения стабильного развития экономики является координация денежно-кредитной и фискальной политик государства
nationalbank.kz, 26 апреля

Одним из ключевых факторов обеспечения стабильного развития экономики является координация денежно-кредитной и фискальной политик государства. Об этом сегодня рассказал Председатель Национального Банка Казахстана Данияр Акишев, выступая с докладом на заседании Сената Парламента РК по рассмотрению проекта Закона "О внесении изменений в Закон РК "О республиканском бюджете на 2018-2020 годы".
Он отметил, что уточненные прогнозы развития экономики страны, которые легли в основу рассматриваемого проекта Закона, были совместно согласованы Национальным Банком и Правительством, а также проинформировал о текущих актуальных аспектах денежно-кредитной политики Национального Банка.
"Национальный Банк продолжает проведение политики инфляционного таргетирования и следование режиму свободного плавающего обменного курса тенге. Основным приоритетом Национального Банка остается обеспечение стабильности цен. Меры Национального Банка направлены на поддержание годовой инфляции в рамках установленного коридора", - прокомментировал Д.Акишев.
Он рассказал, что инфляция в марте текущего года в годовом выражении составила 6,6%, что соответствует установленному на 2018 год коридору в 5-7%. За 1 квартал она составила 1,8%, что ниже уровня аналогичного периода предыдущего года.
"Инфляционные ожидания населения снижаются. Оценка результатов опроса населения показала понижение ожидаемой на год вперед инфляции с 7,1% в декабре 2017 года до 5,8% в марте 2018 года. Благоприятные тенденции и прогнозы на среднесрочную перспективу способствовали смягчению денежно-кредитной политики", - сказал глава Национального Банка.
Д.Акишев напомнил, что 16 апреля базовая ставка была снижена до однозначного значения 9,25%. Это уже третье снижение базовой ставки в текущем году.
"Данные по кредитному и депозитному рынкам за 1 квартал свидетельствуют о продолжении позитивных тенденций. За январь-март 2018 года объем выданных кредитов банков экономике увеличился на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 2,7 трлн. тенге. На конец марта 2018 года объем кредитов экономике составил 12,6 трлн. тенге. Кредиты в национальной валюте составили 9,4 трлн. тенге", - резюмировал Д.Акишев.
Глава Национального Банка рассказал, что на депозитном рынке продолжаются процессы дедолларизации. Объем депозитов составил 16,8 трлн. тенге. Депозиты в
национальной валюте достигли 9,4 трлн. тенге. Рост с начала года на 2,9%. В иностранной валюте – 7,4 трлн. тенге. Снижение на 11,4%. Удельный вес депозитов в иностранной валюте в марте 2018 года снизился до 44%. Два года назад долларизация составляла 70%.
"С начала 2018 года ситуация на валютном рынке остается стабильной. Конъюнктура на внешних сырьевых рынках складывается благоприятно, цена на нефть превышает уровень в 70 долларов США за баррель. Курс тенге по состоянию на 25 апреля составил 326,28 тенге к доллару США, укрепившись с начала года на 1,8%", - сказал Д.Акишев.
В заключение своего выступления глава Национального Банка отметил, что меры, необходимые для обеспечения стабильности цен, предпринимаются Национальным Банком в полном объеме. Стабильность цен является одним из основополагающих факторов долгосрочного устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 30.04.2018
Закон Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года №147-VІ ЗРК 30.04.2018
Бюро Мажилиса определило повестку предстоящего пленарного заседания 30.04.2018
В Астане состоялось промежуточное заседание Совета иностранных инвесторов при Президенте РК 30.04.2018
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2018 года №206 30.04.2018
Первый Вице-Премьер Аскар Мамин посетил с рабочей поездкой Таджикистан 30.04.2018
Казахстан-Китай: сотрудничество будет продолжено 30.04.2018
На заседании Счетного комитета рассмотрены итоги внешнего аудита (контроля) исполнения бюджета Евразийского экономического союза в 2016-2017 годах и его формирования на 2018 год (последующий, текущий и предварительный аудит) 30.04.2018
Малик Мурзалин выступил спикером на диалоговой платформе "Development Day" 30.04.2018
На конференции в Астане обсуждены меры по превенции пыток 30.04.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.10.20 Четверг
86. ТАУКЕНОВ Касым
81. ЧАЙЖУНУСОВ Маркен
79. НЕФЕДОВ Петр
79. ХАСАНОВ Марат
76. АУАНОВ Мырзахмет
74. ЖУБАСОВА Нелля
73. СИРАЖЕВ Нурлан
68. КОЖАМКУЛОВ Болаткан
67. ПАЗЫЛОВ Наби
61. ЖУМАГУЛОВ Мерген
61. ПШЕМБАЕВ Мейрам
61. ТУРГЫМБЕКОВ Ауельхан
60. ЖАБАГИЕВ Кожахан
60. КИМ Владимир
60. КУАНЫШЕВ Дулат
...>>>
30.10.20 Пятница
73. ЖАНПЕИС Елеусиз
73. КАЛИЕВА Райхан
72. КАСЫМОВ Серкумар
70. КНЯЗОВ Нуртай
69. АХАНОВ Серик
68. ЕРГАЛИЕВ Жабал
67. КУЛЬНАЗАРОВ Сергей
63. КУАНЫШЕВ Бакытжан
58. КОЖКЕНОВ Серик
56. ЖАКАНОВ Жанат
48. МАНДИЕВ Ержан
45. ИДРИСОВ Аскар
44. ДОСЖАНОВ Аманкельди
43. ЖАЙЛАУБАЕВА Асия
40. ТУМАБАЕВ Куат
...>>>
31.10.20 Суббота
83. ШУТКИН Степан
82. АНДРИАСЯН Рубен
72. БЕКМЕТОВ Евгений
71. ТАЛАЕВ Жаксыбай
70. ЛОГУТОВ Николай
66. МАТАЕВ Сейтказы
61. РЫСБАЕВ Василий
58. ВОКУРКА Ульф
58. КАРЫМСАКОВ Бейбит
57. ШАЛДАНБАЕВ Серик
50. АМАНГАЛИЕВ Акылбек
50. ИОНЕНКО Виктор
50. САТКАЛИЕВ Алмасадам
49. МУРЗАЛИН Малик
47. КАМАЛОВ Кайрат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz