Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия".
Премьер-Министр Республики Казахстан Б. Сагинтаев
Проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Об охpане и использовании объектов истоpико-культуpного наследия
Настоящий Закон определяет цели, задачи и правовые основы в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия. Глава 1. Общие положения Статья 1. Законодательство Республики Казахстан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия Законодательство Республики Казахстан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона 1. Основной целью настоящего Закона является создание основ и принципов государственного регулирования общественных отношений и деятельности в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия. 2. Основными задачами настоящего Закона являются: 1) развитие системы государственной охраны и использования объектов историко-культурного наследия; 2) установление принципов и порядка выявления, учета, изучения, сохранения, использования и мониторинга объектов историко-культурного наследия; 3) регламентация государственного контроля в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия; 4) установление компетенции государственных органов в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия; 5) регламентация прав и обязанностей физических и юридических лиц в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия; 6) содействие международному сотрудничеству в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия; 7) обеспечение защиты от уничтожения, вандализма, фальсификации, мистификации, искажения, незаконных перемещений и изменений объектов историко-культурного наследия; 8) возрождение и сохранение объектов историко-культурного наследия путем проведения археологических и научно-реставрационных работ; 9) установление мер ответственности за нанесение ущерба объектам историко-культурного наследия. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) ансамбли и комплексы – группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, локализуемые на исторически сложившихся территориях; 2) памятники археологии – стоянки, городища, остатки древних построек, поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, могильники, курганы, некрополи, мегалитические сооружения, каменные изваяния, петроглифы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов и иные места, имеющие следы жизни и деятельности человека; 3) предварительный список всемирного культурного наследия Республики Казахстан – памятники истории и культуры, определяемые для включения в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО; 4) памятники градостроительства и архитектуры – архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты; 5) охранное обязательство – документ, фиксирующий состояние памятника истории и культуры на момент оформления данного документа и условия содержания памятника истории и культуры собственником или пользователем; 6) мемориальная доска – плита из мрамора, гранита, металла или других материалов, содержащая информацию о выдающейся личности и знаменательном событии, устанавливаемая на фасадах зданий и сооружений; 7) сооружения монументального искусства – произведения монументального искусства (памятники, стелы, бюсты), устанавливаемые для увековечивания памяти о выдающихся личностях, значимых исторических событиях; 8) сакральные объекты – исторические и памятные места, рукотворные и природные культовые объекты, исторические ландшафты, сооружения, связанные с историческими событиями и личностями, а также религиозными убеждениями и духовными ценностями народа; 9) памятники истории и культуры – объекты историко-культурного наследия, включенные Государственный список памятников истории и культуры; 10) археологические работы на памятниках истории и культуры – проведение археологических работ и исследований путем раскопок, разведок и экспертиз памятников археологии; 11) научно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры – научно-исследовательские, проектные и производственные работы, осуществляемые в целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры; 12) Государственный список памятников истории и культуры – перечень объектов историко-культурного наследия, признанных памятниками истории и культуры, с указанием их вида, категории и координат; 13) пользователь памятника истории и культуры – физическое или юридическое лицо, которому в соответствии с настоящим Законом предоставлено право пользования памятником истории и культуры на основании договора с его собственником; 14) объекты историко-культурного наследия – совокупность недвижимых объектов историко-культурного наследия со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, прикладного искусства, науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникших в результате исторических процессов и событий, представляющих собой интерес с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры; 15) список предварительного учета объектов историко-культурного наследия – список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, подлежащих изучению и определению соответствующего вида и статуса (далее – список предварительного учета); 16) охрана и использование объектов историко-культурного наследия – комплекс мер, направленных на сохранение, изучение, управление и популяризацию объектов историко-культурного наследия; 17) уполномоченный орган по охране и использованию объектов историко-культурного наследия (далее - уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия; 18) местный исполнительный орган по охране и использованию объектов историко-культурного наследия – управление области, города республиканского значения, столицы, отдел района (городов областного значения), уполномоченный на регулирование сферы культуры; 19) историко-культурная экспертиза - заключение, включающее в себя совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий, направленных на установление историко-культурной значимости и степени сохранности объекта историко-культурного наследия; 20) историко-архитектурный опорный план – документ, фиксирующий территорию и месторасположение памятника истории и культуры в соответствующей местности; 21) Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО – перечень объектов всемирного культурного и природного наследия, формируемый на основании решения Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Статья 4. Объекты историко-культурного наследия К объектам историко-культурного наследия относятся: 1) объекты археологии; 2) объекты градостроительства и архитектуры; 3) ансамбли и комплексы; 4) сакральные объекты; 5) сооружения монументального искусства; 6) мемориальные доски. Статья 5. Памятники истории и культуры 1. Памятники истории и культуры подразделяются на: 1) памятники археологии; 2) памятники градостроительства и архитектуры; 3) ансамбли и комплексы; 4) сакральные объекты; 5) сооружения монументального искусства. 2. Объекты историко-культурного наследия приобретают статус памятников истории и культуры с момента признания их таковыми в порядке, установленном настоящим Законом. Признание объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры закрепляется внесением их в Государственный список памятников истории и культуры республиканского или местного значения, а также Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. 3. Памятники истории и культуры в Республике Казахстан подлежат обязательной защите и сохранению в порядке, предусмотренном настоящим Законом, обладают особым правовым режимом их использования, изменения права собственности на них и лишения их статуса. Лишение памятника истории и культуры его статуса и исключение из Государственного списка памятников истории и культуры допускаются лишь в случае полной физической утраты объекта и (или) утраты историко-культурного значения. 4. Выявленные объекты историко-культурного наследия включаются в список предварительного учета местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) по ходатайству соответствующего местного исполнительного органа по охране и использованию объектов историко-культурного наследия и до принятия окончательного решения об их статусе подлежат охране наравне с памятниками истории и культуры в соответствии с настоящим Законом. Окончательное решение о признании объектов историко-культурного наследия, включенных в список предварительного учета объектов историко-культурного наследия, либо исключении их из списка предварительного учета должно быть принято в течение трех лет с момента включения их в список предварительного учета на основании соответствующего заключения историко-культурной экспертизы. Срок, указанный в части второй настоящего пункта, может быть продлен местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района (городов областного значения) по ходатайству соответствующего местного исполнительного органа по охране и использованию объектов историко-культурного наследия сроком не более чем на два года. 5. На объекты историко-культурного наследия, которым придан статус памятника истории и культуры, местный исполнительный орган по охране и использованию объектов историко-культурного наследия оформляет паспорт памятника истории и культуры в порядке и по форме, установленным уполномоченным органом. При получении новых сведений о памятнике истории и культуры к паспорту памятника истории и культуры прилагается приложение с новыми сведениями. 6. Охрана и использование памятников истории и культуры включают систему мер, направленных на: 1) выявление, учет, сохранность, исследование, пропаганду и мониторинг объектов историко-культурного наследия; 2) закрепление за объектами историко-культурного наследия статуса памятников истории и культуры; 3) обеспечение защиты от уничтожения, вандализма, фальсификации, мистификации, искажения, незаконных перемещений и изменений, изъятия из исторического контекста; 4) возрождение и сохранение путем проведения археологических и научно-реставрационных работ; 5) содержание в соответствии с нормами, обеспечивающими их сохранность; 6) использование в процессе возрождения этнокультурной среды, а также в научных, образовательных и туристских целях. Статья 6. Категории памятников истории и культуры 1. Объектам историко-культурного наследия в зависимости от принятого решения соответствующими органами с учетом их исторической, культурной, научной, архитектурной, художественной и мемориальной ценностей присваивается статус памятников истории и культуры по следующим категориям: 1) памятники истории и культуры международного значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, включенные в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО; 2) памятники истории и культуры республиканского значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеющие особое национальное значение для истории и культуры Республики Казахстан; 3) памятники истории и культуры местного значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеющие особое значение для истории и культуры соответствующего региона. 2. Для подготовки заключения о признании объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры, а также лишении их статуса уполномоченным органом создается специальная комиссия, в состав которой входят ученые, специалисты, деятели культуры и искусства, представители творческих союзов и иных общественных объединений. Статья 7. Участие физических и юридических лиц в осуществлении мероприятий по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Физические и юридические лица участвуют в пропаганде и популяризации памятников истории и культуры, содействуют местным исполнительным органам областей, города республиканского значения, столицы в осуществлении мероприятий по защите, сохранению и использованию объектов историко-культурного наследия. Физические и юридические лица вправе проявлять заботу над объектами историко-культурного наследия в целях обеспечения их сохранности. Глава 2. Государственное управление в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия Статья 8. Компетенция Республики Казахстан в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия Республика Казахстан в лице соответствующих государственных органов обеспечивает защиту, сохранение и использование памятников истории и культуры. В соответствии с международными договорами охране и использованию подлежат также памятники истории и культуры являющиеся: 1) собственностью Республики Казахстан, но расположенные на территориях других государств; 2) собственностью других государств, но расположенные на территории Республики Казахстан; 3) собственностью других государств, расположенные на их территориях, но исторически связанные с Республикой Казахстан. Республика Казахстан принимает меры по выявлению, организации учета, сохранению, изучению и возвращению на историческую родину объектов историко-культурного наследия, находящихся за ее пределами и признанных историко-культурным достоянием народа Казахстана. Статья 9. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает основные направления государственной политики в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия; 2) разрабатывает и утверждает положение о Национальном пантеоне; 3) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. Статья 10. Компетенция уполномоченного органа Уполномоченный орган: 1) реализует государственную политику в области охраны и использования памятников истории и культуры; 2) осуществляет государственный контроль за проведением археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры республиканского и международного значения; 3) осуществляет государственный контроль за использованием и порядком содержания памятников истории и культуры республиканского и международного значения; 4) осуществляет лицензирование деятельности по осуществлению археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях; 5) осуществляет мониторинг состояния памятников истории и культуры республиканского и международного значения и обеспечивает их сохранность; 6) устанавливает ставки арендной платы за использование объектов историко-культурного наследия, находящихся в государственной собственности; 7) утверждает Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения; 8) лишает памятник истории и культуры республиканского значения его статуса и исключает его из Государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения в соответствии с настоящим Законом; 9) согласовывает Государственный список памятников истории и культуры местного значения; 10) согласовывает градостроительные проекты, проекты хозяйственной, научно-реставрационной и иной деятельности на территориях памятников истории и культуры республиканского и международного значения, и их охранных зон; 11) создает комиссию по установлению сооружений монументального искусства и утверждает положение о ней; 12) разрабатывает и утверждает порядок представления перечня памятников истории и культуры, предлагаемых для включения в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО; 13) разрабатывает и утверждает правила выявления, учета, придания и лишения статуса, изменения, перемещения, мониторинга состояния и изменения категории памятников истории и культуры; 14) разрабатывает и утверждает правила предоставления в пользование и доступа к памятникам истории и культуры; 15) разрабатывает и утверждает правила выдачи охранных обязательств на памятники истории и культуры; 16) разрабатывает и утверждает правила определения и режим использования земель в охранных зонах, зонах регулирования застройки и зонах охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры; 17) разрабатывает и утверждает правила и условия проведения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры; 18) разрабатывает и утверждает правила и условия проведения археологических работ на памятниках истории и культуры; 19) разрабатывает и утверждает правила установления сооружений монументального искусства; 20) разрабатывает и утверждает правила установления мемориальных досок; 21) разрабатывает и утверждает нормативы расценок выполнения научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры; 22) разрабатывает и утверждает квалификационные требования и условия, предъявляемые при лицензировании деятельности по осуществлению археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры; 23) разрабатывает и утверждает правила проведения историко-культурной экспертизы; 24) обеспечивает соблюдение требований законодательства Республики Казахстан в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия; 25) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. Статья 11. Компетенция местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) 1. Местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы: 1) обеспечивают выявление, учет, сохранение, изучение, использование и мониторинг состояния объектов историко-культурного наследия; 2) обеспечивают проведение научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры; 3) предусматривают мероприятия по организации учета, сохранения, изучения, научно-реставрационных и археологических работ на памятниках истории и культуры местного значения в планах экономического и социального развития соответствующих территорий; 4) принимают решение о предоставлении в пользование памятников истории и культуры местного значения, являющихся государственной собственностью; 5) по согласованию с уполномоченным органом при разработке и утверждении градостроительных проектов обеспечивают выполнение мероприятий по выявлению, изучению, сохранению памятников истории и культуры всех категорий, составление историко-архитектурных опорных планов и карт-схем; 6) ведут работу по внесению в генеральные планы соответствующих населенных пунктов историко-архитектурных опорных планов памятников истории и культуры; 7) оформляют охранные обязательства на памятники истории и культуры и контролируют их выполнение собственниками и пользователями; 8) создают комиссии по охране памятников истории и культуры; 9) ведут работу по установлению сооружений монументального искусства; 10) ведут работу по установлению мемориальных досок; 11) рассматривают и согласовывают научно-проектную документацию на все виды археологических и научно-реставрационных работ, планируемых на памятниках истории и культуры местного значения; 12) осуществляют государственный контроль за использованием и порядком содержания, а также проведением археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры местного значения на соответствующих территориях; 13) по согласованию с уполномоченным органом признают объекты историко-культурного наследия памятниками истории и культуры местного значения и включают их в Государственный список памятников истории и культуры местного значения на основании заключения историко-культурной экспертизы; 14) лишают памятник истории и культуры местного значения его статуса и исключают его из Государственного списка памятников истории и культуры местного значения на основании заключения историко-культурной экспертизы по согласованию с уполномоченным органом; 15) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан. 2. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения) на своей территории: 1) содействуют организации шефства физических и юридических лиц над памятниками истории и культуры; 2) привлекают общественность к проведению мероприятий по сохранению и пропаганде памятников истории и культуры; 3) обеспечивают соблюдение законодательства Республики Казахстан об охране и использовании объектов историко-культурного наследия; 4) информируют местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы или уполномоченный орган в пределах их компетенции об устранении порчи, угрозы разрушения памятников истории и культуры; 5) вносят предложения о включении объектов историко-культурного наследия в Государственный список памятников истории и культуры местного значения; 6) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан. Статья 12. Лицензирование деятельности по осуществлению археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры 1. Деятельность по осуществлению археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях. 2. Заявители, подавшие заявление на получение лицензии на осуществление археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, и лицензиаты, осуществляющие данные виды деятельности, должны иметь в своем составе не менее одного научного работника с высшим образованием по соответствующей специальности со стажем работы не менее пяти лет и ученой степенью в данной области. Научный работник, работающий в организации, имеющей лицензию на осуществление археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, не может быть заявлен другой организацией в процессе подачи заявления для получения лицензии на указанные виды работ. 3. Лицензирование работ по осуществлению археологических и (или) научно-реставрационных работ осуществляется уполномоченным органом. Статья 13. Государственный контроль 1. Целью государственного контроля в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия является обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия. 2. Государственный контроль в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия, осуществляемый уполномоченным органом, включает в себя контроль за: 1) состоянием использования и порядком содержания памятников истории и культуры республиканского и международного значения; 2) установлением сооружений монументального искусства; 3) проведение археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры республиканского и международного значения. 3. Государственный контроль в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия, осуществляемый местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы, включает в себя: 1) государственный контроль за состоянием использования и порядком содержания памятников истории и культуры местного значения; 2) государственный контроль за проведением археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры местного значения. 4. Государственный контроль в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия осуществляется уполномоченным органом, местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы в форме проверок и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Глава 3. Особенности осуществления права собственности на объекты историко-культурного наследия Статья 14. Регулирование отношений собственности Отношения собственности на памятники истории и культуры регулируются Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан. Особенности осуществления права собственности на памятники истории и культуры устанавливаются настоящим Законом. Статья 15. Объекты права собственности Объектами права собственности на памятники истории и культуры являются объекты историко-культурного наследия, признанные памятниками истории и культуры в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 16. Субъекты права собственности Субъектами права собственности на объекты историко-культурного наследия являются Республика Казахстан, физические и юридические лица. Статья 17. Государственная собственность на памятники истории и культуры Памятники истории и культуры, находящиеся на территории Республики Казахстан и не принадлежащие другим субъектам, являются собственностью Республики Казахстан. Республика Казахстан может приобретать права собственности на памятники истории и культуры, составляющие историко-культурное наследие казахского и других народов, проживающих в Республике Казахстан, имеющие историко-культурную ценность, по договорам с их собственниками. От имени Республики Казахстан полномочия собственника на памятники республиканского и международного значения осуществляют уполномоченный орган, а на памятники истории и культуры местного значения - местные исполнительные органы по охране и использованию объектов историко-культурного наследия областей, города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения). Статья 18. Права субъектов собственности Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения памятниками истории и культуры как объектами собственности, за исключением прав их самостоятельного уничтожения. Гражданин, имеющий в собственности памятник истории и культуры, вправе требовать неразглашения его содержания или отказывать в доступе для исследований и публичном осмотре на срок до пятидесяти лет, если объект собственности принадлежит ему на правах наследства и по своему происхождению или содержанию связан с личностью завещателя или предками собственника. Собственник имеет право извлечения прибыли (получения дохода) в результате использования и эксплуатации памятников истории и культуры, ограниченное обязательствами по их охране. Статья 19. Обязанности собственников Собственники памятников истории и культуры осуществляют деятельность по их сохранению и обязаны: 1) принимать меры по обеспечению сохранности памятников истории и культуры; 2) уведомлять местные исполнительные органы по охране и использованию объектов историко-культурного наследия о предполагаемых или свершившихся изменениях прав собственности; 3) согласовывать проведение археологических и научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры республиканского и международного значения с уполномоченным органом; 4) обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры в научных, образовательных, культурных и иных целях в порядке и пределах, устанавливаемых специальными договорами с местными исполнительными органами по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. Обязательства собственников и пользователей памятников истории и культуры фиксируются в охранном обязательстве, выдаваемом местным исполнительным органом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. Обязательства, предусмотренные в части первой настоящей статьи, в равной степени относятся и к пользователям памятников истории и культуры. Статья 20. Изъятие бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры 1. В случаях, когда собственник памятников истории и культуры, бесхозяйственно содержит эти памятники, что грозит утратой ими своего значения, такие памятники по вступившему в законную силу решению суда изымаются у собственника государством путем выкупа. Изъятие у собственника памятника истории и культуры, являющегося его жилым домом или жилым помещением, находящимся в частной собственности, не может быть осуществлено без предоставления ему иного жилого помещения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и соответствующей компенсации по договору. 2. При выкупе памятников истории и культуры собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - в судебном порядке. 3. В случае обнаружения при осуществлении государственного контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан за состоянием использования и порядком содержания памятников истории и культуры фактов их бесхозяйственного содержания, соответствующие уполномоченные органы выдают предписание о нарушении обязанности по обеспечению сохранности памятников истории и культуры и устранению таких нарушений в течение указанного в предписании срока: собственнику памятников истории и культуры республиканского и международного значения - уполномоченный орган; собственнику памятников истории и культуры местного значения - местные исполнительные органы по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. 4. В случае неустранения собственником памятников истории и культуры выявленных нарушений, в суд с иском об изъятии памятников истории и культуры у собственника обращаются: в отношении памятников истории и культуры республиканского и международного значения - уполномоченный орган; в отношении памятников истории и культуры местного значения - местные исполнительные органы по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. 5. В случае изъятия государством по решению суда памятников истории и культуры, они поступают в государственную собственность в соответствии с законодательством о государственном имуществе. Статья 21. Преимущества при приобретении права собственности на памятник истории и культуры Собственники частей памятника истории и культуры, находящегося в общей долевой собственности, имеют преимущественное право приобретения в собственность других частей этого памятника истории и культуры. Преимущественное право приобретения других частей памятника истории и культуры, предусмотренное в части первой настоящей статьи, распространяется и на случаи, когда собственность покупателя не имеет статус памятника истории и культуры. При публичной продаже памятника истории и культуры государство имеет право преимущественного приобретения по рыночной (аукционной) цене, за исключением случаев, оговоренных в частях первой и второй настоящей статьи. Глава 4. Государственный учет объектов историко-культурного наследия Статья 22. Государственный учет объектов историко-культурного наследия Объекты историко-культурного наследия независимо от форм собственности подлежат учету в установленном порядке. Памятники истории и культуры в Республике Казахстан подлежат обязательной защите и сохранению в порядке, предусмотренном настоящим Законом, обладают особым правовым режимом их использования, изменения права собственности на них и лишения их статуса. Статья 23. Охрана и использование объектов историко-культурного наследия Объекты историко-культурного наследия используются в целях возрождения и развития духовных и культурных традиций народа Казахстана, а также в научных, образовательных, туристских, информационных и воспитательных целях. Режим использования объектов историко-культурного наследия городов и других населенных пунктов определяется в проектах их зон охраны, утверждаемых местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы, в соответствии с правилами охраны и использования памятников истории и культуры. Статья 24. Порядок утверждения списков памятников истории и культуры 1. Списки памятников истории и культуры утверждаются в зависимости от категории статуса памятников истории и культуры в следующем порядке: Список памятников истории и культуры международного значения утверждается в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия; Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения утверждается уполномоченным органом; Государственный список памятников истории и культуры местного значения утверждается местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом. 2. Перечень памятников истории и культуры, предлагаемых для включения в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, представляется уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Статья 25. Порядок образования и состав специальной комиссии уполномоченного органа Признание объектов историко-культурного наследия памятниками истории и культуры республиканского значения, лишение их статуса памятника истории и культуры, включение в Государственный список памятников истории и культуры осуществляются на основании заключения специальной комиссии, созданной уполномоченным органом, и заключения историко-культурной экспертизы. В состав специальной комиссии входят ученые, специалисты, деятели культуры и искусства, представители творческих союзов и иных общественных объединений. Глава 5. Порядок использования памятников истории и культуры Статья 26. Использование памятников истории и культуры Памятники истории и культуры используются в целях возрождения и развития духовных и культурных традиций народов Казахстана, а также в научных, образовательных и туристских целях. Режим использования памятников истории и культуры городов и других населенных пунктов определяется в проектах их зон охраны, утверждаемых местными исполнительными органами области, города республиканского значения, столицы. Статья 27. Порядок и условия предоставления памятников истории и культуры в пользование 1. Предоставление в пользование памятников истории и культуры физическим и юридическим лицам осуществляется для научных, образовательных и туристских целей. 2. Памятники истории и культуры местного значения, являющиеся коммунальной собственностью, предоставляются в пользование по решению местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы. Памятники истории и культуры местного значения, являющиеся республиканской собственностью, предоставляются в пользование по решению уполномоченного органа по управлению государственным имуществом по согласованию с уполномоченным органом. Памятники истории и культуры республиканского и международного значения, являющиеся коммунальной собственностью, предоставляются в пользование по решению местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом. Памятники истории и культуры республиканского и международного значения, являющиеся республиканской собственностью, предоставляются в пользование по решению уполномоченного органа по управлению государственным имуществом по согласованию с уполномоченным органом. Статья 28. Лишение права пользования памятником истории и культуры Физические и юридические лица, в пользовании которых находится памятник истории и культуры, лишаются права пользования в соответствии с законами Республики Казахстан в случае нарушения ими обязанности пользования памятником истории и культуры в соответствии с его характером и назначением, в результате чего памятник истории и культуры подвергается угрозе уничтожения или порчи. Статья 29. Обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия, находящихся на землях, предоставленных в собственность и пользование Собственники земельных участков и землепользователи обязаны обеспечить сохранность объектов историко-культурного наследия, находящихся на предоставленных им землях. В случае невыполнения лицами, указанными в части первой настоящей статьи, обязанности по обеспечению сохранности объектов историко-культурного наследия, земельные участки, занимаемые объектами историко-культурного наследия, изымаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Статья 30. Согласование с уполномоченным органом градостроительных проектов Градостроительные проекты, а также карты землепользования, имеющие памятники истории и культуры, подлежат согласованию с уполномоченным органом. Статья 31. Зоны охраны памятников истории и культуры 1. В целях обеспечения охраны памятников истории и культуры каждому памятнику истории и культуры устанавливаются его охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта. 2. Границы охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры утверждаются местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы по представлению местных исполнительных органов по охране и использованию объектов историко-культурного наследия и вносятся в историко-архитектурный опорный план и карту-схему соответствующей местности, где фиксируется расположение памятников истории и культуры. 3. За нарушение режима использования земель в пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта памятников истории и культуры применяются меры административного воздействия на основаниях и в порядке, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. Статья 32. Перемещение и изменение памятника истории и культуры 1. Перемещением и изменением памятника является изменение положения объекта в пространстве, его облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур, интерьера и иных физических характеристик, отраженных в паспорте памятника истории и культуры. 2. Перемещение и изменение памятника истории и культуры запрещаются. Исключение допускается лишь в случаях разрушения более семидесяти процентов памятника истории и культуры либо утраты историко-культурной ценности, либо если его перемещение повлечет улучшение условий его сохранения, по согласованию со специальной комиссией уполномоченного органа на основании заключения историко-культурной экспертизы: 1) решением Правительства Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа на памятники истории и культуры республиканского и международного значения; 2) решением уполномоченного органа по представлению местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы на памятники истории и культуры местного значения. 3. Физические и юридические лица, получившие такое решение, при перемещении или изменении памятника обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а уполномоченный орган обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятника истории и культуры. 4. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет физических и юридических лиц, получивших решение на перемещение или изменение памятника истории и культуры. Статья 33. Обеспечение сохранности объектов историко-культурного наследия при освоении территорий 1. При освоении территорий до отвода земельных участков должны производиться исследовательские работы по выявлению объектов историко-культурного наследия в порядке, определенном уполномоченным органом. В случае обнаружения объектов, имеющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, физические и юридические лица обязаны приостановить дальнейшее ведение работ и в течение трех рабочих дней сообщить об этом уполномоченному органу. 2. При выявлении объектов историко-культурного наследия на стадии освоения земельных участков, они в течение одного месяца с момента сообщения об обнаружении включаются в список предварительного учета местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, района (городов областного значения) по ходатайству соответствующего местного исполнительного органа по охране и использованию объектов историко-культурного наследия и до принятия окончательного решения об их статусе подлежат охране наравне с памятниками истории и культуры в соответствии с настоящим Законом. Окончательное решение о признании объектов историко-культурного наследия, выявленных в ходе освоения земельных участков и включенных в список предварительного учета, памятниками истории и культуры либо исключении их из списка предварительного учета должно быть принято в течение трех месяцев с момента их включения в список предварительного учета на основании соответствующего заключения историко-культурной экспертизы. В случае невыполнения мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте, в установленные сроки, собственник либо землепользователь вправе возобновить освоение земельного участка. При намерениях начать крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы на территориях объектов историко-культурного наследия, включенных в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, уполномоченным органом предварительно по дипломатическим каналам уполномоченного органа в сфере внешнеполитической деятельности направляется уведомление в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года. 3. Запрещается проведение работ, которые могут создавать угрозу существованию объектов историко-культурного наследия. Глава 6. Научно-реставрационная и археологическая работа на памятнике истории и культуры Статья 34. Планирование научно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры 1. Научно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры осуществляются на основе утвержденного уполномоченным органом плана научно-реставрационных работ. Проведение научно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры вне плана не допускается. 2. План научно-реставрационных работ формируется уполномоченным органом на предстоящий календарный год с учетом предложений государственных органов и местных исполнительных органов по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, а также физических и юридических лиц. 3. Государственные органы и местные исполнительные органы по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, а также физические и юридические лица представляют предложения в уполномоченный орган в срок до 1 февраля года, предшествующего планируемому году. 4. Уполномоченный орган обеспечивает формирование предварительного плана научно-реставрационных работ в срок до 1 апреля года, предшествующего планируемому году. Предварительный план научно-реставрационных работ после согласования с заинтересованными государственными органами утверждается уполномоченным органом в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому году. 5. Внесение изменений в утвержденный план научно-реставрационных работ осуществляется уполномоченным органом на основании предложений государственных органов и местных исполнительных органов по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, а также физических и юридических лиц. Статья 35. Научно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры 1. К научно-реставрационным работам на памятнике истории и культуры относятся: 1) научное исследование - комплекс мероприятий, направленных на изучение, оценку качества, степени сохранности и определение объема необходимых работ, осуществляемых по сохранению памятника истории и культуры, в том числе деятельность, осуществляемая в ходе разработки проектно-сметной документации; 2) консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник истории и культуры от дальнейшего разрушения и обеспечивающих закрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника (к консервации относятся и противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника); 3) реставрация - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника истории и культуры путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания, ансамбля, комплекса на основе научно-обоснованных данных; 4) воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника истории и культуры при наличии достаточных научных данных и особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости памятника истории и культуры; 5) ремонт - комплекс мероприятий по поддержанию технического состояния памятника истории и культуры путем проведения периодических работ без изменения его существующего облика; 6) приспособление - комплекс мероприятий, проводимых в целях создания условий для современного использования памятника истории и культуры без нанесения ущерба его исторической, художественной ценности и сохранности. 2. Научно-реставрационные работы на памятнике истории и культуры осуществляются в соответствии с проектом научно-реставрационных работ. 3. Научно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры республиканского и международного значения осуществляются под контролем уполномоченного органа, на памятниках истории и культуры местного значения – под контролем местных исполнительных органов по охране и использованию объектов историко-культурного наследия. 4. Научно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры осуществляются за счет бюджетных средств, привлечения инвестиций, а также средств собственников и пользователей памятников истории и культуры. 5. Научно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры осуществляются физическими и юридическими лицами на основании лицензии на деятельность по осуществлению научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, а также лицензии на строительно-монтажные работы – в случае проведения строительно-монтажных работ. 6. Физические и юридические лица, осуществляющие научно-реставрационные работы, за десять календарных дней до их начала обязаны известить местный исполнительный орган по охране и использованию объектов историко-культурного наследия о начале научно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры местного значения, уполномоченный орган – о начале научно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры республиканского и международного значения. 7. Физические и юридические лица в течение тридцати календарных дней после завершения научно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры направляют отчет, содержащий описание и итоги проведенных научно-реставрационных работ: на памятниках истории и культуры местного значения – в местный исполнительный орган по охране и использованию объектов историко-культурного наследия; на памятниках республиканского и международного значения – в уполномоченный орган. Статья 36. Планирование археологических работ на объектах историко-культурного наследия 1. Археологические работы на объектах историко-культурного наследия осуществляются на основе утвержденного уполномоченным органом плана археологических работ. Проведение археологических работ на объектах историко-культурного наследия вне плана не допускается. 2. План археологических работ формируется уполномоченным органом на предстоящий календарный год с учетом предложений государственных органов и местных исполнительных органов по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, а также физических и юридических лиц. 3. Государственные органы и местные исполнительные органы по охране и использованию объектов историко-культурного наследия, а также физические и юридические лица представляют предложения в уполномоченный орган в срок до 1 февраля года, предшествующего планируемому году. 4. Уполномоченный орган обеспечивает формирование предварительного плана археологических работ в срок до 1 апреля года, предшествующего планируемому году. Предварительный план археологических работ после согласования с заинтересованными государственными органами утверждается уполномоченным органом в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому году. 5. Внесение изменений в утвержденный план археологических работ осуществляется уполномоченным органом на основании предложений государственных органов и местных исполнительных органов, а также физических и юридических лиц. Статья 37. Археологические работы на памятнике истории и культуры 1. Ведение археологических работ на памятнике истории и культуры допускается при наличии лицензии и осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом. Физические и юридические лица, осуществляющие археологические работы на памятнике истории и культуры, за десять календарных дней до их начала обязаны известить местный исполнительный орган по охране и использованию объектов историко-культурного наследия о начале археологических работ на памятнике истории и культуры местного значения, уполномоченный орган – на памятнике истории и культуры республиканского и международного значения. Лицензии на осуществление археологических и (или) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры на территории Республики Казахстан выдаются уполномоченным органом по согласованию с местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы. 2. Все материалы и находки, полученные физическими и юридическими лицами Республики Казахстан и других государств в результате археологических исследований на территории Казахстана, передаются в государственные музеи Республики Казахстан после научной фиксации и обработки. 3. Физические и юридические лица Республики Казахстан и других государств, занимающиеся археологическими исследованиями на территории Казахстана, в течение тридцати календарных дней после завершения археологических работ на памятнике истории и культуры направляют в уполномоченный орган следующие документы на бумажном и электронном носителях: 1) письмо с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) физического лица/наименования юридического лица, наименования объекта археологического исследования, источника финансирования археологического исследования; 2) краткий отчет, содержащий цели, задачи и описание проведенных археологических работ; 3) перечень материалов и находок, содержащих информацию о размере, весе, форме, материале изготовления, технике исполнения материалов и находок, с приложением цветных фотографий формата А5 каждого материала и находки. 4. Представленные документы рассматриваются уполномоченным органом в течение шестидесяти календарных дней со дня их поступления. 5. В случае представления документов, не соответствующих пункту 3 настоящей статьи, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней направляет запрос физическим и юридическим лицам о необходимости представления недостающих документов или информации в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса. 6. Для рассмотрения поступивших документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, уполномоченный орган создает постоянно действующую экспертную комиссию (далее – Комиссия). 7. Заседания Комиссии проводятся по мере поступления документов от физических и юридических лиц. 8. По результатам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о передаче материалов и находок в государственный музей республиканского или местного значения с указанием наименования музея. Решение Комиссии носит рекомендательный характер и оформляется протоколом. 9. Уполномоченный орган уведомляет физические и юридические лица и соответствующий государственный музей о необходимости осуществления процедуры приема-передачи материалов и находок согласно принятому решению уполномоченного органа. 10. Физические и юридические лица передают материалы и находки с приложением отчета об их научной фиксации и обработке в государственный музей в течение одного года со дня получения уведомления. 11. Передача материалов и находок физическими и юридическими лицами в государственный музей оформляется актом приема-передачи материалов и находок (далее – акт приема-передачи). Акт приема-передачи составляется в трех экземплярах, каждый на казахском и русском языках, по одному экземпляру для каждой стороны и один экземпляр для уполномоченного органа. Государственный музей в течение пятнадцати календарных дней со дня подписания акта приема-передачи направляет один экземпляр акта приема-передачи в уполномоченный орган. 12. После завершения археологических работ на памятнике истории и культуры физические и юридические лица, проводившие их, обязаны провести работы по консервации объекта, восстановить участки земли и другие природные объекты, нарушенные вследствие проведения археологических работ. Статья 38. Обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к культурным ценностям 1. При обнаружении клада, содержащего вещи, относящиеся к культурным ценностям, они подлежат передаче в собственность Республики Казахстан. Собственник недвижимости, в которой был обнаружен такой клад, и лицо, обнаружившее клад, имеют право в соответствии со статьей 247 Гражданского кодекса Республики Казахстан на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов от стоимости клада в равных долях, если договором между ними не установлено иное. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к культурным ценностям, на земельном участке или в иной недвижимости, которые принадлежат государству, лицо, обнаружившее клад, вправе получить пятьдесят процентов стоимости этого клада. Стоимость клада определяется на основе отчета об оценке имущества в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности. 2. Выплата вознаграждения за обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к культурным ценностям, производится из бюджетных средств в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Республики Казахстан. Глава 7. Историко-культурная экспертиза Статья 39. Цели проведения историко-культурной экспертизы Историко-культурная экспертиза проводится в целях установления историко-культурной значимости и степени сохранности объекта историко-культурного наследия. Историко-культурная экспертиза включает в себя совокупность организационных, аналитических и практических мероприятий. Заключение экспертизы может быть обжаловано в уполномоченном органе либо судебном порядке. Статья 40. Объекты историко-культурной экспертизы Объектами историко-культурной экспертизы являются: земельные участки, подлежащие освоению; материалы, обосновывающие включение объектов историко-культурного наследия в Государственные списки памятников истории и культуры; материалы, обосновывающие исключение объектов историко-культурного наследия из Государственных списков памятников истории и культуры; материалы, обосновывающие включение объектов историко-культурного наследия в предварительный список всемирного культурного наследия Республики Казахстан; материалы, обосновывающие установление или изменение категории объекта историко-культурного наследия. Глава 8. Заключительные положения Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области охраны и использования объектов историко-культурного наследия, выраженном в действии или бездействии, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Физические и юридические лица, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить памятник истории и культуры или его охранную зону, а при невозможности этого – возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан. Статья 42. Порядок введения в действие настоящего Закона 1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 12, который вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., №15, ст. 363; 1995 г., №20, ст. 120; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., №23, ст. 142; 2007 г., №2, ст. 18; №17, ст. 139; 2009 г., №18, ст. 84; 2010 г., №5, ст. 23; 2011 г., №1, ст. 2; №5, ст. 43; №11, ст. 102; №12, ст. 111; 2012 г., №15, ст. 97; 2013 г., №14, ст. 75; 2014 г., №1, ст. 4; №10, ст. 52; №19-І, 19-ІІ, ст. 96; №23, ст. 143; 2015 г., №19-ІІ, ст. 105; №20-ІV, ст. 113; 2016 г., №6, ст. 45; 2017 г., №9, ст. 18).
Президент Республики Казахстан |