NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:04 ast
01:04 msk

"В 2017 году неэффективно было использовано 508 млрд. тенге бюджетных средств"
Выступление Председателя Счетного комитета Натальи Годуновой на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан
18.06.2018 / политика и общество

esep.kz, 15 июня

Уважаемые Касым-Жомарт Кемелевич,
Нурлан Зайруллаевич!
Уважаемые депутаты, члены Правительства!

Заключение Счетного комитета к Отчету Правительства было подготовлено с точки зрения реализации при его исполнении стратегических целей, обозначенных Главой государства, и задач, которые поставлены в государственных и правительственных программах.
Бюджет – это хоть и самый главный, но все-таки только инструмент достижения национальных целей.
Поэтому мы посмотрели, насколько сам бюджет отвечает этим целям и насколько его исполнение способствовало их достижению.
В бюджете нашли отражение все поручения Президента и большинство целей, обозначенных в стратегических документах государства. Хотя, конечно, говорить об эффективном расходовании всех выделенных государственных ресурсов мы пока не можем.
Исполнение бюджета осуществлялось в условиях макроэкономической стабильности.
Обеспечено снижение инфляции и дальнейшая дедолларизация экономики. Важно то, что эти положительные тенденции закрепились и в текущем году.
На фоне этого главной проблемой остается дефицит ресурсов для кредитования экономики. Несмотря на это, Национальный банк продолжает сокращать уровень монетизации.
При этом валовый внешний долг страны находится в допустимых пределах.
Покрытие дефицита бюджета за счет заимствования на внутреннем рынке в 2017 году увеличилось с 18 до 96%.
Сокращается участие государства в экономике.
Обеспечено выполнение всех социальных обязательств.
Значительно снижена недоимка по поступлениям в бюджет.
Повысилось освоение выделенных средств. Конечно, тут еще вопрос за счет чего. Но, тем не менее, положительная динамика все равно есть.
Из числа рекомендаций, данных Счетным комитетом Правительству и госорганам в прошлом году, реализовано 86%. В частности внесены изменения и дополнения в 2 законодательных и 15 подзаконных нормативных правовых актов.
Однако, есть и недостатки, а значит и резервы для повышения эффективности использования государственных ресурсов и выполнения программных документов.
Не буду детализировать свое выступление. Отчет прошел подробное обсуждение в Палатах Парламента. Остановлюсь на основных моментах и предложениях.
Первое. Не в полной мере используется налоговый потенциал страны.
В 2017 году, по оценкам Счетного комитета, предполагаемые потери республиканского бюджета от некачественного администрирования составили 6,5 млрд. тенге.
В структуре доходов республиканского бюджета отмечается устойчивая тенденция сокращения доли налоговых поступлений с 68% в 2013 году до 50% по итогам 2017 года.
Стабильная макроэкономическая ситуация способствовала увеличению поступлений в республиканский бюджет и Национальный фонд. В то же время отмечается рост ненефтяного дефицита, доля которого к ВВП составила 11,2%. Это уже значительно выше показателя сбалансированности бюджета и Нацфонда.
Перевыполнение плана по доходам по-прежнему достигается за счет так называемой "уплаты" в конце года авансовых платежей по налогам в счет будущих периодов. В прошлом году они составили 82 млрд. тенге, которые фактически были изъяты из оборота предприятий.
Что касается недоимки, то она действительно сократилась больше чем на 30 млрд. тенге. Но при этом 55 млрд. тенге составило снижение в результате признания должников банкротами.
И еще. В 2017 году 44% налоговых поступлений республиканского бюджета сформировано за счет крупных налогоплательщиков. Это на 22% больше, чем в 2016 году и связано с сокращением поступлений от других субъектов, тогда как Президент ставит задачу довести поступления в бюджет от малого и среднего бизнеса до 50% к ВВП.
В целях повышения качества налогового администрирования представляется целесообразным дополнить бюджетное законодательство понятием "налоговый разрыв". Оно обозначает разницу между налоговым потенциалом и фактически поступившими налогами.
Это практика многих стран, включая страны ОЭСР. И им удалось существенно сократить размеры налогового разрыва и удерживать его на низком уровне, - в пределах 6%.
Тогда как у нас по итогам прошлого года только по двум бюджетообразующим налогам - КПН и НДС - налоговый разрыв составил порядка 15%. При налоговом разрыве в 6%в бюджет дополнительно поступило бы свыше 340 млрд. тенге.
Второе. При том, что долговая устойчивость остается стабильной, имеют место недостатки в управлении госдолгом.
В прошлом году Президентом было дано поручение "выстроить систему мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора….".
Во исполнение этого поручения в апреле т.г. принято соответствующее решение Правительства.
Однако, далеко не всегда эффективно работают по займам министерства. В настоящее время на стадии реализации находится 13 проектов. Из них по 7 - сложилось большое неосвоение. В общей сумме 1,7 млрд. долларов!
При этом не осуществляется оценка эффективности реализации институциональных проектов на предмет достижения поставленных целей.
Также отмечается рост долга местных исполнительных органов. На 30% за последний год. С одной стороны, это позволяет регионам реализовать важные инфраструктурные и социальные проекты, с другой - здесь тоже нужен четкий контроль.
На наш взгляд, недостатки в управлении долгом во многом обусловлены отсутствием его консолидированного учета. Министерства финансов, национальной экономики и Национальный Банк занимаются им разрозненно, каждое ведомство - в пределах своих функций.
В соответствии с Бюджетным кодексом комплексная оценка долга должна проводиться ежегодно. Однако, она была проведена только один раз в 2014 году.
Возможно целесообразно вменить это в функции одного госоргана?
Третье. О расходной части бюджета.
Плановые параметры республиканского бюджета Правительством исполнены.
Освоение составило 99,8%. Однако, говорить о кардинальном улучшении качества бюджетного планирования пока нельзя.
Несмотря на то, что министерствам была предоставлена возможность самостоятельно перераспределять средства между бюджетными подпрограммами, в течение финансового года постановлениями Правительства было произведено 25 корректировок республиканского бюджета.
В результате практически все выделенные бюджетные средства потрачены. А запланированные индикаторы и показатели результатов государственных, правительственных и бюджетных программ исполнены менее, чем на 70%.
И даже если говорить об этих исполненных, то там тоже есть вопрос, насколько все они правильно спланированы?
Кроме того, по данным всех органов госаудита в 2017 году неэффективно было использовано 508 млрд. тенге бюджетных средств (в 2016 году – 268 млрд. тенге).
Правда сюда входит и возврат средств в бюджет, и остатки средств на контрольных счетах наличности, и выявленные нарушения.
Из общей суммы неэффективного расходования 131 млрд. тенге приходится на финансовые нарушения. Необходимо отметить, что сокращаются нарушения в сфере госзакупок.
На сегодня 86% финансовых нарушений приходится на несоблюдение Правил ведения бухгалтерского учета.
Вроде все вопросы программного обеспечения бухучета давно решены. А сумма нарушений увеличивается. Поэтому целенаправленная работа Минфина по повышению квалификации бухгалтеров позволила бы значительно снизить сумму этих нарушений, далеко не всегда "безобидных".
Четвертое.Это неэффективность значительных объемов средств, направляемых в квазигоссектор.
К примеру, до настоящего времени не решен вопрос возврата в бюджет остатков средств от реализации инвестиционных проектов квазигосударственных компаний. На начало этого года на контрольных счетах наличности числилось 74 млрд. тенге, из них только половина - средства 2017 года.
Наряду с этим, Минфин не располагает информацией о суммах депозитов, размещенных субъектами квазигоссектора в банках.
А доля поступлений дивидендов и отчислений от них в пересчете к полученному доходу ежегодно снижается. До 6% в 2017 году.
При этом рекомендации Счетного комитета о финансировании субъектов квазигоссектора по принципу бюджетирования, ориентированного на результат, по аналогии с министерствами актуальны и сегодня.
Пятое.Не в полной меререализуется функция бюджета по выравниванию условий жизни в регионах.
Различный экономический, а значит и налоговый потенциал регионов очевиден. Но на то и бюджет, чтобы выравнивать эти диспропорции.
Однако, методология определения расходной части местных бюджетов основана на исторически сложившейся базе и не в полной мере учитывает текущее состояние социальной инфраструктуры и возможности роста собственной налогооблагаемой базы.
А отсутствие мотивации акиматов в повышении своего налогового потенциала не способствует развитию дотационных регионов.
В этой связи мы рекомендовали продолжить совершенствование межбюджетных отношений и системы прогнозирования поступлений. Учитывая теперь и четвертый уровень бюджета. Также необходимо пересмотреть методологию выделения субвенций и применения механизма изъятий.
Поскольку доля ресурсов, выделяемых регионам из республиканского бюджета, достигла уже 54% в их бюджетах.
При этом министерства снимают с себя ответственность за реализацию и контроль региональных проектов после передачи им целевых трансфертов. Тем самым происходит перекладывание ответственности за освоение бюджетных средств. В то время как эти средства увязаны с достижением прямых и конечных результатов стратегических планов этих самых министерств, а также государственных и правительственных программ, по которым они являются ответственными исполнителями.
Уважаемые депутаты!
Почему из года в год мы не можем справиться с проблемой неэффективного расходования бюджетных средств? Наверное, потому, что их решение находится не только в плоскости исполнения бюджета и его контроля, но и в плоскости планирования этих расходов, начиная с государственных и правительственных программ.
Поэтому следующее, о чем надо сказать – это то, что сохраняется несбалансированность экономического и бюджетного планирования, которая непозволяет полноценно реализовать принципы бюджета, ориентированного на результат.
Счетным комитетом проведен анализ с каскадированием достижения целевых индикаторов и показателей результатов развития отраслей от Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года вплоть до бюджетных программ. То есть мы посмотрели на исполнение бюджета с точки зрения реализации в нем общенациональных целей, а также задач, обозначенных в государственных, правительственных программах и стратегических планах госорганов.
Оказалось, по пути к бюджету мы теряем даже некоторые стратегические цели.
Было оценено 10 документов системы государственного планирования. Какой результат? 16% целевых индикаторов по ним не достигнуты.Еще 18% индикаторов, по которым еще не наступили сроки, также находятся в зоне риска недостижения.
В программных документах отмечается дублирование 4% целевых индикаторов.
По некоторым секторам экономики и направлениям развития социальной сферы отсутствует преемственность целей и задач. Это касается 20% всех целевых индикаторов.
То есть неэффективность расходования бюджетных средств зачастую закладывается на этапе планирования.
Нередко индикаторы и показатели программ планируются неправильно, часто занижаются. В итоге, мы неверно оцениваем и их исполнение. Это общая проблема для абсолютного большинства госорганов и программ.
Поэтому методики влияния выделенных средств на конечный результат, которые должен разработать каждый госорган, обязательно надо согласовывать с Министерством национальной экономики. Иначе это будет простая формальность.
Также считали бы целесообразным в целях реализации превентивной функции госаудита, проекты программ и стратегических планов согласовывать со Счетным комитетом.
В этой связи сейчас очень важно всем госорганам привести свои программные документы в соответствие с принятым Стратегическим планом развития Республики Казахстан на период до 2025 года. И после этого запретить вносить изменения, а по сути, подгонять значения целевых индикаторов и показателей результатов программ и стратегических планов госорганов.
И поскольку уже идет процесс разработки бюджета на следующий трехлетний период, плановые показатели бюджетных программ должны быть ориентированы на исполнение всей этой вертикали целей и обеспечивать ее ресурсами.
Также полагали бы целесообразным в бюджетном законодательстве закрепить приоритетность стратегического планирования. И соответственно до РБК рассматривать проекты стратегических планов госорганов по каждому мероприятию через призму достижения конкретных результатов. А уже потом выделять средства на их реализацию.

Уважаемые депутаты!
В завершение позвольте поблагодарить вас за пристальное внимание к Заключению Счетного комитета. Все ваши рекомендации и предложения будут учтены в нашей дальнейшей работе.
Надеемся, что вместе с Правительством и Парламентом нам удастся повысить эффективность реализации бюджета и исполнить задачи, поставленные Президентом, в том числе по исполнению 5 социальных инициатив.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график главы государства 29.06.2018
К.Токаев: С целью выполнения масштабных задач, вытекающих из Послания Елбасы и его Пяти социальных инициатив, предусматривающих повышение благосостояния населения, Парламентом приняты 84 закона 29.06.2018
Конституционный Совет рассмотрел обращение Президента Республики на предмет соответствия Закона "О Совете безопасности Республики Казахстан" Основному Закону страны 29.06.2018
28 июня 2018 года состоялось очередное заседание Счетного комитета 29.06.2018
В Алматы еще один земельный участок вернется в собственность государства 29.06.2018
О результатах работы по рассмотрению государственными органами представлений, внесенных в порядке статьи 200УПК РК 29.06.2018
Заседание республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом под председательством Государственного секретаря Г.Абдыкаликовой 29.06.2018
Почему Ротшильды финансируют войны? 29.06.2018
Эдуард Лимонов о мигрантах, национальном эгоизме и нетолерантности в Европе 29.06.2018
Указ Президента Республики Казахстан от 13 июня 2018 года №701 28.06.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz